Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие мотива и мотивации.




Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо – она есть начальный этап психической и физической активности. Под мотивацией понимается совокупность побуждений, определяющих активность индивида, или система факторов, стимулирующих и направляющих деятельность и поведение человека. Процесс мотивации разворачивается через несколько последовательных фаз:

1 фаза – актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что-либо сделать, стремление к активности, носящее направленный характер);

2 фаза – поисковая (поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность, трансформация потребности в мотив); формируется возбужденное мотивационное состояние – драйв;

3 фаза – инструментальная (субъект совершает некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели, что в конечном итоге предполагает удовлетворение потребности);

4 фаза – завершающая (момент удовлетворения потребности, снижение эмоционального напряжения и общая релаксация).

Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация – формирование индивидуальной системы мотивов, которая возникает в самом человеке и основывается на личной удовлетворенности от выполнения задачи или деятельности. Креативность деятельности в большей степени обусловлена внутренней мотивацией.

Люди с внутренней мотивацией подходят к работе или игре творчески, стараясь получить удовольствие, найти самовыражение или ощутить азарт. Как правило, качество работы связано с внутренними факторами, такими как интерес, свобода выбора и полезная обратная связь.

Внешняя мотивация (стимуляция) – система действий по активизации мотивов определенного человека. Внешняя мотивация возникает за счет внешних факторов, таких как оплата, оценки, вознаграждения, обязательства и одобрение. Внешняя мотивация – это стремление получить внешние награды и избежать наказаний. Сильная внешняя мотивация ослабляет тенденцию к исследованию и внутреннюю мотивацию.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребность составляет сущность, «механизм» всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотив является формой субъективного отражения потребностей человека. Мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы выполняют следующие функции:

- побуждающую – вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

- направляющую – отражает выбор и осуществление определенной линии поведения;

- регулирующую – определяет характер поведения и деятельности.

Виды мотивов. Для изучения целесообразно разделить мотивы на три основные группы: первичные, стимулирующие, вторичные (социальные).

Первичные мотивы основаны на биологических потребностях, которые надо удовлетворить для дальнейшего выживания. Первичные мотивы – врожденные, они обеспечивают гомеостаз, или равновесие (постоянство) внутренней среды человека. Самые важные первичные мотивы – это голод, жажда, потребность в воздухе, сне, выделении шлаков и регулировании температуры тела. Все первичные мотивы социализированы, т.е. они преломляются через конкретный уровень культуры и социальных отношений. Самое общее и основное правило рационального отношения человека к первичным мотивам можно выразить коротко: «Избегай излишеств».

Стимулирующие (или ориентировочные) мотивы – это мотивы, способствующие выбору таких форм поведения, которые позволяют достичь полезной цели и избежать вредных воздействий. Стимулирующие мотивы выражаются в стремлении к познанию непонятных для индивида явлений (любознательность, поиск новых ощущений, исследование, познание, манипуляция).

Вторичные (социальные) мотивы основаны на приобретенных потребностях и связаны с чувством благополучия и психологической компетентности во взаимодействии с окружающей средой. Социальные мотивы человек усваивает в ходе социализации. Рассмотрим некоторые из них.

Мотив достижения – это устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание быть лучшим или соответствовать некоторым внутренним стандартам мастерства. Мотив достижения может быть дифференцирован на два вида – стремление к успеху и стремление избежать неудач. У каждого человека эти две тенденции представлены в разных пропорциях в зависимости от личных особенностей и прошлого опыта. Например, человек с сильным стремлением к успеху и слабой боязнью неудачи более склонен выбирать умеренно сложные, но реалистические задачи. Другой человек с сильным стремлением к успеху, но с сильной боязнью неудач, поставит перед собой более простые цели. Люди с низкой потребностью к достижению выберут или то, что гарантирует успех, или то, чего достичь невозможно. И в том, и в другом случае не будет риска, что они несут личную ответственность за неудачу.

В основе мотива достижения имеется по меньшей мере три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Он имеет следующуюструктуру: стремление к известности, престижу, признанию, стремление к соперничеству и т.д.

Мотив власти – желание иметь социальное влияние и контроль над другими. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения («сделаешь – получишь»), власть принуждения («не сделаешь – будет худо»), нормативная власть, информативная власть и др.

Мотивы аффилиации и помощи – это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Существует две формы аффилиативного мотива – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.

Мотив помощи, альтруистические мотивы. Альтруизм – бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы; потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.

Мотивы могут быть осознанными (интересы, убеждения, стремления, идеалы) и неосознанные (установки, влечения).

Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах и явлениях.

Склонность – постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность, которая проявляется в направленности не просто на предмет, но и на процесс деятельности.

Убеждение – это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со взглядами и принципами. Основания убеждений – знания человека, являющиеся для него истинными. Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Важным осознанным мотивом является идеал.

Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.

Влечение – психологическое состояние, выражающее недифференцированную неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходным явлением, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и переходит в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...