Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Что останавливает или что движет автомобили на




«Что останавливает или что движет автомобили на

Земле? » — Одни утверждают: «Красный свет светофора

останавливает двигатель». Другие: «Зеленый свет

запускает двигатель». В действительности нет причинно-

следственной связи).

2. Идеальный эксперимент (ИЭ) — (термин ввел

Г. Кэмпбелл) — это эксперимент наиболее приближенный

к теории (гипотезе). Осуществить ИЭ практически

невозможно. ИЭ предполагает: — манипулирование

независимой переменной (НЗП) при полном контроле

зависимой переменной (ЗП); постоянство условий; эквивалентность

выборок; неизменность характеристик

испытуемых; " отсутствие" временных характеристик;

возможность бесконечного повторения эксперимента в

различных ситуациях и на любых выборках; возможность

одновременного проведения всех экспериментальных

воздействий.

Мерой приближения ИЭ к гипотезе является операциональная

валидность (ОВ).

3. Реальный эксперимент (РЭ) — характеризуется

внутренней валидностью (ВнВ), то есть мерой влияния

на ЗП тех условий (НЗП и внешних переменных

(ВшП), которыми варьирует исследователь. ВнВ — это

мера достоверность результатов эксперимента. РЭ осуществляется

в реальных условиях, при которых переменные

контролируются не полностью. ВшП являются

причиной артефактов (смещений эффекта). Планирование

эксперимента имеет целью повышение ВнВ.

ВнВ тем выше, чем выше вероятность, что эффект вызван

изменением НЗП.

4. Эксперимент полного соответствия (ЭПС) —

экспериментальное воспроизведение реальной ситуации.

Мерой соответствия ЭПС реальной ситуации является

внешняя валидность (ВшВ), то есть возможность

переноса экспериментальных результатов на

реальную ситуацию, обобщение для других объектов

реальности.

Мерой адекватности интерпретации экспериментальных

данных требованиям психологической теории

является конструктная валидность (KB).

Хороший эксперимент (по Д. Кэмпбеллу) должен:

а) выявлять временную последовательность предполагаемой

причины (НЗП) и следствия (ЗП);

б) выявлять связь НЗП и ЗП;

в) исключать влияние на ЗП ВшП;

г) исключать альтернативные гипотезы о теоретических

конструктах, объясняющих связь НЗП и ЗП.

Внешняя валидность (ВшВ) эксперимента в абсолюте

недостижима. Поэтому проблема внешней валидности

неразрешима. ВшВ есть, с одной стороны, характеристика

возможности обобщения экспериментальных

данных на популяцию, а, с другой, репрезентативность

эксперимента. Репрезентативность эксперимента —

это: соответствие экспериментальной ситуации жизненной

ситуации; типичность данной жизненной ситуации.

5. Экспериментальная выборка представляет

__________собой объект исследования. В качестве выборки может

Т84

выступать один испытуемый или группа испытуемых.

Один испытуемый в качестве объекта экспериментального

воздействия используется в ситуациях:

а) когда индивидуальными различиями можно

пренебречь или исследование велико по объему и требуется

множество экспериментальных проб (типичны"

представитель... );

б) когда испытуемый является уникальным объектом

(талантливый музыкант, художник, писатель, уникальный

больной... );

в) когда от испытуемого требуется особая компетентность

(специальная обученность испытуемого... );

г) когда повторение данного эксперимента с участием

других испытуемых невозможно.

Экспериментальная группа комплектуется по

следующим схемам:

а) формируются экспериментальная и контрольная

группы, которые распределяются по различным режимам

эксперимента;

б) исследуется одна группа в экспериментальном

и контрольном режимах;

в) «парный дизайн», когда по итогам предварительного

тестирования подбираются эквивалентные

пары испытуемых с последующим распределением по

режимам эксперимента;

г) «смешанная» схема, когда все группы распределяются

по различным режимам эксперимента (проверка

влияния НЗП на ЗП в различных условиях).

Требования к формированию экспериментальной

выборки (критерии)

1. Содержательный критерий (критерий операциональной

валидности). Выборка должна соответствовать

содержанию гипотезы (обучаемость — на учениках;

дисциплина — на воинах... ).

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий

внутренней валидности). Результаты выборки

должны распространяться на каждого члена выборки,

то есть необходимо учитывать все значимые характеристики

объекта исследования, различия в выраженнос

т и которых могут значительно повлиять на ЗП.

Например, при исследовании «тревожности» в ходе

обучения необходимо подбирать группу с примерно

равным IQ.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней

валидности). Выборка должна представлять генеральную

совокупность качественно (возраст, пол, образование,

социально-демографические характеристики

(город, село, национальность и т. д. ) и количественно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...