Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы формирования межличностных отношений.




Знание механизмов формирования межличностных отношений особенно важно для руководителя коллектива: управляя межличностными отношениями, учитывая индивидуальные особенности подчиненных, их совместимость, межличностную привлекательность (аттракцию), возможно избежать конфликтов и успешно формировать корпоративную культуру организации.

Важным для понимания динамики межличностных отношений является понятие совместимости. Различают несколько уровней совместимости:

- физиологическая совместимость (например, нам может не нравиться запах или звук голоса человека – это глубинный уровень совместимости, влиять на него крайне сложно, т.к. он может быть неосознанным);

- психофизиологический уровень – совместимость на уровне типов темперамента, что особенно важно при формировании микрогрупп, решающих общие задачи. Мы уже знаем, что ярко выраженные темпераменты встречаются достаточно редко, но если в группе все-таки есть яркий представитель определенного типа, следует учесть его особенности;

- личностный уровень совместимости предполагает совместимость ценностей и социально-нравственных норм членов группы; это по сути и есть основа корпоративной культуры. Ценностями могут быть отношение к работе и отдыху, друг к другу, отношения начальник-подчиненный и др.

- социо-культурный уровень совместимости предполагает общность интересов, вкусов, уровня образования и т.д.

Межличностные отношения складываются в процессе взаимного психологического влияния субъектов общения. Под психологическим влиянием понимается воздействие на состояния, мысли, чувства, действия другого человека с помощью исключительно психологических – вербальных и невербальных - средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Один из механизмов влияния - власть. Такая форма влияния возможна, когда один из партнеров обладает реальной возможностью применения санкций, имеет более высокий статус, т.е. обладает реальной властью (начальник – подчиненный, родитель – ребенок и др.). Властное влияние может принимать форму просьбы или аргументированного изложения своей позиции; либо это принуждение, когда с помощью угроз и лишений человека заставляют предпринять определенные действия.

Манипулирование также широко используется в качестве механизма влияния, причем для этого не обязательно обладать властью. Под манипулированием понимают скрытое побуждение партнера по общению к переживанию определенных состояний, принятию решений, выполнению определенных действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей.

Наконец, сотрудничество также может быть рассмотрено как форма влияния, однако, осуществляется это влияние в интересах обеих сторон и цивилизованными средствами – просьбами, аргументацией, демонстрацией доброжелательного отношения к партнеру, заинтересованностью в контакте и др.

Кроме того, выделяют и другие формы взаимоотношений: привязанность, дружба, любовь, соревнование, игра и др. Они отличаются друг от друга длительностью, глубиной, эмоциональной окраской, интенсивностью и др.

 

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Понятие и виды малых групп, их экспериментальное изучение

Групповая динамика

Групповая сплоченность

Лидерство.

Понятие и виды малых групп, их экспериментальное изучение.

Вся жизнь человека проходит в группах: это семья, учебные и трудовые группы, группы по интересам, дружеские неформальные группы и др. Интерес к малым группам как объекту социально-психологического исследования обусловлен двумя группами причин – логикой развития психологической науки и определенной общественной потребностью.

В экспериментальных работах В.М.Бехтерева, Ф.Олпорта, В.Меде были получены сходные данные: все реакции человека в изоляции и в группе не одинаковы; в группе человек работает быстрее, но может быть ниже качество работы; группа нивелирует крайние мнения и др. Усиление доминантных реакций в присутствии других получило название «эффект социальной фасилитации» и наблюдается оно даже у животных.

Общественная потребность в изучении малых групп связана с развитием производства, т.к. от взаимодействия в группе зависит производительность труда и удовлетворенность работой. В малой группе происходит социализация личности, через нее общество влияет на личность.

Признаки малой группы: малочисленность, общая деятельность, непосредственный личный контакт, эмоциональные отношения, особые групповые ценности и нормы.

Малая группанемногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм, групповых процессов.

Существуют разные точки зрения относительно численности малой группы:

- нижняя граница – 2-3 человека;

- диада – минимальная численность малой группы;

- триада – наиболее популярная точка зрения, в такой группе осуществляются социальные санкции, социальный контроль, 3-й человек создает новое качество.

Верхняя граница численности малой группы – 30-40 человек, слишком большие группы могут становиться неуправляемыми, однако необходимо учитывать специфику деятельности группы.

Классификация МГ:

- первичные – непосредственные контакты, семья, друзья, соседи

- вторичные – нет непосредственных контактов, используются средства связи

- формальные – четко заданы все позиции членов, которые предписываются групповыми нормами, структура власти, отношения по вертикали

- неформальные – возникают стихийно, могут возникать внутри формальной группы и вне ее. Формальная структура диктуется деятельностью, неформальная нет, но оказывает влияние на нее.

- группы членства (индивид реально является членом группы) и референтные группы (индивид может не быть членом группы, но разделяет ее ценности и нормы, такая группа может существовать только в воображении индивида).

Выделяют также обязательные группы (семья, этнические группы, нация) и свободные – культурные, спортивные, социальные.

Человек включается в группу, поскольку у него есть определенные потребности, которые он может удовлетворить только через группу. Если человек перестает удовлетворять свои потребности, он покидает группу.

 

Групповая динамика.

Когда группа возникает, собственно психологических характеристик еще нет. Она начинает функционировать и возникают явления, которые делают ее самостоятельной и оказывают влияние на результаты деятельности. В своем развитии малая группа проходит несколько этапов:

- образование МГ

- феномен группового давления – конформность

- групповая сплоченность – выработка единых норм и ценностей

-совместимость разных уровней – от психофизиологической до социально-психологической.

Групповая динамика – процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению. Этот процесс объясняет

- принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе. Индивида привлекает взаимодействие с другими, т.к. он получает от этого удовлетворение. Помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, он удовлетворяет общие потребности – власть, принадлежность к обществу, уважение, престиж. Кроме того, групповая жизнь создает новые потребности у индивида – потребность в продолжительном существовании группы, повышение престижа, расширение своих функций.

- образование стихийных или неформальных групп, удовлетворение потребностей посредством социального взаимодействия, объясняет образование стихийных групп, является результатом свободы действия индивидов. Новые потребности индивида могут быть компенсированы лишь посредством неформального взаимодействия.

- появление ролей любимчиков в группе. Некоторые индивиды больше других отвечают потребностям членов группы и делают ситуацию в группе удовлетворительной: весельчак, душа общества…

Индивид становится членом группы, т.к. может с ее помощью удовлетворять свои потребности, достигать целей. Преследование общих целей – необходимый элемент существования группы. При этом возникает необходимость единообразия поведения как средства достижения цели.

Стремление к сохранению стабильности группы, общие представления, возникающие в результате жизни в группе, подражание другим членам группы, страх перед санкциями (неприятие, насмешки и др.) – все это объясняет появление групповых норм. Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями, с нормами.

Структура малой группы – существующий в данной группе относительно постоянный образец взаимоотношений ее членов. Может быть официальная и неофициальная структура группы. Это динамическое состояние, которое может меняться под влиянием внутренних или внешних причин.

Социометрическая структура малой группы – это система связей между ее членами, предпочтения и отвержения, осуществляемые при выборе партнера (Д. Морено).

В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.

 

Групповая сплоченность.

Группа существует в той мере, в которой составляющие ее индивиды находятся в кооперативной зависимости. Человек включается в группу, поскольку у него есть потребности, которые он может реализовать только в группе. По мнению Кеттелла – группа – совокупность индивидов, в которой существование всех используется для удовлетворения каких-либо потребностей каждого. Любая малая группа возникает в связи с определенной общественной потребностью, т.е. причина внешняя. Но объективная необходимость дополняется субъективной потребностью.

Групповая сплоченность – результат всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Если баланс выигрышей и проигрышей позитивен, то человек остается в группе. То, что уменьшает размер проигрышей и увеличивает размер выигрышей, способствует единству. В западной психологии количественные измерения сплоченности опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь.

Одним из факторов, способствующих усилению сплоченности группы, является совместимость отдельных ее членов. Уровни совместимости рассмотрены в предыдущей главе.

Другой критерий сплоченности группы - ценностно-ориентационное единство. Выше мы уже говорили о том, что может быть ценностью.

Ценностно-ориентационное единство (или индекс сплоченности) измеряется частотой совпадений позиций и оценок членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом.

Наконец, еще одним критерием сплоченности можно назвать преимущественный тип взаимодействия – кооперативного или конкурентного - между членами группы.

Групповая сплоченность в зарубежной социальной психологии исследовалась в трех направлениях:

1 направление – изучение кооперативного поведения, которое рассматривалось как условие существования группы: все, что усиливает кооперативное поведение, способствует групповой сплоченности. Какие факторы побуждают к кооперативному поведению? М.Дойч сформулировал закон межличностных отношений, который гласит: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию.

Наиболее эффективной является гибкая стратегия, учитывающая особенности поведения партнера и характер ситуации.

Еще один фактор – восприятие партнера по взаимодействию: чем выше степень доверия к партнеру, тем выше кооперация.

Условия доверия:

- при деловом взаимодействии доверие возникает в присутствии третьих лиц;

- предварительная информация;

- сама возможность общения увеличивает кооперацию;

- влияние личностных особенностей: конкурентный тип ожидает, что другой тоже конкурентен, кооперативный тип ожидает кооперативного поведения, но не исключает и конкурентного.

2 направление исследований – изучение целей группы:

Как цели влияют на поведение членов группы? Как влияет субъективное восприятие цели? Оказалось, что четко определенные цели сильнее влияют на сплоченность группы. С другой стороны, они должны правильно оцениваться членами группы. Более сильное влияние оказывает не сам характер цели, а представление о целях в группе. Руководитель должен специально заниматься тем, чтобы участники группы эти цели четко осознавали и соглашались с ними.

3 направление – исследование единства ценностей членов группы. Единство ценностей – мощный фактор межличностной привлекательности: нам не раз приходилось замечать, что нам нравятся преимущественно те люди, чьи взгляды и вкусы сходны с нашими. Это верно и для малых групп – наиболее привлекательны те группы, которые разделяют идеи человека.

Идея внутригрупповой сплоченности тесно связана с проблемой отношения друг к другу в тех ситуациях, когда необходимо отстаивать свое мнение, свои интересы и потребности. Конфликт (см.гл.13) долго рассматривался в научной и житейской психологии как деструктивная сторона отношений, однако, сейчас на конфликт смотрят как на неизбежный, даже необходимый фактор развития отношений, понимая его как столкновение интересов. В спорах рождается истина – с этим древним утверждением трудно поспорить.

 

Все это полезно учитывать при установлении отношений и ведении деловых переговоров.

Кроме того, необходимо помнить, что провоцирующие действия или отрицательные эмоции другого человека часто направлены не в нашу сторону. Другой может иметь свои проблемы, которые вас не касаются. Полезно учитывать это при случайных столкновениях.

Таким образом, групповая сплоченность является результатом нескольких факторов: типа поведения – кооперативного или конкурентного – членов группы, выбора правильной стратегии поведения в конфликтной ситуации, единства ценностей, общности целей, а также межгрупповых отношений.

 

Лидерство.

Лидерство рассматривается как один из основных факторов эффективности групповой деятельности (следует заметить, что в зарубежной социальной психологии понятия лидерство и руководство не разводятся).

В своих работах Курт Левин выделил три типа лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный руководитель принимает решения единолично, использует приказы; чаще наказывает, а не поощряет; жестко контролирует подчиненных.

Руководитель демократического типа при принятии решения учитывает мнения подчиненных, чаще использует просьбы и поощрения, контролирует результаты деятельности.

Либеральный руководитель не вмешивается в деятельность группы, она сама принимает решения, может выбрать другого лидера.

Выбор стиля лидерства (или руководства) связан с характером ситуации:

- задачи творческие, имеющие несколько путей решения, требуют демократического или либерального руководства;

- в сложных, экстремальных условиях, когда необходимо быстро принять решение и взять на себя ответственность за него, необходим авторитарный стиль лидерства;

- авторитарный стиль необходим в группах с низким уровнем образования и квалификации, низкой дисциплиной и ответственностью;

- выбор стиля зависит от численности группы – чем она больше, тем в большей степени она готова принять авторитарный стиль;

- от состава группы – пол, возраст, уровень образования – чем выше уровень образования, чем старше возраст членов группы, тем в большей степени необходим демократический стиль;

- необходимо учитывать индивидуальные особенности членов группы.

Изучение лидерства велось в двух направлениях, с позиции двух подходов: теории черт лидерства и ситуативного подхода. Согласно теории черт, лидером становится тот, кто обладает определенными характеристиками. Изучалось поведение успешных лидеров с целью выявить общие, характерные для них личностные черты. Наиболее часто упоминаются такие характеристики, как уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, доминантность, независимость, общительность, стремление к достижению и др.

С точки зрения представителей ситуативного подхода лидерство это функция ситуации, человек может быть лидером в одной ситуации, и не быть им в другой. В самом деле, лидером может стать старший по возрасту, самый опытный, самый сильный или хороший организатор – в зависимости от ситуации.

Современные теории пытаются объединить эти два подхода, говоря о синтетическом лидерстве, учитывающем характеристики ситуации и особенности личности лидера.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...