Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический раскол в послеханьский период: Династия Цзинь и эпоха Южных и Северных династий




В 220 г. сын Цао Цао --- Цао Пэй низложил последнего ханьского императора и провозгласил себя главой новой династии Вэй, которая просуществовала до 280 г. Затем некто Сыма Янь занял престол и назвал свою династию Цзинь. Царство Вэй и Цзинь существовали с 220 г. до 589 г.

Однако тот период не был однородным. В конце II в., Китай переживал в политический раскол послеханьского периода. С 220 г. на территории Китая, за исключением коротких промежутков времени, одновременно сосуществовали несколько государств, и в стране наступил период хаоса и анархии. Начало периоду раздробленности и распрей положила так называемая эпоха «Троецарствия». В те времена существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали царство Шу в бассейне верхнего течения р. Янцзы на западе и юго-западе Китая и царство У. Династия Западная Цзинь положила конец эпохе «Троецарствия». Но период объединения страны при династии Западная Цзинь был коротким (с 265 по 316 г.), а затем снова наступил раскол. Члены императорского дома в районе к югу от реки Янцзы создал династию Восточная Цзинь (с 317 г. по 420 г.). А на севере остались многие правящие дома, и затем был период мятежа восьми ванов. Междоусобная борьба продолжалась почти 15 лет, и Китай оказался незащищенным на Севере перед нашествием кочевников.

В этот период экономика на Юге быстро развивалась. В долине р. Янцзы неустойчивые власти разных династий быстро сменяли друг друга. Наплыв китайских мигрантов с Севера оказал существенное влияние на развитие региона. Южный Китай стал опережать Северный в экономической, политической и культурной областях. Большая часть южных династий в интеллектуальном и культурном планах находилась под сильным воздействием буддизма. В области культуры и искусства прославились стихи поэта Тао Юаньмина, каллиграфия Ван Сичжи, живопись Гу Кайчжи; получили известность каменные пещеры «Дуньхуана» --- сокровищницы буддийского искусства.

В области науки и техники математик Цзу Чунчжи первым в мире рассчитал число "пи" с точностью до седьмого знака после запятой, присвоив ему значение между 3,1415926 и 3,1415927. В начале VI в. ученый Цзя Сысе составил “Энциклопедию для простого народа” (“Цимин яо шу”), которая явилась обобщением знаний и достижений всех предшествовавших эпох и традиционного уровня китайской агрономической науки.

Эпоха Южных и Северных династий (420 --- 589 гг.) --- это период «Нань Бэй чао». Это было смутное время противостояния Севера и Юга. Северные династии включали: династию Северная Вэй; затем династия Северная Вэй раскололась на Восточную Вэй и Западную Вэй, затем династия Северная Ци сменила династию Восточная Вэй, а династия Северная Чжоу сменила династию Западная Вэй; потом на смену Северной Ци пришла династия Северная Чжоу. Южные династии --- это династии Су, Ци, Лян и Чэнь.

Во времена Южных и Северных династий на Юге Китая передовые производственные технологии способствовали развитию экономики. Самый развитый экономический район находился вокруг города Янчжоу.

В области культуры и идеологии развитие мистики и магизма занимало самое важное место. Лихолетье создало широкое пространство для свободы идей и мистицизма.

В этот период развивались внешние связи Китая, были установлены тесные контакты с Японией, Северной Кореей, Средней Азией и регионами Восточной и Южной Азии.

После падения династии Восточная Цзинь эпоха «Нань Бэй чао» стала периодом раскола Китая на Юг и Север, однако раскол Южных и Северных династий играл важную роль в продвижении процесса национального объединения. Поэтому эпоха Южных и Северных династий считается одним из важных этапов развития китайской нации.

Вопрос

Династия Суй.

Эта династия управляла страной с 581 по 618 годы н.э. В 581 году основатель династии Суй завоевал остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи юг страны. Эта династия создала такую управленческую систему, которая оказалась способной обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил реку Хуанхэ и другие речные системы Севера с реками Хуайхэ, Янцзы и с южными провинциями. Система экзаменов, использовавшаяся для отбора чиновничества, в Суйский период достигла совершенства.

Однако дорогостоящие и неудачные завоевательные походы привели к истощению. Расточительство легло дополнительным бременем на экономику. Правители династии Суй не смогли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.

17 -21 вопросы

Династия Тан 唐 (618 — 907 гг.)

Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая, а в точности середина эпохи Тан. Ду Фу и Ли Бо – известные поэты этой династии. Первая половина этой династии была оптимистичным периодом, расцветом. Были завоеваны новые территории (Корея, Южный Китай), устанавливаются отношения с Японией. Китайцы знакомятся с их культурой, в частности с кимано, театрами, карликовыми деревьями, японским макияжем и женскими прическами. В свою очередь Япония заимствует письменность. Также улучшаются отношения с «арабским миром», по морю от Багдада до Гуанчжоу. В нынешнем городе Сиань даже есть «квартал арабов». Активная связь с Индией, Тибетом, который складывается под властью Китая и откуда распространяются учения буддизма. Появляется христианство.

Правление Гао-Цзу (618—626)

Её основателем был Ли Юань в 618 году, взял тронное имя У-Ди, его храмовое имя Гао-Цзу. После этого объявил столицей Дасин, переименовав его в Чанъань. Именно он сумел добиться поддержки различных групп населения. Главной задачей его правления было достижение мира.

Политическим противникам было обещано помилование в случае изъявления покорности. Ли Юань обещал амнистию восставшим, однако, он уничтожил повстанческие центры, а руководителя Доу Цзяньдэ приговорил к казни. Он отдавал префектуры под управление добровольно сложивших оружие лидеров мятежников и амнистировал их армии, восстанавливал на должности местных чиновников, сохранивших верность Ян-Ди. К 628 г. дом Тан достиг своей полной свободы.

Реформы:

1. Он отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки государственной барщины, освободил крестьян, проданных в рабство.

2. Также была возвращена традиционная надельная система в 624 г. из-за того, что длительные войны и междоусобия начала 7 в. привели к опустошению страны. По данной реформе каждый взрослый трудоспособный (по началу 18 лет, затем 21 год) мужчина получал право на садово-огородный надел (размеры зависели от качества почвы) и пахотное поле в 80 му, подлежащее ежегодному переделу с учетом изменения возрастного и семейного состава хозяйств. СОН можно было покупать, продавать и закладывать при некоторых ограничениях, а вот пахотный участок не разрешалось. Новым! При Тан стало лишение прав женщин на надел (кроме вдов). Государственные рабы получали полный или половинный надел, что практически превращало их в обыкновенных крестьян.

3. Был усилен контроль за соблюдение налогообложения.

4. Вводился подушевой налог в размере 200 мер зерна, 20-фунтового рулона шелка. Норма трудовой повинности сократилась до 20 дней.

5. Особое внимание он уделял торговцам и ремесленникам. Были приняты меры для упорядочения их деятельности и учредил строгий надзор: на каждом рынке назначался управляющий, который регистрировал и проверял все лавки, контролировал гири и «аршины», следил за качеством товара.

6. Продолжил восстановление системы экзаменов, начатое в правления династии Суй. при сохранении привилегий знати.

7. Гаоцзу учредил чеканку унифицированной монеты.

8. Одновременно осуществлял жесткий контроль над торговлей: лично назначал руководителей рынков столицы и провинций.

9. Назначил комиссию для разработки нового единого свода административных и уголовных законов.

Свод законов Тан

· Количество статей уменьшалось до 502.

· Новые законы основывались на классическом принципе инь-янь, а также представляли собой компромисс между философией конфуцианства и представлениями легистов.

· Законы были направлены на достижение гармонии с природой, частью которого было общество. Этой гармонии угрожали преступления., и если они будет безнаказанными, то это порождало засухи и наводнения. Поэтому в части наказаний новый кодекс был очень строгим, за каждое преступление (начинающееся с невнимательной проверки чиновником документов до предупреждения врага о готовящемся нападении или занятий магией).

· Наказания – снятие с должности или штраф. Вообще всего было 5 видов наказаний:
1. От 10 до 15 ударов легкой палкой

2. От 60 до 100 ударов тяжелой палкой

3. Каторжные работы сроком до 3-х лет.

4. Пожизненная ссылка

5. Смертная казнь путем отсечения головы или удушения (мятеж, осквернение часовен предков, гробниц и императорских дворцов). Список «десяти мерзостей».

Суровость наказания усиливалась по мере снижения ранга преступника, однако, высшие должностные лица были обязаны строго соблюдать законы. Послабления делались людям до 18 лет, старикам, детям, женщинам, инвалидам и умственно отсталым.

Общество состояло из 3-х сословий – знати и чиновников, простолюдинов и низшего класса, к которому относились крепостные и рабы. Родовая знать состояла из 5 рангов, а чиновничество из 9 рангов с 30 степенями.

Во внешней политике никак не удавалось устранить угрозу с севера, со стороны восточного тюркского каганата. Щедрые подношения не смогли остановить регулярные набеги.

Царствование Ли Юаня было непродолжительным. Его сын Ли Ши-минь (Тай-Цзун) занял его место, хотя не был законным наследником. Законным наследником был его старший брат, начался конфликт, причем 3 сын принял сторону истинного наследника. Ли Ши-минь знал, что братьям удалось настроить против него отца, и что его собираются убить, и тут он решил перейти к действиям. Он обвинил братьев в незаконной связи с женщинами из отцовского гарема. Предупреждённые одной из наложниц, они отправились во дворец, чтобы сообщить о своей невиновности. Однако Ли Ши-минь поджидал их около ворот, подкупив там командира и разместив своих 12 людей, когда они приблизились, он стрелой из лука пронзил наследника, а его сторонники убили другого брата.

Ли Ши-минь был провозглашён законным наследником, несколько недель спустя Гао-Цзу отрекся в его пользу.

Правление Тай-Цзуна (626 –– 649)

В своем правлении Тай-Цзун старался руководствоваться принципом цзин-цзи – «гармонизации мира(государства) ради блага народа», направленное на достижение социальной гармонии (как продолжение космической) и пресечение мятежа и хаоса. Автором этого учения, предложившего реальный путь к воплощению идеалов предков в современных условиях, был Ван Тун, создавший Чжун шо «Изложение о середине» (означает соблюдение во всём принципе золотой середины с учетом расстановки сил в стране, чтобы балансировать на грани возможностей). В суйское время этот проект был отвергнут правителем. Ли Ши-минь, почитаемый традицией «образцовым правителем», разделял суйскую версию конфуцианских канонов. «Глас народа – глас божий», император приветствовал критику, помыслы правителя и помыслы любого из его поданных должны взаимодополняться, «как большой колокол и маленькая свирель» - только так она может быть достигнута.

Появились ученые-сановники, разумевшие цзин цзи, они овладели умением гармонизировать мир ради блага народа и считали себя наряду с правителем ответственными за состояние дел в стране.

Одним из таких был Вэй Чжэн, прозванный современниками Человек-зеркало, в чьи обязанности входило указывать сыну Неба на его промахи и наставлять в политике.

Деятельность, направления:

· Усилил контроль над бюрократией, чтобы стабилизировать власть правителя, отправлял комиссии для проверки деятельности местных властей.

· Добивался при дворе более равномерного представительства важнейших регионов, поощрял приток свежих сил в администрацию.

· Министры правительства отбирались из семей чиновников всех рангов и имели большой опыт государственной службы.

· Поддержка отрядов милиции, которые должны были сами себя обеспечивать продуктами и большей частью вооружения, что уменьшило нагрузку на государственную казну.

· При Тай-цзуне завершается складывание феодального централизованного государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии

· Развитие торговли

· Составление официальной истории династий

Внешняя политика:

Тай-Цзуну и его армии удалось разбить войска восточно-тюркского каганата в сражении на юге Гоби (630 г.). Тюрки признали ТЦ Великим Ханом, также обосновались китайские поселенцы. Затем с помощью союза с Восточным каганатом танские власти нанесли окончательный удар Западному каганату.

Свидетельством радикального поворота к открытости во внешней политике Китая стали странствия буддийского монаха Сюаньцзана по Бактрии, Джунгарии и Индии (629—645). Наконец, Сюаньцзан после 16 лет странствий вернулся с 700 различными реликвиями в Чанъань на колеснице, запряженной 20 конями, и изложил свои впечатления в «Записках о странах запада» («Си ю цзи»).

Удерживался мир с уйгурами, а также с тибетцами.

Однако в 644 г. Тай-Цзун повторил ошибку Ян-ди, которая по сути привела к падению династии Суй. Он поддался искушению покорить корейское царство Когуре.

Многие пытались его отговорить, но он настоял на своем, решив вернуть земли, которые когда-то принадлежали династии Хань. Дважды направлял туда армии, одержал несколько побед, но своего желаемого результата не добился. В 648 г. он объявил о том, что соберет войско, но он заболел.

Он оставил после себя действительно могущую империю с государственной властью, процветающей экономикой и сильной армией. Для последующих поколений Тай-Цзун стал ярким примером конфуцианского идеала правителя.

Тай-цзун решил подсказать будущему императору Гаоцзуну как наилучшим образом управлять страной и подданными. Для этой цели он создал политическое завещание «Ди Фань», написанное в виде правил, практического руководства для преемников на троне. Сочинение состояло из введения, заключения и двенадцать глав (пянь), объединённых в четыре цзюаня. В первую часть входили главы — Сущность правителя, жаловать родственников уделами, искать мудрецов; во вторую — Быть внимательным назначая на должности, внимать увещеваниям, отстранять клеветников; в-третью — Остерегаться излишеств, почитать бережливость, награждать и наказывать; в четвёртую — Поощрять земледелие, обращать внимание на военное дело, ценить гражданские занятия.

Правление Гао-цзуна (649 — 683)

Наследником по праву считался его 9 сын, который взошел на трон в 649 г. и взял себе имя Гао-цзун., личное имя — Ли Чжи. Он был очень слаб здоровьем (повышенное кровяное давление) и поэтому фактически государством управляла его жена. Её звали У-хоу (по источникам она была наложницей Тай-цзуна). Заняв место императрицы, через месяц она приказала убить бывшую жену и любимую наложницу императора: женщинам отрубили руки и ноги и оставили умирать в бочке из-под вина.

У-хоу полностью подчинила себе и мужа, и правительство. Её обвиняли в колдовстве, но эта попытка окончилась казнью противников императрицы, а сама она не пострадала. Она сделала Лоян второй столицей наряду с Чанъанем, что привело к огромным затратам на ремонт зданий и постоянным переездам органов управления.

2 первых императора из эпохи Тан удовлетворялись 1 тронным титулом, тогда как у Гао-цзуна их было 13. У-хоу настояла на жертвоприношениях фэн и шань. Обряды были совершены на горе Тайшань и представляли собой сообщения Небу и Земле о том, что император успешно осуществил задуманное. В 674 году правящая чета взяла себе титулы Небесного Императора и Небесной Императрицы.

В начале своего правления Гао-цзун:

· Собрал группу ученых, которые должны были составить историю династии

· Финансировал выпуск серии новых антологий китайской литературы

· Буддийские монахи переводили с санскрита священные тексты

Императрица взяла на себя эту инициативу, и группа стала известна под названием «Ученые северных ворот». Она стала тайной канцелярией, определяла политику государства и присвоила себе другие функции 6 министерств, находившихся в ведении Государственного Совета.

Также при Гао-цзуне:

· Одержана победа над северокорейским царством Пэкче., в ходе которого помогал японский флот, но он был разбит, потеряв при этом 400 судов.

Итоги:

1) гос-во Силла признала себя вассалом Поднебесной

2) Пэкче и Когуре стали китайскими военными губернаторствами

· На северо-западе вновь был разгромлен тюркский каганат

· В программу экзаменов были добавлены классические даосские произведения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...