Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный музыкальный материал




Детский альбом. П. Чайковский. Неаполитанская песенка.

Итальянская полька. С. Рахманинов,

Песенка о капитане (песенка Паганеля из кинофильма «Дети капитана Гранта»). И. Дунаевский, стихи В. Лебедева-Кумача.

Симфония № 6. П. Чайковский. Главная тема 3-й части.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ. Песня Сольвейг.

Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Ария Сусанина.

Я рисую море. В, Тугаринов, стихи В. Орлова.

Макароны, итальянская народная песня.

Скворец на чужбине. Т. Попатенко, стихи Г. Ладонщикова.

Возвращение скворца. Т. Попатенко, стихи Г Ладонщикова.

Рондо-марш. Д. Кабалевский.

Болтунья. С. Прокофьев.

Зачем нам выстроили дом. Д. Кабалевский, стихи В. Викторова.

Классное рондо, попевка.

Мы — третьеклассники, Мы — мальчики, Мы — девочки, попевки.

Спящая княжна. Стихи и музыка. А. Бородина.

Во саду ли, в огороде, русская народная песня.

Я на камушке сижу, русская народная песня, обработка Н. Римского- Корсакова.

Во поле береза стояла, Со вьюном я хожу, русские народные песни.

Аи, на горе дуб, дуб, русская народная песня, обработка С. Благообразова.

Пастушья народная песня, французская народная песня.

Камертон, норвежская народная мелодия, русский текс. Я. Серпина.

Камаринская, русская народная песня-пляска.

Детский альбом. П. Чайковский. Камаринская.

Камаринская. Фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка. Фрагмент.

Крокодил и Чебурашка. И. Арсеев.

Конек-Горбунок. Балет. Р. Щедрин. Девичий хор.

Элегия. Ж. Массне.

Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка. Марш Черномора.

Пер Гюнт. Сюита. Э. Григ. Танец Анитры.

Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

IV КЛАСС

Предварительные замечания

В прежнем варианте программы для III класса (а сейчас - для IV) каждая учебная четверть имела свою тему. В изменившихся социальных условиях, когда значительно усилился интерес к изучению отечественного музыкального искусства (как профессионального, так и народного), естественной и органичной стала «перепланировка» учебных тем, их укрупнение и объединение вокруг таких тем, как «Музыка моего народа» (первое полугодие) и «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (второе полугодие).

Благодаря, расширению рамок темы «Музыка моего народа» становится возможным включение большего количества музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности детей. Произведения берутся не только из предлагаемого списка музыкального материала, но и из репертуара программ последующих классов (золотого фонда русской музыки) с целью более углубленного знакомства с ними в средней школе. Прежде всего надо назвать многочисленные образцы музыкального фольклора, как аутентичного (подлинного), так и стилизованного, а также произведения русской и зарубежной классики, такие, как: увертюра из оперы «Руслан и Людмила», романс «Жаворонок» М. Глинки; фрагменты из «Богатырской» симфонии и Ноктюрн из Квартета № 2 А. Бородина; пьесы из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» и «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова; фрагменты из произведений П. Чайковского и др.

При изучении темы «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», как было предложено в предыдущих изданиях программы, становится возможным знакомство с музыкой народов, соседствующих с Россией, а также народов европейских стран, Африки, Америки. При этом следует напомнить, что основным методическим приемом при изучении музыкальной культуры разных народов может стать прием «тождества и контраста» (по Б. Асафьеву) — нахождение сходства и различия между музыкой своего народа, в данном случае русского, с музыкой других народов; поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка, нашедших свое выражение в таких средствах музыкальной выразительности, как мелодика, ритм, лад, гармония, тембр, фактура, оркестровка и пр. В связи с этим значительно расширяются возможности включения в уроки нового музыкального материала. Важно, чтобы в процессе прохождения темы второго полугодия ребята поняли, насколько богата и многообразна музыкальная культура разных стран и народов.

Тема «Композитор — исполнитель — слушатель» (Музыкальный материал четвертой четверти прежнего издания рассредоточен по урокам второго полугодия, включен в подтемы.), ранее завершавшая блок начальной школы, проходит теперь сквозной линией в обеих темах программы IV класса. Это никоим образом не умаляет ее значения в музыкальном образовании школьников, а, наоборот, дает возможность в течение года постепенно из урока в урок обобщать первоначальные представления и знания ребят о творчестве ряда композиторов-классиков, их сочинениях и их исполнителях, о народной музыкальной культуре разных стран; стимулирует формирование умений и навыков в области музыкального восприятия (слушание музыки; хоровое, ансамблевое, инструментальное, вокально-инструментальное музицирование).

Проблема взаимоотношений композитора — исполнителя — слушателя в IV классе рассматривается в более широком смысле, чем в I, когда учитель выяснял с детьми, кто нужен для того, чтобы музыка получилась. (Композитор — исполнитель — слушатель.) Теперь на первом же уроке в IV классе можно поставить перед учащимися более сложные вопросы, на которые они будут отвечать в течение всего года: что вы узнали о композиторах? (Там, где занятия музыкой включали опыты импровизации, вопрос этот мажет быть естественно расширен так: «Что вы узнали о композиторах и научились ли сочинять сами?» (Или: Как вы научились сочинять сами?»). Что вы узнали об исполнителях и как научились исполнять сами? Что вы узнали о слушателях и какими слушателями стали сами?

Следует отметить, что все три составные части этой проблемы должны рассматриваться как единое целое, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием детьми и пониманием того, как они сами ее исполнили. Под словами «кем и как музыка сочинена» имеется в виду не только имя композитора, характер сочинения и его форма, но и многое другое, о чем шла речь в течение всех лет. Под словами «кем и как исполнена» имеется в виду и состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), и многостороннее понимание характера исполнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...