Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Князь Курбский как первый русский невозвращенец




И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова

 

Безобразия в образовании

 

По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина

© Издательство Саратовской епархии, 2004.

 

 

Содержание

 

Краткое пояснение к названию (вместо предисловия)

Часть первая

Князь Курбский как первый русский невозвращенец

Международный проект «половое воспитание российских школьников» и национальная безопасность

Архаизация как следствие разрушения системы культурных противовесов

Культурные различия Запада и России в отношении к вопросам пола

Последствия введения полового воспитания в школьную программу, представляющие угрозу для национальной безопасности России

Право не знать

«Новые модели образования» в образовательных программах и здоровье детей

Т. Шишова. Укрепляют ли здоровье уроки здоровья?

Нездоровый – значит несчастный

Здоровье – главная ценность

Болезни первого курса

Установочная информация

Постыдная информация

Уроки Мойдодыра

Реальное оздоровление

Страна победившего СПИДа

Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья (сага о наркотиках)

Тайны английского двора

Технология производства наркоманов

Как это по-русски?

Стоит ли выходить замуж за наркомана?

Игры и забавы

Борьба с наркоманией по-министерски

Наркомафия рукоплещет

Деловые предложения

Новый рай: прогулки только в закрытой обуви

Вопросы юного гражданина к Пушкину, Герману и Кречинскому

«Я пришел в этот мир, и этот мир показался мне гадок»

Педагогика от лукавого

Защита детей – и право, и обязанность родителей

Часть вторая

«Гарри Поттер»: стоп (попытка экспертизы)

Пункт «А»: право на гражданство в волшебных сказках

Пункт «Б»: милая, добрая детская сказка

Пункт «В»: приготовление колдовского борща по «Практической магии» Папюса

Пункт «Г»: жертвоприношение кошки, корень мандрагоры и творческое развитие традиций

Добавление к пункту «Г»: оккультные корни современной антисказки

Пункт «Д»: уроки истории

Пункт «Е»: это сладкое слово – «свобода»

Отступление: тренировка формальной логики

Пункт «Ж»: о простой человеческой логике

Как и зачем – оккультная революция новейшего поколения

В поисках жанра

О вкусах спорят

Кое-что из личной практики

Задержка развития души

Юный «крутяк»

Песочница для взрослых

Что считать ответственностью?

Цели и задачи инфантилизации

Развращенные дети

Словесный портрет (вместо заключения)

 

 

Краткое пояснение к названию (вместо предисловия)

 

Образование, если вернуть слову его буквальный смысл, – это работа по приданию кому-либо образа. Человек изначально создан по образу и подобию Божию. Стало быть, педагоги, занимающиеся образованием детей, – ближайшие помощники, соработники Всевышнего. Они, как и родители, призваны проявлять, утверждать и закреплять образ Божий в растущем человеке, в ребенке.

Но в сегодняшней «перевернутой» реальности школьный учитель может играть – и порою, к сожалению, уже играет! – прямо противоположную роль, способствуя безобразию, то есть искажению в ребенке, еще не успевшем сформироваться как личность, образа Божия.

В нашей небольшой книжке дан ряд (о, далеко не полный!) характерных примеров такого безобразия. Оно внедряется в школы под вывеской «обновленного образования». Это все равно что сорняки называть новыми видами огородных культур. В ходу сегодня и другая, более хитрая вывеска – «инновации». Если продолжить «ботаническое» сравнение, инновации – это когда подают сорняки не просто как новые виды съедобной зелени, а как небывалые по своей новизне, а главное – полезности! Раньше ученые и педагоги-новаторы десятилетиями доказывали полезность даже незначительного нововведения, притом что оно, как правило, касалось методики преподавания уже имеющейся дисциплины.

Теперь же, без всяких научных обоснований (их заменяют демагогическим инструктажем) и без всякой экспериментальной проверки школам «спускают«новые предметы, среди которых подавляющее большинство не просто бесполезно для детей, а несет опасность их физическому, психическому и нравственному здоровью, искажает личностную ориентацию, отношение к родителям, к Родине, к культуре и истории своего народа.

Не надо думать, что учителя, которые соглашаются на преподавание тех или иных экзотических инноваций вроде валеологии или программы «Анти-СПИД», делают это злонамеренно. Да нет же! Намерения у них, как правило, самые что ни на есть благородные – дать своим ученикам полезные и даже совершенно необходимые в современной жизни знания. Ведь жизнь, внушают учителям, так изменилась (и вправду изменилась!), она полна новых опасностей (и вправду полна!). Ну кто вооружит юных граждан навыками защиты, если не школа?

Родителей, по мнению педагогов, даже в известность ставить не обязательно по поводу очередного «профилактического курса». Зачем, если они и сами по части новых опасностей и навыков защиты хуже дикарей? Ну, а в тех случаях, когда некоторые родители все же протестуют против «инновационных программ», их моментально записывают в лютые враги, как будто они хотели взорвать школу, а не защитить собственного ребенка.

Меньше всего нам хотелось бы своей публикацией посеять рознь между родителями и учителями (многие из которых, кстати, тоже родители!). Напротив, мы очень надеемся, что, прочитав книгу, они объединятся для борьбы с разными вредностями и пакостями, даже если те будут завернуты в нарядную упаковку.

И тогда безобразия в образовании не выйдут за пределы начальственных кабинетов. Опасные замысы не смогут реализоваться, если не найдут исполнителей. Когда-то, в 1868 году, после битвы при Садове, которая принесла Пруссии, несмотря на превышающие силы противника, победу над Австрией, Бисмарк подчеркнул колоссальную роль школы в воспитании будущих воинов. Он сказал: «Войну выиграл прусский учитель».

Вот было б здорово, если бы когда-нибудь – лучше поскорее! – мы смогли сообщить историкам, что необъявленную войну против России выиграл русский учитель.

Выиграл потому, что ценой героических усилий спас образование, отказавшись расчеловечивать детей.

 

Часть первая

 

Князь Курбский как первый русский невозвращенец

 

Хоть и принято говорить: «Чужие дети быстро растут», свои тоже вырастают куда быстрее, чем хотелось бы. Не успеешь глазом моргнуть, а у них уже появляется серьезная социальная роль – ученик. И у государства, соответственно, появляется куда больше рычагов воздействия на юного гражданина. Семье приходится потесниться, делегируя немалую часть воспитательных полномочий школе. Там ребенок проводит как минимум полдня, он должен подчиняться общим требованиям, слушаться учителя, который нередко становится авторитетом, конкурирующим с родительским. А еще школьник волей-неволей должен усваивать содержание учебников, иначе он не получит хорошей оценки.

Одна из основных традиций русской литературы – защита «униженных и оскорбленных», утверждение христианских идеалов милости и справедливости. А значит, в связи с глобальными планами переустройства общества перед школой стоит серьезнейшая идеологическая задача. Да-да, именно идеологическая, сколько бы ни твердили специалисты в области философии образования, что школу необходимо как можно быстрее деидеологизировать. Не надо обольщаться. С трудом выговариваемое слово – типичный эвфемизм. Подразумевается-то не только отмена старой идеологии, но и создание новой. И это совершенно естественное желание – никакое общество не может жить (и не живет!) без идеологии. Непонятно даже, почему этого надо так стесняться. Намерение вполне законное, только осуществимое ли?

Не будем надолго задерживаться на школьной программе по литературе – она всем, так или иначе, знакома. Скажем только, что вполне понятный соблазн пересмотреть эту программу, исключить из нее «все устаревшее, утратившее звучание» (а называя вещи своими именами, социально вредное и даже опасное) не может быть удовлетворен. У нас не было другой литературы. Вернее, была: Н.И. Греч, Ф.В. Булгарин, П.Д. Боборыкин... По выражению Н.А. Некрасова, «милорд глупый», которого темный, полуграмотный, пьяненький мужик несет с базара. Сейчас, между прочим, сделана попытка вернуть тот самый «базар». Гипотетически можно себе представить, что содержание рыночного лотка с книгами переносится в хрестоматию по литературе. Но в реальности это невозможно. И невозможно по очень простой причине: там нет предмета литературы. Нечего проходить, нечего изучать.

И тут возникает другое искушение: так ловко перестроить школьную программу, сместив акценты, чтобы по возможности смягчить «социальный элемент». Поскольку такая заявка достаточно конкретна и серьезна, она заслуживает более серьезного рассмотрения. Мы заострим внимание на программе по литературе потому, что в формировании детского мировоззрения ей традиционно отводится одна из важнейших ролей. Литература дает модели человеческих взаимоотношений, а это неотъемлемая часть воспитания.

Для примера рассмотрим учебник Е.Н. Басовской[1], выпущенный в рамках программы гуманитарного образования в России, спонсором которой выступил... – ну кто ж еще? – конечно, все тот же пресловутый Дж. Сорос. Благодаря ему и другим «благодетелям» подобных учебников сейчас расплодилось, как грибов после дождя. Но мы остановимся только на одном, ибо он, на наш взгляд, весьма иллюстративен и дает достаточно полное представление о тенденциях в этой области, тем более что упомянутый учебник победил в трех турах конкурса, в котором участвовало более полутора тысяч авторских коллективов из разных регионов России, и – цитируем предисловие от издательства – ориентирован «на ценности отечественной и мировой культуры современного демократического общества». В каком-то смысле это великолепная модель перестройки нашего образования в том ключе, который соответствовал бы интересам нового строя.

При беглом ознакомлении с этой книгой может возникнуть иллюзия удивительной насыщенности и разнообразия материала. Здесь и «Поэтика» Аристотеля, и Белинский. И оба Гумилева, и Самойлов. И Олеша, и Кривин, и Кукин, и Корнель, и протопоп Аввакум, и Марина Цветаева, и Буало, и Стерн, и Солженицын. И все это для 8-го класса, то есть для детей двенадцати-тринадцати лет!..

Когда проходит первая оторопь, естественно, задаешься вопросом: а может ли восьмиклассник осмыслить за год такое количество литературных произведений? Да хотя бы только прочитать! Совершенно очевидно, что нет. Это вряд ли под силу даже студентам-гуманитариям, а ведь в школе, во-первых, множество других предметов, и, во-вторых, у школьников, выражаясь языком точных наук, разрешающая способность не столь велика. Попросту говоря, не может детская голова всего этого переварить. Больше того, литература, о которой в основном идет речь в данном учебнике, сложна для восприятия, и с детьми нужно обстоятельно разбирать сложный смысл, да еще облеченный в сложную для современного человека форму. Как, собственно, всегда и делалось, когда в школе проходили «Слово о полку Игореве», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Бедную Лизу».

Задаешь себе вопрос: а к чему такая смысловая карусель? Неужели автор не знает элементарных законов детской психологии: специфики восприятия, внимания, памяти? – Навряд ли. Думаем, дело в другом. Учебников много, авторы разные, а схема одна. И, естественно, напрашивается вывод о новой педагогической установке. Ее можно сформулировать следующим образом: имея дело с таким социально взрывоопасным материалом, как русская литература, надо максимально запутать картину. Запутать так, чтобы голова закружилась, как у человека, который играет в жмурки: глаза завязаны, а в темноте раздаются голоса. Только пойдешь направо – тебя окликают слева, делаешь шаг вперед – слышишь голос сзади. И уже хватаешь что попало, кого попало, лишь бы прекратить это хаотическое мельтешение.

На самом деле хаос иллюзорный, ибо карусель вращается вокруг совершенно определенного стержня. «Борьба за социальную справедливость есть зло» – такова основная идея учебника. Как сейчас говорят, – «однозначно». Из этой не слишком оригинальной сверхидеи вытекает противопоставление гражданского долга и – цитируем – «маленького, личного счастья в укромном уголке». И каким бы литературным материалом это противопоставление ни иллюстрировалось, автор учебника недвусмысленно дает понять, что предпочесть следует второе. Прямо скажем, труд это нелегкий, когда имеешь дело с русской литературой. Конечно, наибольшего заострения вопросы социального неравенства, справедливости и гражданского долга достигли в литературном направлении XIX века, получившем название «критического реализма», но и произведения предшествующих периодов в очень большой степени проникнуты теми же идеями. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», насыщенное яркими патриотическими чувствами; Даниила Заточника с его бесстрашными обличениями сильных мира сего за равнодушие к сирым и убогим; Сумарокова, воспевающего тех, кто заботится не о личном, а об общественном благе; Фонвизина, Карамзина, Державина.

Как же автор учебника выходит из положения? Способы разные, хотя их и не очень много. Первый мы уже упомянули – мозаичность подачи материала, приводящая к дезориентации в интеллектуальном пространстве. Такой прием воздействия на сознание называется фрагментацией.

Второй прием – это ложная аналогия. Вот, к примеру, «Слово Даниила Заточника». Голос, долетевший до нас из русского средневековья, и сегодня вызывает острое чувство сострадания, волнует какой-то вневременной подлинностью: «Княже мой, господине! <…> Когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого»[2].

А вот как пишет о нем Басовская: «Именно в искусстве задеть, обидеть всех и каждого Даниил, видимо, не знал себе равных. <...> Он обрушивает на голову своего господина град упреков, тревожит его совесть, то и дело сбивается с униженного тона на надменный и издевательский (курсив наш. – Авт.)»[3]. Обратите внимание на подбор слов: мало того что автор наделяет страдальца множеством отрицательных качеств, но еще и старательно выбирает такие, которые особенно ненавистны детям.

Вы спросите, при чем тут ложная аналогия? – Она дана ниже. «Такой оригинальной манерой общения с сильными мира сего, – пишет автор учебника о вышеприведенном отрывке, – Даниил напоминает мне литературный персонаж – героя К.Г. Паустовского “Золотая роза”»[4].

Персонаж этот – старый нищий. Он описан Паустовским так, что вызывает чувство брезгливости и неприязни. Причем нищий не просто упоминается. Цитата из «Золотой розы» занимает больше места, чем цитата из произведения Даниила Заточника. А после этой цитаты – чтобы уж не было никаких разночтений! – ставится жирная точка над «i»: «Если тебе захочется узнать, как был посрамлен страшный (курсив наш. – Авт.) нищий, прочти главу из “Золотой розы”, посвященную Эдуарду Багрицкому. У нас сейчас речь о другом – о человеческом типе, который живет во все века». Ну, как вам такая аналогия?[5]

Пример этот не единственный. Вспомним уже упомянутого А.П. Сумарокова. Приведя строки монолога Ксении, дочери боярина Шуйского:

Блажен на свете тот порфироносный муж,

Который не теснит свободы наших душ,

Кто пользой общества себя превозвышает

И снисхождением сан царский украшает,

Даруя подданным благополучны дни,

Страшатся коего злодеи лишь одни, –

Басовская называет его «не совсем уместным монологом»[6]. (Хотя что в нем такого уж неуместного, если он обращен к князю? Вполне естественно, что невеста излагает жениху свой идеал правления, ведь, став княгиней, она будет чувствовать себя в какой-то мере ответственной за деяния мужа.) Ну, а чтобы еще больше подчеркнуть нелепость поведения Ксении, автор призывает вспомнить строки из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «Шар приземлился, из него вышел пилот в голубом, а на пороге Пантеона появилась... девица в розовом. Они устремились друг к другу и взялись за руки. Я отвел глаза – мне стало неловко»[7].

Безусловно, если смотреть на героев классицизма с позиции сегодняшнего дня, они покажутся одномерными, прямолинейными, особенно положительные герои, поскольку отрицательные являются, как правило, более яркими типажами. И в советской школе детям говорилось о некоторой бледности и ходульности положительных персонажей эпохи классицизма. Говорилось и о морализаторстве, присущем подобным произведениям. А вот чего не было – так это попытки поставить все с ног на голову. Не говорилось, что единственный персонаж трагедии А.П. Сумарокова, вызывающий у читателя сочувствие, – это Димитрий Самозванец, которого автор недвусмысленно изобразил злодеем. И князь Курбский, который, как ни относись к личности Ивана Грозного, безусловно, совершил предательство, перейдя на сторону врага, не преподносился детям как «первый русский невозвращенец». Помните авторский отзыв о Данииле Заточнике? Вот и в пассаже про Курбского подбор слов весьма любопытен: «Шла Ливонская война. Очередное сражение Курбский проиграл. Это окончательно лишало его шансов заслужить царское прощение. И он предпочел эмигрировать (курсив наш. – Авт.) в Великое княжество Литовское – к военным противникам России. Спорный поступок с нравственной точки зрения? Безусловно. Но Курбский не был малодушным человеком, который думает только о спасении своей жизни. Оказавшись в относительной безопасности, он направил Ивану Грозному эпистолу, больше похожую на обвинительный акт»[8].

Не будем забывать, что жанр учебника весьма далек от жанра литературной эссеистики. Даже самый либеральный учебник, по сути, авторитарен – такое уж у него назначение. Он призван сообщать ученикам определенные установки: как относиться к произведению, его идеям, героям, автору.

Когда мы уяснили основные принципы «обновления гуманитарного образования в России», нам стало особенно любопытно, как автор управится с А.Н. Радищевым. Преодолеет ли «сопротивление материала»? Что и говорить, потрудиться пришлось усердно (хотели сказать «на совесть», но язык не повернулся). Были пущены в ход самые разные средства. Не будем останавливаться на уже упомянутых, лучше приведем примеры других.

Выравнивание. Этот прием манипуляции сознанием заключается в том, что на чем-то важном внимание фиксируется минимально, а чему-то малозначительному уделяется, напротив, неоправданно много. Что главное в «Путешествии из Петербурга в Москву»? За что автор был сослан в Сибирь? Казалось бы, все ясно. Во-первых, значительная часть книги посвящена описанию тяжкой, унизительной доли простых людей, их страданиям, их бесправию, причем это не просто бытописание, а страстное обличение несправедливости, произвола, подневольного труда. Но и это еще не все. Радищев не только кипит благородным негодованием, но и пытается, как принято теперь говорить, «найти конструктивное решение». И находит его в революции.

А что же находит читатель в учебнике Басовской? Как вы уже, наверное, догадываетесь, он не найдет там описания встречи с пахарем, который говорит, что у барина «на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов»[9], ни душераздирающей сцены торговли крепостными в селе Медное (а ведь это и в художественном отношении ярчайшая сцена!), ни рассказа крепостного Ивана, измученного издевательствами господ и воспринявшего рекрутчину как счастливое избавление. Нет здесь и хрестоматийных цитат. Например, таких: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем? То, чего отнять не можем, – воздух»[10].

На что же автор не пожалела страниц в главе, посвященной Радищеву? Шесть страниц из десяти занимает биография, из которой школьники могут почерпнуть «жизненно необходимые» подробности. Ну, например, что Александр Николаевич обучался в Пажеском корпусе по «всеобъемлющему плану академика Миллера, включавшему в себя даже курс сочинения комплиментов»[11], и, представьте себе, очень в этом преуспел, или что он был членом Аглицкого клуба, а потом «занял перспективное место в санкт-петербургской таможне»[12] и «за разработку экспортно-импортного тарифа даже получил бриллиантовый перстень от императрицы Екатерины»[13].

В принципе, в столь подробном жизнеописании нет ничего плохого. Если отвлечься от пропорции: шесть страниц на биографию, пять – на произведение. Из них на описание главного – страданий народа – отведено всего... четыре с половиной строки.

Интересно и обрамление, в котором подаются сии скупые строки. «В главе “Зайцово” он рассказывает о том, как крестьяне учинили самосуд над помещиком и его сыновьями»[14]. Далее следует краткая цитата из «Путешествия...». Затем спрашивается: можно ли оправдать эту жестокую расправу? «Я уверена, что нет…» – опережая ответ читателя, отвечает автор учебника, но все же потом оговаривается: «Была бы уверена, если бы один из персонажей “Путешествия...” только что не поведал мне во всех подробностях историю столкновения барина и мужиков»[15]. И только потом следуют те самые четыре с хвостиком строки: «Помещик и его сыновья изображены злодеями, чудовищами, господин асессор разоряет, морит голодом и зверски наказывает крепостных, его наследники похищают у жениха крепостную девушку и собираются совершить над ней насилие…»[16]. Ну, а за этим в конце пассажа звучит заключительный аккорд. Тоже цитата из Радищева: «...Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не приклонился на жестокость»[17].

Цитата эта, правда, взята из другого места. Сам Радищев заключает рассказ о расправе над помещиком совсем иначе. Крестьянкин, бывший председатель уголовной палаты, говорит: «Невинность убийц, для меня по крайней мере, была математическая ясность»[18]. На суде он произносит речь, в которой звучат такие слова: «Убиенный крестьянами асессор нарушил в них право гражданина своим зверством. <…> И крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения не имеют»[19]. Когда же суд не пожелал оправдать «невинных убийц», Крестьянкин ушел в отставку.

Об этом в учебнике ни ползвука! Как, впрочем, и о том, что многие истории, описанные в «Путешествии...», подлинны, документальны. Дело в том, что Радищев некоторое время служил протоколистом в Сенате, и в его департаменте производился разбор челобитных, поступавших от частных лиц. И об этом наиважнейшем факте в такой пространной биографии тоже не сказано ничего. Зачем? Это ведь пустяк по сравнению с членством в Аглицком клубе.

При разборе главы «Зайцово» применяется еще один психотехнический прием. Его принято называть приемом противопоставления. Он направлен на создание контрмнения читателя или зрителя. Для этого комментатор старательно подчеркивает точку зрения противоположную точке зрения автора. Е.Н. Басовская прибегает к этому приему очень часто. Помимо всего прочего, это сообщает книге несвойственный нашим учебным пособиям оттенок задушевности, разговорности – того, что, в свою очередь, располагает к ответному доверию. «Когда я перечитываю “Путешествие из Петербурга в Москву”, то не могу отделаться от неприятного ощущения: автору удается убедить меня. <…> Нет, я не хочу соглашаться с Александром Николаевичем Радищевым, когда он “зрит сквозь целое столетие” с надеждой, но я вынуждена признать его частичную правоту. <...> Когда-то в советской школе 70-х годов меня учили: Радищев призывает к революции. У нас тогда все писатели только тем и занимались, что к чему-нибудь призывали»[20].

О всех прочих писателях сейчас говорить не будем. А что касается Радищева... Беда в том, что он действительно призывал к революции.

И призывал очень явно и отчетливо: «...Прострите на... общественного злодея ваше человеколюбивое мщение. Сокрушите орудия его земледелия, сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам...»[21]. А вот еще:

Ликуйте, склёпанны [22] народы,

Се право мщенное природы

На плаху возвело царя [23] ... и т.д., и т.п.

Да, тут уж фрагментацией и противопоставлением не отделаешься. И тогда идет в ход тяжелая артиллерия. Скажем, берется такой отрывок: «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются, как скоты! <...> О! если бы рабы... разбили железом, вольности их препятствующим… и кровию нашею обагрили нивы свои! что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены»[24]. Ну что тут поделать? Как эти слова истолковать на другой, «правильный» лад? Оказывается, ничего сложного, если немного поработать с текстом: стоит убрать вопросительный знак после слов «что бы тем потеряло государство», поставить вместо него многоточие и опустить последнюю фразу, так мы получим совсем иную, прямо-таки апокалиптическую интонацию[25]. Дескать, невосполнимая утрата. И вообще все пойдет прахом. Улавливаете разницу? У картежников это называется «передергивать».

Или вот такой пассаж: «Подтвердилось и еще одно предсказание, которое обычно остается незамеченным при торопливом чтении “Путешествия...”: “Дошед до краев возможности, вольномыслие возвратится вспять”. Исторический опыт нескольких стран, в том числе и России, показал, что именно революции порождают самых страшных тиранов»[26].

А теперь откроем и неторопливо прочитаем А.Н. Радищева. Да, цитата на сей раз приведена точно. Вот только речь идет не о революции и тиранах, а о религии и суевериях, о разрушении религиозных норм и замене их схоластикой. И опять нам вспоминается А.С. Пушкин. Вернее, его «великое революционное предсказание»: «Октябрь уж наступил…».

Примеры можно множить и множить, но думаем, мы достаточно наглядно продемонстрировали важнейшую тенденцию нашего «обновленного образования», сплошной иллюстрацией которой является фактически вся эта глава.

Однако мы решили не жалеть на это места, поскольку, как нам кажется, взрослые люди должны знать, что именно вкладывают сейчас некоторые авторы в детские головы и души.

 

Международный проект «половое воспитание российских школьников» и национальная безопасность [27]

 

Проект реализуется Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Московским государственным педагогическим университетом, Институтом социологии РАН и голландской неправительственной организацией, название которой в основном тексте проекта не приводится, но в рабочем плане реализации проекта упомянут Институт здоровья и профилактики болезней (Нидерланды). Причем эта голландская неправительственная организация реально полностью руководит проектом.

Срок осуществления проекта – три года. Начало проекта – июнь 1996-го.

Для эксперимента выбрано шестнадцать пилотных школ. В 1996/97 учебном году там были запланированы подготовительные работы (в частности, проведение опросов учащихся), а в 1997/98 учебном году – введение полового воспитания в школьную программу. Эксперимент будет проводиться в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Красноярске, Архангельске, Ижевске, Ярославле. Симптоматично, что среди перечисленных городов нет городов Северного Кавказа или мусульманских республик, входящих в состав Российской Федерации. Вероятно, авторы проекта, предвидя неизбежное сопротивление данных регионов, предпочли «не дразнить гусей».

Один из инициаторов проекта – Российская ассоциация «Планирование семьи» (в нашей стране уже открыто около двухсот филиалов этой организации). Она, в свою очередь, является филиалом Международной федерации планирования семьи. Начало МФПС положила в 1921 году Американская лига по контролю за рождаемостью (лидер – Маргарет Сэнджер, основавшая феминистское движение, которое сейчас и в России очень поощряется зарубежными грантами). В то время федерацию больше всего беспокоила высокая рождаемость среди рабочих, бедноты и национальных меньшинств.

Эта организация сейчас проводит огромную работу по сокращению рождаемости в Мексике, Китае, Индии. Сеть филиалов МФПС раскинута в ста сорока странах мира.

В России в 1994 году на реализацию мероприятий программы «Планирование семьи» из федерального бюджета было выделено 22 миллиарда 800 миллионов рублей. Для сравнения скажем, что на программу «Дети-сироты» в том же году отпущено 415 миллионов рублей – в пятьдесят (!) раз меньше. Не говоря уже о том, что на детские завтраки и на зарплату многих родителей денег вообще не выделяется.

Отметим, что меры по планированию семьи направлены исключительно на сокращение рождаемости. Казалось бы, все должно быть наоборот в то время, когда рождаемость в нашей стране катастрофически падает, однако о социальных мерах, направленных на увеличение молодой семьи, нет ни слова. Зато о контрацептивных средствах и о «безопасном сексе» более чем достаточно.

Сама же Международная федерация планирования семьи руководима Фондом народонаселения ООН. Этот фонд, а также ЮНЕСКО (Комиссия ООН по вопросам образования, науки и культуры) и являются головными организациями данного проекта.

Программа полового воспитания пока рассчитана на детей 7-9 классов. Показательно, что в пресс-релизе Министерства образования РФ они упорно называются «молодыми людьми», хотя это дети-подростки двенадцати-пятнадцати лет. Вроде бы мелкая, но весьма симптоматичная для данного проекта манипуляция сознанием: предвидя, что наше общество еще не готово одобрить обучение детей «безопасному сексу», детей ловко включили в ту возрастную категорию, которая уже не подходит под статью «совращение малолетних».

Чем мотивируют необходимость данной программы?

В пресс-релизе Министерство образования РФ мотивирует необходимость введения полового просвещения школьников «резким ростом количества беременностей, абортов и заболеваний, передающихся половым путем, среди подростков, участившимися случаями сексуального насилия». «Кроме того, – добавляют авторы, – с экранов телевизоров, видеомагнитофонов, со страниц газет и журналов на молодых людей обрушился поток порнографии и полупорнографии».

Почему-то, сетуя на засилье порнографии, Министерство образования не призывает ее запретить, а фактически обязывает школу обучать детей тому же самому, но более системно и квалифицированно. «Именно в школе… – говорится в пресс-релизе, – ученики будут систематически получать всесторонние, исчерпывающие знания в этой области». Дескать, пожалуйста, на здоровье, но грамотно!

Какое же общественное мнение формируется по данному вопросу?

Приблизительно такое:

· школа будет рассказывать детям, «что они не родились в капусте»;

· говорить о вреде абортов;

· учить пользоваться контрацептивами, чтобы не забеременеть и не заразиться венерическими болезнями.

Вроде бы благие начинания. Хотя сразу же возникают три вопроса:

1. Почему не хотят внушать – прежде всего с помощью священнослужителей, – что детям не следует вступать в ранние половые связи, а собираются учить их грамотно это делать, таким образом давая, по сути, индульгенцию на детский секс?

2. Почему надо просвещать всех разом, а не разбираться с отдельными случаями? (Для чего, в частности, и существует школьный психолог.)

3. Почему этот предмет называется «половое воспитание», а не «техника секса»?

Значительную часть программы занимает подробное изучение всех существующих видов половых извращений, проституции, онанизма. Обучение будет проходить не только с помощью учебников, но и наглядных пособий, а также полоролевых игр. Неизвестно, что является большей непристойностью: порнографический фильм или учебное пособие под названием «Ваш друг презерватив», случайные сведения, полученные в подворотне или картинки из учебника, на которых показано, как именно половой член располагается во влагалище женщины во время полового акта.

Хочется отметить, что подробные и разносторонние знания по сексологии дети будут получать на фоне сокращения школьной программы по русской литературе, русскому языку, отечественной истории.

О добровольности занятий в проекте не упоминается. (Более того, высоко ценится пример одной из скандинавских стран – Швеции, где половое воспитание по закону проводится с детского сада без согласия родителей.)

В проекте говорится, что он «принесет пользу в области полового воспитания всему сообществу школьных учителей и врачей. Он повысит нашу информированность о детерминантах сексуального поведения российских подростков и заполнит огромный информационный пробел в сексуальном образовании как у них, так и у их родителей и учителей».

В качестве образца успешного проведения данного проекта приводятся западные страны. Что ж, они действительно накопили за тридцать лет немалый опыт в этой области.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...