Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Представления детей о сезонных изменениях в природе весной обо­гатятся на занятиях и в процессе реальных наблюдений. Педагог об­ратит внимание на смену одежды весной самих детей и может под­крепить эти наблюдения, предложив детям надеть сезонную одежду на кукол, которых берут на прогулку. Присутствие игрушек - героев сказки «У солнышка в гостях» в группе может побудить детей разыг­рать прочитанную сказку и придумать свои сюжеты с этими персо­нажами.

«Холодильник», вылепленный детьми на занятии по лепке, может пополнить игровой уголок. Дети в процессе игр могут до­бавлять туда необходимые «продукты», как реально вылепленные, так и условно обозначенные какими-либо предметами (сыром и маслом могут быть бруски из строительного материала желтого цвета, фруктами — разноцветные пластмассовые шарики, сосис­ки можно сделать из скрученной бумаги и пр.). Наполненный хо­лодильник будет побуждать детей к развитию сюжетов на тему семьи, кафе, гостей. Если воспитатель сочтет нужным принять участие в игре детей, он будет смещать акцент на словесное обоз­начение предметов и действий. Например, в роли официанта или повара он может создать воображаемую ситуацию угощения мнимыми «продуктами», показав жестом размещение продуктов на тарелке, наливание чая, снимание горячих блинчиков со ско­вороды, лепку пирожков через условные действия ладошками и т. д. Такие условные изображения обязывают участников игры со­провождать свои действия словами, чтобы партнер по игре понял эти действия. Тем самым возникает взаимодействие между парт­нерами, понимание смысла тех действий, которые выполняет один из них. Мнимые воображаемые действия способствуют бо­лее активному развитию сюжетной линии игры, поскольку дети уже не задерживаются на выполнении специфических действий, связанных с ролью.

Введение жестового обозначения действия и замены его словом происходит у детей группы не одновременно, и может сложиться та­кая ситуация, когда хорошо играющий ребенок уже активно их ис­пользует, а его сверстник с трудом понимает происходящее. Воспи­татель подсказывает, что происходит, в вопросной форме: «А это что у тебя, тарелочка? А почему ты ее жаришь? Ах, это блинчик... Так ты говори, а то мы с Витей не поняли». Тем самым педагог стимулирует речь, общение, игровое взаимодействие детей и незаметно помогает более «слабому» ребенку влиться в играющее детское сообщество, не вызывая нетерпеливого раздражения или других негативных реакций у более «сильного».

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Конструи­рование из крупных модулей (блоков). Используя крупные мягкие цвет-


ные модули, дети вместе с воспитателем могут сконструировать ку­хонную мебель: стол для приготовления еды, обеденный стол, стулья, холодильник. Разложить муляжи овощей и фруктов в холодильник, приготовить из них угощение для гостей-игрушек. По ходу игр вос­питатель может изменять конструкции, их пространственное распо­ложение, мотивируя это тем, что так удобнее принимать гостей: уса­дить их, разложить угощение на тарелки, поставить салфетки; легче доставать продукты из холодильника, но, так как он большой и не должен мешать хозяевам и гостям, его лучше поставить в углу кухни и т. п.

ПРИРОДА «В е с н а»

Задачи. Продолжить знакомство детей с временами года и их от­личиями, показать связь между живой и неживой природой, сформи­ровать представление об особенностях весны.

Материалы, инструменты, оборудование. Аудиозаписи весенних звуков природы; иллюстрации весенних и зимних пейзажей и от­дельных весенних явлений (прилет птиц, скворечники, картинки и фотографии первоцветов, бегущих ручьев, таяния снега, по-весен­нему одетых детей и т. п.) и зимних явлений (сугробы, дети в зимней одежде, на санках, лыжах, кормушки с птицами, лед на реке и т. п.).

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спраши­вает детей, какое сейчас время года. Если дети говорят, что весна, воспитатель делает вид, что сомневается: «А мне кажется, что еще зима не окончилась. Смотрите, и снег на улице есть. Можете мне доказать, что сейчас весна?» Воспитатель выслушивает детей и по­казывает им зимний и весенний пейзажи, просит выбрать тот, кото­рый соответствует текущему времени года. Затем картины кладут на стол или на ковер. Воспитатель показывает детям по очереди изоб­ражения зимних и весенних явлений и обсуждает с детьми, к како­му из пейзажей они относятся: «Вот у меня в руках рисунки сне­жинки и капельки. На какую картину мы положим снежинку, а на какую — капельку? Почему? Конечно, снег у нас бывает и весной, но весной он уже начинает таять. Появляются лужи, бегут ручейки. Значит, снежинку мы положим на... (ответы детей) зимний пейзаж, а капельку... (ответы детей) на весенний».

Подобным образом обсуждаются другие пары картинок, напри­мер, зимняя кормушка с птицами и скворечник, река подо льдом и ледоход на реке, дерево со снегом на ветках и дерево с первыми лис­тиками и т. п.


 

После того, как все картинки распределены, воспитатель вклю­чает аудиозапись весенних звуков (дождь, пение птиц) и спраши­вает детей, в какое время года можно услышать такие звуки. Вос­питатель напоминает, что весна бывает разной, окончился только первый месяц весны. Весна будет продолжаться еще долго. Будет становиться все теплее и теплее, потому что солнышко будет греть все сильнее, снег растает, на деревьях вырастут листочки, зазеле­неет трава, прилетят птицы, бабочки, дети высадят растения на клумбе, огороде. Воспитатель подчеркивает, что дети на прогулках будут наблюдать за тем, как «приходит весна» и отмечать, как из­меняется природа. В заключение воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель называет зимние и летние явления природы. Если речь идет о зимнем, дети не двигаются, а если о весеннем — хлопают в ладоши.

Дети делятся на две команды — «Снежинка» и «Капелька». Воспи­татель дает каждой команде набор картинок с изображением зимних и весенних явлений. Команда «Снежинка» выбирает зимние картин­ки и кладет их на зимний пейзаж, а команда «Капелька» — весенние и размещает их на большой картине весеннего пейзажа.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «К нам весна шагает»

Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного об­щения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков

Материалы, инструменты, оборудование. Картинка с изображени­ем подснежника. Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов (шапочки) для этих же персонажей. «Солнышко» на па­лочке. Картины с весенним пейзажем (ранняя весна). Наборное по­лотно. Ваза с зелеными веточками.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выставля­ет на панно пейзаж с изображением ранней весны и зачитывает от­рывки из книги Н. Сладкова «Солнцеворот»:

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубые на снегу льды. Март голубой на дворепора яркого солнца и полосатых снегов; зимеконец, а весне — начало.

На всех снежных полях рыжие пятнапроталины. Это апрельские веснушки.


День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом морг­нуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую вес­ну1.

Педагог спрашивает у детей, знают ли они, что такое веснушки. Напоминает, что веснушки — это небольшие рыжие пятнышки, ко­торые появляются у людей весной от яркого солнца. Уточняет, по­няли ли дети, почему маленькие рыжие пятна, которые появились на земле, когда солнышко пригрело и растопило снег, тоже названы веснушками.

Затем воспитатель задает детям вопросы:

—Кто из вас любит весну и почему?

—Почему весной тает снег, а дети надевают легкую одежду? (вос­
питатель подводит детей к мысли, что все изменения в природе про­
исходят потому, что греет теплое солнышко).

—Что происходит весной с птицами, другими животными?

—Кто просыпается весной от зимней спячки? (Медведь, ежик,
пауки, насекомые).

—А что происходит весной с растениями? (Педагог достает вазу с
весенними веточками и рассматривает их вместе с детьми).

Затем предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны2.

Дети разучивают это стихотворение вместе с воспитателем. Тот, кто читает стихотворение, держит в руках «солнышко» на палочке. Выслушивают всех желающих. Воспитатель обращает внимание на интонационную выразительность речи.

Затем педагог загадывает детям загадку и демонстрирует картин­ку-отгадку:

На проталине лесной Огонек горит весной. Огонек несмелый, Как снежинка белый. (Подснежник)3

1 Ершова О.А., Жукова О.С., Новиковская О.А. Программа развития и обучения
дошкольника. Школа Олеси Жуковой. Игры круглый год. — СПб.: Нева, М,: Олма-
Пресс Образование, 2003 С. 60.

2 Токмакова И. Карусель. — М.: Детская литература, 1967. С. 7.

3 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 35.


 




После отгадывания загадки дети 3 раза читают чистоговорку, по­могая себе руками:

Вот подснежник весной

На проталинке лесной.

Далее педагог спрашивает детей, знают ли они, что некоторые животные меняют весной цвет своей шерстки. Зимой зайка белый, а весной — серый. А белочка зимой — серая, а весной и летом — рыженькая. Предлагает послушать об этом сказку. Зачитывает якутскую народную сказку «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Как-то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником.

Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверно, это другой кто-то»,думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а этав серой шубке.

И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка — рыженькой1.

После чтения сказки педагог задает детям вопросы о прочитанном:

— Понравилась вам сказка?

— Как вы думаете, как она называется и почему?
Воспитатель выслушивает высказывания детей и говорит, что

сказка называется «Как белка и заяц друг друга не узнали». Предла­гает поиграть в эту сказку. Взрослый произносит вводные слова и ра­зыгрывает ролевой диалог с игрушками.

Познакомились летом заяц с белочкой. А зимой сменили шубки и не узнали друг друга. Весной снова сменили шубки. Встретились и разговорились.

— Здравствуй, белочка!

— Здравствуй, заяц!

— Это ты была серенькая на ветках зимой?
-Да.

— А я тебя не узнал.

— А это ты был белый под кустиком?
-Я.

— А я тебя не узнала.

— Как я рад тебя видеть!

— И я рада!

Затем ролевой диалог разыгрывают дети в шапочках, повторяют три раза. Очередность в игре определяют сами дети, передавая друг другу шапочки.

1 Мазукабзова А.Х., Морозова М.Я. Искорка / Под ред.АЛ.Михеевой. — Л.: Про­свещение, 1984 С. 57.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №13

Задачи. Упражнять детей в счете до пяти, определять равенство и неравенство двух количественных групп. Учить раскладывать пред­меты по размеру в возрастающем и убывающем порядке, определять положение того или иного предмета по отношению к себе: далеко — близко.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: счетная лесенка или наборное полотно. 2 набора предметов или картинок, например, зайчики и морковки, по 5 одинаковых штук в каждом. Большая матрешка с 5—7 вкладышами. Небольшие игрушки (4—6 штук), заранее расставленные в разных местах комнаты, далеко и близко от детей.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель упражня­ет детей в счете и в определении количественных отношений по схе­ме, предложенной в занятии №10.

Затем переходит к обучению раскладывать предметы по размеру в определенном порядке. На столе перед детьми она ставит большую матрешку с пятью или семью вкладышами и говорит:

— К нам в гости пришла...

— Матрешка, — добавляют дети.

— Как вы думаете, она одна? — спрашивает воспитатель.

Дети отвечают, что матрешка — одна, и тогда воспитатель пред­лагает одному или двум детям подойти к столу и открыть матрешку. Дети достают вторую матрешку и выставляют ее на стол.

— Оказывается, матрешка пришла к нам не одна. А, может быть,
есть еще гости? Посмотрим?

К столу выходит другой ребенок и вытаскивают из второй мат­решки третью, ставит ее рядом с предыдущей. Воспитатель спраши­вает у всех:

— Эта новая матрешка побольше или поменьше той, что уже стоит

на столе?

— Поменьше, — отвечают дети.

В данном случае для определения размера матрешек правильнее пользоваться словами: большая, поменьше, еще меньше, самая ма­ленькая (последняя).

Воспитатель предлагает выйти к столу третьему ребенку. Ситуация повторяется. В результате действий детей на столе появляются все матрешки в ряд от самой большой до самой маленькой. Воспитатель просит одного из детей показать самую большую матрешку, а осталь­ных — подтвердить, что задание выполнено правильно. Другого ре­бенка просит показать самую маленькую матрешку. Потом — помень­ше большой, побольше самой маленькой и т. д. Дети выполняют.



Воспитатель на глазах у детей меняет матрешки местами. Теперь на первом месте (слева) стоит самая маленькая матрешка, а на пос­леднем — самая большая. Воспитатель задает детям вопросы, анало­гичные предыдущим и дети показывают самую маленькую матрешку, побольше и т. д.

Далее проводится игра «Делай, как я» (см. занятие № 5) После игры организуется игровая ситуация на определение по­ложения предметов по отношению к себе (далеко-близко). В груп­пе заранее раскладываются игрушки или какие-то предметы далеко и близко от детей и воспитателя. Воспитатель обращается к детям, делая вид, что ей не видно, что там — далеко, интонационно выделяя слово «далеко»:

— Вон там, далеко от меня, около окна (или другого предмета для
ориентировки) лежит какая-то игрушка, я ее плохо вижу. Тут близко
вижу — кукла, а там — далеко — не вижу. Подойдите к ней и посмот­
рите.

Дети подходят.

— Хорошо! Теперь вы близко, расскажите, что там.

Дети перечисляют названия расположенных вдалеке от воспита­теля предметов. Воспитатель благодарит их, затем показывает детям небольшой предмет:

—Теперь то, что у меня в руках, далеко от вас. Вам видно, что это?
(Дети отвечают, что кому-то видно, кому-то — нет.)

—Далеко, плохо видно. Бегите ко мне! — говорит воспитатель.
(Дети подбегают.)

—Теперь вы близко. Что у меня в руках? (Показывает предмет так,
чтобы дети хорошо его рассмотрели.)

Затем воспитатель предлагает всем детям встать у доски и назвать, что от них далеко, а что — близко. Затем воспитатель предлагает де­тям добежать туда, где далеко. Потом воспитатель просит детей по­дойти к окну и рассмотреть — что там, на улице, далеко от них. Дети рассказывают воспитателю и друг другу об увиденном. Воспитатель просит назвать то, что совсем близко (подоконник, окно, цветы на подоконнике).

АППЛИКАЦИЯ «Вкусное мороженое»

Задачи. Учить детей самостоятельно создавать в аппликации це­лостный образ из нескольких частей (рожок и шарики мороженого). Уточнить способ получения треугольника из прямоугольника (сги­бание пополам и срезание двух уголков на глаз без опоры на линию сгиба). Закрепить способ получения круга из квадрата путем пос­ледовательного закругления уголков. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции в технике «коллаж». Показать вырази-


тельные возможности цвета для изображения «любимого мороже­ного» (клубничное, шоколадное, банановое, фисташковое и т. д.). Развивать чувство цвета (оттенки) и формы, координацию в системе «глаз—рука». Формировать навыки сотрудничества в творческой де­ятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные прямоуголь­ники светло-желтого цвета, бумажные квадраты разного цвета на вы­бор детям для изображения шариков мороженого (розовый, белый, коричневый, абрикосовый, малиновый, смородиновый и др.), нож­ницы, клей и клеевые кисточки (или клеящий карандаш), салфетки, для коллективной композиции — лист бумаги с изображением теле­жки или лотка мороженщика (зайца, мишки или снеговика).

Предварительная работа. Дидактическая игра «Вкусная палитра» (установление связи между цветом фруктов, ягод, овощей и других продуктов питания с цветовыми оттенками на палитре), создание ос­новы для коллективной композиции.

Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает с детьми о том, как в мультфильме ребята помогли Дедушке Морозу спастись от жары (спрятали его в холодильник, угостили мороже­ным). Уточняет представление детей о том, где еще «живет холод», «прячется мороз». Показывает силуэт игрушки (например, зайца, мишку или снеговика) с тележкой (основой коллективной компо­зиции) и предлагает всем вместе наполнить лоток мороженщика вкусным мороженым.

Педагог показывает детям силуэтные изображения рожков моро­женого разного размера с шариками мороженого различного цвета. Предлагает всем вместе подумать, каким способом можно изобразить мороженое в рожке. Дети высказывают свои идеи. Педагог выслуши­вает ответы и затем уточняет изобразительную технику (показывает и четко комментирует):

—рожок мороженого в аппликации напоминает треугольник (в
лепке — конус, морковка), который мы уже научились получать из
прямоугольника «умным способом»: складываем прямоугольник по­
полам, намечаем линию сгиба, раскрываем и делаем от верхней точ­
ки два среза — в стороны к уголкам (см. рисунок);

—шарик мороженого напоминает круг (в лепке — шар), кото­
рый мы также уже умеем получить из квадрата способом закругления
уголков: берем в одну руку ножницы, в другую бумажный квадрат и
все уголки плавно закругляем так, чтобы они отпали — один за дру­
гим (см. рисунок);

—в рожок можно положить один шарик мороженого или несколь­
ко разного цвета, если шариков несколько, они могут накладываться
Друг на друга — вот так (см. рисунок).


 




Затем педагог советует детям выбрать для шариков мороженого цвет (оттенок) своего любимого мороженого — сливочный, ваниль­ный, банановый, клубничный, вишневый, абрикосовый, шоколад­ный и т. д.

Каждый ребенок подбирает для работы один бумажный прямо­угольник для «рожка мороженого» и один или несколько бумажных квадратов для «шариков мороженого».

Внимание. Если дети хорошо владеют техникой аппликации, пе­дагог может усложнить задачу — предложить согласовать размер ис­ходных форм (для этого необходимо подготовить бумажные формы разного размера и обратить внимание детей на то, что для больших рожков понадобятся большие шарики, а для маленьких — маленькие).

Дети начинают творческую работу. Педагог оказывает индивиду­альную помощь. Напоминает, что для изображения рожка бумажный прямоугольник нужно сначала сложить пополам по длине и делать ножницами срезы от верхней срединной точки к нижним уголкам. Можно показать наглядную схему этого рационального способа трансформации прямоугольника в треугольник.

Дети создают силуэты мороженого, вклеивая шарики в рожок (под или над) и переносят на общий стол, где размещена основа для коллективной композиции. Тем детям, которые выполнили основ­ную задачу занятия, педагог предлагает рассмотреть «обрезки», ос­тавшиеся после преобразования формы в форму, и подумать, во что их можно превратить.

ЛЕПКА «Игрушечный холодильник»

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Показать зависимость способа лепки от формы предмета. Формиро­вать обобщенные представления (овощи, фрукты, молочные и кон­дитерские изделия и т. д.) и обобщенные способы создания изобра­жений (например, из шара получается яблоко, помидор, сырная го­ловка, шарик мороженого). Разнообразить технику лепки. Развивать


чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать любознательность и самостоятельность.

Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции из картонной коробки. Дидактические игры для уточ­нения представлений о продуктах питания и способах их хранения.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, основа для коллективной композиции «холодильник» — картонная коробка из-под обуви с вклеенными полочками из картона или плотной бу­маги с прикрепленной крышкой, кукла-повар в фартуке и колпаке, овощи и фрукты (реальные или муляжи), изображение разных про­дуктов.

Содержание образовательной деятельности. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Игрушечный холодильник»:

Холодильник тихо песенку мурлычет.

Машет белой дверцей, ребятишек кличет:

— Полюбуйтесь, дети, на мои запасы:

Виноград вплетен тут в хвостик ананаса,

Апельсин играет с персиком в футбол —

Между двух бананов забивает гол.

И на нижней полке жителям не грустно:

Здесь морковь щекочет крепкий бок капустный.

Над румяною редиской ножки свесили сосиски...

А на самой верхней полке — в масле сыр катается,

И в сметане белоснежной творожок купается...

Осторожно, дети: дверца закрывается!'

Воспитатель вспоминает с детьми, что холодильник похож на шкаф с полочками внутри. На разных полках хранят разные продук­ты, в выдвижных ящичках — овощи и фрукты, в морозильной каме­ре — рыба, мясо, ягоды и мороженое.

Педагог показывает детям холодильник для игрушек, сделанный из картонной коробки, — с полочками из картона или плотной бума­ги, с открывающейся дверцей (крышкой, прикрепленной с помощью петель из скотча) и предлагает слепить разные продукты для хране­ния в холодильнике. Задает вопросы для уточнения представления детей о форме и цвете разных продуктов питания, тем самым выводит на поиск рациональных способы лепки.

• Показывает пластилиновый шар (нейтрального цвета) и спра­шивает, какие продукты питания бывают такой формы (помидоры, яблоки, апельсины, картофель, сырная головка, шарик мороженого) и как их нужно лепить (круговое раскатывание в ладошках).

1 Из неопубликованного.



 




• Показывает удлиненный овоид (яйцо), интересуется, как можно
получить такую форму (вытянуть или раскатать шар) и какие продук­
ты питания можно слепить таким способом (огурцы, кабачки, груши,
баклажаны, яйца, сосиски).

• Показывает цилиндр (столбик) с округленными концами и про­
сит вспомнить продукты питания, которые напоминают эту форму
(колбаса, рулет, бутылка с соком, йогуртом, творожные сырки).

• Показывает диски (сплющенные шары) и предлагает назвать
продукты питания или их части (кусочки), которые напоминают та­
кую форму (печенье, кружочки колбасы и сыра).

• Спрашивает, какой формы бывает мороженое (в шариках, в
стаканчике, эскимо на палочке, брикет и т. д.), тем самым наглядно
поясняет детям, что один и тот же вид продукта может выглядеть по-
разному.

• Напоминает, что дети уже лепили морковку и капусту (на гряд­
ке), и просит вспомнить способы лепки.

Затем педагог предлагает детям задумать, кто какие продукты питания хочет слепить, выбрать пластилин подходящего цвета и ле­пить запасы для наполнения игрушечного холодильника. Дети опре­деляются с выбором и начинают лепить. Педагог подсказывает, что продукты питания в холодильнике хранятся в разных упаковках или в какой-то посуде (масло в масленке, пирожные на тарелке). Ставит задачу по усложнению цветового решения простых по форме продук­тов (яблоко с румяным бочком или зеленым листиком).

Дети лепят разные продукты питания и складывают в игрушечный холодильник.

Последующая работа. Обыгрывание вылепленных продуктов пи­тания — «угощение» для игрушек, приготовление игрушечной еды, праздник у кукол и т. д.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Отражение»

Задачи. Продолжать знакомить детей со свойствами разных пред­метов. Выяснить, какие предметы способны давать отражение. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простые выводы.

Предварительная работа. Чтение сказки Н. Абрамцевой «Котенок и стеклышко».

Материалы, инструменты, оборудование. Небольшое зеркальце, кусочки упаковочной фольги для цветов, белой бумаги, металличес­кая и деревянная тарелки (или блюдо), фарфоровое блюдце.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение, которое называется «Зайчик» ' (автор — Роман Сеф).

Педагог спрашивает детей, о каком зайчике говорится в стихот­ворении, видели ли они когда-нибудь солнечных зайчиков. С по­мощью зеркала пускает солнечного зайчика, показывает, как он прыгает по стенам и потолку. (Если погода пасмурная, можно ис­пользовать свет яркой лампы.) Просит детей описать, какой он (ма­ленький, быстрый, легко «перепрыгивает» с места на место). Спра­шивает их, почему солнечный зайчик так называется. Может ли по­явиться солнечный зайчик, если не будет света солнца или лампы, что еще нужно для того, чтобы запускать солнечных зайчиков. (Зер­кальце.) Воспитатель обобщает ответы детей и делает вывод: «Сол­нечный зайчик появляется тогда, когда есть солнце, поэтому его на­зывают солнечным. А зайчиком его прозвали потому, что он скачет, прыгает также быстро и легко, как настоящий зайчик». Предлагает детям при помощи зеркальца делать солнечных зайчиков и обво­дить ими предметы, показывать определенные вещи в комнате.

Воспитатель спрашивает детей, чем еще можно пускать солнеч­ных зайчиков, показывает кусочки фольги, металлическую тарелку и другие предметы и предлагает попробовать запустить солнечных зайчиков с их помощью. (Раздает детям кусочки фольги, бумаги, де­ревянные предметы, с бьющимися предметами взрослый показывает опыт сам.)

Педагог обсуждает с детьми, в каком случае получается лучше, а когда зайчик не появляется совсем. Откладывает в сторону те пред­меты, с помощью которых удалось запустить солнечных зайчиков, спрашивает, чем они похожи (металлические, гладкие, блестящие). Выясняет, какие предметы матовые, а какие блестящие.

Р. Сеф. Избранное. Том 1. Стихи для детей. НУ и НУ! - М.: ВАГРИУС, 2004.

C.I


 




Вспоминает с детьми сказку Н. Абрамцевой «Стеклышко», напо­минает, как получались у стеклышка солнечные зайчики — оно лови­ло луч солнца и отбрасывало его в другую сторону, то есть отражало солнечный лучик.

Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на кусочки фольги, поднести их к лицу, спрашивает, что они там увидели, получилось ли у них увидеть свое отражение, проделывает аналогичный опыт с метал­лической тарелкой. Рассказывает детям, что такие зеркала, какие мы используем сейчас, люди научились делать не сразу, а до этого в качестве зеркала использовали очень гладкие металлические круги. Спрашивает детей, а где еще, кроме зеркала, можно увидеть свое отражение (в окне дома или машины, если за окном темно, в стеклянной витрине магази­на, в воде реки или озера, если поверхность воды спокойная, гладкая, в елочном шарике — но там оно смешное, растянутое или сплющенное). Рассказывает, что именно весной на улицах появляется еще одно «зер­кало», в котором можно увидеть разные отражения. Предлагает детям послушать стихотворение и сказать, что это за необычное зеркало. Чи­тает стихотворение Валентина Берестова «Картинки в лужах»:

В лужах картинки! На первой — дом, Как настоящий, Только вверх дном.

Вторая картинка. Небо на ней, Как настоящее. Даже синей.

Третья картинка. Ветка на ней, Как настоящая, Но зеленей. А на четвертой Картинке Я промочил Ботинки'.

Последующая работа. В свободное время из разноцветной фоль­ги дети вместе с педагогом делают солнечных зайчиков, составляют аппликации из блестящих фантиков. На прогулке, запуская с детьми солнечных зайчиков, воспитатель читает стихотворение А. Бродско­го «Солнечные зайчики»2:


Скачут побегайчики —

Солнечные зайчики.

Мы зовем их —

Не идут.

Были тут —

И нет их тут.

Были там —

И нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли?


1 Берестов В.Д. Веселые науки. Избранные произведения. — М.: Астрель, ACT,
ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С.61

2 Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР. Пособие
для воспитателя. Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин и др. — Л.:Просвещение,
1987. С. 19.


АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе, разгова­ривая с детьми о том, где живут животные, педагог продолжить фор­мировать и уточнять их представления о вымышленном и реальном, сравнивая сказочные домики зверей с реальными местами обитания разных животных. Дети узнают о том, как животные приспособле­ны к жизни в воде, на земле и под землей, будут знакомиться с их «домами», которые можно увидеть в ближайшем окружении (птичье гнездо, дупло, скворечник, муравейник, аквариум и др.)- В процессе рисования детьми птенчиков в гнездышках, воспитатель будет учить их передавать движения птиц (летают, сидят, клюют) с помощью про­стых форм.

На занятии по развитию речи словарный запас детей будет обога­щаться существительными, обозначающими «дома» животных, ребя­та будут учиться образовывать разными способами новые слова.

Воспитатель продолжит знакомство детей с занятиями взрослых на примере строительных профессий, поговорит с ними о том, как строятся современные дома, из каких материалов их делают. В про­цессе конструирования домов из строительного материала педагог будет учить детей обследовать конструкцию постройки, видоизме­нять ее, закрепляя представления о величине (высокий — низкий, длинный — короткий).

Чтение природоведческих рассказов Н. Сладкова, Г. Снегирева и В. Зотова познакомит детей с животными — «строителями» и будет способствовать развитию у них умения придумывать сюжеты само­деятельных игр.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Заюшкина избуш­ка». 2. Физкультура № 28.1. Повторение тех­ники ползания по наклонной поверхнос­ти. Совершенствование умения отбивать мяч одной рукой (на месте, с продвиже­нием вперед, в сочетании с другим дейс­твием). Развитие силы: комплекс ОРУ с резиновым жгутом.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кольцеброс». Игры по инициативе детей.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение стихотворения Л.Зубковой «Чей дом лучше?»
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Аппликация. «Избушка лубяная и ле­дяная». 2. Музыка № 28.1. Игра на детских му­зыкальных инструментах: Р. Лещинская, «Лошадки», Д. Шостакович, «Шарман­ка». Музыкальное движение: этюд «Здравс­твуй, весна» (В. Дьяченко, «Шествие»), игра «Игра в домики» (В. Витлин, «Игра в домики»), пляска парами «Спляшем!» («Спляшем!», муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. народные.)
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Вороны». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказов Н. Сладкова «Гнездо» и «Пылесос».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Природа. «Кто где живет». 2. Рисование. «Птички в гнездышках».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Вороны», «Попади в цель», «Коль­цеброс». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказов Г. Снегирева «Боб­ренок» и «Бобровая хатка», В.Зотова «Бобр».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из строительного материала. «Домики». 2. Музыка № 28.2. Пение: распевка «Сол­нышко, встань» (венг. нар. песня в обр. Б. Бартока) (повтор, мл. гр.), «Выйди,

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    солнышко» муз. Р. Паулса, ел. И. Мазни-на; «Про водичку» (муз. В. Жубинской, ел. И. Михайловой). Музыкальное движе­ние: этюд «Здравствуй, весна» (В. Дьячен­ко «Шествие»); этюд «Солнечные лучи» (Ю. Наймушин, «Солнышко»), игра «Игра в домики» (В. Витлин «Игра в до­мики»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Попади в цель». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки «Три поросенка» в обр. С. Михалкова.
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Стро­ители». 2. Физкультура № 28.2. Закрепление умения прыгать через короткую скакал­ку различными способами. Закрепления умения бегать по кругу парами. Развитие ловкости: подвижная игра «Котята и ре­бята».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма «Какой чудес­ный день».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Если погодные условия уже позволяют, воспитатель в течение недели обращает внимание детей на живот­ных, которые встречаются на участке, обсуждает с ними, кто, где живет. Дети наблюдают за птицами, насекомыми, ищут их «дома». Воспитатель подчеркивает, что скворечник — это дом для птиц, ко­торый построили люди, и спрашивает, где птицы могут найти дом в лесу. Воспитатель находит дупло на дереве и объясняет, что многие лесные животные обитают в больших и маленьких дуплах, например, дупло — дом для белок.


Дети наблюдают за тем, как птицы строят гнезда на деревьях, под крышами домов. Ищут муравейники в земле. Если после дождя на дорожки выползают дождевые черви, воспитатель рассказывает, что у этих животных дом находится под землей, его можно назвать под­земным домом, а на тропинки дождевые черви выползают тогда, ког­да их домики затапливаются после дождя. Можно поискать выбросы крота и рассказать, что крот строит свой дом под землей, а лишнюю землю выбрасывает на поверхность.

Дети ищут на растениях разных насекомых, а воспитатель рас­сказывает о том, что эти животные могут жить, прятаться, питаться под корой деревьев. При этом необходимо подчеркнуть, что любое дерево — это дом для многих животных, поэтому нужно бережно от­носиться к деревьям.

Проводя такие прогулки, воспитатель не забывает обсуждать с де­тьми сезонные изменения в природе (стало гораздо теплее, ярче све­тит солнце, появились первоцветы, трава и т. п.).

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель расспрашивает детей о домах обитателей уголка приро­ды:

— Как называется

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...