Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу. Роль и участие прокурора в суде второй инстанции (по гражданским делам).




Кассационное обжалование (опротестование) – требование юридически заинтересованных лиц или прокурора проверки вышестоящим судом законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции и не вступившего в законную силу решения или определения.

Для осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал (ст. 413 ГПК).

Право на возбуждение кассационного производства согласно Закону о прокуратуре и ГПК путем принесения в кассационный суд кассационных и частных протестов на судебные решения и определения, которые не вступили в законную силу, принадлежит соответствующему прокурору и его заместителю в пределах их компетенций и независимо от участия в деле. Кроме того, правом возбуждения кассационного производства обладают помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений, которые принимали участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Поддержание протеста в кассационной инстанции, а также участие в судебном заседании кассационного суда с целью изложения мнения по делу осуществляют прокуроры вышестоящей прокуратуры.

Прокурор в порядке надзора обязан проверить:

- соблюдение установленного срока подачи протеста;

- выполнение требований, предъявляемых к кассационной инстанции;

- обращение в компетентный суд. Компетентными судами, то есть судами, рассматривающими кассационные жалобы являются:

· на решения районных (городских) и межгарнизонных военных судов - судебная коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского судов и Белорусский военный суд;

· на решения областного, Минского городского и Белорусского военного судов - соответственно судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда РБ.

Надзор за законностью исполнения судебных решений по гражданским делам.

Прокурор, как и другие лица, возбуждает исполнительное производство путем предъявления исполнительного документа по взысканию.

Право прокурора на возбуждение исполнительного производства распространяется на все дела, в которых взыскателем является государство. В интересах взыскателей граждан и юридических лиц прокурор возбуждает исполнительное производство, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы (ст. 484 ГПК).

Кроме того, прокурор в исполнительном производстве, осуществляя надзор, вправе принести протест на действия судебного исполнителя в интересах сторон и возбудить процесс по проверке правомерности его действий (ст. 479 ГПК). Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя также может быть обжаловано или опротестовано.

Опротестование решений, определений судов в порядке надзора. Роль и участие прокурора в суде надзорной инстанции. Надзор за исполнением законов при производстве по вновь открывшимся обстоятельствам. (по гражданским делам).

Согласно Закону о прокуратуре и ст. 439 ГПК право принесения протеста в порядке надзора на судебные решения, определения и постановления, которые вступили в законную силу, принадлежит:

- Генеральному прокурору РБ и его заместителям,

- прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам,

- Белорусскому военному прокурору (на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не пересматривались в кассационном порядке).

- а так же должностным лицам судов (председателям)

Кроме того, районные (городские) и межрайонные прокуроры имеют право истребовать из соответствующих судов дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста, а должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора, - приостанавливать исполнение до окончания производства в порядке надзора (ст. 441 ГПК).

Участие прокурора в рассмотрении дела в надзорном порядке осуществляется прокурорами, принесшими протест, а чаще прокурорами отделов и управлений по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел, которые поддерживают протест вышестоящего прокурора либо высказывают мнение по делу.

Основанием для принесения прокурором надзорного протеста является незаконность либо необоснованность судебного постановления. Прокурором, принесшим надзорный протест, при изменении правовой позиции предоставлено право отозвать принесенный ими протест до начала его рассмотрения судом (ст. 416 и ст. 444 ГПК, п. 5 ст. 27 Закона о прокуратуре 1993г.). При рассмотрении дела в надзорном порядке такого права у прокурора нет, но он не связан доводами протеста и вправе высказать иное мнение по делу в судебном заседании, изменить правовую позицию на основании материалов дела.

 

81. Организация работ по надзору за законностью судебных решений по гражданским делам в различных звеньях прокуратуры.

Закон о прокуратуре возлагает на прокуроров надзор за соответствием закону судебных решений. Этот надзор должен осуществляться в целях исполнения всестороннего, объективного и своевременного рассмотрения гражданских дел.

Работа по надзору за законностью судебных решений в Прокуратуре РБ, областных прокуратурах и г. Минска возложена на отделы по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам, которые возглавляют начальники отдела.

В структуре аппарата отделов работают старшие прокуроры и прокуроры.

Обязанности между работниками аппарата отделов распределены по зональному принципу.

В прокуратурах городов и районов надзор за законностью судебных решений осуществляют соответственно прокуроры городов и районов, а так же их помощники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...