Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ.




Президент РФ является не только важным участником законодательного процесса, но и самостоятельным субъектом нормотворческой деятельности. Кроме того Президент РФ реализует многочисленные полномочия в исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности, установленные Конституцией. Правовое обеспечение данной деятельности Президента возложено на Главное Государственно-правовое управление Администрации Президента. Все функции ГПУ можно разделить на три группы: 1) правовое обеспечение деятельности Президента; 2) аналитическое обеспечение деятельности Президента связанной с правовыми вопросами; 3) информационно - справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации Президента.

Наиболее значимыми в данном списке является первая группа. Помимо рассмотренных выше задач ГПУ по правовому обеспечению законодательного процесса, в нее входят: подготовка по поручениям Президента РФ проектов указов и распоряжений Президента РФ; подготовка заключений на представленные Президенту РФ проекты указов и распоряжений Президента РФ об их соответствии Конституции РФ и федеральным законам; подготовка предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 85 Конституции РФ; подготовка предложений об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствии со статьей 115 Конституции РФ; подготовка по поручениям Президента РФ проектов ходатайств в Конституционный Суд РФ, предполагаемых к внесению Президентом РФ; официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений Президента РФ, осуществляемое по его поручениям; редактирование проектов указов и распоряжений Президента РФ.

Во второй группе можно выделить следующие полномочия: разработка предложений о совершенствовании правового регулирования общественных отношений и подготовка соответствующих проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; участие в разработке концепции правовой реформы в РФ; подготовка по поручениям Президента РФ аналитических материалов по вопросам проведения конституционной реформы в РФ, законодательной практики, о состоянии российского законодательства; разработка аналитических материалов для подготовки проектов федеральных законов на основе изучения зарубежной и международной правовой практики.

В процессе осуществления своей деятельности ГПУ взаимодействует также с другими органами государственной власти, в том числе с Министерством юстиции.

 

Правовое обеспечение Правительства РФ

Важной функцией Правительства РФ является функций разработки проектов федеральных законов и их внесения для рассмотрения в ФС. Вносимые в установленном порядке в Правительство предложения по программам и планам законопроектной деятельности проходят экспертную оценку в Министерстве юстиции РФ и Аппарате Правительства с привлечением в случае необходимости Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, иных организаций, в том числе на договорной основе. На основании принятого решения предложения направляются на рассмотрение Правительства либо отклоняются.

Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, а также принимает иные акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

Порядок издания постановлений и распоряжений, иных актов Правительства устанавливается федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», Регламентом Правительства РФ и постановлениями Правительства. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство подлежат согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации согласовывает проекты указанных актов не более чем в 10-дневный срок с момента их поступления.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, требующих решений Правительства, вносятся после проведения необходимой, в том числе юридической, экспертизы с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально - экономических и иных последствий их реализации.

Если подготавливаемый акт Правительства влечет за собой изменения или дополнения других актов Правительства, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются в виде отдельного акта одновременно с последним.

 

Правовое обеспечение иных органов исполнительной государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку и принятие различных правовых актов в пределах своей компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. В подготовке проекта нормативного правового акта в обязательном порядке участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти. Вместе с тем по просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции РФ может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов. Таким образом, на данном этапе участие МЮ является возможным, но не обязательным.

В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство РФ, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Помимо МЮ правовую экспертизу проектов НА федеральных органов государственной власти, в том числе и Правительства РФ, может осуществлять Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Основными задачами данного института являются: проведение исследований в области правового обеспечения деятельности Правительства РФ, Президента РФ и Федерального Собрания; разработка научных концепций развития законодательства; проработка и научное обоснование законопроектов, вносимых в порядке законодательной инициативы Правительством РФ; анализ практики применения законодательства РФ; сравнительное исследование законодательства субъектов РФ, государств - участников Содружества Независимых Государств и других государств.

Заключения Института по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, могут направляться вместе с заключениями Министерства юстиции в Правительство РФ или в органы государственной власти субъектов РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...