Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Президент Российской Федерации




По результатам изучения данного раздела студент должен научиться:

- знать принципы построения системы государственных органов РФ;

- понимать содержание и значение принципа разделения властей как основополагающего принципа построения этой системы;

- определять место президентской власти в системе разделения властей;

- охарактеризовать порядок избрания и основные полномочия Президента РФ;

- уметь соотносить полномочия Президента РФ между собой;

- иметь представление о правовом механизме взаимодействия Президента РФ с иными органами государственной власти;

- быть подготовленным к профессиональной деятельности в органах государственной власти РФ;

- участвовать в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих статус государственных органов.

Содержание лекции

6.1.1 Конституционно-правовой статус, порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации

В соответствии со ст.81 Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента РФ установлен Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации». На конституционном уровне определяются те требования, которым должно отвечать лицо, могущее быть избранным Президентом РФ. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Предельный верхний возрастной ценз не установлен. Установлено требование о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Данный федеральный закон подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т. д.

В соответствии с Конституцией РФ Президент избирается на шесть лет (ч.1 ст.81), причем одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ч.3 ст.81).

Назначение выборов Президента РФ относится к ведению Совета Федерации (п. «д» ч.1 ст.102 Конституции). Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента, и в котором был избран Президент.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Выдвижение кандидатов на должность Президента осуществляется политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Политическая партия при этом должна иметь регистрацию не менее чем за один год до выборов, а гражданин Российской Федерации, выдвигающий свою кандидатуру, должен иметь поддержку группой избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. При этом избиратель может входить только в одну такую группу. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на пост Президента гражданина РФ, не являющегося членом данной политической партии. Как партии, так и кандидат должны собрать для поддержки кандидата не менее 2 млн. подписей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта. Политические партии, допущенные к распределению мандатов в Государственной Думе по результатам последних думских выборов, при выдвижении кандидатов на пост Президента не собирают подписи избирателей.

Выборы Президента осуществляются на основе принципа альтернативности. Если за 35 дней до дня голосования зарегистрировано менее 2-х кандидатов, выборы Президента по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. Только при повторном голосовании, в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов остается только один кандидат, может проводиться голосование по одной кандидатуре, но при этом кандидат считается избранным на должность Президента, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

На выборах Президента в голосовании должно принять участие большинство от общего числа избирателей, зарегистрированных на данный период. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если таковой не выявится и при повторном голосовании, то выборы считаются несостоявшимися.

Выборы признаются недействительными:

- если допущенные при голосовании и установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

- если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, охватывающих не менее чем одну четвертую часть общего числа избирателей;

- по решению суда.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляются ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола. В течение 10 дней ЦИК РФ в своем официальном печатном органе опубликовывает полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Федерации.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность (инаугурация). Конституция РФ связывает срок вступления в должность вновь избранного Президента и принесения им присяги со сроком окончания полномочий прежнего Президента РФ.

В ст. 80 Конституции РФ определена главная характеристика конституционно-правового статуса Президента РФ: он является главой государства. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую ни в одну из трех ее ветвей. При этом Президент не стоит выше других ветвей власти. Свои полномочия он осуществляет в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции содержится система гарантий, препятствующая превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента шестилетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основании решения Конституционного Суда и др.

Ст. 10 Конституции РФ провозглашает принцип разделения властей. Данный принцип предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента РФ.

В силу этих и других причин, возникает вопрос о том, каков характер государственной власти осуществляемой Президентом РФ. Не входя ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную власть напрямую, Президент РФ осуществляет «президентскую власть», что нашло свое закрепление в указах Президента о штандарте (флаге) Президента и о знаке Президента.

Статус Президента РФ конкретизируется в функциях главы государства (ст. 80), правовая дефиниция Президента как главы государства закреплена в положении, что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовывать эту функцию (право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и многое другое).

На главу государства возложены обязанности по принятию мер по охране основ жизнедеятельности государства (суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации).

К функциям Президента РФ относится обеспечение целостности государства не только по причинам внешнего, но и внутреннего порядка. Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. Одним из принципов федеративного устройства является единство системы государственной власти (ст.5 Конституции РФ). Наличие сложной системы органов государственной власти – федеральных, региональных, законодательных и исполнительных обусловливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Наиболее важной формой реализации функции Президента, заключающейся в определении основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. В них дается оценка состояния всех сфер жизни общества, основанная на информации, которой владеет Президент. В посланиях подводятся итоги, а также намечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства, т. е. цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность соответствующих государственных и общественно-политических структур.

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

При характеристике статуса Президента следует отметить, что в Конституции РФ глава 4 о Президенте открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. Такое место Президента является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме невключение Президента непосредственно в систему органов исполнительной власти.

Президент как глава государства обладает неприкосновенностью. Ст.91 Конституции РФ, закрепляющая неприкосновенность Президента, не конкретизирует, в чем она выражается. Отсутствуют какие-либо основания, допускающие возможность применения к нему уголовной, административной и иных форм ответственности до тех пор, пока он сохраняет статус главы государства. Никакой государственный орган не может лишить его неприкосновенности, дать согласие на привлечение к ответственности, пока он Президент. Однако, глава государства может быть привлечен к ответственности, но для этого его необходимо отрешить от должности. Порядок отрешения установлен в ст. 93 Конституции РФ.

Президент не может быть депутатом, заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью. Закон не запрещает Президенту быть членом политической партии. Но нет и законодательно установленной обязанности Президента быть членом партии.

6.1.2 Полномочия Президента российской Федерации

Обширный круг полномочий Президента РФ дает основания для высказываемых суждений о том, что по форме правления Россия является полупрезидентской республикой. Основанием для такой оценки является тот факт, что Президент не является главой исполнительной власти. Существует Правительство как высший орган исполнительной власти. Все полномочия Президента РФ основаны на Конституции и федеральных законах, и не могут выходить за их пределы.

Полномочия Президента РФ можно объединить по ряду оснований в следующие группы:

1. Полномочия в сфере формирования и участия в деятельности федеральных органов государственной власти.

2. Полномочия связанные с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

3. Руководство внешней политикой;

4. Руководство в сфере военной политики и безопасности;

5. Иные полномочия, возложенные Конституцией на Президента.

Все полномочия реализуются Президентом как непосредственно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и с использованием различных методов:

- посредством указов и распоряжений;

- определение приоритетных направлений деятельности всех государственных структур;

- разработка федеральных программ;

- проведение организационных мероприятий;

- встречи с руководителями различных органов, с представителями партий, иных общественных объединений и др.

Содержание основных полномочий:

1. Полномочия Президента РФ, связанные с его участием в формировании и деятельности федеральных органов государственной власти. Данные полномочия вытекают из конституционно закрепленной функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; из конституционного принципа разделения властей.

В формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент и Федеральное Собрание. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а Президент предлагает кандидатуры.

На Президента возложен Конституцией ряд полномочий в отношении Государственной Думы: он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; может досрочно (ранее установленных 30 дней после выборов) созвать заседание Государственной Думы. Президент обладает полномочиями распустить Государственную Думу в случае и порядке предусмотренных ст.111 и 117 Конституции РФ. Эти случаи касаются возникших между Президентом и Государственной Думой коллизий в отношении Правительства.

К полномочиям Президента относится подписание и обнародование федеральных законов (ст.84). Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. Такое отклонение принято именовать как наложение на закон отлагательное вето (veto). В соответствии с п.3 ст.107 вето может быть преодолено путем повторного принятия федерального закона палатами Федерального Собрания. Если при рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Право президентского вето не распространяется на федеральный конституционный закон.

Основаниями для президентского вето являются следующие дефекты в принятых федеральных законах:

- противоречат Конституции;

- не согласуются с общепризнанными нормами и принципами международного права, или противоречат международным обязательствам Российской Федерации;

- не соответствуют правилам законодательной техники;

- имеют внутренние противоречия, неясные и декларативные положения;

- недостаточно полно регулируют соответствующие отношения;

- применяемые термины не соответствуют терминам, содержащимся в других в других законах;

- отсутствует необходимое в установленных случаях заключение Правительства;

- содержат иные правовые дефекты.

Президент дает письменное обоснование отклонения каждого конкретного закона. Помимо этого Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, могущим возникнуть в правотворческой деятельности. В предусмотренных случаях обязанность внесения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов составляет исключительную прерогативу Президента РФ.

Президент определяет субъекта, которому поручается представлять внесенный им проект федерального закона в Государственную Думу. Указами Президента учреждены должности полномочных представителей Президента в Совете Федерации и в Государственной Думе. Они участвуют в заседаниях палат без специального решения Президента. Также они координируют работу в палатах подразделений Администрации Президента и представителей Правительства в палатах. Полномочные представители Президента в палатах назначаются и освобождаются Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, и являются по должности заместителями Руководителя Администрации Президента.

Участие полномочных представителей относится не только к тем законопроектам, инициатором которых выступает Президент, но и ко всем иным законопроектам, обсуждаемым Думой.

Президент обязан получить согласие Государственной Думы при назначении им Председателя Правительства РФ.

Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом РФ в сфере, связанной с формированием и с деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Президент:

- назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы;

- по представлению Председателя Правительства назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- принимает решение об отставке Правительства;

- в установленных Конституцией случаях постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

По предложению Председателя Правительства Президент утверждает своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Под системой понимаются виды органов исполнительной власти, а под структурой – конкретные органы, относящиеся к тому или иному виду. Поскольку вопрос о системе органов исполнительной власти в законодательстве не урегулирован, эта система устанавливается указами Президента. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента определяется и структура федеральных органов исполнительной власти.

На основе своих конституционных полномочий Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также ряд служб и агентств. Президент своими указами определяет функции этих органов, утверждает Положения о них, назначает руководителей, а также осуществляет иные полномочия, вытекающие из его статуса как Верховного Главнокомандующего, Председателя Совета Безопасности, гаранта суверенитета, государственной целостности и независимости Российской Федерации.

Президент принимает меры к тому, чтобы в деятельности государственных служащих соблюдались принципы, обеспечивающие их ответственность перед государством, обществом и гражданином.

Президент участвует в формировании судебных органов и органов прокуратуры. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора (ч.1 ст.128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

Президент принимает участие и в формировании некоторых других федеральных органов государства. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст.83). Он назначает пять членов ЦИК РФ, предлагает Государственной Думе и Совету Федерации кандидатуры для назначения Председателя и Заместителя Председателя Счетной палаты.

Президент также участвует в формировании общественных структур (Общественной палаты и др.).

2. Важной конституционной функцией Президента является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч.4 ст.78). Эта функция осуществляется совместно с Правительством.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2 ст.77).

В обеспечении Президентом осуществления полномочий федеральной власти на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе. Этим Указом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе. Полномочный представитель и его заместители – федеральные государственные служащие – входят в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Руководителем Администрации.

В задачи полномочного представителя входят:

- организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение реализации кадровой политики Президента и представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе;

- координация деятельности федеральных органов в округе;

- организация взаимодействия федеральных органов с органами субъектов;

- анализ эффективности деятельности правоохранительных органов;

- осуществление контроля за исполнением федеральных законов;

- согласование назначения кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.

Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента.

Президент РФ наделен правом распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации в случае, если названный орган принял конституцию (устав), закон, иной нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, но при соблюдении следующих условий:

- факт противоречия должен быть установлен судом;

- законодательный (представительный) орган не отменил акт в срок, установленный судом, что должно быть опять же подтверждено решением суда;

- в результате действия неправомерного акта были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления; нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц;

- необходимо вынесение Президентом РФ предупреждения в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный (представительный) орган субъекта Федерации не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда, Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.

Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина – до решения этого вопроса соответствующим судом.

Закон предусматривает право Президента выносить предупреждение высшему должностному лицу субъекта Федерации в случае издания им нормативного акта, противоречащего Конституции РФ и федеральным законам и уклонения в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия данного нормативного акта. Если в течение месяца после вынесения предупреждения не было принято необходимых мер, Президент отрешает данное должностное лицо от должности. Также Президент вправе временно отстранить от должности высшее должностное лицо субъекта Федерации в случае предъявления данному лицу обвинения в совершении преступления.

Во всех случаях решение Президента доводится до сведения законодательного (представительного) органа субъекта Федерации. Указанные должностные лица вправе обжаловать в Верховный Суд РФ указ Президента в течение 10 дней.

Важную роль играет Государственный Совет Российской Федерации. Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено «Положение о Государственном Совете Российской Федерации». По своему статусу данный орган является совещательным, призванный содействовать согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти. Председателем Государственного Совета является Президент РФ, членами – высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации. Оперативные вопросы решаются Президиумом Государственного Совета, ротация его состава осуществляется раз в полгода. Учреждена должность Секретаря Государственного Совета, им является один из заместителей руководителя Администрации Президента РФ. Секретарь не входит в состав Государственного Совета. Решения на заседаниях Государственного Совета принимаются путем достижения консенсуса, по решению Председателя может проводиться голосование. Заседает Государственный Совет один раз в квартал.

3. Полномочия Президента в области руководства внешней политики прямо зафиксированы в Конституции РФ (ст.86). Деятельность Президента по руководству внешней политики касается решения наиболее важных вопросов, затрагивающих наиболее общие (глобальные, геополитические) интересы государства. Свое видение внешнеполитических интересов страны Президент формулирует в ежегодных посланиях о положении в стране, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. Помимо этого, Президентом решаются вопросы связанные с проблемой защиты прав соотечественников за рубежом.

Президент РФ представляет Россию как государство в международных отношениях, имеет контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты. Управление Протокола Администрации Президента осуществляет обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президента и его супруги, Руководителя Администрации Президента, а в случае необходимости – контактов и рабочих встреч помощников Президента и заместителей Руководителя Администрации с представителями иностранных государств и международных организаций.

Министерство иностранных дел непосредственно подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Кроме этого, Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, в котором обсуждаются и вопросы, связанные с внешними отношениями.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации).

4. Полномочия Президента РФ в области обороны, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции). Военная доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические основы обеспечения безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью отраслевых органов осуществляет в рамках своих конституционных полномочий Президент РФ. Правительство координирует их работу.

Конституционные полномочия Президента в сфере обороны конкретизируются в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. «Об обороне», а также в Федеральных конституционных законах от 30 января 2002 г. «О военном положении», от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и других законодательных актах. Условия введения чрезвычайного положения, сроки, на которые они могут вводиться, особенности этих режимов и пределы возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина подробно определены в названных законах.

В соответствии с п. «ж» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

В составе Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения имеется Аппарат Совета Безопасности, Положение о котором также утверждается Указом Президента. Состав Совета Безопасности утверждается Президентом. В него входят Председатель, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент. Постоянными членами Совета Безопасности являются Председатель Правительства РФ, Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства – министр обороны, Руководитель Администрации Президента РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Секретарь Совета Безопасности, министр иностранных дел, министр внутренних дел, директор СВР России, директор ФСБ России. Членами Совета безопасности являются полномочные представители Президента в федеральных округах, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны РФ, Генеральный прокурор, министр финансов, министр юстиции, министр МЧС, Президент РАН.

Также указом Президент регламентируются многие вопросы военной службы.

5. Иными полномочиями Президента РФ являются: решение вопросов о гражданстве РФ; предоставляет политическое убежище; награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации; высшие воинские и специальные звания; осуществляет помилование.

6.1.3 Правовые акты Президента Российской Федерации. Администрация Президента Российской Федерации

В соответствии со ст.90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы, как правило, являются нормативными правовыми актами, рассчитанными на неоднократное применение и обязательные для неопределенного круга субъектов. Однако Президент вправе принимать и акты индивидуального характера.

Распоряжения Президента РФ, как правило, акты индивидуального характера. Но они могут носить и нормативный характер, касающийся в основном внутренних вопросов Администрации Президента.

Правовые акты Президента РФ могут издаваться в пределах его конституционных полномочий. Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться, конкретно в законодательном порядке не установлен.

Согласно Конституции РФ и некоторым законодательным актам определенные отношения и вопросы могут регулироваться только указами Президента. Так, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента; указами вносятся изменения в ст.65 Конституции при изменении наименования субъекта. Федеральным законом от 9 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что решение Президента о предупреждении законодательного (представитльного) органа государственной власти о его роспуске принимается в форме Указа.

По своей юридической силе Указы и распоряжения Президента РФ носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ). Указами Президента РФ могут регулироваться общественные отношения, которые требуют законодательного решения. Однако, согласно постановлению Конституционного Суда от 30 апреля 1996 г., это допустимо только в случаях отсутствия федерального закона, непротиворечия Указа Конституции РФ и до принятия соответствующего федерального закона.

Особенностями подзаконного характера актов Президента РФ является то, что они не могут быть отменены никакими органами государственной власти. Только в порядке конституционного судопроизводства Конституционный Суд может признать нормативные акты Президента противоречащими Конституции, вследствие чего они утрачивают свою юридическую силу. Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции может рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, а также ненормативных правовых актов Президента. Решением суда акт Президента может быть признан не действующим полностью или частично.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию. Официальным является опубликование их текстов в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на официальном портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Порядок этого опубликования определен Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Акты Президента публикуются в течение 10 дней после дня их подписания, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации в течение семи дней после их первого официального опубликования. Иные акты (содержащиеся сведения составляющие государственную тайну, или содержащие конфиденциальную информацию) вступают в силу со дня их подписания. Однако, в актах Президента может устанавливаться другой срок их вступления в силу.

6.1.4 Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом российской Федерации

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ст.92 и 93 Конституции РФ: 1) в случае отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.

1. Отставка – это добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. Отставка может быть мотивирована: состоянием здоровья, усталостью, осознанием своей неспособностью справляться с полномочиями, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и личные обстоятельства.

Конституция РФ не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки. Это показывает необходимость нормативно-правового регулирования процедуры отставки Президента в федеральном законе. Уход Президента в отставку не может оформляться единолично принятым актом, не должен объявляться в указе самого Президента. В Федеральном законе о выборах Президента устанавливается, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах Президента, назначенных в связи с его отставкой.

2. Вторым основанием досрочного прекращения полномочий Президента РФ является стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия. Законодательно порядок досрочного прекращения полномочий Президента по этому основанию также н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...