Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины «Музыкальная форма»




Зав. кафедрой

«……» __________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Направления подготовки

073100 «Музыкально-инструментальное искусство»

073400 «Вокальное искусство»

073700 «Искусство народного пения»

073500 «Дирижирование»

073300 «Музыкальное искусство эстрады»

Профили подготовки

073100 Оркестровые духовые и ударные инструменты

Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты

Струнно-смычковые инструменты

Фортепиано

073400 Академическое пение

073700 Сольное народное пение

Хоровое народное пение

073500 Дирижирование академическим хором

Дирижирование оркестром народных инструментов

Дирижирование оркестром духовых инструментов

073300 Инструменты эстрадного оркестра

Эстрадно-джазовое пение

Квалификация (степень) выпускника- бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Г.


Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля) «Музыкальная форма»:

- воспитание социально ориентированной личности, обладающей навыками и умениями в области различных направлений музыкального искусства, способную к реализации полученного образования применительно к современным условиям и конъюктурным требованиям в сфере художественно-творческой, культурно-просветительской и педагогической.

- подготовка всесторонне развитого специалиста в области музыкального искусства, имеющего прочные знания, умения, навыки в работе с различными музыкальными коллективами в различных исполнительских формах, обладающего управленческими способностями.

– ознакомление студентов с основами теории музыкального формообразования и главными этапами истории музыкальных форм; привитие студентам необходимых навыков комплексного анализа, включающего наряду с конструктивными элементами формы понимание произведения как целостной структуры, имеющей различные исполнительские интерпретации.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Музыкальная форма» – завершающая музыкально-теоретическая дисциплина в «Цикле теории и истории музыкального искусства» учебных планов различных музыкальных направлений и профилей.

Дисциплина «Музыкальная форма» имеет обобщающее значение среди музыкально-теоретических дисциплин, так как его изучение предполагает знание таких основополагающих предметов, как теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, история музыки, элементы которых используются непосредственно при анализе музыкальных произведений; является качественно новым этапом в общем комплексе музыкально-теоретических дисциплин.

Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины «Музыкальная форма»

 

ОПП 073100 «Музыкально-инструментальное искусство»

Оркестровые духовые и ударные инструменты

Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты

Струнно-смычковые инструменты

 

ОК-2– ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства)

0К-4 – работает со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользуется профессиональными понятиями и терминологией

ПК-5- постигает музыкальное произведение в культурно-историческом контексте

ПК-16- применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности

ОПП 073400 «Вокальное искусство»

Академическое пение

 

0К-9 – работает со специальной литературой, пользуется профессиональными понятиями и терминологией

ПК -9 – понимает механизмы музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения и т.п. в условиях конкретной профессиональной деятельности

ПК -10- подготовлен в области теории и истории музыкального и других видов искусств

ПК-33- способен применять теоретические знания в практической и музыкально-исполнительской деятельности

 

 

ОПП 073700 «Искусство народного пения»

Сольное народное пение

Хоровое народное пение

 

ОК-2– ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства)

0К-4 – работает со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользуется профессиональными понятиями и терминологией

ПК-5- применяет теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигает музыкальное произведение в культурно-историческом контексте

 

ОПП 073500 «Дирижирование»

Дирижирование академическим хором

Дирижирование оркестром народных инструментов

Дирижирование оркестром духовых инструментов

 

ОК-2– ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства)

0К-4 – работает со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользуется профессиональными понятиями и терминологией

ОК-5- анализирует явления и произведения литературы и искусства

ПК-7- постигает музыкальное произведение в культурно-историческом контексте

 

ОПП 073300 «Музыкальное искусство эстрады»

Инструменты эстрадного оркестра

Эстрадно-джазовое пение

 

ОК-6 – ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства)

0К-9 – работает со специальной литературой, пользуется профессиональными понятиями и терминологией

ПК -9 – понимает механизмы музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения и т.п. в условиях конкретной профессиональной деятельности

ПК -10- подготовлен в области теории и истории музыкального и других

ПК-33- способен применять теоретические знания в практической и музыкально-исполнительской деятельности

4.Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекционно-практические занятия Контрольные работы, рубежный контроль Лабораторные работы (занятия в фонотеке) Реферативная работа Самостоятельная работа студентов  
                   
  Введение. Предмет и задачи курса анализа произведений. Форма и содержание музыкального произведении. Основы музыкального синтаксиса.               Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Период как одна из самых распространенных форм изложения материала. Период как самостоятельное произведение и как часть более крупной формы. Разновидности периода. Применение формы периода в музыке.               Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Простые двухчастные и трехчастные формы. Их разновидности, применение в музыке.                 Рубежный контроль Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Сложные двухчастные и трехчастные формы. Разновидности сложной трехчастной формы. Особые виды сложных трехчастных форм. Применение сложных двухчастной и трехчастной форм в музыке.               Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Рондо, его типы. Рондообразные формы. Применение формы рондо в музыке   15,16,17,18           Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
                   
  Сонатная форма. Типы сонатных форм.Разновидности сонатной формы. Рондо – соната и её разновидности.               Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Вариации, их виды. Вариации на две темы.               Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Циклические формы. Сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы, циклы фортепианных миниатюр, вокальные циклы.               Рубежный контроль. Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Свободные и смешанные формы.               Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
  Крупные формы вокально-инструментальной музыки.               Работа с нотным текстом в фонотеке. Ведение конспектов занятий, устный опрос по темам курса, анализ нотного текста; конспектирование разделов учебников, тренинги
                     

 

Содержание курса

Тема I. Введение. Предмет и задачи курса анализа произведений. Форма и содержание музыкального произведения. Элементы музыкального языка и основы музыкального синтаксиса.

Анализ музыкальных произведений – предмет о строении музыкальных произведений в связи с их содержанием, предмет о музыкально-выразительных средствах, их художественных возможностях.

Комплекс музыковедческих понятий: образ, жанр, стиль, форма, интонация. Их музыкально-эстетическая сущность.

Музыкальное произведение как система. Форма и содержание музыкального произведения и их диалектическая взаимосвязь. Характеристические, эмоциональные и смысловые стороны содержания музыкального произведения.

Теория музыкальных жанров и критерии их классификации. Взаимосвязь жанров и принцип обобщения через жанр.

Система музыкально-выразительных средств и их параллельное или взаимодополняющее действие.

Основной принцип членения музыкальной формы – структуры. Основные разделы композиции и функции их в формообразовании: экспозиционный, серединный, заключительный. Перемена функции материала и их совмещение.

Типы организации музыки: метроритмическая, ладотональная, тематическая, структурно-функциональная.

Синтаксис музыкальной темы: мотивы, ритмические стопы, фразы, предложения.

Различные методы анализа музыкальных произведений: по прослушиванию и по сопоставлению данных прослушивания с объективными данными.

Возможность различных интерпретаций музыкального произведения. Исполнительские средства, замысел интерпретатора, задачи слушателя.

 

Литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Тема 2. Период как одна из самых распространенных форм изложения материала. Период как самостоятельное произведение и как часть более крупной формы. Разновидности периода. Применение формы периода в музыке.

Период – форма, в которой изложена развитая и относительно законченная музыкальная мысль. Функция периода, его смысловое значение. Внутренние и внешние признаки определения периода. Масштабные, структурные, тематические и ладогармонические факторы в классификации периода.

Период как часть более крупной формы и как самостоятельное произведение. Разновидности периода: повторного, не повторного строения, из трех предложений, строфический, сложный и типа развертывания.

Мотивное развитие в периоде и его типы: периодичность, пара периодичностей, дробление, суммирование, дробление с замыканием.

Жанрово-стилистические предпосылки структур периода.

Расширение и дополнение в периоде – органическая не квадратность и преодоление квадратности в периоде. Кульминация в периоде.

Особенности строфического периода в народной музыке.

Соотношение текста и музыки в народной и профессиональной вокальной музыке, связь музыкальных и речевых интонаций. Различные способы отражения поэтического текста в музыке. Особая роль текста в народной музыке и его влияние на приемы формообразования.

Применение формы периода в профессиональной и народной музыке.

 

Литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...