Подходы к изучения личности в отечественной психологии
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Предмет, задачи, особенности психологии как науки. Психология – это наука о закономерностях формирования, возникновения психики человека и животного. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни, психические явления, характеризуемые качественно и количественно. Задачи психологии: 1) познание истоков и особенностей психики человека, закономерностей ее возникновения, формирования и развития 2) выработка рекомендаций по повышению стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении жизненно важных задач Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Психология представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.
Житейская и научная психология Житейская психология — психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные отличительные характеристики: 1. конкретность, т. е. привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности; 2. интуитивность 3. ограниченность, характеризующаяся слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов; 4. опора на наблюдения и размышления, обозначающая, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению; 5. ограниченность в материалах, свидетельствующая о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.
Научная психология - устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности: 1. обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей; 2. рационализм, т.е научные психологические знания максимально исследованы и осознаны; 3. неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей; 4. опора на эксперимент 5. слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных или специально наблюдаемых) условиях. Житейская и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию - совершенствовать представления о человеческой психике. Однако они играют разную роль. Житейская психология лишь развивает психологические представления, а научная - их систематизирует. Выдающиеся деятели российской психологии. Бехтерев Владимир Иванович (1857 - 1927) основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) - первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию. Блонский Павел Петрович (1884 - 1941) Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Ланге Николай Николаевич (1858 - 1921) - один из основателей экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами психических познавательных процессов и их физиологическими основами. Леонтьев Алексей Николаевич (1903 - 1979) - Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.
Лурия Александр Романович (1902 -1977) основоположник нейропсихологии в нашей стране. Нечаев Александр Петрович (1870 - 1948) - один из основателей экспериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал память и индивидуальные различия людей. Павлов Иван Петрович (1849 - 1936) - основатель учения о высшей нервной деятельности человека. Рубинштейн Сергей Леонтьевич (1889 - 1960) Разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сеченов Иван Михайлович (1829 - 1905) Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. 4)Методы психологии Наблюдение - метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется. Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений no практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Тест – система специальных заданий, которые позволяют измерить уровень развития или состояния определенного психологического качества или свойства индивида. Подходы к изучения личности в отечественной психологии как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 1970 г. в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1) личность как профиль психических черт; 2) личность как опыт человека; 3) личность как темперамент и возраст; 2)личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности. Так, период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». С середины 60-х гг. предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 г. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|