Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. И. Колосницын. Historia est magistra  vitae!




В. И. Колосницын

 

Historia est magistra  vitae!

Да! «История учит жить», — говорил Цицерон. Посмотрите туда, вглубь, в эту бездну ушедших Тысячелетий, в этот космос из мириад судеб, и вы увидите... свою судьбу! Вы увидите ее в десятках ва­риантов, у нее будут разные лица, и ваши двойники будут говорить на разных языках, иногда слегка противореча друг другу. Но бросающие в дрожь совпадения вынудят нас признать: «Да. Они уже прошли этим путем... »

Великая Октябрьская революция — уникальное событие в ми­ровой истории. Можем ли мы искать ему аналогии в прошлом? Име­ем ли право? — так стоял вопрос до недавнего времени. Сейчас как будто получен ответ: имеем. Ну а раз так, то давайте взглянем на этот мир без пристрастий. Желающий видеть да увидит.

Вот социальная система Египта начала прошлого века: государ­ственная промышленность, феллахи на отведенных им равных на­делах получают зерно для посева и сдают в государственные амбары весь урожай. Помещиков нет, частная торговля под запретом, бю­рократия всевластна, а над всем этим возвышаются тяжелые башни каирской цитадели — резиденции Мухаммеда Али Египетского. Что это? Социализм?

Не стоит торопиться с ответом, лучше проследить истоки этой со­циальной системы, возникшей отнюдь не во времена Мухаммеда Али. Спускаясь по лестнице столетий, мы увидим, что эта система была традиционной для Египта и восходит к временам фараонов, что она видоизменялась во времени и в отдельные периоды базировалась не на индивидуальном труде государственных арендаторов, а на боль­ших государственных хозяйствах с коллективным трудом «рабочих отрядов». Мы увидим, что подобные общества были распространены на Востоке, что аналогичные примеры дают Вавилония времен III династии Ура и ангкорская Камбоджа, Китай эпохи Тан, Вьетнам, Корея, Япония в раннее Средневековье. Мы увидим, что система рав­ных наделов была лозунгом крестьянских революций и результатом социальных реформ, направленных на благо народа.

Продолжая наш экскурс в древность, мы убедимся также, что полной аналогии нет (и вряд ли она возможна вообще): в целом че­ловечестве вы не найдете стопроцентных двойников. Но определенные элементы сходства все же имеются, и, по-видимому, там, на другом витке спирали, классовая борьба тоже приводила к Великим Револю­циям и возникновению социальных систем, основанных — по крайней мере формально — на идее социальной справедливости и равенстве.

Итак, отдаленные аналоги все же существовали, и мы можем проследить их судьбу, соблюдая должную осторожность в выводах и избегая ненужных обобщений. Мы можем проследить обстоя­тельства их рождения и смерти и выявили определенные закономерности, не забывая, конечно, о том, что эти закономерности

относятся к далекому прошлому, когда мир был иным. Наконец, мы можем просто окунуться в бесконечно богатый мир Истории, в этот «роман, бывший в действительности». Но начинать придется издалека, и пер­вые главы этого романа неизбежно окажутся собранием легенд и ги­потез, красота и изящество которых, к сожалению, еще не являются доказательством их истинности. Там, на заре истории, мы тоже видим социализм — овеянную легендами исконную традицию родового строя, — ту самую традицию, с которой сомкнулись чаяния револю­ционеров древности. В дальнейшем, когда мы вступаем на твердую почву письменной истории, картина становится более реальной, и мы видим перед собой лица этих революционеров. Листы папируса и бамбуковые дощечки доносят до нас голоса и лозунги, удивительно созвучные нашему времени. Они предлагают нам даже социологи­ческие теории, вполне пригодные для объяснения как древней, так и сегодняшней реальности. «В древности... усилий не прилагали, а для жизни хватало, — писал Хань Фэй Цзы, — народ был малочислен­ный, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было борьбы. Ныне же иметь пять детей не считается много, а у каждого из них имеется еще по пять детей. Поэтому-то народ такой многочисленный, и испытывает недостаток в при­пасах, трудится изо всех сил, а пропитания все равно не хватает... Поэтому в народе идет борьба... »

Это — основная идея со­временной демографической концепции истории, создание которой связано для нас с име­нем Томаса Мальтуса:

— До сих пор сущность и действие закона народонасе­ления не были поняты, — писал Мальтус. — Когда политичес­кое неудовольствие присоеди­няется к воплям, вызванным голодом, когда революция про­изводится народом из-за нужды и недостатка пропитания, то следует ожидать постоянных кровопролитий и насилий, которые мо­гут быть остановлены лишь безусловным деспотизмом...

— Мятежная толпа есть злейший враг свободы: она порождает и поддерживает тиранию.

Перенаселение и голод порождают революцию и диктатуру, го­ворил Мальтус. Современные социологи могут лишь уточнить: со­циалистическую революцию и диктатуру.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...