Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их месторасположения.




Таким образом, отдельные цеха, подразделения, филиалы должны придерживаться установленной предприятием учетной политики.

Поэтому соответствующим образом оформленный приказ об учетной политике должен быть доведен до сведения всех обособленных и структурных подразделений предприятия вовремя (т.е. до начала нового финансового года).

При этом необходимо отметить, что учреждения, финансируемые собственником (ст. 120 Гражданского кодекса РФ), являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником.

 

1.2. Обязательные требования

в отношении формирования учетной политики

 

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" учетная политика организации должна отвечать ряду требований (полнота, своевременность, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания перед формой). Следует отметить, что в п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" установлено требование своевременности, которое призвано обеспечить своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности. Порядок исполнения данного требования в настоящее время отражен в ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" (утв. Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 56н) и 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н).

Влияние на формирование учетной политики в 2011 г. по-прежнему оказывают Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н). В частности, в ряде случаев предприятие имеет право выбора порядка признания выручки в целях ведения бухгалтерского учета: по начислению (допущение временной определенности фактов) или по оплате (кассовый метод).

Так, согласно п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99.

Аналогично п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, установлено:

"Если организацией - субъектом малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности".

При этом для правильного и достоверного определения финансового результата необходимо выполнение главного правила бухгалтерского учета - соответствие доходов и расходов. Это означает, что в случае признания предприятием доходов по начислению расходы также признаются по начислению и не зависят от времени оплаты. В случае признания предприятием доходов по оплате расходы также признаются после осуществления погашения кредиторской задолженности, т.е. после оплаты.

 

1.3. Основания изменения учетной политики

 

На основании Федерального закона от 29 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" и п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" изменения в учетной политике организации производятся в случаях:

- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету (обязательное изменение учетной политики);

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (добровольное изменение учетной политики);

- существенного изменения условий деятельности (добровольное изменение учетной политики).

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Как правило, все изменения учетной политики должны вводиться с 1 января (с начала финансового года). При этом все изменения утверждаются соответствующим организационно-распорядительным документом (основания - п. п. 11, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Следовательно, при изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику предприятия.

 

1.4. Обязательное изменение учетной политики

 

Производится при изменении законодательства, связанного с регулированием бухгалтерского учета. При этом возможны две ситуации:

а) когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);

б) когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять иные способы).

Таким образом, изменение учетной политики предприятия может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года), предусмотренный новым законодательством.

Последствия обязательного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если законодательно не установлен порядок отражения последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного изменения учетной политики (подробнее см. разд. 1.5 "Добровольное изменение учетной политики").

 

1.5. Добровольное изменение учетной политики

 

Добровольное изменение учетной политики возможно:

- при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета;

- в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности.

 

1.5.1. Добровольное изменение учетной политики

при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета

 

Решение о добровольном изменении учетной политики должно приниматься в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, а также в целях меньшей трудоемкости учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным.

 

1.5.2. Добровольное изменение учетной политики

при существенном изменении условий деятельности организации

 

К существенным изменениям условий деятельности организации можно отнести:

- реорганизацию предприятия;

- изменение видов деятельности.

Последствия добровольного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный период. При этом числовые показатели корректируются как минимум за два года. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.

Все изменения учетной политики разъясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике на следующий финансовый год раскрываются в пояснительной записке, представляемой пользователям с бухгалтерской отчетностью за текущий год. Аргументированное добровольное изменение учетной политики в течение текущего года разъясняется в пояснительной записке в составе текущей отчетности (в т.ч. квартальной), поскольку нередко сопряжено с необходимостью корректировки отчетных данных с начала года. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на принятие решений пользователей о финансовом положении организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

 

2. Проблемы установления учетной политики

на отдельных видах предприятий

 

Распространенным является мнение о том, что учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Вместе с тем следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях.

Некоммерческие организации в части осуществления предпринимательской деятельности должны вести отдельный учет. Для его организации неизбежно потребуется установление учетной политики. Состав показателей политики этих организаций будет зависеть от вида осуществляемой коммерческой деятельности. Если, например, учреждение занимается производственной деятельностью, то в состав показателей учетной политики могут войти: порядок приобретения и заготовления материалов, способ списания материалов в производство и т.д.

В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики. В первую очередь это связано с введением в действие с 1 января 2003 г. гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. В случае когда объектом обложения единым налогом является валовая выручка, то в установлении каких-либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является совокупный доход, то такая необходимость, безусловно, может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли по гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, которые, в свою очередь, целесообразно собирать на базе установленной на предприятии системы бухгалтерского учета.

Важно обратить внимание на то, что в 2012 г., как и ранее, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Таким образом, несмотря на то что в 2012 г. у организаций на УСН сохраняется возможность не вести бухгалтерский учет в общепринятом представлении, учетную политику таким организациям иметь необходимо, поскольку они не освобождаются от учета основных средств и нематериальных активов.

Вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета (а соответственно, и формирования полноценной учетной политики) организациям, применяющим УСН, является предметом многочисленных споров.

В 2006 г. в Определении Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О была высказана позиция о том, что освобождение организации от обязанности ведения бухгалтерского учета в связи с применением упрощенной системы налогообложения не исключает для данной организации обязанность ведения бухучета, если таковая вытекает из другого федерального закона.

Именно такой позиции сегодня придерживается Минфин России (Письма от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009 N 07-05-08/156).

Так, в ГК РФ, Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" содержатся нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления. Также указанные нормативные акты содержат нормы, реализация которых возможна только на основе информации бухгалтерского учета (расчет чистых активов, распределение дивидендов и др.)

В Письме Минфина России от 10.05.2011 N 03-11-11/115 также разъясняется, что, в частности, нормы законодательства РФ об акционерных обществах обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение прибылей и убытков по результатам финансового года (ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Важно принять во внимание, что 6 декабря 2011 г. был принят Федеральный закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступит в силу 1 января 2013 г. (ст. 32 Закона).

В Законе N 402-ФЗ не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой системы налогообложения. При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 нового Закона бухгалтерский учет могут не вести:

- индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, - в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

- находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Таким образом, с 2013 г. организации, применяющие УСН, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и формируют учетную политику.

Однако в настоящее время Законом не предусмотрено каких-либо переходных положений для тех организаций, которые не вели бухгалтерский учет. В силу этого и учитывая существующую позицию официальных органов, считаем целесообразным и даже необходимым для организаций, применяющих УСН, вести учет и формировать учетную политику.

В заключение хотелось бы обратить внимание на тот факт, что необходимость установления учетной политики может возникнуть и при исполнении договора о совместной деятельности. Этот вопрос из разряда сложных. Поскольку установление учетной политики в совместной деятельности нормативно не предусмотрено, то вопрос можно разрешить только по аналогии с обычными предприятиями. При этом рекомендуется опираться на действующее с 1 января 2004 г. ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (утв. Приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н).

 

3. Особенности формирования учетной политики

в 2011 - 2012 годах

в связи с некоторыми изменениями законодательства

 

3.1. Некоторые особенности формирования учетной политики

согласно ПБУ 1/2008

 

С 2009 г. вступили в силу Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н: Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) и Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) и Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н - Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008).

Согласно ПБУ 1/2008 формировать учетную политику вправе не только главный бухгалтер, но и иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации.

Представляется логичным, что лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, и должно формировать учетную политику. Это формирование заключается в подготовке внутреннего нормативного документа - положения по учетной политике организации, которое должно быть подписано ответственным лицом (как правило, главным бухгалтером). В свою очередь, руководитель организации своим приказом должен утвердить разработанный документ и ввести его в действие. На практике нередко допускается ошибка, при которой в организации выпускается один документ - приказ, - в котором утверждаются основные положения учетной политики. Такой вариант возможен, только если руководитель организации ведет бухгалтерский учет лично.

Обращаем внимание на требование ПБУ 1/2008 указывать в учетной политике все виды первичных документов, которые применяются организацией для отражения фактов хозяйственной деятельности (а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее), а также требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ею делается выбор одного способа из нескольких, допускаемых нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если же такие способы не установлены, организация имеет право самостоятельно разработать свой способ исходя из основных требований и допущений, установленных Положением или другими ПБУ. При этом с 2009 г. можно использовать и положения международных стандартов бухгалтерской отчетности.

Если нормативные правовые акты не допускают вариативности отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций, дублировать в учетной политике правовые нормы не следует.

Основания изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним относятся:

- изменение законодательства РФ;

- разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;

- существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.

Согласно ПБУ 1/98 в данный список входила также смена собственника, однако теперь она не является достаточным основанием.

При этом согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Указанное дополнение весьма логично, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может быть произведена в начале или середине текущего года.

При изменении учетной политики необходимо будет оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств. При существенном характере такого влияния организация обязана будет внести изменения в бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод отражения изменений в учетной политике получил в проекте положения свое название - "ретроспективный".

Впервые введен и механизм отражения последствий изменения учетной политики при ретроспективном методе. Предлагается корректировать входящий остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в отчетности период, а также значения связанных с ней статей бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике, имеющие существенный характер, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

Зачастую изменения, вносимые в учетную политику, трудно, а то и просто невозможно оценить. В этом случае предлагается применять измененный способ ведения бухгалтерского учета в отношении хозяйственных операций, совершенных после введения измененного способа, т.е. "перспективно". Очевидно, что в связи с существенной трудоемкостью расчета денежной оценки корректировки показателей бухгалтерской отчетности при ретроспективном методе абсолютное большинство малых и средних организаций будет использовать именно перспективный метод.

На основании п. 21 ПБУ 1/2008 в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

- причину изменения учетной политики;

- содержание изменения учетной политики;

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 ПБУ 1/2008, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит разъяснению вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности в нее можно не включать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

3.2. Особенности формирования учетной политики в 2011 году

 

1. При формировании учетной политики особое внимание следует обратить на то, что в 2010 г. был принят новый стандарт - ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок", утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н. Указанный нормативный документ применяется начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Данное положение потребовало внесения изменений в учетную политику. В связи со вступлением данного нормативного акта в силу организация в учетной политике отражает механизм определения существенной ошибки.

2. Также с бухгалтерской отчетности за 2011 г. действуют новые формы бухгалтерской отчетности, что также потребовало соответствующей корректировки учетной политики в части утвержденных форм. Следует отметить, что с 2011 г. организация не может самостоятельно разрабатывать формы отчетности, однако может их детализировать.

При этом важно учитывать, что Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н внесены некоторые изменения в формы отчетности. Часть из них вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2012 г., за исключением изменений, вступивших в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

3. Как уже указывалось во вступительной части настоящей статьи, в 2011 г. внесения изменений в учетную политику потребовало вступление в силу Приказа Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3".

В соответствии с данным Приказом были изменены лимит основных средств, правила переоценки, правила учета резервов, расходов будущих периодов и другие нормы, что потребовало внесения значительных изменений в учетную политику.

Следует отметить, что указанный документ был опубликован 28.03.2011, поэтому до этой даты организации не могли внести изменения в учетную политику.

Вместе с тем согласно Приказу N 186н данный нормативный правовой акт вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г. Исходя из того что согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, а месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года, Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н применяется при составлении бухгалтерской отчетности 2011 г. начиная с 1 января 2011 г. Такая позиция, в частности, нашла свое отражение в Письме Минфина России от 14.06.2011 N 07-02-06/106 "О вступлении в силу Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н".

Таким образом, после 28 марта 2011 г. организации должны были внести изменения в применяемую учетную политику, однако такие изменения распространялись на порядок ведения бухгалтерского учета начиная с 1 января 2011 г.

4. С 1 января 2011 г. также вступило в силу ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", в котором отражен порядок создания резервов под оценочные обязательства. Указанный Стандарт нечетко регламентирует конкретные вопросы создания того или иного резерва под оценочные обязательства, в связи с чем такие аспекты следует закрепить в учетной политике.

5. Помимо указанных изменений в 2011 г. введено ПБУ 12/2010 "Операционные сегменты", положения которого также следовало проанализировать с точки зрения необходимости отражения отдельных вопросов в учетной политике.

6. И наконец, с годовой отчетности 2011 г. вступило в силу ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств". Согласно п. 23 данного стандарта организация раскрывает в составе информации о принятой ею учетной политике используемые подходы для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений, для классификации денежных потоков, не указанных в п. п. 9 - 11 ПБУ 23/2011, для пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте, для свернутого представления денежных потоков, а также другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете о движении денежных средств. В результате организациям следует внести изменения в учетную политику 2011 г.

Таким образом, несмотря на то что на начало 2011 г. учетная политика была утверждена, в течение года от организаций потребовалось внесение многочисленных изменений и дополнений.

 

3.3. Особенности формирования учетной политики на 2012 год

 

1. Начиная с отчетности 2012 г. подлежит применению Положение по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н. ПБУ 24/2011 зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 N 22875.

Организациям, осуществляющим расходы на освоение природных ресурсов, следует подготовить соответствующие новому стандарту изменения в учетную политику на 2012 г. и вести учет уже по новым правилам.

2. С 2012 г. вступило в силу новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 Решением N 373-П. Основным нововведением этого порядка стало то, что с 1 января 2012 г. соблюдать кассовую дисциплину индивидуальным предпринимателям необходимо будет наравне с юридическими лицами. Революционным изменением явилось то, что утверждать лимит остатка наличных денежных средств с 2012 г. будет непосредственно организация или индивидуальный предприниматель на основании формул, приведенных в Приложении. Данные изменения, по нашему мнению, также окажут влияние на учетную политику.

3. Важно отметить, что 6 декабря 2011 г. был принят Федеральный закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно ст. 32 Закона N 402-ФЗ он вступит в силу 1 января 2013 г.

Данный Закон заменит действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно новому Закону с 2013 г. бухгалтерский учет обязаны вести:

1) организации;

2) госорганы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных организаций, находящиеся в России;

4) международные организации, их филиалы и представительства, также находящиеся в России.

Новый Закон не делает исключения для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, возможно, уже в 2012 г. таким организациям следует задуматься о ведении бухгалтерского учета и формировании полноценной учетной политики. Более того, указанная позиция неоднократно высказывалась официальными органами.

4. Одним из важнейших событий в бухгалтерском учете в 2011 г. стало утверждение Приказа Минфина России от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" консолидированная финансовая отчетность организаций составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). На территории России применяются стандарты и разъяснения МСФО, принимаемые Фондом МСФО и признанные в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление от 25.02.2011 N 107).

Минфин России выпустил Приказ от 25.11.2011 N 160н, которым на территории РФ введены в действие МСФО и Разъяснения к ним.

 

Приказ об утверждении Положения об учетной политике

для целей бухгалтерского учета на 2012 год

 

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н), а также в соответствии с иными положениями и нормами, содержащимися в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности,

 

Приказываю:

 

утвердить Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2012 год (Приложение N 1).

 

________________________

Руководитель предприятия

 

Приложение N 1

 

Положение об учетной политике

для целей бухгалтерского учета на 2012 год

 

от "___" ________________ 2011 г.

по предприятию __________________

 

1. Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов: Федерального закона "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н), Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н), Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н), Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", а также

1) ___________________________________________________________________;

2) ___________________________________________________________________;

3) ___________________________________________________________________.

(указать: другие нормативные документы Правительства РФ, Минфина России, иных министерств и ведомств, определяющих отраслевые особенности по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства). Примечание: перечень указанных документов можно вынести в Приложение к настоящему Положению (см. комментарий к этому пункту)

2. Установить, что бухгалтерский учет осуществляется __________________.

(выбрать:

- бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

- аудитором или аудиторской фирмой;

- на договорных началах с централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом (применительно к субъектам малого предпринимательства);

- штатным должностным бухгалтером (применительно к субъектам малого предпринимательства);

- лично руководителем организации (применительно к субъектам малого предпринимательства))

3. Утвердить следующий перечень видов деятельности, подлежащих отдельному учету:

1) ___________________________________________________________________;

2) ___________________________________________________________________;

3) ___________________________________________________________________.

(указать основные предметы деятельности, имеющие место на предприятии). Примечание: перечень видов деятельности можно вынести в Приложение к настоящему Положению.

4. Выделить на отдельный баланс следующие производства и хозяйства:

1) ___________________________________________________________________,

2) ___________________________________________________________________,

3) ___________________________________________________________________.

(выбрать: отдельные производства, цеха, подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки, жилищно-коммунальное, транспортное хозяйство, столовую, магазин и др.)

Установить для них:

а) порядок __________________ отчетности,

(указать:

еженедельной;

ежедекадной;

ежемесячной;

ежеквартальной

или иной периодичности)

б) срок подготовки отчетности до ___________________________;

(указать: такого-то числа месяца, следующего за отчетным, но не позже срока, установленного нормативными актами Российской Федерации)

в) отчетность готовится в следующих объемах: ____________________________.

(перечислить:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о целевом использовании полученных средств;

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в ______ (указать: текстовой и (или) табличной форме);

другие формы бухгалтерской или управленческой отчетности)

Ответственность за достоверность представляемых отчетов возложить на ___________________.

(выбрать: старшего бухгалтера подразделения, аудиторскую службу, специалиста-бухгалтера или иное ответственное лицо)

5. Выделить на отдельный баланс следующие подразделения:

1) ___________________________________________________________________;

2) ___________________________________________________________________;

3) ___________________________________________________________________.

(выбрать: филиалы, представительства, отделения или другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия)

Установить для них:

а) порядок __________________ отчетности;

(указать:

еженедельной;

ежедекадной;

ежемесячной;

ежеквартальной

или иной периодичности)

б) срок сдачи отчетности до ___________________________.

(указать: такого-то числа месяца, следующего за отчетным, но не позже срока, установленного нормативными актами РФ)

в) отчетность сдается в следующих объемах: ____________________________

(перечислить:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о целевом использовании полученных средств;

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в ______ (указать: текстовой и (или) табличной форме);

другие формы бухгалтерской или управленческой отчетности)

Ответственность за достоверность представляемых отчетов возложить на ___________________.

(выбрать: старшего бухгалтера подразделения, аудиторскую службу, специалиста-бу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...