Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Так, в общем виде, можно вкратце описать существовавшие до настоящего времени представления гуманитарной науки о теле и душе.




Среди сторонников теории дуализма есть полностью согласные с теорией отрицания. Однако они все же добавляют к телу вечную духовную сущность, называемую «душой»: она-то и облачается, по их мнению, в механизм тела. Душа, утверждают они, является сутью человека, а механизм тела – лишь ее оболочкой.

Так, в общем виде, можно вкратце описать существовавшие до настоящего времени представления гуманитарной науки о теле и душе.

 

Описанные теории не основываются на ясном постижении духовного, и поэтому не способны установить, что означает само понятие «человек». Ведь что, в сущности, у нас есть в мироздании? Есть я и то, как я ощущаю себя самого и мироздание вокруг себя, то есть окружающую меня среду: неживую, растительную и животную природу, других людей и духовное, как я себе его представляю. Все это является моим ощущением самого себя, и, исходя из этого ощущения, я считаю, что чувствую нечто вне меня – окружающую меня реальность. В итоге, все сущее есть лишь человек и его ощущения. Может быть, сам мир и его картина и вовсе не существуют где-то вне меня, а просто я таким образом представляю себе то, что происходит у меня внутри. На самом деле, если бы мы знали, что означает само понятие «человек», нам стало бы понятно многое о реальности в целом – существует ли она в действительности, является ли она лишь моими представлениями или существует независимо от меня.

Все, что нам нужно – это изучить человека, и тогда мы поймем устройство мироздания в целом. Именно человек устанавливает, что реальность выглядит именно так. Человек определяет, что существует в действительности. Поэтому наша задача – исследовать, что заключено в понятии «человек». Тогда мы поймем, разделяется ли он на тело и душу или это только кажущееся нам разделение. Человеку кажется, что он разделяется на душу и тело, и точно так же ему представляется, что и реальность разделяется на него самого и на окружающий его мир, который тоже подразделяется на разные уровни. Все это мы сможем узнать и понять только при условии, что будем изучать самого человека.

В каббале мы постигаем, что не было создано ничего, кроме желания получать. Когда же мы смотрим со стороны, противоположной началу творения, нам представляется, что все разделяется на множество частей, образов и картин. На самом деле – это все разные меры того же самого желания получать со всевозможными наполнениями в нем.

Нам представляется, что существует так называемое материальное вещество, которое воспринимается нашими физическими органами чувств. Но и эта материя – лишь желание получать, ощущающее различные виды своего наполнения, данные нам в иной форме по сравнению с духовной. В духовной форме желание получать работает с намерением ради отдачи, подобно Создателю, подобно свету. Имеется и противоположная Творцу форма желания получать, и она называется «этот мир». Но в итоге, все это только желание получать.

Человеку кажется, что существуют неживая, растительная и животная природа этого мира, различные виды материи. На самом деле – это тоже желание получать, только нам, в наших органах чувств, представляется, что это другая реальность, отличная от духовной. Нам кажется, что есть существенное различие между неживой природой, растениями и животными. В действительности, отличие состоит лишь в том, что желание получать в них находится на разных уровнях. Так же разделяются и ступени в духовном мире. Иными словами, в реальности нет ничего, кроме желания. Но различные виды желания, его уровни и типы воспринимаются нами – одни как материальные, другие – как духовные, одни осязаемы, а другие не ощущаются нашими органами чувств. Желание насладиться одного вида мы называем телом, а другой его вид мы называем душой. В наших пяти органах чувств желание получать представляется нам как наше биологическое тело и объекты неживой, растительной и животной природы. По сути же, все это является тем же желанием получать. Творение, как говорит Бааль Сулам, от начала и до конца, за исключением наполняющего его Высшего света, представляет собой различные меры желания получать.

Если так, то существует ли вообще какое-либо существенное отличие между телом и душой? Если все относится к желанию получать, и мы должны говорить только о его видах, то какой вид желания получать мы называем телом, а какой – душой, разделяя его, таким образом, на материальное и духовное?

 

 

1. 4. Тело и душа как научные понятия

 

Наука каббала призвана раскрыть для своих последователей Высший мир, причем раскрыть с той же явственностью и достоверностью, с какой естественные науки раскрывают наш мир. Все известное нам о Высшем мире получено учеными-каббалистами в результате непосредственных опытов и исследований на себе как на материале. Поэтому в науке каббала нет ни одного слова, которое имело бы теоретическую основу: все излагается лишь как результат практического постижения. Очевидным для всех фактом является то, что человек по своей природе подвержен сомнениям, и любое заключение, которое человеческий разум определяет как очевидное, по прошествии времени подвергается сомнению, вследствие чего умножается сила теоретизирования и находится другое объяснение прошлым фактам, которое, в свою очередь, на некоторое время становится очевидным.

Если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: вчерашняя очевидность обращается сегодняшними сомнениями, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра, так что в рамках абсолютной очевидности невозможно прийти к уверенному умозаключению больше, чем «на сегодняшний день».

В каббале действует тот же принцип, что и в науках, существующих в рамках нашего мира, где исследования проводятся с помощью наших пяти органов чувств. Это принцип: «Нет у судьи ничего, кроме того, что видят его глаза». (Трактат Бава Батра, 131: 1) Все, что мы делаем, сводится к сбору опытных данных, на основании которых мы хотим составить для себя ясную и связанную воедино картину. Человек желает знать, какие связи существуют между частями творения, в соответствии с какими формулами и под управлением каких сил действует природа.

 

 

Знание, полученное нами в результате изучения и исследования, остается верным только на сегодняшний момент, а завтра мы можем добавить к нему дополнительные данные и получить более четкую картину. То, что сегодня казалось нам очевидным, завтра будет или признано частично верным, или вообще отвергнуто, поскольку мы увидим, что эти данные получены либо случайным образом, либо верны при каких-то ограниченных условиях и не доказывают общей закономерности.

Так мы продвигаемся во всех научных исследованиях. Так же действует и ученый-каббалист: он исследует развитие своих духовных органов чувств (их тоже пять), которые в совокупности называются духовным парцуфом, подобно нашему телу, обладающему пятью органами чувств и оснащенному приборами, расширяющими наши естественные способности восприятия. Когда каббалист приобретает новую способность восприятия, она тоже включает в себя пять частей, пять чувств, пять сфирот, пять видов ощущения. На этом строятся все его знания и постижения.

Информация все время меняется, и мир не просто постоянно расширяется, но и полностью меняет свои ценности. Поэтому мы ограничены в возможностях исследования этого мира с помощью обычных наук, действующих в рамках пяти физических органов чувств и основанных на телесном желании получать. Мы меняем свои теории и заключения, сделанные на основе опытных данных, по мере того как эти данные накапливаются и приводят к открытиям новых закономерностей, иных законов природы. Мы никогда не можем знать самого общего, объективного, идеального закона, существующего вне нас и действительно определяющего происходящее в природе.

Исследование явлений окружающей природы на неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира дают человеку повод размышлять о более глубокой части мироздания, которую он не ощущает. Разумеется, научные исследования не касаются души – о ней рассуждают, лишь основываясь на изучении материи. Поэтому три вышеприведенные концепции о душе и теле не могут считаться объективными.

Каббалисты же, достигая восприятия духовной части, получают возможность исследовать непосредственно душу. Они воспринимают ее так же, как ученые воспринимают материю со всеми ее свойствами, открывая и изучая законы ее существования во всех, даже самых сложных, формах. Постигая духовный материал и его форму – свет, облачающийся в этот материал, каббалисты исследуют его так же, как ученые исследуют физическую материю. Именно поэтому на их выводы можно полагаться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...