Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая четверть «три кита» в музыке - песня, танец и марш




При входе учащихся на первый урок во II классе (и во всех последующих классах) звучит музыка по выбору учителя. Она может стать своего рода символом музыкальных занятий. Это может быть «Школьный вальс» И. Дунаевского, «Школьная страна» Ю. Чичкова, «Музыка» Г. Струве, «Планета детства» А. Журбина.

Пусть ребята поразмышляют над проблемой: кто нужен для того, чтобы музыка получилась? Написанная, но не исполненная музыка еще не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже еще не вполне музыка. Настоящей (искусством как частью жизни) музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для всех людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.

Слова «композитор», «исполнитель» и «слушатель» ребята назовут сами в ответ на наводящие вопросы учителя. Неизвестно, станет ли кто-нибудь из учеников этого класса композитором или исполнителем, но слушателями музыки будут обязательно все. Чтобы стать композитором, надо учиться; чтобы стать исполнителем, тоже надо учиться; чтобы стать хорошим, настоящим слушателем, тоже надо учиться, только, конечно, не так, как учатся будущие композиторы и исполнители.

После такого начала можно приступать к главной теме первого урока (и четверти) — «Три кита» вмузыке». Сначала можно коротко рассказать древнюю легенду про трех китов, на которых будто бы Земля держится, и о смысле этого выражения сегодня («три кита» — три основы), затем о «трех китах» в музыке: не называя их, учитель играет на фортепиано (баяне или аккордеоне) простейшие образцы марша, танца и песни (Здесь возможны аналогии с ритмом шага, сердцебиения, дыхания.). Как правило, даже по первым тактам дети сразу же понимают, что звучит марш, и тут же произносят это слово, после марша — танец и, наконец, песня. Ребята сами называют всех «трех китов» и убеждаются, что давно и хорошо с ними знакомы.

Учащиеся слушают музыкальные образцы этих трех основных, широко распространенных в жизни сфер музыки и, возможно, впервые осознают, что марш — это не обязательно движение марширующего под музыку человека, танец не обязательно движение танцующего под музыку, песня не обязательно то, что со словами поется. Марш, танец и песня становятся для них тремя разными типами (характерами) музыки.

Опыт показывает, что ребята легче и скорее определяют «китов» именно в указанном выше порядке (марш — танец — песня). Если начать с песни, то на вопрос: «Что это за музыка?» или «Какая это музыка?» — они обычно думают, что должны сказать название этой музыки (песни). Если данная песня им незнакома, они, естественно, не могут это сделать и молчат. Если же песня оказалась знакомой, немедленно произнесут ее название или первые слова. Сказать просто, что это песня, им не приходит в голову. С маршем таких затруднений обычно не возникает. После звучания танца всегда говорят (в зависимости от того, что прозвучало): вальс или полька. На повторный вопрос учителя: «А что такое вальс и полька?» — обязательно ответят: «Танец!»

После прослушивания марша (например, «Марша» С. Прокофьева) учитель предлагает учащимся промаршировать так, как подсказывает характер музыки (четко, легко, озорно).

Как образец танца можно предложить «Итальянскую польку» С. Рахманинова. Услышав музыку, ребята, вероятно, определят, что это танец-полька, отметят особенности, которые отличают ее от знакомых им песен: подвижность, легкость звучания, яркие ударения (акценты). При повторном звучании польки они могут легкими хлопками в ладоши или игрой на бубне подчеркнуть самые яркие звуки мелодии, придающие особый задор этой музыке.

Исполнение песен (например, русской народной «Во поле береза стояла» и «Песни о школе» Д. Кабалевского) на первом уроке должно быть лишь намечено. Добиваться же с самого начала занятий интонационной точности надо очень осторожно, без нажима. Тем более не следует акцентировать внимание на учащихся, интонирующих нечисто. Надо учитывать, что даже незначительное замечание учителя может обернуться большим огорчением для ученика, а начинать занятия искусством с огорчений нельзя!

Главная задача первого урока — помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки марша, танца и песни.

На последующих уроках рассматриваются всевозможные жизненные обстоятельства, при которых звучат марши, танцы и песни. Желательно, чтобы примеры привели сами ребята.

Учитель обращает внимание первоклассников на сходство и различие разнообразной музыки маршей, показывает примеры маршей: для спортсменов («Футбольный марш» М. Блантера), для сол-Дзт («Встречный марш» С. Чернецкого), для игрушек («Марш дереревянных солдатиков» П: Чайковского). Все эти определения должны дать сами ребята в результате вслушивания в характер музыки, размышления и, может быть, даже спора. В дальнейшем можно предложить учащимся узнать знакомые марши в новом звучании — на фортепиано.

На примере «Трех вариантов марша» Д. Кабалевского дети поймут, что из одной и той же музыки можно сделать три различных марша. Они сами смогут определить характер каждого варианта и попытаются найти признаки, по которым отличили марш для физкультурников или солдат от марша для школьников и от марша для игрушечных солдатиков по сходству и различию (музыка громкая или тихая, музыка побыстрее или помедленнее, потяжелее или полегче), а также исполнить музыку движением, характерным для каждого вида марша.

В центре одного из уроков может быть исполнение «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского в виде парада игрушек, в центре другого — исполнение «Трех вариантов марша» (для взрослых, детей, игрушек).

Вслед за маршем центром уроков становится танец. Вслушиваясь в музыку танцев, нужно определить разницу; между плавным характером вальса («Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского) и веселым, задорным характером польки, «Камаринской» и т. д.

Пусть ребята попытаются найти характерные признаки танцевальной музыки для взрослых, детей и игрушек. Этому поможет пластическое интонирование музыки. Прослушав «Вальс-шутку» Д. Шостаковича и «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского, ребята должны попытаться сами решить, кто мог бы танцевать под эту музыку — взрослые, дети или куклы (по аналогий с тремя вариантами марша) — и кого она может изображать. Педагог Должен выяснить, почему они пришли к тому или иному выводу. Учитывая, что перед классом будет поставлена такая задача, учитель, конечно, не должен заранее говорить, как эти пьесы называются.

При слушании «Камаринской», русской народной плясовой песни, не произнося слова «вариации», следует обратить внимание ребят на то, что ее мелодия каждый раз звучит по-новому, и подчеркнуть это исполнение в ансамбле (четырехручие, бубны, деревянные ложки и др.).

Учащихся можно познакомить со звучанием старинной танцевальной музыки (например, «Волынка» И.С. Баха, «Тамбурин» Ж. Рамо), они могут принять участие в ее исполнении (четырехручие, детские инструменты).

Игровую попевку «Первый класс» Д. Кабалевского можно исполнить как разговор учителя со всем классом или разговор двух групп класса.

Песня — самый важный и самый главный «кит», вид музыки, хотя разговор о песне и возник после марша и танца. Объяснение учителя должно основываться на том, что песня всегда мелодия (напев), а мелодия — важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе и танцевальной, и маршевой (почти любой танец и марш можно спеть или, во всяком случае, напеть).

Обратить внимание на мелодию песни «Сурок» Л. Бетховена как пример простой, но очень яркой, выразительной мелодии. По желанию ребят песню можно исполнить в ансамбле с учителем.

На примере фортепианной пьесы Г. Гладкова «Колыбельная» надо напомнить учащимся, что песня вовсе не обязательно поется человеком (об этом шла речь уже на первом уроке), что песню можно сыграть почти на любом музыкальном инструменте (композиторы иногда так и называли свое сочинение для какого-нибудь инструмента или для оркестра — «Песня без слов»).

Можно предложить детям прослушать «Арию» В.А. Моцарта, а затем исполнить ее в виде композиции (пение учителя и учеников, игра учителя на фортепиано).

Необходимо разучить с ребятами различные колыбельные песни - как народные («Не летай, соловей», русская народная), так и композиторские («Гуленьки, гуленьки» А. Лядова, «Синеглазка» В. Кикты). Это поможет им прочувствовать характерные особенности песенной музыки — ее певучий, плавный, протяжный характер.

Проблему встречи «китов» учащиеся решают самостоятельно на примере произведения, в котором сочетаются разные виды музыки («Пусть всегда будет солнце!» А. Островского, «Веселые путешертвенники» М. Старокадомского, «Катюша» М. Блантера).

После звучания. например, песни «Пусть всегда будет солнце!» вопрос учителя: «Что это — песня, марш или танец?» — неминуемо вызовет в классе «творческий конфликт», спор. Такого рода «конфликты», споры очень развивают слух и мышление детей, поэтому учитель должен не только не избегать, но, напротив, поощрять их возникновение. Лишь после того как сами ребята придут, к определенному выводу, что это и песня, и марш (т. е. песня-марш, или маршевая песня), педагог должен сказать о том, что «киты» часто встречаются вместе, образуя то песни-маршй, то песни-танцы, то танцы-марши (или марши-танцы) и даже песни-танцы-марши.

На примере песни А. Филиппенко «Веселый музыкант», попевки «В нашем классе» показать, как одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, а затем в марш. При исполнении отметить особенности каждого варианта различным характером звучания голосов (плавно, отрывисто, подчеркивая каждый шаг).

При исполнении «Танца с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского на фортепиано рекомендуется в 1-й и 3-й частях подчеркивать более тяжелый шаг (шествие), а в средней — легкую танцевальность, с тем чтобы ребята лучше вслушивались в эту музыку и сами определяли, что в ней сочетается танец с маршем.

Развивая тему «Канты» встречаются вместе», можно напомнить учащимся, как на военных парадах, спортивных праздниках известные песни превращаются в марши (их играет духовой оркестр, но никто не поет) и почти любая «вальсовая песня», исполненная без пения, сразу же превращается в танцевальную музыку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...