Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники древнекитайской истории




Вопрос

Китайская история, пожалуй, одна из старейших в мире, ее возраст насчитывает пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до начала нашей эры. Предположительно, боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян.

Китай. Начало пути.

Археологические находки недавнего времени показали, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (около 400 тысяч лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Вероятно, синантроп пришел с северо-востока. Вокруг скелетов древнего человека были найдены различные мелкие безделушки. Обитателям поселения были известны методы окрашивания. На одной из костей имеется гравировка. Другие палеолитические находки были обнаружены ближе к внешним границам современного Китая.

Довольно много данных было получено относительно трех культур. Первой и самой значительной была северная, которая охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии. Второй была западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани. И, наконец, третьей является южная культура, располагающаяся на территории современного Гуанси-Чжуанского автономного района. Развитие первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен.

Отсутствие древних археологических находок в центральных районах Китая, возможно, является случайностью или объясняется недостаточностью систематических археологических исследований. Однако общая картина, которую можно составить на основе изучения других ранних культур в соседних с Китаем странах, не противоречит тому, о чем повествуют древние мифы. Изучение древних китайских традиций указывает на возможность существования в приграничных зонах Китая нескольких культур, слияние которых стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.

Историки выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (3 - 2 тысячелетия до н.э., названа так по месту первых находок в провинции Хэнань). Размещение поселений этой культуры свидетельствует о том, что люди обитали на территории, простирающейся от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние - ближе к периферии. Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с некоторыми образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство находок в Яншао с керамикой, обнаруженной в древнейшем центре изготовления керамических изделий - долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже - индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.

Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита - Луншань, - получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры имеются и в других районах провинции Шаньдун, и, кроме того, в провинциях Хэнань и Аньхой. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, наподобие существующей в настоящее время в домах Северного Китая. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях были обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.

Вопрос

В целом история Китая, воплощенная в традиционной периодизации, выглядит так: 1) Эпоха Пяти совершенномудрых государей древности, которая так и осталась мифологемой. 2) Эпоха династии Ся, историчность которой в настоящее время частично доказана археологическими материалами. 3) Эпоха Шан-Инь (XVII-XI вв.) до н.э. – время существования первого развитого древнекитайского государства; 4) Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.) – возникновение нового государства (Чжоу), основанного народностью, именуемой чжоусцы, в результате завоевания ими государства Шан-Инь. Во второй половине этой эпохи (Восточное Чжоу, VIII-III вв. до н.э.) вступил в силу процесс административно-политической раздробленности страны, завершившийся появлением нескольких самостоятельных государств (период Борющихся царства, Чжань-го, 475-221 гг. до н.э.). 5) Древние империи Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.), с которыми связывается возникновение и утверждение имперской формы правления. 6) III-VI вв.. нередко обозначаемые как эпоха Шести династий (Лю-чао), за которые Китай прошел через очередную стадию раздробленности (период Троецарствия, Сань-го, 220/222-265/280), кратковременное воссоздание централизованной государственности (период династии Западная Цзинь, 265-317), а затем был частично завоеван (311-317 гг.) некитайскими народностями, что привело к его разделению на Север (районы бассейна р. Хуанхэ) и Юг (районы р. Янцзы), где существовали государства, основанные чужеземными правящими домами и собственно китайские династии соответственно (период Южных и северных династий, Нань-бэй-чао, 420-589). 7) Кратковременная империя Суй (589-618), вновь объединившая страну. 8) Империя Тан (618-906) – самое могущественное из китайских централизованных государств. 9) Эпоха Пяти династий и 10 царств – очередной этап распада централизованной государственности. 10) Империя Северная Сун (960-1127), объединившая страну и вновь завершившаяся ее частичным завоеванием. 11) Эпоха Южная Сун (1127-1279), когда в Китае существовали собственно китайское (одноименная династия, районы р. Янцзы) и чужеземное (чжурчжэньское) государства. 12) Эпоха Юань (1279-1368) –время монгольского владычества в Китае. 13) Эпоха империи Мин (1368-1644) – реставрация национальной государственности. 14) Империя Цин (1644-1911) – последняя китайская империя, но тоже основанная чужеземным (маньчжурами) правящим домом.

Изложенная периодизация в целом адекватно передает ход политической истории Китая, однако не содержат в себе никакой информации об устройстве общества, как на отдельных этапах, так и в его ретроспективе. Понятно также, что она максимально затрудняет соотнесение истории китайской цивилизации с мировым историческим процессом. Поэтому в науке (синология как отдельная научная дисциплина начала складываться во второй половине XIXв.) неизбежно должны были быть предприняты опыты создания новых вариантов историографической периодизации Китая.

Во вторую эпоху (II — первая половина I тысячелетия до н. э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ формируется классовое общество, создается новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы.

В среде скотоводческих племен усиливается социальная дифференциация, выделяется правящая элита, известная по монументальным гробницам, лучше всего изученным на Кавказе. Возглавляемые удачливыми предводителями степняки нередко подчиняют своей власти земледельческие центры, их передвижения играют большую роль в этнических процессах, в частности в распространении индоиранских племен.

Заметные изменения происходят и в хозяйстве рабовладельческих обществ. Некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях — начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э.—середина I тысячелетия н. э.) — это заключительные этапы существования древневосточных рабовладельческих обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI—IV вв. до н. э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н. э. устанавливаются регулярные сношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральноази-атские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий — буддизм. Рабовладельческие общества Древнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европыг представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс рабовладельческих государств, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океана.

 

Вопрос

Источники древнекитайской истории

 

В распоряжении исследователя древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Это весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая.

Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. з. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев — «Цзочжуань» — представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования.

С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда являются позднейшей интерполяцией).

Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шиц-зин» — свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.

В этом же плане большую ценность представляют труды древнекитайских философов V — III вв. до н. э., которые в полемике со своими идейными противниками постоянно апеллировать к событиям исторического прошлого.

В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. «Исторические записки» Сыма Цяня (145—90 гг. до н. э.) — это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий — жизнеописания. «Исторические записки» состоят из пяти разделов, три из них построены по этому принципу: «Основные записи» — повествования о важнейших деяниях правителей различных династий; «Истории наследственных домов» — биографии крупнейших представителей наследственной аристократии: «Жизнеописания» — биографии исторических личностей. Сыма Цянь включил в свой труд также «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии.

Историографический метод Сыма Цяня был использован Бань Гу (32—92 гг.), автором «Ханьской истории». Однако сочинение Бань Гу посвящено истории одной династии — Хань, точнее Западной Хань (206 г. до н. э.). Бань Гу, таким образом, является основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название «династийных историй». К их числу принадлежит, в частности, «История Поздней династии Хань», написанная в начале V в. и освещающая события I—III вв.

В начале XX в. в историографии Китая получает распространение гиперкритический подход к письменным древнекитайским историческим источникам. Подчеркивая необходимость выявления аутентичности древних памятников и позднейших искажений и вставок в них, сторонники этого направления считали недостоверными, например, все сведения об эпохе Щан-Инь, сообщаемые Сыма Цянем, и утверждали, " что история Китая начинается с эпохи Чжоу. Решающим аргументом, подорвавшим позиции гиперкритической школы, были результаты археологических исследований, начатых в Китае во втором десятилетии XX в. В 1921 г. шведский ученый И. Г. Андерсон обнаружил в среднем течении Хуанхэ следы неолитической культуры, которая бала названа им Яншао. В 1928 г. начались'раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна, позволившие получить представление об уровне производительных сил, социальной организации и материальной культуре Древнего Китая в XIV—XI вв. до н. э,

Значительный шаг вперед в археологическом изучении территории современного Китая был сделан после победы китайской революции, особенно в 50—80-х годах. Применение новейших методов раскопок (в частности, вскрытие древних поселений на больших площадях) позволило обогатить источниковедение древней истории Китая ценнейшими данными, относящимися ко всем периодам древнекитайского общества от неолита до эпохи Хань. Среди наиболее важных достижений китайской археологии последних лет следует отметить раскопки раннешанского города в Эрлитоу; находки большого количества чжоуских бронзовых сосудов с надписями на них; открытие близ Чанша богатых погребений III в. до н. э., в которых ввиду специфических условий внешней среды полностью сохранился комплект одежды, утвари, украшений и произведений искусства, а также многочисленные надписи на деревянных табличках и шелке.

Для изучения древнекитайского общества, эпохи Шань-Инь исключительное значение имеют эпиграфические источники, и среди них в первую очередь так называемые гадательные надписи XIV—-XI вв. до н. э. Впервые они были открыты китайскими учеными в 1899 г. В ходе раскопок нтан-иньской столицы близ Аньяна было найдено большое количество новых надписей. Изучая их, исследователи обнаружили в эпиграфических текстах упоминания имен и фактов, известных из «Исторических записок» Сыма Цяня. По своему содержанию гадательные надписи отражают социальную и политическую историю эпохи Шан-Инь.

Не менее ценные сведения содержатся в эпиграфических источниках X—-VII вв. до н. э. — чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. Изучение этих памятников позволило установить подлинность и достоверность ряда глав «Шаншу», текст которых обнаруживает стилистическое сходство с надписями на сосудах.

К III з. до н. э.—Ш в. н. э. относятся весьма разнообразные по своему характеру и содержанию надписи (преимущественно на деревянных планках), среди которых представлены различные категории официальных документов (подворные списки, ведомости, купчие и т. д.)

 

Вопрос

Три властителя и пять императоров (кит. 三皇五帝) — легендарные правители древнейшего периода истории Китая, относящегося к третьему тысячелетию до нашей эры.

Три властителя]

В Пекине существует основанный во времена Династии Мин Храм Древних Императоров. В этом храме хранятся в качестве объектов поклонения таблички с именами всех императоров Китая, начиная с Трёх Августейших (они же — три властителя). Трое Августейших считаются наиболее влиятельными вождями первобытных племен, живших на территории Китая. Только один из них (третий) считается более-менее достоверно существовавшей личностью, так как о первых двух не могло существовать письменных источников.

1. Тайхао (Taihao), имевший прозвище Фэн (Feng) и получивший титул Фуси (Fuxi). Легендарный предводитель ранних восточных племён, проживавших на территории Китая. Был первым, кто научил людей ловить рыбу, охотиться, разводить скот. Так же был тем, кто изобрел знаменитые 8 триграмм, ставшие впоследствии основой «Книги Перемен» (И-цзин).

2. Ян Ди (Yandi), имевший прозвище Цзян (Jiang) и получивший титул Шэньнун (Shennong) — божественный земледелец. Был легендарным предводителем племен, обитавших в районе реки Цзян (Jiang). Его племена позднее переместились на восток по реке Вэй и Хуанхэ и обосновались в центральном Китае. Считается, что он научил людей земледелию и изобрел классический плуг.

3. Хуан Ди (Huangdi), по прозвищу Цзи (Ji), получивший титул Сюаньюань (Xuanyuan). Ему поклоняются как «Отцу человеческой культуры», так как считается, что он изобрел письменность, музыку, ввел в культуру использование колеса и телег и изобрел арифметику и медицину. Он же — «Желтый Император», это дословный перевод имени Хуан («жёлтый») Ди («император»).

Согласно мифам Китая, Ян Ди был верховным божеством, богом Солнца. При этом он никогда не отождествлялся со светилом. Говорилось, что он обладал «силой Солнца». Впоследствии он уступил место верховного божества прибывшему на огненном драконе новому богу — Хуан Ди. При этом Хуан Ди назначил Ян Ди управителем Юга. Хуан Ди гораздо активнее взаимодействовал с людьми, чем Ян Ди, и передал им множество знаний (музыка, арифметика, письменность, транспорт). Позднее Ян Ди попытался отвоевать верховный трон у Хуан Ди, но безуспешно, так как в войне он побоялся применять силу Солнца, чтобы не испепелить всю землю. Впоследствии Ян Ди удалился куда-то на север и потерялся там. Согласно мифам, Хуан Ди жил в богатом дворце, который он построил там, куда принес его дракон — на горе Куньлунь. Хуан Ди правил порядка 300 лет и его правление закончилось, когда за ним прилетел ещё один огнедышащий дракон и унёс его на небеса при множестве свидетелей.

Пять императоров

Перечень пяти императоров может варьироваться в зависимости от источника. Согласно версии Сыма Цяня это Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь (黄帝、颛顼、帝喾、尧、舜).

Согласно памятным табличкам в Храме Древних Императоров, пять императоров это:

· Шаохао (Shaohao), получивший титул Цзиньтьень (Jintien). Сын Хуан Ди (Жёлтого императора). Был предводителем восточных племён. Возглавил две миграции племени — на запад и потом обратно на восток. Государство при нём процветало, и он находился у власти порядка 80 лет.

· Чжуансю (Zhuanxu), получивший титул Гаоян (Gaoyang). Внук Хуан Ди (Жёлтого императора), племянник Шаохао. В 20 лет стал императором, находился у власти 78 лет до своей смерти. Изобрёл календарь, основанный на движении небесных тел.

· Дику (Diku), получивший титул Гаосинь (Gaoxin). Был правнуком Хуан Ди (Жёлтого императора). Часто его называют «Белым императором». При нём расцвела культура и, в частности, музыка. Считается, что он изобрёл многие из музыкальных инструментов.

· Яо (Yao), получивший титул Таотан (Taotang). Легендарный и очень почитаемый в Китае император. Управлял объединёнными племенами, населявшими Китай. Жил в большой, но простой хижине, за что был очень любим народом. Официальные даты правления — 2356—2255 до н. э. Китайские археологи открыли не так давно столицу Яо. Яо стал императором в 20, правил 76 лет, после чего передал трон Шуню и жил еще 28 лет. Умер он, когда ему было 119 лет. При нём произошли колоссальные климатические потрясения — великая засуха и впоследствии — потоп. Китайцы считают Яо и Шуня — образцом справедливого правления.

· Шунь (Shun), получивший титул Яою (Yaoyu) — наследник Яо. Был простолюдином, прославившимся, как добрый и умный человек среди односельчан. Когда Яо собрал советников и спросил — кому можно отдать трон поднебесной, они ему посоветовали обратить внимание на Шуня. Яо отдал замуж за Шуня двух своих дочерей и, через какое то время передал ему трон. Шунь прославился за борьбу с последствиями потопа путём создания множества каналов, по которым вода могла уйти с земли. Шунь взошел на трон, когда ему было 53, и умер в 100 лет. Он назначил регентом и преемником Юя Великого, основавшего династию Ся.

Число императоров выбрано равным пяти под влиянием теории о пяти первоэлементах или пяти стихиях — у-син. Пять стихий находятся в постоянной борьбе, в ходе которой они бесконечно взаимоуничтожаются и вновь порождают друг друга. Каждому императору покровительствует определенная стихия. Когда стихия господствует, то правящий дом процветает, когда стихия оказывается побежденной, то правящий дом приходит в упадок.

Например, в начале правления Хуан-ди Небо явило огромного червя и кузнечика, как символов стихии Земли. Поэтому Хуан-ди отдавал предпочтение жёлтому цвету.

Династия Ся (夏朝, Ся Чао)(2 070 - 1 600 гг. до н. э.) - согласно древним историческим хроникам, первая династия в Китае. Основана Юем Великим после того, как Шунь, последний из Пяти императоров, передал ему власть. О династии Ся сообщается в бамбуковых анналах и Исторических записках Сыма Цяня. Китайские археологи считают руины раннебронзового города Эрлитоу столицей Ся, однако это отождествление весьма спорно, ввиду отсутствия в Эрлитоу читаемых письменных источников. Династия состояла из 17 царей, последний царь династии - Ся Цзе, отличался разгульной жизнью и жестокостью. В битве при Минтяо многие подчинённые покинули его, и он проиграл Тану из племени Шан.

Юй Великий

При императоре Яо Китай страдал от частых наводнений. Для борьбы со стихией Яо пригласил Гуня из клана Ся. Гунь приказал строить огромную плотину для преграждения пути воде. Согласно легенде, он даже использовал для строительства магическую саморастущую землю. Строительство велось девять лет, было сооружено большое количество дамб и плотин, однако успеха всё не было, страна продолжала страдать от наводнений. По прошествии девяти лет Яо передал трон Шуню. За неисполнение указа Гунь был казнён.

Проблема с наводнениями так и не была решена. Для борьбы с ними Шунь назначил сына Гуня - Юя, которому очень доверял. Юй долго думал над причинами неудач своего отца, и, в сотрудничестве с неким Хоуцзи разработал новую систему. Вместо преграждения пути воде Юй приказал рыть каналы, для того, чтобы вода быстрее покинула равнины и ушла в море. Работы велись 13 лет, Юй проявил огромное трудолюбие, лично участвуя в строительстве. Система, построенная Юем смогла успешно противодействовать наводнениям. Кроме того, Юй по поручению императора измерил девять рек и девять горных цепей, разделил страну на девять областей и каждой области назначил дань, сообразно производимой продукции. За огромные заслуги Шунь назначил Юя своим преемником. Сперва Юй отказался от трона в пользу сына Шуня, но, после того как к нему приехала вся знать уговаривать стать императором, согласился. Юй стал императором в 53 года, он приказал отлить девять жертвенных треножников, называемых Дин, для сбора дани с девяти провинций. Юй правил 45 лет и умер во время охотничей поездки, недалеко от современного Шаосина.

Последующие цари

Согласно традиции Пяти императоров, Юй хотел передать трон самому способному сановнику - Гао Яо, министру юстиции, однако Гао Яо умер раньше Юя. Тогда он назначил преемником Бо И, министра животноводства. Относительно дальнейших событий источники расходятся. В Исторических записках Сыма Цяня написано, что, Юй пользовался такой популярностью, что, когда он умер, знать просила Ци, его сына, занять трон. Передача власти, таким образом, произошла мирно. Однако в Бамбуковых анналах говорится, что Бо И занял трон после смерти Юя, но Ци со своими сторонниками убили его и захватили власть. Племя Юху было против воцарения Ци, Ци пришлось совершить военный поход и разбить Юху в битве при Гане (современный уезд Хусянь в провинции Шэньси). Ци правил 10 или 29 лет.

После Ци 19 лет правил его сын, Тайкан. Тайкан любил охоту и вёл беспутный образ жизни, тогда вождь одного из племён, Хоу-и, воспользовавшись недовольством народа, прогнал его. Хоу-и возвёл на царство младшего брата Тайкана - Чжункана, нарушив порядок престолонаследия. И сам Хоу-и, и Чжункан были убиты в борьбе за власть узурпатором Хань Чжо. Сын Чжункана, Сян, успел бежать, но был настигнут и убит сыном Хань Чжо. Беременная жена Сяна смогла скрыться в доме своей матери и родить сына, Шаокана. Хань Чжо многократно повышал налоги, недовольные были жестоко казнены.

Три властителя
Фу Си Нюй Ва Шэнь-нун
伏羲 女媧 神農

 

Пять императоров
Хуанди Чжуаньсюй Ку Яо Шунь
黃帝 顓頊

 

 

  История Китая
  Неолит
  Три Властителя и Пять императоров
Ся
  Шан
  Чжоу
  Цинь
  Хань
  Троецарствие
  Цзинь Шестнадцать варварских государств
  Северные и Южные династии
  Суй
  Тан
  Ляо Пять династий и Десять царств
  Цзинь Сун
  Юань
  Мин
  Цин
  Китайская республика
  Китайская народная республика
     

 

Вопрос

В области южнее р. Янцзы, в приморской зоне, также происходит постепенная смена культуры Мацзябинь культурой Лянчжу. Ее памятники обнаружены в районе оз. Тайху. Керамика Лянчжу в основном состоит из лощеных сосудов черного цвета, изготовленных на гончарном круге. Племена культуры Лянчжу продолжали возделывать заливной рис. Время существования культуры сейчас определяется семью датами по 14C — от 3300 до 2300 г. до н.э. Племена культуры Лянчжу наряду с племенами культурной общности Луншань представляли собой среду, в которой вызревали прогрессивные методы производства орудий, приведшие к появлению меди и бронзы, складывались элементы будущей городской цивилизации и формирующегося государства. Луншаньцы и их ближайшие соседи, судя по археологическим данным, первыми овладели производством и обработкой металла. Очень ранние медные изделия открыты в 1955 г. на стоянке Дачэншань близ г. Таншаня в провинции Хэбэй. Инвентарь этой стоянки, состоявший из каменных орудий и луншаньской керамики, включал также две небольшие медные пластинки. В дальнейшем знакомство с выплавкой меди, соединенное с богатым опытом строительства и эксплуатации гончарных печей, изготовления керамики, позволило энеолитическим племенам разных районов Восточной Азии быстро перейти к производству бронзы и освоить оригинальную технологию отливки бронзовых изделий в глиняных формах.

Памятники, давшие название основным неолитическим культурам бассейна Хуанхэ, были открыты в конце XIX в. и стали серьезно изучаться с начала XX столетия. К планомерным раскопкам, охватившим и бассейн Янцзы, китайские археологи приступили в 50-х годах. Были получены данные, указывающие на то, что картина развития и смены культур была чрезвычайно сложной и многоликой, а генезис формировавшихся здесь обширных этнокультурных общностей происходил на смешанной основе в условиях перекрещивающихся культурных влияний.

Важнейший этап освоения этой территории связан с открытыми в 1921 г. у деревни Яншао (уезд Мяньчи, провинция Хэнань) памятниками развитой неолитической культуры, названной по месту первых находок. Ее останки обнаружены сейчас повсюду в районах верхнего и среднего течения Хуанхэ, а также по соседству с ними.

Тип орнамента служит основой для выделения на территории культуры Яншао ряда регионов, обычно концентрирующихся вокруг крупных неолитических поселений, дающих им свое название:

  • Мяодигоу I (в пров. Хэнань),
  • Баньпо (в пров. Шэньси),
  • Циньванчжай (в пров. Хэнань),
  • Хоуган (в пров. Хэнань).

Основой для реконструкции яншаоской палеоэкономики и ее связей с ботанико-географической средой долины Хуанхэ и соседних районов служат обнаруженные здесь комплексы материальной культуры, включающие каменные мотыги, каменные зернотерки.

По-видимому, к хронологическому горизонту, проходящему на грани VII и VI тыс. до н.э., может быть гипотетически отнесено возникновение земледелия и в бассейне р. Янцзы. Начальные этапы этого процесса только еще начинают изучаться. Сравнительно недавно открыты ранние памятники в южной части приморской зоны (провинция Чжэцзян), которые фиксируют архаический этап сложения здесь производящего хозяйства. Это многослойное поселение Хэмуду близ г. Юйяо. Нижний слой его содержит памятники, не имеющие параллелей среди неолитических находок этого района. Найдены остатки наземных деревянных жилищ, свидетельствующих об их конструктивной оригинальности, сельскохозяйственные орудия из костей животных, кости одомашненных собак, свиней и буйволов. Керамика нижнего слоя Хэмуду черного цвета, изготовлена из глины с примесью толченого угля.

Историки выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (3 - 2 тысячелетия до н.э., названа так по месту первых находок в провинции Хэнань). Размещение поселений этой культуры свидетельствует о том, что люди обитали на территории, простирающейся от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние - ближе к периферии. Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с некоторыми образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство находок в Яншао с керамикой, обнаруженной в древнейшем центре изготовления керамических изделий - долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже - индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.

Имеются даты двух образцов из раннего Хэмуду, подвергнутых радиокарбонному анализу: 5005 (±130) г. до н.э. и 4770 (±140) г. до н.э. В нижнем слое Хэмуду сейчас видят родоначальника неолитических памятников южной части провинции Цзянсу и провинции Чжэцзян, которые ранее объединялись с памятниками северной части провинции Цзянсу в культуру Цинляньган.

Эта культура распадается по крайней мере на две самостоятельные области, центры которых расположены южнее и севернее р. Янцзы. В южной области есть ряд стоянок и могильников, характеризующих разные стороны хозяйственной жизни, социального уклада и идеологических представлений ее неолитического населения, четко делящиеся на три хронологических этапа —

  • к первому относятся такие памятники, как Мацзябинь (провинция Чжэцзян), Цючэн (провинция Чжэцзян) и Цаосешань (провинция Цзянсу),
  • ко второму принадлежит могильник Бэйинь-янъин (близ Нанкина),
  • с третьим связаны могильники в Сунцзэ (близ Шанхая), Цючэне, Юэчэне (близ Сучжоу).

 

Вопрос

 

Государство Шан (кит.: 商朝), альтернативные названия государство Инь (кит.: 殷代) или государство Шан-Инь — государственное образование, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры в землях к северу от выхода р. Хуанхэ на Великую китайскую равнину. Государство Шан предшествовало государству Чжоу.

Шан является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». В результате раскопок были обнаружены цзягувэнь — иероглифические надписи на панцирях черепах и гадательных костях животных, а также бронзовых, нефритовых, керамических, каменных изделиях. Большое число находок было сделано на территории столицы Иньсюй (кит. упр. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, палл.: Иньсюй), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно легенде, род правителей Шан происходил от Сюань-сяо, сына императора Хуан-ди. Известно, что в свержении предыдущей династии помогал министр И-инь.

По «Историческим запискам» Сыма Цяня вожди Шан перемещали свою столицу шесть раз. Примерно с 1300 года до н. э. они переселились в район совр. г. Аньяна.

Военные конфликты государства были в основном связаны с отражением нападений кочевых племен (в основном это были племена жун и ди) на севере территории Шан.

В конце существования Шан обострились отношения с правителями владения Чжоу, расположенного в западной части долины р. Вэйхэ. В 1027 г. до н. э. против Шан восстали чжоуцы, вассалы Шан. Армия была разгромлена Чжо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...