Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Содержание занятий этой недели посвящено раскрытию образа мамы, бабушки, женщины вообще. Воспитатель и дети стремятся порадовать своим вниманием близких, готовят им подарки. На за­нятии по развитию речи дети расскажут о том, что хотят подарить маме. В дидактической игре услышат слова, характеризующие маму (добрая, ласковая, нежная, справедливая, заботливая, трудолюбивая и пр.) Дети смогут включить их в рассказы о своей маме. Взаимоотно­шения с мамой могут быть выражены в ролевых диалогах и речевых высказываниях, связанных с ролью мамы.

Известно, насколько популярны у детей игры в «семью», «дочки-матери», «детский сад» и др. Это как раз те игры, в которых присутс­твуют «женские» роли. Педагог может принять участие в игре, чтобы раскрыть характер взаимоотношений мамы с членами семьи, сделать предметом детского внимания не внешние стороны ее деятельности (готовит, стирает, убирает), а качества, которые позволяют ей любить своих близких и быть любимой. Участие воспитателя в самодеятель­ной игре может быть ситуативным, например, в случае негативных ролевых и партнерских взаимоотношений.

Совсем другая роль у воспитателя, когда он намерен формиро­вать умение выполнять в игре разные роли в рамках одного сюжета. Эта задача связана с овладением детьми средней группы более слож­ными способами построения игры. Воспитатель может сам играть в «семью» с куклами и пригласить желающих поиграть с ним. Он в ка­честве партнера, на равных правах с детьми, предоставляет свободу проявления инициативы, связанной с содержанием игры (что будет происходить в игре), и участия в распределении ролей.

Воспитатель в роли ребенка может дать образец поочередного вы­полнения ролей. Она может сказать «маме»: «Теперь я буду старшей сестрой и пойду провожать брата в школу». Через некоторое время она снова обращается к «маме» с просьбой быть младшей сестрой и покажет интонацией и другими выразительными средствами образ малыша. Акцент будет смещен с игровых специфических действий на взаимоотношения между ролями, на разные типы взаимоотноше­ний в семье. В другом варианте игры у воспитателя может быть роль


 

мамы. Она организует взаимодействие между «членами семьи», пока­зывая разные типы отношений: дети слушаются маму, помогают ей, мама дает поручения, заботится о них. Воспитатель в роли мамы бу­дет регулировать отношения детей, учить уступать, помогать, жалеть друг друга, поддерживать в семье теплый климат.

Расширяя диапазон ролей путем поочередного их выполнения, воспитатель должен обращать внимание на необходимость обоз­начить свою роль для партнера при каждой ее смене: «Теперь я как будто дедушка, который приехал в гости...», «Теперь я буду братиком, который ходит в школу», чтобы дети-партнеры понимали, с кем они взаимодействуют.

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Воспитатель показывает детям бусы и браслеты, выполненные из мягкой бумаги:

— Многие женщины любят украшения. Я думаю, такие бусы и браслеты понравятся вашим мамам. Скажите, эти бусинки — какие? (Круглые, красные, синие, зеленые, желтые, большие, маленькие, разноцветные.) Из чего они сделаны? (Из салфеток разного цвета.)

Воспитатель раздает каждому ребенку по 10—15 столовых салфе­ток 3—5 цветов и двух величин (1/2 и 1/4). Напоминает, что бумагу следует сминать в тугие комки, чтобы получились красивые бусин­ки. В процессе работы она разговаривает с детьми, уточняя назва­ния цветов и величину бусинок. Затем дети выкладывают бусинки на столе, чередуя их по величине (большая — маленькая) и цвету (в выбранной последовательности). Воспитатель нанизывает бусинки на длинную нитку (используя иглу). Готовые украшения дети дарят мамам.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Как люблю я маму»

Задачи. Вовлекать детей во внеситуативное содержательное обще­ние. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизи­ровать прилагательные и глаголы. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «с», «сь», «щ», находить первый звук в слове. Разыгрывая инсценировку, передавать текст рассказа.

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. Палка. Игрушки: птица, птенцы, гнездо, уж.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоми­нает детям, что приближается праздник и спрашивает детей: «Какой праздник? Как вы готовитесь к празднику? Какие подарки припасли? Какие подарки вы подарили бы, если бы были волшебниками?». Вы­слушивает рассказы и фантазии детей.


Предлагает детям послушать стихотворение о том, что хотели бы подарить маме дети. Читает стихотворение М. Яснова «Что рисую

маме»:

На Восьмое марта Нарисую маме Голубое море, Небо с облаками. Рядом с этим морем, Пеною одетым, Нарисую маму С праздничным букетом.

А еще сегодня я Маме нарисую Нашу свинку белую — Белую, морскую. Пусть любой увидит, Глядя на картинку, Как люблю я маму, Как рисую свинку! 1

После чтения стихотворения воспитатель говорит детям:

— Мы все любим своих мам. Можно сказать: мама любимая. Да­
вайте поиграем: я буду бросать мяч и называть слово. Если это слово
про маму, надо согласиться: да, согласен. А если не про маму, сказать:
не согласен.

В игре используются слова: умная, красивая, ласковая, аромат­ная, заботливая, веселая, воздушная, жизнерадостная, умелая, быс­трая, сладкая, ловкая, находчивая, добрая, озорная, трудолюбивая, привлекательная, обаятельная, пушистая, модная, стильная, остро­умная, нежная. (Слова произносятся с вопросительной интонацией.)

— Кто хочет похвалить свою маму, бабушку; рассказать, какая
она, что умеет делать, как вы помогаете маме. (Высказывания детей
из личного опыта.)

— А еще наши мамы и бабушки находчивые, сообразительные.
Сейчас узнаем, такие ли вы сообразительные и находчивые. Давайте
поиграем. Я буду бросать мяч и называть слово неправильно. Надо
перекинуть мяч и сказать слово правильно, добавив в начало слова
звук «с» или «м<». Например, я скажу: лон, а надо сказать слон.

В игре используются слова: ыр (сыр), ын (сын), ука (щука), уп (суп), тол (стол), тул (стул), ирень (сирень), ахар (сахар), ироп (си­роп), алат (салат), апог (сапог), иница (синица), алют (салют), етка (щетка). Слова можно повторять.

Далее педагог говорит о том, что у животных, у птиц тоже есть мамы и предлагает послушать историю, которая произошла в лесу.

Ясное М. Праздник букваря. - М: РОСМЭН, 2004. С. 117.


 




Воспитатель пересказывает своими словами отрывок из книги «С природой рядом»:

Шел охотник по лесу. Вдруг раздались тревожные крики какой-то птицы. Она то взлетала над кустом, то исчезала. Маленькая птичка смело бросалась на ужа, который полз к ее гнезду. Птичка острым клю­вом отгоняла ужа. Охотник взял палку и отбросил ужа далеко в сторону1.

После чтения педагог разыгрывает инсценировку. Выполняет дейс­твия с игрушками, сопровождая их следующими комментариями:

— Вот гнездышко в кустах. В нем птенцы. Пищат: пи-пи-пи.
К гнезду ползет уж: ш-ш-ш. Птица отгоняет ужа от гнезда: чив-чив-
чив. Охотник отбросил палкой ужа. Птица успокоилась.

Воспитатель организует беседу о прочитанном:

— Почему птичка испугалась ужа, была встревожена?

— За кого она боялась и почему?

— Какими словами можно охарактеризовать эту маленькую птич­
ку, которая бросилась на ужа? (Любящая, смелая, отважная, бес­
страшная, храбрая.)

Далее педагог предлагает детям рассказать историю и показать ее при помощи игрушек. Один рассказчик действует за всех персона­жей, в случае необходимости воспитатель подсказывает слова. Вы­слушивают трех-четырех детей по их желанию.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №11

Задачи. Учить детей отсчитывать из большего количества меньшее по образцу и названному числу. Упражнять в определении на слух того или другого количества (в пределах пяти) звучащих предметов. Познакомить детей с геометрическими телами — шаром и кубом.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал. Несколько групп однородных игрушек (матрешки, машинки, куколки и пр.) по 6-8 штук в каждой. Детские музыкальные инстру­менты: барабан, дудочка, металлофон (или звуковой молоточек). Мяч и поролоновый (пластмассовый, деревянный) куб, надувной шарик.

Раздаточный материал. На каждого ребенка: небольшой мяч (на­пример, теннисный), кубик и квадратный лист картона, равный сто­ронам куба.

Содержание образовательной деятельности. В групповой комнате на видном месте стоят группами разные игрушки. На столе воспита-

С природой рядом. — М.: Русский язык, 1984. С 44.


теля лежат числовые карточки «рубашкой» вверх. Воспитатель про­сит выйти двоих детей. Один из них выбирает числовую карточку, показывает ее второму ребенку и другим детям. С этой карточкой дети подходят к игрушкам и выбирают нужное количество, при этом один держит числовую карточку, дотрагиваясь поочередно до каждо­го кружка на ней, а второй вслед за этим берет игрушку из стоящих на столе. Проверяют, совпадает ли количество кружков на числовой карточке и количество собранных игрушек. Воспитатель спрашива­ет: «Сколько игрушек вы принесли?» Дети отвечают: «Столько же, сколько на карточке кружков». «А сколько это?», — спрашивает вос­питатель. «Пять кружков и пять матрешек», — отвечают дети.

Воспитатель обращается к другим детям и просит подтвердить правильность выполненного действия. Ситуация с подбором игру­шек повторяется еще с 2—3 парами детей. Воспитатель может обра­титься ко всем детям группы с предложением сказать, какие именно игрушки они хотели бы, чтобы вышедшие дети принесли. Вторая пара детей отсчитывает нужное количество указанных остальными детьми игрушек. Следующим вышедшим детям воспитатель предлагает при­нести то или иное количество игрушек, но уже не с карточкой, а по числу, которое она назовет. Вышедшие дети уточняют друг с другом: какое количество игрушек они должны принести и договариваются, какие именно игрушки они принесут. Остальные дети одобряют и подтверждают правильность выполненного поручения.

Далее проводится упражнение в счете на слух. На столе пред де­тьми лежат звучащие предметы, например, музыкальные инстру­менты или звуковой молоточек. Воспитатель уточняет с детьми их названия и демонстрирует звучание каждого. Затем она предлагает детям закрыть глаза и ударяет в барабан 3 раза. Дети, открыв глаза, определяют, звуки какого предмета они слышали и сколько их было. Воспитатель просит детей показать столько же пальчиков на правой или на левой руке. Упражнение повторяется еще 2-3 раза. Воспита­тель выясняет для себя не только умеют ли дети считать на слух, но и различают ли они правую и левую руки.

Затем проводится игра «Замри» (см. занятие № 1).

Далее воспитатель знакомит детей с шаром и кубом. На своем сто­ле она кладет большой мяч и большой кубик. Воспитатель спрашива­ет детей: «Что это?». Дети называют. Воспитатель берет мяч, обводит его рукой, прижимает к себе и спрашивает: «А какой формы мяч?». Кто-то из детей может сказать — шар; но могут сказать, что он круг­лый. Воспитатель просит детей найти у шара углы. Дети ощупыва­ют мяч, определяя, что углов нет. Воспитатель достает спрятанный до этого надувной шарик, спрашивает детей, что это (шарик, шар) и повторяет с детьми название этой формы. Сравнивают шарик с мя­чом, устанавливая, что они похожи. «Можно сказать, что мяч — это шар?», — спрашивает педагог и после ответа детей подтверждает, что У мяча форма шара, мяч — шар.


Затем воспитатель берет в руки большой куб и обследует его: до­трагивается до каждого угла, проводит ладонью по каждой из 6 сто­рон, прикладывает к каждой из сторон заготовленный заранее квад­ратный лист картона, равный стороне куба, обращает внимание де­тей, что все стороны куба равны между собой. Воспитатель просит детей взять в одну руку шар, а в другую руку — куб, потрогать их, оп­ределить, похожи ли они. Дети говорят, что шар и куб не похожи, что шар круглый, у него нет углов, а у куба есть углы. Он не круглый.

— А, может быть, чем-нибудь шар и куб все-таки похожи?

Вполне возможно, что кто-то из детей попробует как-то назвать объемность шара и куба, например: «Они широкие», «Они толстые». Воспитатель соглашается с детьми, показывает им шар и круг, квад­рат и куб, делает это выразительно, подчеркивая тем самым объем­ность геометрических тел.

Воспитатель просит детей померить стороны куба квадратом, ко­торый лежит перед ними. Дети прикладывают квадратики так, чтобы его стороны совпадали со сторонами куба и убеждаются, что все сто­роны куба равны. Далее она просит детей сказать, сколько сторон у квадрата. Кто-то из детей назовет число 6. А кто-то скажет: «Пять и еще один».

Можно предложить детям посчитать и уголки. При этом воспита­тель довольствуется и тем, что дети скажут: «Много». В этой ситуации важен не конечный вариант счета, а реализация самой возможности считать, пересчитывать что угодно.

Воспитатель с чувством юмора просит детей посчитать уголки у шара. Дети отвечают, что у шара уголков нет.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Будни и праздники»

Задачи. Продолжать знакомить детей с традиционными праздни­ками. Показать отличие праздничных дней от будней. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к мамам и бабушкам. Учить по­нимать настроение другого человека.

Материалы. Иллюстрации (фотографии) с изображениями людей в разном настроении (веселом, радостном, грустном, сердитом и т. п.)

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спраши­вает детей, какой был недавно праздник, как они его отмечали. На­поминает, что это был день защитников Отчества, что дети поздрав­ляли своих пап и дедушек, желали им всего хорошего, делали для них подарки, устраивали концерт.

Педагог спрашивает детей, чем праздничный день отличается от обычного (в этот день дарят подарки, готовят вкусную праздничную


еду, надевают красивую одежду). Подчеркивает, что очень важно, что­бы у всех в этот день было особое, радостное, приподнятое настрое­ние. Вспоминает вместе с детьми, какие еще праздники они знают (Новый год, день рождения).

Затем воспитатель рассказывает детям, что приближается еще один праздник — день 8 Марта, праздник всех женщин, мам и ба­бушек. Обсуждает с детьми, как они будут готовиться к этому праз­днику, какие будут делать открытки и подарки мамам и бабушкам. Подчеркивает, что женщины — очень важные люди, они не только работают на самых разных важных работах, но и заботятся о доме, о семье.

Предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Женский день»:

Я свою постель заправлю, Пусть мне это делать лень, Но я сам себя заставлю, Ведь сегодня женский день.

Раз такой сегодня праздник, Я все вещи уберу И ботинки в коридоре Мокрой тряпкою протру.

Даже если скажет мама:

— Шапку новую надень! —
Спорить с мамой я не стану,
Ведь сегодня женский день.

Мы пирог ей приготовим Вместе с папою вдвоем. И цветы подарим маме, И поздравим с женским днем.

Мама будет очень рада,

А потом чуть-чуть вздохнет:

— Вот бы день Восьмого марта
Продолжался целый год!'

Воспитатель обсуждает с детьми, как еще они будут поздравлять своих мам и бабушек, чем смогут порадовать их. Спрашивает, нуж­но ли помогать мамам только в этот праздничный день или всегда. Обсуждает с ними, почему мама мальчика из стихотворения хотела бы, чтобы этот праздничный день продолжался целый год. Дела­ет вместе с детьми вывод, что проявлять внимание к людям нужно всегда, но в этот день нужно проявить особую заботу о маме и ба­бушке.

А.Усачев. Про праздники. Стихи. — М.: Дрофа-Плюс, 2005. С.36.


 




Педагог предлагает детям послушать и разучить стихотворение «Праздник мам» (автор — Валентин Берестов):

Восьмое марта, праздник мам,

Тук-тук! — стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметем,

Мы стол накроем сами.

Мы сварим для нее обед,

Мы с ней споем, станцуем.

Мы красками ее портрет

В подарок нарисуем.

— Их не узнать! Вот это да!

Тут мама скажет людям.

А мы всегда,

А мы всегда,

Всегда такими будем!'

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей, ка­кое настроение будет у мамы или бабушки, если дети будут помогать им, радовать их (хорошее, радостное). Обсуждает с детьми, какое еще настроение бывает у людей (хорошее, плохое, веселое, грустное, ра­достное, печальное, непонятное, боевое и т. д.). Рассматривает смай­лики и выясняет, какое настроение передают эти картинки, почему их вставляют в письма. Спрашивает, какое настроение будет у мамы, если ребенок не слушается, плохо себя ведет, громко кричит, топает ногами. Спрашивает, какое у них бывает настроение, когда что-то не получается, разбивается, теряется, рвется, не сбывается.

Вспоминает вместе с детьми, когда в каких ситуациях люди раду­ются, а когда огорчаются. Объясняет, когда люди сердятся, когда у них спокойное, ровное, хорошее настроение. Выясняет, когда люди на что-то или на кого-то обижаются. Предлагает послушать еще одно стихотворение (автор — Людмила Николаенко):

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар

Не сладкий.

Соль —

Не соленая.

Дождик не мокрый.

Трава —

Не зеленая.

1 Любимое чтение от года до семи. — ООО «Издательство ACT», OOO «Издатель­ство Астрель», 2003. С. 385.


Гром

На кого-то С неба Ворчит... Мама не хочет Со мной Разговаривать. Мама молчит'.

Педагог обсуждает с детьми, какое настроение у девочки, почему мама не разговаривает с дочкой, как следует поступить девочке в этом случае. Учит детей, как можно извиниться, попросить прощения.

В завершение занятия воспитатель показывает детям несколько фотографий и просит их определить, какое у людей на этих фото­графиях настроение, догадаться о том, почему такое настроение, что следует делать, если у человека такое настроение.

Последующая работа. Воспитатель читает и разбирает с детьми стихотворение Елены Григорьевой «Ссора», еще раз обсуждает с ними, как можно прямо или косвенно извиниться.

У меня большое горе:

С мамой я сегодня в ссоре.

Я хожу за ней весь день Молчаливая, как тень.

На себя хожу и злюсь, Что никак не извинюсь!2

ЛЕПКА «Букет тюльпанов»

Задачи. Вызвать желание сделать подарки мамам и бабушкам на весенний праздник. Учить лепить цветы, размещая их в вазе из бы­товой упаковки. Показать варианты оформления венчиков цветов. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для превращения упаковки в вазу для цветов. Развивать восприятие, чувство формы.

Предварительная работа. Рассматривание букета тюльпанов или иллюстраций с его изображением, подготовка материалов — бытовых

1 Любимые стихи для моих детей и внуков: Антология русской поэзии для детей:
В 5 т. /сост. В.В. Лунин. Т. 4:Н-С. — М.: ОАО «Московские учебники и Картолитогра-
фия», 2006. С. 29.

2 Спросите меня! Стихи. — М.: Детская литература, 1988. С.96.



упаковок для изготовления вазочек (футлярчики киндер-сюрпризов, упаковки из-под йогурта, маленькие коробочки и пластиковые фла­коны).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, быто­вые упаковки (коробочки, футлярчики киндер-сюрпризов), трубоч­ки для коктейля, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя — тюльпаны различной формы (бутон, полураскрытый и раскрытый) разного цвета, вылепленные педагогом заранее.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям самим смастерить в подарок мамам и бабушкам вазы с цветами. Спрашивает, что такое букет. Дети рассуждают и приходят к выводу, что букет — это несколько цветов, собранных вместе и кра­сиво упакованных для подарка или помещенных в вазу. Показывает несколько разных тюльпанов или их изображения и уточняет пред­ставление детей о том, что у любого цветка есть стебель, лист и сам цветок из красивых лепестков. Лепестки тюльпанов бывают разного цвета — желтого, белого, красного, розового, фиолетового и т. д.

Воспитатель предлагает детям слепить в подарок мамам и бабушкам букет весенних тюльпанов. Показывает заранее вылепленные тюльпа­ны (бутон, полураскрытый и раскрытый) и просит угадать, как они сделаны (если дети затрудняются, педагог поясняет или показывает):

—это бутон — цветок тюльпана, который еще не проснулся, не
раскрылся; лепить его несложно, нужно раскатать столбик и округ­
лить (сгладить) концы, снизу прикрепить зеленую лепешечку (сплю­
щенный шарик);

—этот тюльпан уже начал раскрывать свои лепестки, слепим его
так: скатаем шар, слегка вытянем и сделаем дырочку пальчиком или
карандашом, расширим углубление и прищепим по краю лепестки;

—этот тюльпан уже полностью раскрыл свои лепестки, смасте­
рим его по-другому; раскатаем валик и разделим стекой на одинако­
вые кусочки (пополам и еще раз пополам), раскатаем эти одинаковые
кусочки в столбики и сплющим — получится четыре лепестка, теперь
эти лепестки нужно соединить вместе: раскатаем шарик зеленого
цвета и прикрепим к нему лепестки так, чтобы они разместились вок­
руг, немного поднимаем их вверх — тюльпан готов;

—стебель для любого цветка можно сделать из кусочка трубочки
(для коктейля) или мягкой проволоки;

—листья — сплющенные столбики.

Педагог поясняет, что тюльпаны в букете могут быть одинаковые или разные по цвету, но обязательно нужно, чтобы они красиво соче­тались между собой. Затем педагог обращает внимание детей на мате­риалы, приготовленные для ваз: упаковки, футлярчики киндер-сюр­призов. Подсказывает, что из любой пустой упаковки можно смасте­рить вазу: сделать пластилиновую ножку и прикрепить снизу, чтобы


ваза не падала, внутрь положить кусочек пластилина, чтобы воткнуть стебельки из трубочек. Такую вазу можно украсить по своему жела­нию узором из жгутиков или шариков.

Дети выбирают цвет пластилина для тюльпанов, упаковку для вазы и приступают к изготовлению букетов. Педагог напоминает, что тюльпаны бывают разного цвета, разные по форме и по длине сте­белька. Помогает сделать устойчивые вазы и разместить в них цветы.

Последующая работа. Оформление выставки букетов, вручение подарков мамам и бабушкам.

РИСОВАНИЕ «Цветы в подарок»

Поздравительная открытка

Задачи. Вызвать желание создать в смешанной технике краси­вую открытку в подарок маме на 8 Марта. Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик из яр­ких лепестков, стебель, листья). Упражнять в технике рисования


 




гуашевыми красками: свободно сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет красок и размер кисточек. Поз­накомить с силуэтным способом вырезания вазы из фактурной многоцветной бумаги. Развивать чувство формы и цвета. Воспи­тывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать самодельными подарками.

Предварительная работа. Составление коллекции поздравитель­ных открыток. Рассматривание тюльпанов и других весенних цветов, уточнение представлений о внешнем виде (например, у тюльпана яркий венчик в форме колокольчика или «перевернутой юбочки», длинный прямой стебель, длинные листья, лепестки бывают разного цвета). Беседа о мамах и бабушках.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, сложенные пополам в виде двойной открыт­ки, фактурная многоцветная бумага для вырезания силуэтов ваз (на выбор детям) и несколько вырезанных ваз разной формы для детей, плохо владеющих ножницами; гуашевые краски, кисти и ватные па­лочки, стаканчики с водой, клей или клеящий карандаш, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение В. Шуграевой «Маме».

Воспитатель показывает детям несколько поздравительных от­крыток с изображением тюльпанов разного цвета и предлагает пора­довать мам и бабушек — нарисовать им в подарок к празднику краси­вые открытки и подарить с любовью.

Дети берут листы бумаги (на выбор белого или светло-голубого цвета), складывают их пополам, открывают и закрывают, находят «лицо» и внутреннюю часть.

Воспитатель показывает варианты открыток и предлагает изобра­зить на «обложках» открыток вазы с букетами цветов. Сообщает, что вазы нужно будет вырезать из красивой разноцветной (фактурной) бумаги, а цветы — нарисовать гуашевыми красками. Для уточнения представлений детей педагог показывает силуэты ваз разной формы и описывает: эта ваза похожа на ствол дерева — высокая, стройная, серо-коричневая; эта ваза напоминает настольную лампу — вот аба­жур, а вот ножка и цвет вазы такой же уютный, желто-оранжевый; у этой вазы узкое высокое светлое горлышко и круглое темное тулови­ще. Педагог сообщает, что дети смогут выбрать понравившуюся рас­цветку и вырезать вазы по своему желанию.

Затем еще раз показывает открытки, обращает внимание на то, что букеты размещены на «обложке» («лице») открытки и по­ясняет способы рисования цветов: у тюльпана лепестки большие, яркие, они собраны в виде кувшина (колокольчика, перевернутой юбочки) и бывают разного цвета — красного, розового, оранже-


вого, желтого... Стебель длинный, прямой. Листья тоже длинные, поднимаются вверх. Тюльпаны будем рисовать кисточкой. В бу­кете обычно бывает три или пять цветов. Стебли выходят из вазы, поднимаются вверх, цветы смотрят в разные стороны (вверх, впра­во, влево).

Педагог предлагает детям выбрать цвет фактурной бумаги для вазы и задумать цвет тюльпанов, чтобы получился красивый букет.

Дети выбирают материалы и начинают работу.

Последующая работа. На внутренней части открыток дети рисуют по своему желанию или просят воспитателя написать поздравление.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Великие холода»

Софья Прокофьева

Задачи. Помочь детям понять смысл сказки через яркий эмоци­ональный образ «великих холодов», вспоминая события сюжета и рассуждая вместе с педагогом и другими детьми. Способствовать воз­никновению эмоционального отклика.


 




 

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спрашива­ет детей, слышали ли они такую поговорку «При солнышке — тепло, при матери — добро», как они ее понимают. Выслушивает детские вы­сказывания, обобщает их: рядом со своей мамой каждый человек чувс­твует себя тепло и уютно, мама окружает его заботой и вниманием.

Далее она предлагает детям сесть поудобнее и послушать исто­рию, которая произошла с мальчиком, поссорившимся со своей мамой. Говорит детям, что написала ее для нас детская писательни­ца Софья Прокофьева. Читает текст сказки.

После чтения организуется беседа с детьми по следующим воп­росам:

— Почему однажды наступили великие холода? Выслушав отве­
ты детей, воспитатель еще раз повторяет, используя по возможнос­
ти слова из текста произведения, например: «Потому что «человек
поссорился с мамой».

— Из-за чего Вася обиделся на свою маму и не захотел просить
прощения?

— Что сделал Вася от обиды? (Вася ушел из дома и стал искать
себе другую маму. Погода испортилась, стало холодно и повалил
снег.)

— Кого первого он выбрал себе в мамы? (Тетю в зеленой шубке
с собакой.)

— Понравилось ли Васе в доме, куда привела его тетя? Почему
не понравилось?

Воспитатель вспоминает, как Вася подумал, что одной тете «не вынести снег из комнаты за один день», и только он об этом поду­мал — появились 3 тети в одинаковых зеленых шубках. Предлагает детям прочитать еще раз этот отрывок сказки (от слов «И тут перед ним очутились три тети..» до слов «Как их любить всех сразу!»

— Какую затем тетю он захотел видеть своей мамой? Выслушав
ответы, педагог подтверждает их словами текста: «Продавщица
мороженого сразу догадалась, что Вася берет ее в мамы из-за моро­
женого, и тогда Васе стало стыдно... А снег валил все гуще и гуще».

— Кто был следующей мамой у Васи? Получилась ли из лисы
заботливая мама? Почему?

— А из медведицы получилась мама для Васи?
Продолжает словами текста «А мороз на улице был все крепче,

и холодный ветер лез под пальто, в рукава, за воротник». А потом Вася почти замерз, когда его нашла печальная лошадь. Почему она была печальной? (Она была никому не нужна.) И тут Вася вспом­нил о своей маме, о том, что она беспокоится о нем и попросил лошадь отвезти его к маме. Послушайте еще раз об этом. Зачитыва­ет отрывок от слов «Вася и старая лошадь вышли из дома» до слов «И ему стало тепло-растепло, и хорошо, и весело».

— Чем заканчивается сказка? («Сугробы начали таять, и из-под
снега поднялся умытый, сверкающий город. Лошадь осталась жить


у мальчика и превратилась в деревянную лошадь-качалку, ту са­мую, о которой мальчик так мечтал».)

В завершение воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка и желает им никогда не ссориться со своими мамами, чтобы не наступили «великие холода».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...