Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




Лекционные и практические еженедельные занятия предусматривают следующие устные и письменные формы работы:

1. Проверка записей лекций в тетради

2. Проверка самостоятельно законспектированных дополнительных разделов к темам курса

3. Проверка самостоятельно выполненного анализа произведения в виде домашней работы (по темам курса)

4. Проверка самостоятельной работы по анализу произведения в классе

5. Опрос по теоретическим разделам курса (устно)

 

Рубежный контроль в середине семестров проводится в классе по тестам, которые включают устные и письменные задания по темам курса. Каждый тест содержит два задания:

- одно – по анализу композиции, структуры произведения (по схеме)

- другое – по целостному анализу произведения.

 

Итоговой формой контроля является экзамен по курсу анализа музыкальных произведений (в VIII семестре).

 

Экзаменационные требования по анализу музыкальных

Произведений для студентов 4 курса-(УШ семестр)

Музыкальных направлений и профилей

1. Представить письменную реферативную работу (объем 0,3- 0,5 п.л.) по анализу произведения на пройденные темы курса

2. Устно ответить по билету, включающему:

· теоретический вопрос по теме курса

· анализ произведения, данного в классе с подготовкой 15-20 мин.

 

Приложение:

· теоретические вопросы к экзамену

· требования к реферативной работе, критерии оценки

· пример экзаменационного билета

· список произведений для анализа

Теоретические вопросы по курсу «Музыкальная форма»:

 

1.Форма, содержание музыкального произведения

2.Принципы развития в музыкальной форме

3. Приемы изложения материала в музыкальной форме

4. Понятие музыкальных стилей и жанров в музыке

5. Выразительные средства в музыке и принципы их взаимодействия

6. Принципы взаимодействия слова и музыки

7. Классификация форм.

8. Музыкальная тема. Период, его типы

9. Простые формы, их разновидности

10. Сложные формы, их разновидности; строение частей; применение сложных форм в музыке

11. Исторические типы рондо и их разновидности

12. Истоки сонатной формы (старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма) и её историческое развитие – Бетховен, Чайковский, Шостакович

13. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития

14. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы. Виды реприз

15. Разновидности сонатных форм (без разработки, с эпизодом)

16. Особые виды сонатных форм. Рондо-соната, строение разделов

17. Вариации, определение, разновидности. Принципы объединения вариационного цикла

18. Типы циклических форм: сюиты, сонатно-симфонический цикл и др.

19. Свободные и смешанные формы; определение, характерные особенности

20. Крупные формы вокально-симфонической музыки. Строение опер, кантат, ораторий. (Развернутые джазовые композиции)

 

Пример экзаменационного билета:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра Теории и истории музыки

КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН

Дисциплина: Музыкальная форма

Билет №1

1. Типы периодов, структура, строение, масштабы

2. Анализ произведения: а) из реферативной работы

б) данного в классе

Зав.кафедрой Сидорова М.Б

2011/2012

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЕ

1. Выбор темы

Студенту необходимо найти такую тему, которая бы его действительно интересовала, соответствовала требованиям профессиональной подготовки, была доступна для понимания и освещения, могла обобщить его знания, полученные как в процессе работы в специальных классах, музыкально-теоретических дисциплин, так и в процессе систематического изучения курсов образовательных дисциплин. В этом ему помогут знания полученные в результате лекционных и семинарских занятий, индивидуальных и групповых консультаций, наблюдений в процессе музыкально-педагогической деятельности. участие в дискуссиях по проблемам культуры, образования, осмысление передового опыта учебной и музыкальной деятельности. Можно выбрать либо одну из тем, предложенных в методических указаниях, либо предложить свою, обсудив её с руководителем. Большинство тем заключает в себе вопросы, в достаточной степени ещё не решённые на практике, поэтому они требуют от студента исследовательского и прогностического подходов. Ряд тем носит культурно-исторический характер, что связано с необходимостью глубокого изучения предшествующего исполнительского или педагогического опыта, осмысление которого поможет лучше разобраться в современных проблемах учебно-воспитательной деятельности, обогатить свой кругозор.

2. Структура работы

 

- Введение (1-1,5)

- Теоретическая часть (около 40%)

- Практическая часть (около 40%)

- Заключение (1-2 стр.)

- Список литературы (около 10 наименований изданий 2001-2011 гг)

- Приложения

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы как социальный заказ общества и представить ученых, занимавшихся её изучением. Здесь же, помимо обоснования темы, необходимо чётко определить цель и задачи работы.

Цель – конечный результат, к которому должен стремиться студент.

Цель реферата достигается в процессе решения ряда задач. Задача – это тот вопрос, который необходимо решить, чтобы, в свою очередь, достичь поставленной цели. Желательно ставить не более 4 – 5 задач, вытекающих из цели и помогающих её осуществлению.

Чёткое определение цели и задач поможет составить план работы, каждый пункт которого определяется решаемой задачей. Логика плана свидетельствует о глубине изучения теоретического и практического материала, поэтому окончательный вариант уточняется после изучения литературы и проведения

Во введении реферата, наряду с актуальностью, важно обосновать методы исследования избранной проблемы. К ним относятся: теоретические (анализ научной литературы, синтез, дедукция, индукция); эмпирические (наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; письменные опросы; изучение продуктов учебной и творческой деятельности; тестирование; математические методы, статистическая обработка результатов на компьютере и другие). Важно помнить, что достоверность полученных данных в процессе опытной работы достигается совокупностью методов (наблюдение и беседа, анкетирование и математические методы, изучение продуктов деятельности тестирование и т.п.).

Основное содержание работы включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретический раздел реферата, как правило, это - первая глава, которая содержит в себе глубокий и всесторонний анализ проблемы. Основанием для анализа и выводов служит изучение специальной литературы. Теснейшим образом с теоретической частью связана следующая часть – практическая, в которой те же проблемы рассматриваются с точки зрения их практического решения.

Во второй главе реферата освещаются вопросы совершенствования методики вокального исполнительства, обучения, преподавания, воспитания и т.п., даётся достаточно подробное описание тех эмпирических методов, которые применялись в работе. Следует представить образцы инструментария исследования, например, программу наблюдения; программу беседы с учениками, участниками, коллегами; образцы тестов и т.д.

Заключение – важная часть реферата. Оно должно отразить, насколько достигнуты цель и задачи исследования. Заключение содержит выводы, к которым приходит студент в процессе изучения литературы и опытной работы. Выводы позволяют дать конкретные рекомендации по совершенствованию вокально-исполнительской деятельности ее организации в условиях учебно-воспитательного процесса, с учётом имеющихся реальных условий и перспектив.

 

3.Оформление работы

Объем работы (около 8 страниц) зависит от широты темы, эрудиции студента и его желания качественно выполнить задание. Особое внимание следует обратить на изложение материала, стиль которого должен быть строгим, доказательным, без лишней эмоциональности, содержать в себе анализ проблемы, её видение и решение другими учёными, свой взгляд на эту проблему, обоснованные суждения и выводы. Важно избегать традиционной описательности. Особое внимание следует обратить на цитаты, которые не должны быть слишком большими (поллиста). Необходимо указывать в тексте, откуда данная цитата, кто её автор, из какой она книги, номера страниц. Работа предоставляется в рукописном или печатном виде в двух экземплярах.

4. Защита и оценка реферативной работы

 

Педагог рецензирует работу, отмечая её положительные стороны и недостатки. В рецензии, как правило, даются конкретные рекомендации по уточнению тех или иных вопросов, что позволяет студенту более серьёзно подойти к защите реферативной работы.

Защита – это краткое выступление студента (4-5 минут) с обоснованием выбора темы реферативной работы, изложением её цели и задач, методики исследования, обобщения результатов, полученных в ходе выполнения работы. Вместе с тем важно отреагировать на замечания, данные в рецензии, и ответить на вопросы членов комиссии. Студенту предоставляется возможность повысить оценку, если он сумеет грамотно и творчески подойти к замечаниям педагога, обосновать собственную точку зрения на те или иные вопросы.

 

Критерии оценки, применяемые к реферату:

 

Реферативная работа оценивается положительно, если студент:

– обосновал актуальность проблемы, правильно сформулировал цель, задачи, этапы исследования,

– отразил в плане в логической последовательности основные вопросы темы;

– показал владение методами педагогического исследования;

– привлек достаточное количество источников, глубоко проанализировал их и умело использовал для раскрытия темы; показал глубину и полноту знаний;

– изложил материал грамотно и доказательно, в соответствии с планом; аргументировал изложение и логически выстроил;

– проявил самостоятельность в разработке темы, творческий подход к решению практических задач;

- проявил умение анализировать, обобщать, размышлять, делать выводы, определять перспективы, находить верные решения психолого-педагогических проблем;

– правильно оформил работу.

 

СПИСОК

произведений по курсу «Музыкальная форма:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...