Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальная политика Китая.




После образования в 1949 году КНР Центральным правительством было определено и установлено, что в общей сложности в Китае насчитывается 56 национальностей. Ханьцы составляют подавляющее большинство (являются титульной национальностью), численность остальных 55-ти национальностей сравнительно невелика, поэтому их принято называть национальными меньшинствами.

В Китае полное равенство наций включает в себя трехуровневый смысл: во-первых, независимо от численности населения, продолжительности истории, величины ареала проживания и степени экономического развития, а также различий в языке, письменности, вероисповеданиях, нравах и обычаях, политический статус всех национальностей полностью равноправен; во-вторых, все национальности полностью равноправны не только политически и юридически, но также и во всех сферах экономической, культурной и социальной жизни; в-третьих, граждане всех национальностей полностью равны перед законом, обладают равными правами и обязанностями.

Национальное сплочение – основной принцип Китая в решении национального вопроса, а также главное содержание национальной политики Китая.

Возникновение, развитие и упадок национальностей - дело длительного исторического развития, поэтому национальные проблемы не могут быть решены в одночасы.

Социалистическая стадия – этап совместного процветания и развития всех национальностей страны, при наличии общих моментов, подчеркивать их национальные различия.

Национальная проблема остается общей социальной проблемой, которая постепенно решается в ходе строительства социализма.

Все национальности Китая без исключения внесли свой вклад в дело развития китайской культуры, имеют равные права. Необходимо укреплять сплоченность между различными национальностями и отстаивать единство государства.

Равенство, сплоченность, взаимопомощь и совместное процветание всех национальностей – таковы основные принципы китайского правительства в решении национального вопроса.

"Закон о национальной районной автономии" Китая является основным законом, конкретно гарантирующим претворение в жизнь основных принципов и положений Конституции относительно национальной районной автономии.

Подготовка все больше национальных кадров является ключом для разрешения национальных проблем.

Российско-китайские отношения.

Тайваньская проблема

Россия поддерживает принцип территориальной целостности КНР. После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» президент Путин заявил о своей однозначной поддержке этого закона. При этом акцент делается на необходимость использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая.

Россия — КНР — Индия

Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, — в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств).

§ 1991 — после распада СССР начинается новая эра отношений между Россией и Китаем, поддерживаются официально хорошие отношения. Россия для Китая становится источником ресурсов, оружия, военных технологий, рынком для сбыта дешёвых и некачественных товаров, и заработка переселенцев.

§ 2001 — заключение Российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, создание Шанхайской организации сотрудничества.

§ 2005 — ратифицирован договор об урегулировании спорных пограничных вопросов между двумя странами. Проводятся первые совместные военные учения. На саммите ШОС принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских военных баз из бывших советских республик в Центральной Азии.

§ 2007 — антитеррористические учения ШОС.

§ 2006 — год России в Китае.

§ 2007 — год Китая в России.

§ 2009 - Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР до 2018 гг

§ 2009 — год русского языка в Китае.

§ 2010 — год китайского языка в России, завершение строительства ответвления на Китай нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

§ Движение 4 мая и за новую культуру

§ массовое антиимпериалистическое (преимущественно антияпонское) движение в Китае в мае-июне 1919 года, возникшее под влиянием Октябрьской революции в России. Развернулось в ответ на решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германские концессии в провинции Шаньдун. Началось 4 мая 1919 года в Пекине студенческой демонстрацией протеста против этого решения, а также против предательства национальных интересов Китая продажными деятелями Пекинского правительства. В начале июня в активную борьбу включились рабочие вместе с широкими средними городскими слоями и мелкой буржуазией. Главный центр движения переместился из Пекина в Шанхай, где забастовали 50-70 тысяч рабочих, а также почти все торговцы. Под нажимом народных масс Пекинское правительство было вынуждено заявить о непризнании Версальского мирного договора и снять с постов наиболее скомпрометировавших себя государственных деятелей. «Движение 4 мая» ускорило распространение марксизма в Китае. Это движение стало как бы прологом единого антиимпериалистического фронта, сформировавшегося пять лет спустя.

§ В широком смысле, движение 4 мая обозначило поворот во взглядах китайской интеллигенции: массовую переориентацию с традиционной культуры на вестернизацию.

§ Движение за новую культуру шло перед «4 мая».Это было культурно-просветительское движение. В Китае Движение за новую культуру часто называют “второй революцией” (“二次革命”). Развернувшись на фоне антимонархических и антиреакционных настроений, оно призывало создать альтернативу закостеневшему конфуцианству и традиционным идеологическим догматам. Один из идеологов этого движения и редактор журнала «Молодёжь» Чэнь Дусю призывает молодежь отказаться от предрассудков и стать более открытыми для новых ценностей и идей. Согласно статье «воззвание к молодёжи», новое поколение должно понять и принять три таких важных понятия как “человеческие права”, “теория эволюции Дарвина” и “социализм” – только усвоив эту систему взглядов, можно будет понять и идею прогресса, а значит, превратить Китай в сильное независимое государство. Регламентированный в этой статье лозунг “демократия и наука” стал основным не только для журнала, но и для целого поколения, для всего Движения за новую культуру. Движение затронуло все стороны интеллектуальной жизни Китая: оно ознаменовалось распространением разговорного языка байхуа, пересмотром конфуцианских этических норм, критикой традиционной историографии, новыми требованиями к образованию, осмыслением республиканской формы правления вместе с распространением новых политических теорий: национализма, социал-дарвинизма и социализма.

§ Противостояние компартии и гоминьдана

§ История бурных отношений Китайской коммунистической партии и националистической партии Гоминьдан начинается в 1920-е годы, и за последовавшие десятилетия они будут отмечены как неожиданными примирениями, так и братоубийственными войнами.

§ КПК была основана в Шанхае в 1921 г. Мао Цзедуном. Через 3 года под давлением Коминтерна коммунисты и Гоминьдан – основная политическая партия тогдашнего Китая, основанная Сунь Ятсеном в 1912 г. – становятся союзниками. Но в 1927 г. националисты выступают против КПК: по указанию Чан Кайши сотни активистов партии убиты в Шанхае. К началу 1928 года Чан Кайши установил свою власть над большей частью страны. В свою очередь коммунисты на подконтрольных им территориях начали создавать советские районы. В 1931 году после IV съезда КПК во внутренних районах страны Мао Цзэдун и Чжу Дэ основали Китайскую Советскую Республику. Тем временем Гоминьдан, сосредотачивая все большую власть с своих руках, организовывал карательные походы против коммунистов. Силы Гоминьдана захватывали все больше советских территорий. За период с 1931 года до начала 1934 года количество советских районов сократилось, однако некоторые из них расширили свою территорию. К осени 1933 года Китайская Красная армия успешно отбила четыре карательных похода армии Гоминьдана против советских районов. Япония, контролировавшая с 1931 г. Манчжурию, объявляет Китаю войну – и близнецы-братья вновь объединяются, на этот раз перед лицом внешнего врага. Очередной альянс оказался чуть более долговечным, чем предыдущий… Точкой разрыва послужит поражение императорской Японии в 1945 г. В последующем противостоянии Гоминьдан, возглавляемый Чан Кайши, получает поддержку американцев. Но, несмотря на численное превосходство армии националистов, они проиграют коммунистам гражданскую войну – позиции Гоминьдана в китайском обществе были уже ослаблены внутренними распрями и коррупуцией. В апреле 1949 г. наступавшие с севера коммунисты берут Нанкин и Шанхай. Сторонники Чан Кайши вынуждены спасаться бегством на Тайвань: однако националисты считали это временным решением и всегда выступали против независимости острова. 1 октября 1949 г. Мао Цзедун провозглашает в Пекине Китайскую Народную Республику: поражение Гоминьдана становится геополитическим фактом. 22 года спустя КПК одерживает вторую крупную победу над своим бывшим союзником: Тайвань, или, как он официально называется, Китайская Республика, исключен из ООН, и его место занимает Китайская Народная Республика: факт, поистине беспрецедентный. Последнее столкновение метрополии и острова относится к 14 марта этого года, когда парламент в Пекине принял закон о целостности государства, препятствующий отделению Тайваня, который КНР считает своей провинцией. Если Тайбэй объявит о независмости, материковый Китай может помешать этому с оружием в руках. Сейчас КПК разыгрывает карту умиротворения – при помощи своего бывшего союзника, Гоминьдана, который, впрочем, уже не является на Тайване правящей партией.

§ Японо-китайская война (1937—1945)

§ гг. 7 июля 1937 г., использовав вооруженный инцидент в районе Лугоуцяо (инцидент на мосту Марко Поло), японская армия начала войну, направленную на захват всего Китая. На первом ее этапе, в июле-августе 1937 г., японцам удалось добиться значительных успехов. Ими были захвачены обширные районы Северного Китая, города Пекин и Тяньцзинь. К концу 1937 г. японская армия заняла Шанхай и контролировала огромную территорию Северного и Центрального Китая, где был расположен практически весь китайский промышленный потенциал. Правительство Чан Кайши бежало в г. Чунцин в провинции Сычуань. Японское нападение на Китай получило поддержку со стороны Германии и Италии, что способствовало формированию военно-политического блока этих стран. Вместе с тем эта война дополнительно осложнила отношения Японии с США и Великобританией, имевшими собственные интересы в Китае. Что касается СССР, то он оказал Китаю значительную экономическую и военную помощь. В армию Чан Кайши были направлены советские военные советники, советские летчики принимали участие в боях на стороне Китая. В 1940 г. политическая обстановка в Китае изменилась. В условиях, когда правительство Чан Кайши развернуло активные боевые действия против сил китайских коммунистов, Советский Союз прекратил военную поддержку Гоминьдана и впредь оказывал помощь только войскам Мао Цзэдуна. В свою очередь, дальнейшее обострение японо-американских противоречий подвигло США на более активную поддержку Чан Кайши. Поскольку перспективы Японии в войне на Тихом океане становились все более мрачными, японские правящие круги вновь стали уделять большое внимание континентальному театру военных действий, начав в марте 1944 г. новое крупное наступление в Китае, завершившееся долгожданной победой японских войск. Китайская армия была вновь разгромлена, японцы захватили огромные территории с населением более 60 млн. чел. Однако Чан Кайши отказался капитулировать и сохранил контроль над частью Китая. Вплоть до августа 1945 г. на японо-китайском фронте сохранялось неустойчивое равновесие. Китайские войска были слишком слабы, чтобы предпринимать активные действия. Япония же к этому времени, несмотря на успехи в войне с Китаем, оказалась в тяжелом стратегическом положении и готовилась к безнадежной обороне метрополии. Вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке и последовавшие за ним разгром Квантунской армии, освобождение советскими войсками Маньчжурии и скорая капитуляция Японии завершили японо-китайскую войну.

§ Образование КНР. 1 октября 1949 г.

§ Китайская Народная Республика образовалась в ре­зультате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожден­ные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайщи произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.
В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946—1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.
21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики. Внутренними факторами поражения ГМД были следующие:

§ — неэффективная экономическая политика, сопровождавшаяся сильной инфляцией,

§ — ужасающих размеров коррупция,

§ — некомпетентность военного командования,

§ — недальновидная политика в области образования, которая отчуждала от режима молодежь и интеллигенцию,

§ — неспособность ГМД стать партией, которой бы доверяли и элита и простые люди.

§ Существовали и внешнеполитические факторы:

§ — нежелание США идти на вооруженную конфронтацию с китайскими коммунистами,

§ — активная материальная поддержка КПК со стороны Советского Союза.
Общая программа объявляла КНР “государством новой демократии”, которое “ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая”.
В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой “демократическую диктатуру народа”, основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.
Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.
В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.
В 1953—1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный Комитет ВСНП.
Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.
В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

§ Политич. и теоретич. деятельность Сунь Ятсена

§ Китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации». На формирование политических взглядов Сунь Ят-сена и позднее Чан Кайши большое влияние оказала интеллектуальная атмосфера китайского общества конца XIX в. и первых десятилетий XX вв.В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства, руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная. По мнению Сунь Ятсена, при абсолютистском режиме, китайцы якобы пользовались определенной свободой, правительство следило лишь за своевременной уплатой налогов, соблюдением законов и почитанием правителя, при решении остальных вопросов китайцы якобы были автономны в своих действиях.

§ Под влиянием Октябрьской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше свое учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демократизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР. Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа — перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля — крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай, и он всегда был на пути достижения практического результата. Сунь Ятсен выступал за разумное сочетание индивидуальной свободы и государственной свободы, под которой он понимал совокупность общественных интересов, обеспечивающих нормальное функционирование государственного механизма. "Свобода государства" может противоречить свободе отдельного индивида, однако поскольку от нее зависит существование и развитие общества, она имеет приоритетное значение, — в том смысле, что с ее помощью может происходить и происходит "умиротворение" свобод отдельных индивидов. Высказывания Сунь Ятсена были направлены против крайнего индивидуализма, положений ницшеанства, анархических идей, получивших в то время в Китае широкое распространение. Он был солидарен с Руссо в том, что заключение общественного договора и подчинение индивида общей воле или закону не наносит ущерба самой природе свободы. Свобода, говорил он, должна находиться в рамках справедливых норм. Впоследствии Чан Кайши назвал это "свободой, регулируемой определенными правилами".

§ Культурная революция

§ политические события с ноября 1965 по октябрь1976 года в истории КНР. Этот период характеризовался крайней политизацией всех областей городской жизни, насилием, творимым поощряемыми сверху бандами молодежи, и хаосом в партийном руководстве страны.

§ Решающее влияние на проведение «культурной революции» оказал председатель КПК Мао Цзэдун для утверждения взглядов своей группировки в руководстве КПК (маоизма) в качестве государственной идеологии и в рамках борьбы со взглядами политической оппозиции. Объективным содержанием «культурной революции» было уничтожение традиционализма и создание конфликта поколений.

§ Сам термин «культурная революция» был впервые употреблён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации».

§ Мао проводил политику «большого скачка».Пытался обогнать СССР и выстроить в стране сильную эконом. Базу. Но политика не оправдала своих ожиданий и страна уже в конце 1958 г. и еще больше в 1959 г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась, прежде бережно хранившиеся на год припасы были беззаботно потреблены в рамках народных коммун за совместными трапезами. Производство было в сильной степени дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. конфликт между Мао и противостоявшими его экспериментам партийными лидерами не прекращался и в конечном счете привел к новому грандиозному эксперименту – к «культурной революции», под знаком которой прошло целое десятилетие – последнее десятилетие жизни Мао (1966–1976). Смысл этого социального эксперимента сводился к стремлению Мао посчитаться с помешавшей ему и поставившей под сомнение его действия партией, что и привело к погромам партийных органов, аппарата власти и всей интеллигенции страны отрядами красногвардейцев‑хунвэйбинов. Хунвэйбины свято верили в обожествленного ими вождя и преданно исполняли его указания, сводившиеся в конечном счете к главному: «Открыть огонь по штабам!»

§ Культурная революция дорого обошлась стране и довела экономику КНР до предкризисного состояния. Неудивительно, что после смерти Мао встал вопрос о дальнейшем пути развития. Эксперименты Мао явственно продемонстрировали, что жесткая (сталинская в свое основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов. Напротив, она оказывается деструктивной. Ее установки выключают созидательную энергию незаинтересованных в плодах своего труда работников и принижают значимость знаний, опыта, высокой творческой квалификации, сконцентрированных в головах образованных слоев населения.

§ Банда четырёх

§ наименование левацкой политической фракции КПК, в состав которой входили четыре руководителя КПК, пришедшие к власти во времена Культурной революции 1966—1976 годов, а впоследствии обвинённые в серии изменнических преступлений. Членами группировки являлись: Цзян Цин, последняя жена Мао Цзэдуна и лидер фракции, и её ближайшие сподвижники Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь.

§ «Банда четырёх» успешно контролировала деятельность властных органов КПК на последних этапах Культурной революции, действуя от имени Мао Цзэдуна. «Банда четырёх» вместе с дискредитированным маршалом Линь Бяо были объявлены двумя опаснейшими контрреволюционными силами «культурной революции» и официально обвинялись во всех беспорядках, происходивших в годы революции. Сразу после смерти Линя Бяо, Культурная революция начала терять свой размах.Первый премьер-министр Госсовета КНР Чжоу Эньлай, принимавший революцию, но никогда её полностью не поддержававший, впоследствии восстановил свою власть и использовал её для возвращения Дэн Сяопина в руководящие круги партии. Влияние «Банды четырёх» начало падать до смерти Мао Цзэдуна, когда в январе 1976 г. умер Чжоу Эньлай, место которого впоследствии занял безызвестный на тот момент Хуа Гофэн. В апреле 1976 г. Хуа Гофэн был назначен премьер-министром Госсовета КНР, а после смерти Мао он стал Председателем КПК. В апреле 1976 г. «Банда четырёх» начала борьбу против Дэн Сяопина и Мао Цзэдун вновь отстранил его от власти, однако после смерти Мао он вернулся и к 1978 году фактически управлял деятельностью партии и государством. Члены «Банды» надеялись на поддержку выдающихся военачальников Ван Дунсина и Чэнь Силянь, но те остались верны Хуа Гофэну. 6 октября 1976 г. Хуа Гофэн произвёл арест лидеров левацкой фракции и их соратников. Против них была развернута широкая пропаганда, в рамках которой они были названы «Бандой четырёх», а также члены группировки были обвинены в беспорядках, имевших место в стране во время революции. В 1981 г. четыре свергнутых лидера были подвергнуты показательному судебному процессу и осуждены за антипартийную деятельность. Во время суда Цзян Цин пыталась оказать всяческое сопротивление, громко протестовала, бросалась в слезы. Она была единственным членом «банды», кто пытался оправдать себя. Основным аргументом защиты было то, что она всегда выполняла приказания Мао Цзэдуна. Чжан Чуньцяо отказался признать свою причастность к деятельности группировки. Яо Вэньянь и Ван Хунвэнь признали свою вину и раскаялись.

§ Великий поход(1934-1936)

§ легендарный поход армии китайских коммунистов. Великий поход являлся повсеместным уходом коммунистов с занимаемых позиций и контролируемых территорий, объединением отдельных коммунистических отрядов и укрепление в Особом районе со столицей в Яньани, который контролировал Гао Ган. КИТАЕ после свержения власти императора началась борьба между местными военными властителями, а в это время западные страны завладели торговлей в приморских городах. В конце 20-х годов партия националистов, гоминьдан, взяла под свой контроль большую часть территории Китая, беспощадно расправившись с коммунистами и радикальными профсоюзами. Наибольшим влиянием в правительстве гоминьдана обладал Чанкайши. Вскоре правительство Чанкайши стали теснить с двух сторон. В 1931 г. японская армия вторглась в Маньчжурию и создала здесь марионеточное государство во главе со смещенным с трона бывшим императором Китая. Коммунисты со своей стороны также не собирались сдаваться без боя. В юго-восточной части страны они пользовались поддержкой беднейшего крестьянства. Это воодушевило их, и они начали нелегкую работу по созданию партизанской армии.

§ Правительственные войска предприняли ряд наступлений на те районы, которые находились под властью коммунистических партизанских соединений, и им удалось почти полностью разгромить армию партизан. Однако остатки ее в количестве примерно 100 000 человек сумели уйти от разгрома и начали так называемый великий поход. За год уцелевшая армия партизан проделала путь почти в 10 000 км, проходя около 25 км в день.

§

§ С нечеловеческим напряжением преодолевали участники похода заснеженные горные цепи и бурные речные потоки. Каждую минуту должны были быть готовы отразить нападение местных военачальником и правительственных войск. К тому времени, когда коммунистическая партия основала свою штаб-квартиру в Янане, из тех. кто когда-то начинал этот поход, почти никого не осталось в живых. По дороге коммунисты на массовых митингах вели агитацию за свои революционные идеи и многие из слушателей присоединялись к походу. Повсюду солдаты КИТАЙСКОЙ Красной Армии обращались с местным населением уважительно, платили за постой и прокорм и помогали местным жителям, чем могли. Во многих местах они конфисковывали помещичьи земли и продовольственные склады и распределяли конфискованное среди беднейших слоев населения. Это было абсолютно не похоже на те грабежи, которым местные начальники подвергали крестьян.

§

§ Мао Цзедун был в числе участников великого похода, и теперь он являлся непререкаемым лидером и авторитетом для партизан, их военным стратегом и политическим мыслителем. В то время как в городах главная роль отводилась пролетариату в соответствии с советской редакцией марксизма, Мао Цзедун считал, что китайская революция должна осуществляться массами беднейшего крестьянства, такое приспособление марксизма к китайским условиям долго встречало противодействие со стороны товарищей Мао по партии, которые прошли выучку в Москве.

§

§ Новая штаб-квартира коммунистической партии располагалась в северо-западной части страны. Это был один из самых бедных районов Китая, где в конце 20-х годов миллионы жителей погибали от голода. Руководя из Янаня, коммунисты начали создавать новые условия жизни в освобожденных районах, где они проводили справедливое распределение земли и утверждали социальное равноправие. Перед лицом угрозы японского вторжения Мао Цзедун и Чанкайши подписали в 1936 г. соглашение о прекращении военных действий и сотрудничестве. Однако обе стороны понимали, насколько непрочен этот фронт единства и что будущий разрыв между ними неизбежен.

§ Учение Мао Цзэдуна

§ Маои́зм — течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г. составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции. В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством.

§ Характеристика

§ в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;

§ в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;

§ в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;

§ в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;

§ в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях..

§ Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными.

§ теория Дэн Сяопина

§ В 1997 году была сформулирована сама теория «строительства социализма с китайской спецификой» как «развитие рыночной экономики в условиях социализма». Эта теория еще известна как «теория Дэн Сяопина», поскольку именно он оказался главным архитектором и проводником реформ. Она предполагает соблюдение ряда принципов: 1)отстаивание и совершенствование базисного экономического строя, при котором в режиме совместимости развиваются все секторы многоукладной экономики с доминирующей социалистической общественной собственностью; 2) отстаивание и совершенствование системы социалистической рыночной экономики с тем, чтобы рынок имел базисную роль в размещении ресурсов, но находился в условиях государственного макрорегулирования и макроконтроля; 3)отстаивание и совершенствование многообразия форм распределения при доминирующем форме распределение по труду, возможность для части регионов и людей стать зажиточными раньше других, чтобы помогать стать зажиточными остальным; 4)отстаивание и совершенствование открытости внешнему миру, активное участие в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции. В результате Китае сформировалась особая социально-ориентированная экономическая политика государства, в которой идея эффективности рыночной экономики, пришедшая от капитализма, соединяется с идеей социальной справедливости, присущей социализму. В итоге в процессе реформ в качестве руководящей идеологии, наряду с марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна, утвердилась и «теория Дэн Сяопина» как их дальнейшее развитие. Теория Дэн Сяопина стала «марксизмом современного Китая», или «соединением марксизма с практикой сегодняшнего Китая и спецификой эпохи».Под руководством Ден Сяопина, китайская экономическая реформа достигла больших успехов (сяо кан), одновременно появилось много социальных проблем разрыв между богатыми и бедными, повышение преступности (экономические преступления и прежде всего коррупция в государственном и партийном аппарате; создание "честного и неподкупного" административного аппарата постоянно фигурирует в социологических исследованиях на 2-3-м месте в перечне беспокоящих население КИТАЯ проблем); инфляция: за годы реформ Китай пережил несколько периодов (19791980, 1985, 1988-1989, 1993-1995гт) ощутимого роста цен, болезненно воспринимаемого населением; взяточничество и.т.д. Но нельзя отказать Ден Сяопину в качестве генерального архитектора современных достижений Китая.Мысли, высказанные Дэн Сяопином еще в конце 20 века, его заветы актуальны и взяты на вооружение нынешним китайским руководством.

§ Идея тройного представительства

§ Впервые наиболее полно и четко данный термин был сформулирован в речи председателя Цзян Цзэминя на торже-ственном собрании по случаю 80-й годовщины со дня создания КПК 1 июля 2001 г. Концепция «трех представительств».Итак, во-первых, «партия должна постоянно представлять требования развития передовых производительных сил Китая (политика и работа партии на всех направлениях должны отвечать требованиям закона развития общественных производительных сил) «...Партия должна всегда представлять прогрессивное направление передовой китайской культуры... ее теория, линия, программа, курс, установки и все участки работы должны всемерно выражать требования развития национальной, научной и массовой социалистической культуры, обращенной лицом к модерн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...