Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость и принципы формирования системы национальных приоритетов научно-технологического развития




 

Неотъемлемой и важнейшей задачей в рамках реализации концептуального к достижению стратегических целей развития и парированию новых системных вызовов на основе обеспечения избирательного технологического лидерства и осуществления инновационного прорыва является формирование и реализация национальных приоритетов научно-технологического развития. Соответственно, система формирования и реализации таких приоритетов должна стать одним из ключевых элементов государственной политики в сфере научно-технологического развития и технологической модернизации.

Такие приоритеты должны устанавливаться с учетом и в тесной взаимосвязи с утверждаемыми Президентом Критическими технологиями Российской Федерации. Как известно, Критические технологии представляют собой комплексы межотраслевых (междисциплинарных) технологических решений, которые создают предпосылки для дальнейшего развития различных тематических технологических направлений, имеют широкий потенциальный круг инновационных приложений в разных отраслях экономики и вносят в совокупности наибольший вклад в решение важнейших проблем реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. В отличие от этого, национальные приоритеты научно-технологического развития должны быть в большей степени ориентированы на коммерциализацию создаваемых технологий, их масштабное применение в экономике, решение важнейших социально-экономических задач, а также актуальных проблем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Необходимо отметить, что термин «Национальные приоритеты научно-технологического развития» введен в обиход сравнительно недавно и не имеет пока общепринятой трактовки. Впервые этот термин появляется в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года, разработанной в соответствии с решением Правительства РФ в 2005 г. Однако достаточно четкого и операционального определения данного понятия указный документ не содержит. Термин «национальный» в данном случае мы трактуем как такое множество приоритетов, по которым существует определенный консенсус между различными субъектами, прежде всего, государством, бизнесом и обществом.

Поскольку ресурсы российской экономики и научно-технического потенциала ограничены, а круг разнородных задач в сфере научно-технологического развития, требующих решения, чрезвычайно широк, проблема выбора национальных приоритетов научно-технологического развития приобретает первостепенную значимость.

Основными принципами формирования комплекса национальных приоритетов научно-технологического развития являются:

системный подход к формированию перечня приоритетов, его согласованность, с одной стороны, с Национальными проектами и Стратегиями развития отдельных секторов и отраслей экономики и, с другой стороны, с Приоритетными направлениями развития науки и техники и Перечнем критических технологий Российской Федерации;

открытый порядок формирования и обсуждения перечня приоритетов;

эффективное использование существующих консультативных, координационных и совещательных органов для формирования перечня, вовлечение в этот процесс предпринимательских и научных союзов, объединений, ассоциаций, а также организаций гражданского общества;

разумное количество выделяемых национальных приоритетов научно-технологического развития (не более 15-20);

длительный горизонт планирования при формировании перечня приоритетов в сочетании с регулярным уточнением основных направлений их реализации, задач и инструментов их решения;

сочетание среднесрочных и долгосрочных задач при формировании перечня приоритетов, ориентировочный срок реализации которых может варьироваться от 5-10 до 20 и более лет.

Реализация приоритетов технологического развития предполагает множественность и комплексирование различных инструментов и механизмов, связанных с формированием и реализацией государственной научно-технологической политики. Принципиально важным представляется активное использование нефинансовых механизмов поддержки со стороны государства, связанных с использованием его политических, организационных, методических и информационных возможностей. В ряду такого рода инструментов особое место должно быть отведено Форсайту как основе для согласования приоритетов научно-технологического развития в рамках диалога государства, бизнеса, науки и общества, вовлечения широких бизнес-кругов в их реализацию, формирования постоянно-действующих «площадок» взаимодействия науки и бизнеса. Политический ресурс государства чрезвычайно значим для рационального позиционирования российского сектора исследований и разработок в системе международных исследований, содействия продвижению новой российской высокотехнологичной продукции (услуг) на страновые рынки, в том числе новые.

Информационные ресурсы государства пока недостаточно структурированы, но могли бы в значительной степени способствовать снижению неопределенностей и рисков при налаживании взаимодействия российских предприятий с научными организациями, в том числе путем систематизации данных о результатах проведенных за счет бюджетных средств исследований и разработок, оценке стратегических потребностей российской экономики в новых продуктах, потенциала зарубежных рынков сбыта. Говоря о методических возможностях государства, мы имеем ввиду его потенциальные возможности по анализу и систематизации успешных примеров освоения новых технологий, их трансфера, продвижения передовой продукции на различные рынки, различных форм частно-государственного партнерства с оценкой возникающих проблем, трудностей и комментариями по путям их решения.

Значительное место в реализации национальных приоритетов должны занять меры по расширению форм частно-государственного партнерства, в частности по развитию концессионных механизмов. Важный элемент стимулирования международной интеграции, высокотехнологичного экспорта – политическое содействие российским компаниям в приобретении зарубежных активов, связанных как с производством, так и со сбытом и послепродажным обслуживанием.

Представляется, что основные принципы реализации комплекса национальных приоритетов научно-технологического развития должны заключаться в следующем:

концентрация ресурсов различного рода на реализации национальных приоритетов научно-технологического развития;

объединение и координация усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

распределенность среди органов исполнительной власти компетенций по реализации национальных научно-приоритетов технологического развития и особая роль координационных органов;

высокая степень прозрачности расходов по реализации национальных приоритетов научно-технологического развития;

скоординированное и комплексное использование для реализации приоритетов различных инструментов (финансовых, регулятивных и др.);

контроль и управление рисками реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, что обусловлено сложностью и многоаспектностью реализуемых мер, существенной зависимостью от внешних условий, быстрыми изменениями в развитии технологий и т.п.;

мониторинг эффективности и результативности реализации приоритетов научно-технологического развития совместно с представителями предпринимательского и научного сообщества, а также организаций гражданского общества;

регулярное уточнение состава перечня национальных приоритетов научно-технологического развития, основных направлений реализации приоритетов, а также их ресурсного обеспечения.

регулярная оценка необходимости уточнения состава используемых механизмов и инструментов, поиск и апробация новых высокоэффективных механизмов и инструментов реализации приоритетов.

Выбор национальных приоритетов научно-технологического развития – многокритериальная задача, решение которой должно учитывать различные факторы. Можно выделить следующие основные критерии:

соответствие долгосрочным приоритетам социально-экономического развития (национальным целям развития) и вызовам (критерий 1);

соответствие накопленному технологическому потенциалу и научно-технологическим заделам (критерий 2);

максимальная социально-экономическая эффективность, т.е. максимальное соотношение достигаемых эффектов и затрат на их получение (критерий 3).

Первый критерий означает, что при всей важности развития технологий и, соответственно, определения приоритетов в этой области, очевидно, что развитие технологий не является самоцелью, но должно быть подчинено более общим целям и задачам. Такими целями являются цели социально-экономического развития страны. Другими словами, важнейшим критерием выделения технологических приоритетов является их соответствие системе социально-экономических целей.

Стратегические цели, приоритеты социально экономического развития страны, а также долговременные системные вызовы сформулированы в Стратегии развития России до 2020 года и конкретизированы в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Задача выбора национальных приоритетов научно-технологического развития сводится, таким образом, к интерпретации на основе сформулированных выше критериев стратегических целей, социально-экономических приоритетов и вызовов на языке инноваций, т.е. целей и направлений научно-технологического развития, критических технологий, необходимых научно-технологических результатов, производственных технологий, инновационных продуктов.

Второй критерий означает, что при выборе приоритетов необходимо учитывать уже сложившуюся структуру научно-технической сферы, позиции страны в мире по тем или иным направлениям развития науки и техники. Создание «с нуля» областей, в которых такой потенциал отсутствует или не имеет достаточного качества скорее всего потребует времени, превышающего горизонт, на котором определены цели и задачи социально-экономического развития. Это не означает, что такие направления научно-технологического развития в принципе не могут быть приоритетными, но повышает риски и, соответственно, снижает потенциальные эффекты. Оценка сформировавшегося в стране научно-технического потенциала является самостоятельной отдельной задачей. В общем случае «пространство» потенциальных приоритетных направлений научно-технологического развития должно заведомо включать те направления, которые образует пересечения множеств, сформированных по первому и второму критериям.

Третий критерий носит экономический характер и служит для выбора альтернативных способов достижения целей научно-технологического развития. Ограниченность ресурсов может не позволить реализовать все направления, которые соответствуют двум первым критериям. В этом случае решение должно быть принято в пользу тех альтернатив, которые могут обеспечить максимальную отдачу при заданном общем объеме ресурсов.

Таким образом, алгоритм формирования приоритетов технологического развития в общем виде выглядит следующим образом: определение стратегических целей национального развития и долгосрочных системных вызовов => анализ накопленного потенциала и имеющихся заделов => формирование исходного перечня национальных приоритетов технологического развития => оценка (прогноз) вклада тех или иных технологических новаций в достижение целей, оценка ресурсных потребностей, оценка рисков => выбор альтернативных способов достижения целей технологического развития (например, заимствования или собственные разработки) => формирование уточненного перечня национальных приоритетов технологического развития => верификация сформированных национальных приоритетов с точки зрения соответствия заданным критериям => проверка их перечня на полноту и непротиворечивость => разработка механизмов реализации конкретных приоритетов. Схема основных шагов по формированию и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития представлена на рисунке 1.10.

Особую роль в подготовке систематизированных исходных данных, необходимых для формирования системы национальных приоритетов научно-технологического развития в соответствии с приведенными выше критериями сыграли результаты исследований, полученные в рамках отдельных блоков Форсайта. В частности, в макроэкономическом блоке были уточнены стратегические цели социально-экономического развития, приоритеты рынков, долгосрочные системные вызовы, т.е. то, что нам нужно для применения критериев 1 и 3.

В рамках научно-технологического блока – оценена важность технологий и решений, уровень имеющихся заделов и потенциала по сравнению с мировым, возможные сроки появления решений, технологий и продуктов и их коммерциализации, т.е. создана информационная база для применения второго критерия.

В рамках отраслевого блока - описаны средне- и долгосрочные приоритеты отраслевого научно-технологического развития, основные проблемы и узкие места, дана оценка уровня технологического развития и конкурентоспособности, т.е. создано то информационное поле, на базе которого и осуществлялось, в конечном счете, формирование исходного перечня национальных приоритетов.

Необходимо отметить, что сам процесс формирования, уточнения и корректировки, проверки на степень соответствия критериям, а также проверка на полноту и непротиворечивость перечня национальных приоритетов научно-технологического развития также был осуществлен в рамках сводного блока Форсайта.

    Определение долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации    
         
    Формирование долгосрочного прогноза развития российской экономики и ее отраслей    
         
    Выявление отраслей (сфер деятельности), в которых ожидаются масштабные технологические сдвиги    
         
Проведение научно- технологического форсайта Формирование перечня перспективных технологий, их оценка    
         
Корректировка национальных приоритетов научно-технологического развития Формирование национальных приоритетов научно-технологического развития   Оценка существующего научно-технологического задела в отраслях (сферах деятельности)
       
Корректировка механизмов реализации национальных приоритетов научно- технологического развития Определение механизмов реализации национальных приоритетов научно- технологического развития Формирование альтернативных вариантов технологической модернизации
       
    Формирование рамочных программ реализации национальных приоритетов научно- технологического развития    
         
Мониторинг и оценка результатов реализации национальных приоритетов научно-технологического развития Реализация национальных приоритетов научно- технологического развития    

 

Рисунок 24 - Схема формирования национальных приоритетов научно-технологического развития

Как уже ранее отмечалось, в условиях достаточно большого объёма финансовых ресурсов, находящихся сегодня в распоряжении государства, и наличия политической воли для перехода к инновационному пути развития и осуществления ускоренной технологической модернизации экономики необходимо сконцентрировать ресурсы государства на решении только тех задач, которые дадут максимальный эффект с точки зрения обеспечения национальной безопасности, роста конкурентоспособности производства и социального развития.

Основная сложность формирования и реализации перспективной научно-технологической политики заключается в необходимости одновременного решения как ближне- и среднесрочных задач, (связанных в первую очередь с «расшивкой» технологических узких мест), так и долгосрочных задач по созданию новой технологической базы, достижения технологического лидерства по выбранным направлениям.

Для решения этой проблемы может быть предложена следующая схема организации участия государства в формировании и реализации технологических проектов (Рис.4.3):

1. В сфере непосредственной государственной ответственности приоритетные проекты должны выбираться исключительно из соображений максимальной эффективности использования ресурсов для достижения поставленных целей.

2. В отношении проектов, востребованных бизнесом, предлагается учитывать следующие дополнительные соображения:

2.1. В сферах, где отсутствие технологий является сдерживающим фактором для развития отечественного бизнеса, приоритетная поддержка должна быть сосредоточена на тех направлениях, где существуют серьезные научно-технические заделы, развита фундаментальная наука, есть основа для подготовки квалифицированных кадров. На этих направлениях целесообразно формировать проекты, ориентированные на глобальную конкурентоспособность, используя возможности регулирования (в том числе краткосрочной защиты) внутреннего рынка лишь как источника «стартового» преимущества для бизнеса. Подобные проекты в основном связаны как реализацией наших преимуществ в различных областях, так и с преодолением системных проблем технологического развития соответствующих отраслей и производств. Государственная поддержка проектов здесь должна осуществляется преимущественно в рамках частно-государственного партнерства. В настоящее время отработан ряд механизмов такого партнерства (совместное финансирование НИОКР по инициативе бизнеса, система передачи прав на РИД и др.). В дальнейшем представляется целесообразным провести расширение перечня подобных механизмов и совершенствование способов их использования.

2.2. На направлениях, где такие заделы и преимущества отсутствуют, государство не должно препятствовать бизнесу в зарубежных заимствованиях, участию в международных технологических программах и в любых формах кооперации. На этих направлениях целесообразно сохранять «фоновый» уровень финансирования фундаментальных и поисковых работ, но государственное инвестирование в коммерциализацию в этих сферах не предполагается. В качестве примера можно отметить ряд направлений, связанных с фармацевтикой; массовыми ИКТ технологиями; созданием электронной компонентной базы массового применения и др.

 


 

 


2.3. В сферах, где отсутствие технологий для развития бизнеса связано только со спецификой российского рынка («нишевые» рынки). Например, технологии разработки отдельных «нестандартных» месторождений, создание современных коммунальных систем для климатически сложных регионов и др. Государство в отдельных случаях будет поддерживать проекты, базирующиеся как на отечественных разработках, так и на основе зарубежных заимствований.

3. В отношении проектов, связанных с созданием технологической базы нового воспроизводственного ядра (нового технологического уклада) представляется целесообразным сосредоточить усилия на ограниченном числе системоообразующих направлений, по которым мы имеем конкурентные преимущества в виде научных заделов и «стартового» потенциала внутреннего рынка. Данные направления должны выбираться в том числе и исходя из возможности достижения технологического лидерства. На начальных этапах реализации таких проектов (поисковые НИР) они могут осуществляться преимущественно в рамках государственных инициатив, по мере приближения к стадии демонстрационных образцов – в рамках расширяющегося частно-государственного партнерства[176].

Остановимся более подробно на особенностях формирования и реализации технологических проектов в различных сферах ответственности государства. В сфере интересов развития бизнеса, как уже показал опыт работы с отраслевыми Форсайтами, наиболее эффективно формировать среднесрочные приоритеты научно-технического развития в рамках частно-государственного партнерства.

В сфере формирования принципиально новой технологической базы количество серьезных работ, проводимых в рамках самоорганизации как бизнеса, как и научного сообщества крайне невелико. В этой связи, принятие государством обязательств по прогнозированию облика перспективной технологической базы и определения приоритетных направлений развития на этом горизонте (12-15 и более лет) является безальтернативным.

В других областях непосредственное участие государства и использование бюджетных средств должны быть направлены на реализацию «точечных» проектов, нацеленных на снятие ограничений, препятствующих развитию конкретных отраслей и производств. Естественно, что подобные проекты должны реализовываться в рамках частно-государственного партнерства.

Предложенная выше схема (рис.25), описывающая роль государства в выборе и реализации технологических проектов позволяет сделать принципиально важный вывод о том, что национальные приоритеты научно-технологического развития могут быть сформированы исключительно в областях, которые:

находятся в сфере непосредственной ответственности государства (например, оборона, здравоохранение, образование, экология и т.д.);

востребованы бизнесом, но одновременно входят в сферу интересов государства, так как могут обеспечить реализацию наших основных конкурентных преимуществ или способствовать преодолению системных недостатков, свойственных нашей экономике;

обеспечивают формирование ядра новейшей технологической базы, создание которой лежит за пределами коммерческих интересов, а также достижение на этой основе технологического лидерства по выбранным направлениям.

Во всех остальных областях, связанных с научно-технологической поддержкой конкурентоспособности российского бизнеса в среднесрочной перспективе формирование национальных приоритетов научно-технологического развития не предусматривается. Это связано с тем обстоятельством, что в этих областях роль государства в основном связана с реализацией «точечных» проектов, нацеленных на снятие ограничений, препятствующих развитию отраслей и конкретных производств. Соответственно, для этих областей само понятие «национальные приоритеты научно-технологического развития» не может быть применимо.

Такой концептуальный подход к формированию системы национальных приоритетов научно-технологического развития приоритетов позволяет сделать вывод о том, что национальные приоритеты могут быть сформированы только в перечисленных выше трех зонах ответственности и интересов государства.

Таким образом, мы имеем двумерную систему критериев, включающую три критерия выбора национальных приоритетов с точки зрения их соответствия стратегическим целям и вызовам, накопленному потенциалу и имеющимся заделам, максимальной социально-экономической эффективности, а также критерии отнесения выбранных приоритетов к одной из трех зон ответственности и интересов государства.

С учетом этих критериев были проанализированы Стратегия развития России до 2020 года, проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевые стратегии и программы, а также результаты, полученные в макроэкономическом, отраслевом и научно-технологическом блоках Форсайта. Все это позволило сформировать исходный перечень национальных приоритетов, приведенный в табл.53.

Таблица 53 - Национальные приоритеты научно-технологического развития

 

№№ Национальные приоритеты научно- технологического развития Группы национальных приоритетов
1. Оборона и безопасность А. Приоритеты, относящиеся к зоне прямой ответственности государства
2. Технологическая модернизация образования  
3. Технологическая модернизация здравоохранения, включая медицинскую технику и фармацевтику  
4. Экология и рациональное природопользование  
1. Обеспечение эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса, в том числе: 1.1. Технологии геологоразведки. 1.2. Технологии добычи трудноизвлекаемых и «остаточных» запасов, включая технологии добычи на шельфе и в условиях Севера. 1.3. Технологии транспортировки, включая: - технологии строительства и эксплуатации трубопроводов; - технологии транспортировки и использования сжиженного и сжатого природного газа, в том числе технологии строительства и эксплуатации газовозов ледового класса. Б. Приоритеты технологической модернизации экономики по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства
2. Энерго и ресурсосбережение, энергоэффективное потребление, включая: 2.1. Повышение эффективности электроэнергетики. - технологии тепловой и гидро- генерации; - технологии передачи электроэнергии; - технологии диспетчеризации и управления энергоснабжением. 2.2. Технологическая модернизация ЖКХ. 2.3. Технологическая модернизация строительного комплекса 2.4. Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в промышленности.  
3. Развитие транспортной инфраструктуры  
4. Технологическая модернизация АПК, в том числе в целях обеспечения продовольственной безопасности  
1. Развитие нанотехнологий, отдельных направлении био- и инфо- технологий, новых материалов как основы создания в российской экономике ядра новейшего технологического уклада В. Приоритеты в сфере формирования принципиально новой технологической базы и достижения технологического лидерства
2. Обеспечение перевода традиционных отраслей экономики на принципиально новую технологическую базу, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств  
3. Достижение технологического лидерства на определенных сегментах глобального рынка продукции наноиндустрии  
4. Достижение технологического лидерства в области атомной энергетики  
5. Достижение технологического лидерства в области ракетно-космических систем  
6. Достижение технологического лидерства в области гражданского авиастроения  

Сформированный исходный перечень национальных приоритетов научно-технологического развития должен быть далее:

обоснован с точки зрения соответствия заданным критериям;

детализирован путем рассмотрения основных направлений реализации каждого приоритета;

конкретизирован в терминах описания научно-технических результатов, технологий и инновационных продуктов, необходимых для реализации каждого приоритета.

При этом необходимо имеет в виду, что на выходе система национальных приоритетов научно-технологического развития должна быть описана в терминах конечных ожидаемых результатов их реализации. Это означает, что результаты реализации национальных приоритетов должны быть описаны с точки зрения:

реализации стратегических задач социально-экономического развития;

степени парирования выявленных долгосрочных системных вызовов;

изменения позиционирования России в мировом научно-технологическом пространстве;

изменения уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, а также эффективности и уровня технологического развития производства;

изменения позиционирования России на существующих и перспективных рынках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...