Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие парламента и парламентаризма




Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

- Состав Государственной Думы, порядок выборов

- депутатов

- Полномочия Государственной Думы

- Депутатские фракции и группы

- Совет Государственной Думы

- Порядок работы Государственной Думы

- Роспуск Государственной Думы

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

- Состав и формирование Совета Федерации

- Органы и должностные лица Совета Федерации

- Полномочия Совета Федерации

- Порядок работы Совета Федерации

Парламентские слушания

Законодательный процесс в Федеральном Собрании

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Содержание самостоятельной работы

7.3.1 Тест

1. Государственная Дума собирается на первое заседание:

а) на 30-й день после избрания;

б) 20-й день после избрания;

в) через месяц после избрания.

2. Палаты Федерального Собрания могут собираться совместно для:

а) избрания председателей палат Федерального Собрания;

б) принятия законов;

в) заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ.

3. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение границ между субъектами РФ;

б) назначение Председателя Центрального банка РФ;

в) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) назначение выборов Президента РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

г) решение вопроса о доверии Правительству РФ.

5. В Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят:

а) два представителя субъекта РФ;

б) три представителя субъекта РФ;

в) один представитель субъекта РФ.

6. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ:

а) постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ;

б) не проживающий на территории данного субъекта РФ;

в) имеющий регистрацию в субъекте РФ.

7. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин РФ, достигший возраста:

а) 30 лет;

б) 35 лет;

в) 25 лет.

8. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ:

а) на срок полномочий этого органа;

б) на срок полномочий Совета Федерации;

в) на срок указанный в акте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

9. Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа:

а) его председателем;

б) группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) постоянными комитетами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается:

а) высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий;

б) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) правительством субъекта РФ на срок его полномочий.

11. Право законодательной инициативы принадлежит:

а) Президенту РФ;

б) Совету Федерации;

в) Правительству РФ;

г) Генеральному прокурору РФ.

12. Только при наличии заключения Правительства РФ могут быть внесены законопроекты:

а) о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;

б) об изменении финансовых обязательств государства;

в) отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

13. Федеральный закон принимается:

а) большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) большинством голосов от избранных депутатов Государственной Думы;

в) большинством голосов от присутствующих на заседании Государственной Думы.

14. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало:

а) более половины от общего числа депутатов этой палаты;

б) более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

в) более половины от присутствующих членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

15. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало:

а) не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) не менее трех четвертей от общего числа депутатов Государственной Думы;

в) не менее четырех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы.

16. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) войны и мира;

в) импичмента Президента РФ;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ.

17. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью:

а) в течение всего срока их полномочий;

б) в течение всего срока их полномочий и по истечении срока полномочий;

в) в течение всего срока их полномочий и до истечения десяти лет после окончания срока исполнения полномочий.

18. Закрытые заседания Совета Федерации и Государственной Думы могут проводиться:

а) по решению большинства членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) в случаях, предусмотренных регламентом палаты;

в) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

19. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы:

а) ведут председатель соответствующей палаты и его заместители;

б) Президент РФ;

в) Председатель Правительства РФ.

20. Вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации определяются:

а) федеральным законом;

б) регламентом;

в) постановлением.

21. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет:

а) Счетная палата РФ;

б) Центральный банк РФ;

в) Правительство РФ.

22. Утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к компетенции:

а) Государственной Думы;

б) Совета Федерации;

в) Федеральному Собранию.

23. Выборы Президента РФ назначает:

а) Государственная Дума;

б) Совет Федерации;

в) Федеральное Собрание.

24. Федеральные законы принимаются:

а) Государственной Думой;

б) Советом Федерации;

в) Федеральным Собранием.

25. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в течение:

а) 5 дней;

б) 14 дней;

в) 21 дня.

26. Мандат депутата Государственной Думы является:

а) императивным;

б) свободным;

в) полусвободным.

27. Депутатский запрос и парламентский запрос – это:

а) тождественные понятия;

б) нетождественные понятия;

в) частично совместимые понятия, так как парламентский запрос инициируется посредством депутатского запроса.

28. Депутат Государственной Думы может участвовать в заседании Совета Федерации:

а) с правом решающего голоса;

б) с правом совещательного голоса;

в) не имеет права участвовать.

29. Постоянные комитеты и комиссии Государственной Думы – это:

а) внутренние руководящие органы Государственной Думы;

б) внутренние вспомогательные органы Государственной Думы.

30. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ дает:

а) Государственная Дума;

б) Совет Федерации;

в) Федеральное Собрание.

31. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает право отзыва члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы:

а) верно только для члена Совета Федерации;

б) верно только для депутата Государственной Думы;

в) верно в обеих случаях;

г) не верно.

32. Фракция в составе Государственной Думы – это:

а) объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) объединение депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатному избирательному округу;

в) любое объединение депутатов Государственной Думы численностью более 50 человек и зарегистрированное Советом Государственной Думы в порядке, установленном Регламентом.

33. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:

а) представитель народа;

б) представитель избирателей;

в) представитель партии.

34. По представлению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены:

а) избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ;

б) Президентом РФ;

в) Советом Федерации.

35. Предложения о поправках к Конституции РФ и пересмотре ее положений могут быть внесены:

б) группой численностью не менее одной четвертой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

а) группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) группой численностью не менее одной шестой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

36. Государственная Дума не может быть распущена:

а) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

б) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

в) в течение одного года до окончания срока полномочий Президента РФ;

г) в период деятельности согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между палатами Федерального Собрания.

37. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избираются:

а) по пропорциональной избирательной системе;

б) мажоритарной избирательной системе;

в) смешанной избирательной системе.

38. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются:

а) в бюджете Российской Федерации;

б) бюджете субъекта РФ;

в) в консолидированном бюджете РФ.

39. По единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, должны избираться:

а) не менее 30% депутатов;

б) не менее 50% депутатов;

в) не менее 70% депутатов.

40. Срок полномочий депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ одного созыва не может превышать:

а) 4 года;

б) 5 лет;

в) 6 лет.

41. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе:

а) устанавливается законом субъекта РФ.

б) устанавливается самими депутатами законодательного органа государственной власти каждого созыва;

в) устанавливается федеральным законом.

42. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее:

а) четырех пятых от установленного числа депутатов;

б) двух третей от установленного числа депутатов;

в) трех четвертей от установленного числа депутатов.

43. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске;

б) вступления в силу постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

в) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

г) вступления в силу решения соответственно Верховного Суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

д) если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принял решение о ее отклонении – Президентом РФ;

е) ни в одном из перечисленных случаев.

44. В течение срока своих полномочий депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть:

а) депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

б) членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

в) судьей;

г) преподавателем, научным сотрудником.

45. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов:

а) от установленного числа депутатов;

б) от избранных депутатов;

в) от присутствующих на заседании.

46. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ;

в) указа Президента РФ;

г) постановления Федерального Собрания РФ.

47. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее:

а) половины от установленного числа депутатов;

б) не менее двух третей от установленного числа депутатов;

в) не менее трех четвертей от установленного числа депутатов.

48. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются:

а) федеральным законом по представлению данного органа;

б) конституцией (уставом) субъекта РФ;

в) законом субъекта РФ о правовом статусе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

49. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются:

а) большинством голосов от числа избранных депутатов;

б) большинством голосов от установленного числа депутатов;

в) квалифицированным большинством голосов.

50. Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным органом государственной власти:

а) не менее чем в двух чтениях;

б) не менее чем в трех чтениях;

в) в четырех чтениях.

7.3.2 Вопросы и задания

1. Государственная Дума, Совет Федерации и Президент РФ обратились в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ст. 107 Конституции РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений указанной статьи, связанных с понятием «принятый федеральный закон», процедурой отклонения федерального закона Президентом РФ, а также с повторным рассмотрением федерального закона палатами Федерального Собрания в «установленном Конституцией РФ порядке». Государственная Дума обратилась с просьбой дать толкование используемого в ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понятия «принятый федеральный закон» и соответственно разъяснить, какая из палат Федерального Собрания направляет Президенту РФ принятый федеральный закон.

а) Позиция Государственной Думы заключается в следующем: именно Государственная Дума направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые ею и не рассмотренные Советом Федерации в 14-дневный срок (при условии, что закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации). Государственная Дума направляет Президенту РФ и федеральные законы, принятые ею повторно после отклонения Советом Федерации. Эта позиция отражена в ст. 116 и 122 Регламента Государственной Думы. Государственная Дума также поставила вопрос о том, могут ли случаи возвращения Президентом РФ принятых федеральных законов без рассмотрения расцениваться как их отклонение, которое в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ требует повторного рассмотрения закона Государственной Думой.

б) Президент РФ полагает, что понятие «принятый федеральный закон» включает как принятие федерального закона Государственной Думой, так и одобрение его Советом Федерации, а также повторное после отклонения Советом Федерации принятие закона Государственной Думой. В запросе Президента РФ в Государственную Думу утверждается, что принятые федеральные законы могут направляться Президенту РФ для подписания и обнародования только Советом Федерации. Исключение составляет случай, предусмотренный ч. 5 ст. 105 Конституции РФ. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации, если при повторном голосовании за данный закон проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, федеральный закон Президенту РФ направляется Государственной Думой.

в) По мнению Совета Федерации, положения ч. 3 ст. 107 Конституции РФ о том, что отклоненный Президентом РФ федеральный закон подлежит рассмотрению палатами Федерального Собрания «в установленном Конституцией РФ порядке», означает, что этот порядок должен быть аналогичен порядку рассмотрения федеральных законов, подлежащих в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, а процедура повторного рассмотрения закона должна соответствовать процедуре, определенной Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 №1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации».

Каков смысл используемого в ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понятия «принятый федеральный закон»? На ком из участников законодательного процесса лежит конституционная обязанность направить такой закон Президенту РФ для подписания и обнародования? Каково содержание положения ч. 3 ст. 107 Конституции РФ об «установленном Конституцией РФ порядке» повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом РФ?

2. Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ. Из присутствовавших 442 депутатов за отказ в доверии проголосовали 225 депутатов, за доверие – 145, оставшиеся воздержались. Какова судьба Правительства РФ при таком соотношении голосов? Достаточно ли депутатам Государственной Думы проголосовать за отказ в доверии к Правительству РФ для разрешения политического конфликта? Возможен ли самороспуск Государственной Думы?

3. Н., будучи депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, при голосовании за проект федерального закона «О бюджете Российской Федерации на 2009 год» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании фракции было принято решение о лишении депутата Государственной Думы Н. депутатских полномочий. Правомерно ли решение депутатской фракции о лишении Н. депутатских полномочий в данной ситуации?

4. Согласно ст. 118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В соответствии со ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Нет ли в содержании перечисленных норм Конституции РФ противоречия?

5. Гражданка И. отправила законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Будет ли он принят к рассмотрению?

6. В Государственную Думу Федерального Собрания РФ поступил законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ. Однако профильный комитет Государственной Думы принял решение о несоответствии представленного законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ, а также требованиям Регламента Государственной Думы и о возврате данного законопроекта субъекту права законодательной инициативы. Свое решение профильный комитет мотивировал тем, что субъект права законодательной инициативы не представил при внесении законопроекта отзыв Правительства РФ. Однако, по мнению субъекта права законодательной инициативы, такого документа не требуется, так как законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ не относится к законам, перечисленным в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Правомерно ли решение комитета Государственной Думы? Составьте письменный ответ субъекту права законодательной инициативы от имени профильного комитета Государственной Думы.

7. После проведенных референдумов по объединению субъектов РФ Законодательное Собрание одного из этих субъектов внесло в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта в составе Российской Федерации. Однако, Государственная Дума вернула его субъекту права законодательной инициативы, указав, что внесение таких законопроектов является обязанностью Президента РФ. Законодательное Собрание обратилось в Конституционный Суд РФ. По его мнению, законодательные органы субъектов федерации перечислены в ст. 104 Конституции РФ в качестве субъектов права законодательной инициативы и их право не связано рамками их компетенции. Кроме того, законодательная инициатива – это право, а не обязанность данных лиц. Может ли законодательная инициатива быть обязанностью? Какими нормативными актами должен регулироваться этот вопрос?

8. Определите, возможны ли следующие действия (да/нет), свой ответ кратко поясните:

а) Депутат Государственной Думы С. одновременно работает в должности профессора кафедры уголовного права;

б) Депутат И. решил стать писателем и поступил на заочное отделение литературного института;

в) Депутат С. выступил с инициативой внесения поправок в Конституцию РФ;

г) Законодательное Собрание N-ской области приняло решение о досрочном прекращении полномочий избранного им члена Совета Федерации Федорова;

д) Депутат Государственной Думы обратился с запросом к Правительству РФ;

е) Член Совета Федерации Р. создал индивидуальное частное предприятие, где работают только члены его семьи;

ж) Депутат Государственной Думы С. работает учителем истории в средней школе;

з) Депутат Государственной Думы К. был отозван избирателями вследствие утраты доверия.

9. Избиратели обратились за помощью к депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. Однако депутат заявил, что его мандат имеет свободный характер и он не должен оказывать помощь своим избирателям. Прав ли В.? Какой характер имеет мандат депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ? Предполагает ли такой характер мандата работу с избирателями?

10. Депутат Государственной Думы спешил на заседание палаты и нарушил правила дорожного движения. Его остановил работник ДПС и сказал, что за это нарушение депутат должен быть оштрафован. На это депутат заявил о своей неприкосновенности. Однако работник ДПС утверждает, что на подобные ситуации неприкосновенность не распространяется. Кто прав в данной ситуации? На какие деяния распространяется неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации?

11. В правоохранительные органы поступила информация о том, что готовится террористический акт в аэропорту и в одном из самолетов заложено взрывное устройство. Работники правоохранительных органов подвергли личному досмотру пассажиров одного из самолетов, кроме находящегося там члена Совета Федерации С., который заявил о своей неприкосновенности. В каких случаях депутат Государственной Думы и член Совета Федерации может быть подвергнут досмотру, обыску. Возможно ли это в указанной ситуации?

12. Постановлением Генерального прокурора предписано начать расследование в отношении действий депутата Государственной Думы И. в связи с избиением им депутата П. во время одного из заседаний Государственной Думы. Депутат И. заявил, что в данной ситуации требуется представление Генерального Прокурора в Государственную Думу о лишении его неприкосновенности. И только после этого возможно расследование дела. Требуется ли в указанной ситуации лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности? Какой порядок лишения неприкосновенности установлен в законе?

13. Депутат Государственной Думы был вызван в качестве свидетеля по уголовному делу. Однако он отказался от дачи свидетельских показаний, мотивируя отказ тем, что данные обстоятельства стали ему известны во время приема избирателей, т.е. в связи с осуществлением им своих депутатских полномочий. Может ли депутат Государственной Думы или член Совета Федерации отказаться от дачи свидетельских показаний?

14. Воспользуйтесь официальными сайтами Государственной Думы и Совета Федерации и найдите следующую информацию:

а) примеры законопроектов, внесенных различными субъектами права законодательной инициативы;

б) примеры законов, после отклонения которых Советом Федерации, палаты создали согласительную комиссию;

в) примеры федеральных законов, считающихся одобренными Советом Федерации без рассмотрения;

г) примеры федеральных законов, на которые Президентом РФ было наложено вето.

15. Законодательное Собрание N-ского края обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о подтверждении конституционности ст. 13 и п. 1-4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Статья 13 устанавливала неприкосновенность депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 14 этого же Закона вопрос о лишении депутата неприкосновенности решался прокурором субъекта РФ. Для этого он вносит представление в законодательный орган государственной власти субъекта РФ. Представление прокурора субъекта РФ вносится также для получения согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ на передачу дела в суд в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 данного Закона. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном регламентом или иным актом, определяющим порядок его деятельности, рассматривает представление прокурора субъекта РФ и не позднее чем через 14 дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение. По мнению заявителя, закрепленный данными статьями Федерального закона институт неприкосновенности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе необходимость получения согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на осуществление в отношении депутата уголовного и административного преследования, противоречит ст. 15, 91, 98 и 122 Конституции РФ. Является ли конституционным положение п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий? Вправе ли федеральный законодатель, закрепляя принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, освобождать их от уголовной и от административной ответственности, налагаемой в судебном порядке? Допустимо ли введение федеральным законом, помимо Конституции РФ, такого условия, как согласие парламента субъекта РФ на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на применение к нему ареста и иных мер процессуального принуждения в ходе преследования за такого рода правонарушения?

16. Найдите в Конституции РФ и в решениях Конституционного Суда РФ ответы на следующие вопросы:

а) Установлен ли какой-либо срок для рассмотрения в Совете Федерации законов, перечисленных в ст. 106 Конституции РФ?

б) В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации». В связи с этим, является ли обязательным участие Совета Федерации в законодательном процессе? Можно ли стадию одобрения закона в Совете Федерации отнести к факультативным стадиям законодательного процесса?

в) Президенту РФ для подписания и обнародования направляется «принятый федеральный закон»? Что понимается под «принятым федеральным законом»?

г) Кто из участников законодательного процесса направляет закон Президенту РФ для подписания и обнародования?

д) Если Президент РФ вернул закон без рассмотрения в соответствующую палату, указав на нарушение конституционных требований при его принятии, является ли это наложением вето? Почему?

е) Как преодолевается вето Президента РФ? Чем отличается одобрение закона в ранее принятой редакции от порядка рассмотрения закона (выделите не менее четырех отличий)?

Нормативные источники

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 1. – Ст. 2.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 27 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №13. – Ст.1447.

3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №1. – Ст.1.

4. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №9. – Ст.1011.

5. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №51. – Ст. 5712.

6. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №26. – Ст. 3170.

7. О Государственном флаге Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №52(ч.I). – Ст.5020.

8. О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №52(ч.I). – Ст.5021.

9. О Государственном гимне Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №52(ч.I). – Ст.5022.

10. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №23. – Ст.2277.

11. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. –2001. – №52(1ч.). – Ст.4916.

12. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №5. – Ст.375.

13. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №27. – Ст.2710.

14. О Дисциплинарном судебном присутствии: Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. №4-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – №45. – Ст.5261.

15. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №19. – Ст.685.

16. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №28. – Ст.3466.

17. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 №5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №8. – Ст.801.

18. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая1995 №82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №21. – Ст.1930.

19. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №29. – Ст.2757.

20. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №49. – Ст.5497.

21. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №42. – Ст.5005.

22. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №32. – Ст.3336.

23. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №29. – Ст.2950.

24. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №24. – Ст.2253.

25. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №25. – Ст.2485.

26. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №21. – Ст. 1919.

27. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД

28. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. №33-СФ

29. По делу о то

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...