Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный музыкальный материал




Кармен. Опера. Ж. Бизе. Марш мальчишек.

Сурок. Л. Бетховен.

Зайчик дразнит медвежонка. Д. Кабалевский.

Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Крокодил и Чебурашка, попевка. И. Арсеев.

Спящая красавица. Балет. П. Чайковский. Кот в сапогах и Белая кошечка.

Совенок. Р. Шуман, русский текст Я. Родионова.

У меня ль во садочке, русская народная песня в обработка Н. Римского-Корсакова.

Первый класс. Д. Кабалевский, стихи С. Маршака.

Русская пляска. Т. Попатенко.

Походная песня. Л. Бетховен, русский текст Т. Сикорской.

Калинка, русская народная песня.

Лебединое озеро. Балет. П. Чайковский. Танец с кубками.

Тень-тень. В. Калинников, слова народные.

Игра в гостей. Д. Кабалевский, стихи Н. Рахилло.

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Тема и вариации на марш Дресслера. Л. Бетховен.

Первая утрата. Р. Шуман.

Маленькая сказка. А. Гречанинов.

Вроде вальса. Н. Мясковский.

Сказочка. С. Прокофьев.

III КЛАСС

Предварительные замечания

Освоение новых тем в III классе по возможности должно опираться на музыку, уже знакомую по II классу, и лишь затем на новый музыкальный материал. Смысл и преимущества такого метода занятий, условно названного методом «забегания вперед и возвращения к пройденному», были уже разъяснены в «Предварительных замечаниях» к программе II класса. В III классе этот метод, естественно, получит значительно большее развитие, и значение его будет возрастать в каждом следующем году обучения, так как темы будут постепенно усложняться, а запас накопленного материала непрерывно увеличиваться.

Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» значительно облегчит и в то же время обеспечит более успешное усвоение новых, более серьезных по сравнению со II классом тем.

Так, тема «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» будет легко усвоена учащимися на такой хорошо знакомой им музыке, как «Весело. Грустно» Бетховена (игровая танцевальность «Весело» и песенность «Грустно»).

Тема «Интонация» станет сразу же понятна при слушании или исполнении любой знакомой песни и при повторном слушании и разборе такого рода простых пьес, как «Резвушка», «Плакса», «Злюка» Д. Кабалевского.

Тему «Развитие музыки» очень хорошо начать с возвращения к симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», установив связь между развитием событий в самой сказке и соответствующими изменениями (развитием!) музыки. Теперь, при повторном слушании «Пети и волка», ребята будут слушать уже не только знакомые им по II классу темы-образы (и их оркестровое звучание — тембры), но и то, как эти темы-образы развиваются в связи с развитием сюжета сказки, событий, о которых в ней рассказывается.

На знакомом материале можно продолжить и изучение темы «Построение (формы) музыки» (отчасти уже начатой во II классе). Так, разные типы двухчастной формы раскроются перед учащимися не только в песнях с отчетливо очерченными запевом и припевом, но и в инструментальных пьесах, состоящих из двух контрастных частей, например «Неаполитанская песенка» П. Чайковского. Различные типы трехчастности можно пояснить и на «Марше» С. Прокофьева, и на «Кавалерийской» Д. Кабалевского. К вариационной форме можно подойти через простейшее варьирование учителем сопровождения к простым попевкам. Путем добавления нового материала («эпизодов») к попевке «Мы — второклассники» в процессе исполнения самими ребятами возникнет форма рондо, которая благодаря такому методу ее изучения усваивается ребятами легко и прочно.

На знакомых, наиболее простых по мелодике и ритму попевках и песнях можно постепенно начать в III классе переход oт обучения умению вслушиваться в музыку и исполнять ее по слуху к обучению умению читать ноты, написанные на доске, и петь по нотам (опираясь на «забегания», которые уже проводились во II классе).

Во второй четверти года можно начать заниматься импровизацией, опираясь на понимание того, что такое интонация и как из нее вырастает мелодия. Импровизация, в которой ученик буде: строить мелодию на определенный текст, исходя лишь из самой лаконичной интонации, заданной ему учителем, весьма способствует творческому развитию. При таком подходе импровизация становится более осознанной, целеустремленной и значительно успешнее противостоит штампу и инерции, которые слишком часто бывают присуши ей по принципу «продолжения и окончания мелодии, начатой учителем». Выращивание мелодии из интонации-зерна — процесс более сознательный, активный и потому более творчески развивающий, дающий воображению и фантазии учащихся большую свободу. Ведь интонация — это только толчок, стимул для работы творческого воображения, внутреннего слышания мелодии.

Несмотря на то что в IIIклассе возрастает удельный вес познавательных элементов музыкальных занятий, уроки музыки должны оставаться часами живого искусства, эмоционально волнующими, увлекательными, жизнерадостными, нерасторжимо связанными с жизненными впечатлениями учащихся.

Третий год обучения надо завершить так же, как был завершен и второй гол: уроком-концертом для родителей и учителей Программа этого концерта, как и во II классе, должна формироваться самими учащимися под руководством учителя из наиболее полюбившихся детям сочинений. И пусть ребята уйдут с заключительного урока-концерта как с радостного праздника музыки!

Задание на лето должно быть таким же, как и во II классе слушать музыку, где бы ни встретили ее, пытаться размышлять о ней, как размышляли о музыке в течение всего года в классе, а осенью рассказать всем ребятам о самых интересных «встречах ч музыкой», какие за летнее время состоялись.

Первая четверть ПЕСНЯ, ТАНЕЦ И МАРШ ПЕРЕРАСТАЮТ В ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ

И МАРШЕВОСТЬ

Начать уроки первой четверти желательно с рассказов ребят об их летних музыкальных впечатлениях. Если рассказы эти нуждаются в разъяснениях, учитель должен сделать это, обобщая тему, затронутую учащимся, чтобы рассказ одного ученика стал интересным и поучительным для всего класса.

Надо обязательно дать слово всем, кто приготовил рассказ (в соответствии с полученным на лето заданием), иначе в душе ребенка может остаться чувство неудовлетворенности и даже обиды, а этого допускать нельзя. Рассказы ребят желательно перемежать хотя бы небольшими фрагментами музыки: если это окажется возможным, пусть рассказчик или даже весь класс споет песню, о которой идет речь, а учитель сыграет сам что-либо, относящееся к тому или иному рассказу. При умелом ведении беседы она может стать увлекательной, насыщенней живой музыкой, размышлениями о ней.

При такой форме ведения урока обнаружит себя и будет развиваться очень нужное и важное для человека умение наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем.

Чтобы напомнить главную тему II класса («Три кита...») и одновременно подчеркнуть, что она не исчерпана, а будет развиваться и дальше, пусть на первом уроке прозвучат уже знакомые образцы песни, танца (пляски) и марша.

Приступая к основной теме первой четверти — «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», надо дать учащимся прослушать в классе три фрагмента из Симфонии № 6 П. Чайковского или из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина. Затем спросить ребят: не слышат ли они в этой музыке что-либо близкое к песне, танцу или маршу? Весьма вероятно, что поначалу мнение не будет единодушным. Однако, внимательно вслушиваясь в музыку, постепенно школьники обязательно придут к выводу, что, хотя эти эпизоды не являются ни песней, ни танцем, ни маршем, музыка одного похожа на песню, другого — на танец, третьего — на марш.

Здесь и можно сказать о том, что из песни, танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые имеют в музыке огромнейшее значение и которые мы всегда хорошо слышим и чувствуем: песенность — когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения; танцевальность — когда музыка пронизана ритмами, идущими от танцев (польки, вальса, различных народных танцев), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее танцевать; маршевость — когда музыка пронизана маршевыми ритмами (походными, торжественными, траурными и т. д.), но не обязательно предназначена для того, чтобы под нее маршировать.

Развивая тему «Песенностъ», можно обратиться к оркестровому вступлению ко второй картине I действия балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина («Ночь»), в звучании которого ясно ощущается песенный характер (мягкое покачивание мелодии даже несколько напоминает колыбельную песню).

Произведения на этих уроках предпочтительно брать медленные, распевные, чтобы они подчеркивали основное качество песенности — певучесть, мелодичность.

Мелодии из произведений Э. Грига и М. Глинки («Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин») можно петь без слов, на какой-либо гласный звук. Это подчеркивает и делает более наглядным песенный характер исполняемой музыки — поется не песня, а песенная мелодия. Очень важно, чтобы ребята прониклись красотой, мужественностью арии Сусанина и собственным исполнением постарались передать ее напевный характер. Обратите внимание учащихся на необыкновенную певучесть главной мелодии «Утра» Грига, ее устремленность ввысь с. постепенным просветлением музыки.

Можно исполнить песню «Скворушка прощается» Г. Попатенко, которая послужит примером мелодичной, распевной музыки.

При развитии темы «Танцевальность» в вокальной и инструментальной музыке ярким примером танцевальности станет «Арагонская хота» М. Глинки. Эта симфоническая музыка построена на интонациях испанского народного танца «хота». Пусть дети услышат музыку в оригинальном звучании народного исполнителя, в фортепианном и оркестровом звучании, а затем сами примул участие в ее исполнении (бубны, тамбурины, кастаньеты).

Танцевальную песню «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца для контраста можно сопоставить с напевной, протяжной песней, например «Скворушка прощается» Т. Попатенко.

Танцевальность пронизывает всю знакомую ребятам по II классу сцену из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, которую желательно исполнить.

Раскрывая тему «Маршевость», можно разучить с ребятами мелодию из 3-й части Симфонии № 5 Л. Бетховена (слоги, на которые ее лучше исполнять, учащиеся находят сами). Необходимо напомнить детям, что с музыкой этого композитора они начали знакомство уже во II классе («Сурок», «Весело. Грустно», «Тема и вариации на марш Дресслера» и т. д.). Слушая эту новую для них музыку, они ощутят ее сильный, мужественный характер. Следует сказать, что в произведениях Бетховена они часто смогуг услышать героическое звучание. Симфония № 5 — один из самых ярких образцов именно такой музыки.

Контрастом к бетховенской музыке может прозвучать сатирическая, высмеивающая глупого царя Гороха музыка Р. Щедрин(фрагмент «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок»), а также торжественная, жизнеутверждающая музыка из 3-й части Симфонии № 6 П. Чайковского.

Обратите внимание ребят на маршевые ритмы музыки, подчеркивающие характерные черты художественного образа — твердость характера, мужественность, героизм. Важно, чтобы ученики поразмышляли над тем, какие стороны жизни, чувства человека способна воплотить маршевая музыка, и постарались передать их в своем исполнении.

Так же как мы встречались с песнями-танцами и песнями-маршами, мы будем встречаться с музыкой песенно-танцевальной (хотя это будет и не песня, и не танец) и песенно-маршевой (хотя это будет и не песня, и не марш). Примерами песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки могут служить полонез и прелюдии Ф. Шопена.

Полонез Шопена, под музыку которого можно входить в класс, исполняется так, чтобы ребята сами почувствовали в нем и торжественную поступь, и танцевальный характер. Вот почему полонез называют танцем-шествием.

Характер музыки обеих прелюдий, как обычно, ребята определят сами; изящную танцевальность Прелюдии № 7 и траурную маршевость Прелюдии № 20. При этом надо помочь детям заметить, что танцевальность в одной из этих прелюдий и маршевость в другой сочетаются с песенностью (по аналогии: песня-танец, песня-марш). Учащимся полезно узнать, что в прелюдиях ярко выражены две важнейшие стороны творчества Шопена. В одной — его нежная любовь к музыке своего народа: к польским народным песням и особенно танцам (в частности, к мазурке), во второй — мужественность, сближающая порой его музыку с музыкой Бетховена, печаль, которую он испытывал, думая о страданиях угнетенного польского народа.

Обобщение темы первой четверти. Утверждение мысли о том, что если в музыке большую роль играют песня, танец и марш, то еще большую роль играют в ней песенность, танцевальность и маршевость. Именно эти свойства музыки и делают ее близкой, доступной и понятной даже малоопытным слушателям. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на широчайшие музыкальные просторы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...