Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседы об оккультизме 4 страница




Ученик. Считаете ли Вы, что действия, которые Вы описывали, являются естественными, обычными и всеобщими, или их может совершать только тот, кто владеет ими сознательно?

Мудрец. Они универсальны независимо от того, сознает ли человек, что происходит, или нет. Очень немногие способны осознавать их, но это не играет никакой роли. Так происходит всегда. Когда вы сидите, серьезно размышляя, например, на философские или этические темы, ваше сознание витает, соприкасаясь с другими, и вы получаете от них разнообразные мысли. Если вы не слишком уравновешены и не очищены физически, вы будете часто получать мысли, не являющиеся правильными Такова ваша Карма и Карма расы. Но если вы искренни и стараетесь придерживаться правильной философии, ваше сознание будет естественным образом отвергать ложные идеи. Вы можете увидеть на этом примере, как формируется и поддерживается система взглядов человека, хотя она бывает глупой, неправильной и вредной.

Ученик. Какой психический склад и стремления служат лучшей защитой в таком случае, или, другими словами, что может помочь разуму в его поисках отвергать ошибочные суждения и не позволять им проникать в сознание?

Мудрец. Бескорыстие, альтруизм в теории и на практике, желание исполнять волю Высшего Я, которое является «Небесным Отцом», преданность человеческой расе. Кроме того - дисциплина, правильный образ мыслей и хорошее образование.

Ученик. Значит, необразованный человек находится в худших условиях?

Мудрец. Не обязательно. Довольно часто высокообразованные люди настолько замыкаются в одной системе, что отрицают практи­чески все представления, не соответствующее их предвзятому мне­нию. Несведущий, но искренний человек иногда может познать истину, но не в состоянии выразить ее. Невежественные массы хранят в своем сознании всеобщую истину о Природе, но ограничены в способах ее выражения. Большинство научных открытий было сделано учеными именно таким подсознательным, телепатическим способом. Эти знания приходили к образованным умам от темных и так называемых невежественных людей, и затем открыватель стано­вился знаменитым благодаря своей способности выразить и найти способ изложения того, что он узнал.

Ученик. Относится ли все это к деятельности адептов всех истинных Лож?

Мудрец. Да. Они владеют всеми истинами, которых жаждут люди, и в то же время способны защитить их от ищущих умов, не готовых еще использовать их должным образом, а затем слегка приоткрыть размыш­ляющему сознанию картину того, что они ищут. Это и приводит к тем внезапным озарениям в процессе размышления, в которых признава­лись многие. Они сообщали об этом миру, становясь знаменитостями и признанными мудрецами. Адепты делают это постоянно, но время от времени они немного больше приоткрывают истину Природы, как это было в случае Е. П. Б. Поначалу эти открытия не признаются обществом, но так как все это делается с прицелом на следующий век, оно сыграет свою роль в нужное время.

Ученик. А насколько осведомлены адепты о том, что происходит в области человеческой мысли, например, на Западе?

Мудрец. Им достаточно только добровольно и сознательно соеди­нить свое сознание с умами ведущих мыслителей современности, чтобы сразу узнать о том, чего достиг и над чем трудится сейчас их разум, и ознакомиться с их достижениями. Они постоянно делают это и так же постоянно побуждают к дальнейшему развитию и изменению, сообщая нам через ментальный план некий намек, который ищущие и восприим­чивые умы могут уловить и использовать.

 

* * *

Ученик. Существуют ли в Белой магии и истинном оккультизме какие-то правила, обязательные для всех? Я имею в виду правила, аналогичные христианским десяти заповедям или принципам неприкос­новенности жизни, свободы и собственности, зафиксированным челове­чеством в своих законах.

Мудрец. Такие правила существуют, и самые строгие, нарушение их не прощается, его можно только искупить. Эти правила не созданы чьим-то умом или сознанием, они являются следствием законов Природы, разума и души. Следовательно, их невозможно отменить. Нарушивший их может, казалось бы, избежать возмездия в течение всей жизни и даже более длительного срока, но само это нарушение сразу и неизбежно приводит в действие другие последствия, которые начинают оказывать свое воздействие, и в конце концов это воздействие обязательно обращается против нарушителя. Карма действует здесь так же, как и везде, и становится Немесидой, которая иногда не сразу, но неизбежно вершит свой суд.

Ученик. Значит, нельзя считать, что, когда оккультист нарушает одно из правил, другой адепт или лицо становится детективом или полицейским и передает нарушителя в руки правосудия в образе суда или трибунала, как мы иногда читаем в произведениях, созданных воображением писателей-мистиков или романистов?

Мудрец. Нет, такого преследования не бывает. Напротив, все собратья-адепты и ученики охотно помогают нарушителю не в попытках избежать наказания, но в искреннем стремлении привести в движение противодействующие силы, направленные ко всеобщему благу. Ибо грех одного падает на всю человеческую семью. Если же преступник не желает трудиться на благо и тем самым противодействовать совершен­ному им, он просто остается один на один с законами природы, которые на самом деле есть не что иное как законы его внутренней жизни, спастись от которых невозможно. В романе Литтона «Занони» вы познакомитесь с печальным Мастером Меджнуром, пытающимся по­мочь Занони, в то время как он медленно, но верно запутывается в сетях, которые сплел для себя сам и которые в конце концов приводят его к гибели. Меджнур знал закон, Занони — тоже. Последний страдает из-за ошибки, которую совершил когда-то в прошлом и должен был отработать; первый, будучи человеком суровым и недобрым, позже попадает в беду, соответствующую данной ошибке. Но в тот момент он обязан помогать своему другу, так же, как и все, кто по-настоящему верит в дружбу.

Ученик. Какое из этих правил соответствует заповеди «Не укради»?

Мудрец. То, которое много лет назад было высказано мудрецами древности: «Нежелай богатства другого существа». Это лучше, чем «Не укради», поскольку ты не сможешь украсть до тех пор, пока не возжелаешь. Если ты крадешь, потому что голоден, тебя могут простить, поскольку ты крадешь пищу с определенной целью, тогда как другие крадут просто из-за желания обладать. «Богатство других» включает в себя все, чем они владеют, и совсем не означает только одни деньги. Их идеи, их сокровенные мысли, сила ума, энергия и способности, физические силы — все, на всех планах, чем они обладают и владеют. До тех пор пока они в этом мире не захотят избавиться от всего этого, оно не должно быть отобрано никем.

Следовательно, ты не имеешь права вторгаться в сознание другого человека без его разрешения и отнимать у него то, что не является твоим. Нарушая это правило, ты становишься взломщиком на ментальном и физическом плане. Тебе запрещено брать что-либо с целью наживы, для достижения собственной выгоды, ради получения преимуществ или для личного использования. Однако ты можешь взять то, что предназначено для общего блага, если ты достаточно далеко продвинулся в своем развитии и достаточно добр, чтобы быть в состоянии исключить из своих действий все личные мотивы. Это правило, очевидно, призвано остановить всех тех хорошо знакомых каждому наблюдателю людей, которые жаждут психической силы для себя и своих собственных целей. Если бы эти люди владели способностями внутреннего зрения и слуха, которых они так желают, никакая сила не могла бы помешать им совершать кражи на невиди­мых планах всякий раз при встрече с незащищенным существом. И поскольку большинство из нас далеки от совершенства, настолько далеки, что должны работать еще множество жизней, Мастера Мудрости не позволяют нашим несовершенным натурам овладеть оружием, которым мы могли бы отрезать себе руки. Ибо закон действует неумолимо и нарушители найдут свой конец и будут пожинать плоды своих действий в течение долгих последующих лет. Черная Ложа, однако, охотно готова позволить каждому бедному, слабому или грешному смертному получить такую силу, поскольку это увеличивает количество жертв, в которых она так нуждается.

Ученик. А есть ли правило, соответствующее заповеди «Не лжесви­детельствуй»?

Мудрец. Да. Оно требует от тебя никогда не внедрять в сознание другого ложные или неправильные представления. Поскольку мы способны сообщать свои мысли другим умам, мы не должны передавать их, если они не истинны. Они предстают перед ним, и человек, поддавшись их силе, может быть, найдет в себе нечто созвучное им, а посему эти ложные внутренние речи являются лжесвидетельством, смущающим и сбивающим внутреннего зрителя, живущего нашими мыслями.

Ученик. Как можно помешать естественной деятельности сознания, когда в нем возникают картины частной жизни других людей?

Мудрец. Для многих людей это трудно. Поэтому большинство из них вообще не владеет этой способностью; она, насколько это возможно, скрыта. В то же время обученная душа, занятая поисками в душевной сфере, способна направлять свой взор, куда захочет, и если перед ней возникает картина, которую ей не стоило бы видеть, она отворачивается.

Одновременно с таким картинами приходит предупреждение, которому надо подчиняться. Это не является каким-то особым правилом или знанием, поскольку многие владеющие даром ясновидения от природы знакомы с ним очень хорошо, хотя большинство из них не догадывается, что другие обладают таким же знанием.

Ученик. Что Вы имели в виду, говоря о предупреждении, приходя­щем вместе с картиной?

Мудрец. В этой сфере даже мимолетная мысль становится голосом или образом. Все мысли создают картину. Каждый человек имеет свои личные мысли и желания. Вокруг них он создает также образ своего стремления к соблюдению тайны, и он становится для ясновидящего голосом или изображением предупреждения, как бы говорящего о том, что здесь надо остановиться. Для некоторых оно может принять вид человека, запрещающего приближаться, для других будет голосом, для третьих просто определенным знанием того, что эта материя неприкос­новенна. Выбор варианта зависит от психологических особенностей провидца.

Ученик. Какие виды мыслей или знания являются исключениями из этих правил?

Мудрец. Все общие, философские, религиозные и нравственные. На них, так сказать, не распространяются законы патентования или авторских прав, являющиеся чисто человеческим изобретением эпо­хи конкуренции. Если человек находит решение философской проблемы, оно не является его собственностью по законам природы, оно принадлежит всем, ибо в этой области он не имеет прав на какую бы то ни было славу, выгоду, использование в личных целях. Следовательно, провидец может узнать об этом решении столько, сколько хочет, но, в свою очередь, не должен претендовать на него или использовать в своих интересах. Точно так же обстоит дело с другими общеполезными знаниями. Они существуют для всех. Если Спенсер нашел мудрое решение ряда проблем, несущее добро всему человечеству, провидец может воспользоваться им. Однако лишь немногие мыслители создают нечто оригинальное. Они гордятся собой, считая себя творцами нового, но на самом деле их ищущие умы бродят по всему миру сознания и вылавливают в нем слабые импульсы, несущие добро и истину, а затем присваивают их себе, иногда добиваясь славы, иногда денег, и, какое-то время, выдавая их за свои, пользуются ими.

 

* * *

Ученик. В начале Вы говорили о сущностях, заполняющих про­странство вокруг нас. Являются все ли они бессознательными или нет?

Мудрец. Не все они лишены сознания. Во-первых, существует общая масса элементалов, которые приходят в движение, подобно нервным токам, реагируя на движение человека, живого существа или природного элемента. Далее, существуют такие их виды, которые обладают собственной силой и сознанием и с которыми может связаться не любой человек. Кроме того, есть тени мертвых, представляющие собой либо просто плавающие оболочки, либо одушевленных элемента­лов, либо элементалов, возбужденных гальваническими и магическими воздействиями Братьев тени. Наконец, Братья тени — лишенные, как правило, физических тел дурные души, долго живущие в этой сфере и творящие в соответствии со своей природой только то, что служит злу, вплоть до своего окончательного развоплощения — это потерянные души камалоки. Их отличают от «оживших трупов», лишенных души, которые живут и бродят среди людей. Эти черные сущности называются дугпа, черными магами.

Ученик. А имеют ли они какое-нибудь отношение к ударам, разрядам, вредным воздействиям и разрушениям тонкой материи, сопровождающимся шумами, более или менее отчетливыми?

Мудрец. Да. Не всегда, конечно. Но когда их можно действительно видеть в момент, предшествующий такому случаю, они выступают как действующие силы.

Ученик. Тогда я должен предположить, что, если такие события происходят со мной, значит, я привлекаю их, являясь тем злосчастным каналом, через который они приходят сюда.

Мудрец. Нет, в этом ты глубоко ошибаешься. В этом случае ты не являешься каналом. Напротив, в действительности ты представляешь собой противодействующую силу и сам являешься причиной временного поражения этих черных сущностей. Ты спутал проявление, внешнее действие сил с первопричиной. Если бы ты был их каналом, их посредником, причиной их появления и таким образом сделал бы их присутствие возможным, не было бы ни шума, ни взрывов. Они действовали бы внутри тебя и через тебя, принося вред другим молча и незаметно. На самом же деле они приблизились к твоей оболочке и попытались проникнуть внутрь, но сила твоего характера, твоего желания, твоей жизни отбросила их, и они обязаны, как дождевые тучи, пролиться. Чем сильнее они, тем громче будет их отступление. На какое-то время они разрушены или, чаще, выведены их строя и, как военное

судно, должны отправиться в ремонт. В таком случае они собирают силы для новой атаки, здесь или где-либо еще.

Ученик. Значит, если происходят такие громкие взрывы, с отлета­ющей штукатуркой и тому подобным, и некая злая сущность видна астрально, следовательно, человек, вблизи которого она находилась, — если идентификация с определенным местом возможна — был в действительности тем, кто благодаря своей внутренней силе и сопротив­лению злой сущности стал причиной ее разрушения или временного поражения.

Мудрец. Да, это так. Этот человек не является ни причиной появления этих сущностей, ни их другом; напротив, в действительнос­ти он выступает как охрана для тех, кто в противном случае незаметно попал бы под их влияние. Несведущие ученики, вероятно, убеждены, что дело обстоит по-другому, но это объяснение обращено к тем, кто жаждет истинного знания. Я опишу вам вкратце один реальный случай. Как-то я отдыхал, сидя с закрытыми глазами, и вдруг увидел приближение в астральном потоке одной из таких злых сущностей, выглядевшей, как человек. Его руки, напоминавшие клешни, были вытянуты вперед, чтобы схватить меня, на лице его застыло дьяволь­ское выражение. Полный силы, он быстро продвигался ко мне. Однако я смотрел на него, и моя уверенность и защита вокруг меня подействовали на него как сильный удар; он, казалось, взорвался изнутри, зашатался, распался на куски и исчез. Как только началось разрушение, раздался громкий шум, причиной которого был неожи­данный разряд астрального электричества, вызвавший реакцию, немедленно передавшуюся предметам в комнате, в то время как они, достигнув пределов натяжения, произвели шум. Это явление подобно грому, который сопровождают разряды в грозовых тучах, что приводит к равновесию.

Ученик. Можно ли применить это же объяснение ко всем объектив­ным явлениям, скажем, спиритуалистическим звукам?

Мудрец. Нет, не ко всем. Оно подходит ко многим из них, но особенно касается тех разумных сущностей, о которых я говорил. Очень часто легкие стуки и потрескивания возникают под действием описан­ного закона, но без присутствия этих сущностей. Это просто окончатель­ное рассеивание накопленной энергии. И это не всегда говорит о присутствии посторонней и разумной сущности. Однако, поскольку эти постукивания являются завершением некоего Процесса, то есть раскатом грома, пробегающего от одной астральной тучи к другой, они являются рассасыванием накопленной силы. Помня об этом различии, ты не ошибешься.

Ученик. Связаны ли с этим каким-то образом цвета?

Мудрец. Да. Но сейчас мы не будем углубляться в вопрос о цветах, скажем только, что злые сущности, о которых мы говорим, часто наряжаются в покровы приятных цветов, но не могут скрыть под ними тьму, присущую их природе.

 


* Хорхе Анхель Ливрага (1930-1991) — основатель и руководитель Международной классической философской школы «Новый Акрополь», автор множества работ в области философии и истории культуры. — Прим. изд.

* Этот отзыв написан Чарльзом Джонстоном после его первой встречи с Е. П. Б. в Лондоне весной 1887 года, вскоре по приезде ее из Остенде. Несмотря на то, что этот текст не принадлежит перу Е. П. Б., мы публикуем его здесь, поскольку он затрагивает множество вопросов ее учения и явно несет в себе дух подлинности. — Прим. ред.

1 В общем, мадам понимает (фр. )

2 Нежность (фр)

3 Society of Psychical Researches — Общество психических исследований (англ. )

4 Это собрание проводилось SPR в Лондоне 24 июня 1885 года. На нем Ричард Ходжсон частично огласил свое сообщение. Джонстон в обращении к Съезду Теософского общества в Америке в апреле 1907 года (см. «Теософский журнал», Нью-Йорк, №5, июль 1907) называет его «ужасным собранием». — Прим. ред.

5 Чела — букв, «дитя» — ученик, воспитанник Гуру или Мудреца, последователь определенного адепта какой-либо школы философии. — Прим. ред.

* Меморандум принадлежит перу «Британского теософа» и адресован «светскому чела», автору «Эзотерического буддизма» А. П. Синнетту. В ответ на его просьбу объяснить противоречия были отправлены три дополняющих друг друга ответа. Они исходят из трех различных источников. Есть свидетельства, что эти ответы были приняты при посредничестве Е. П. Б. Возможно, части текста были в действительности написаны ею. — Прим. ред.

1 В связи (фр. )

2 См. статью «Сновидения в настоящем сборнике. – прим. ред.

3 Игра природы (лат. ).

4 Один из парадоксов современной науки заключается в том, что «чем более твердой и точной становится память, тем более бессознательной она становится». (См. «Body and Mind» Г. Маудслея).

5 Само по себе (лат. ).

6 Антахкарана – путь или мост между высшим и низшим Манасом, божественным Эго и персональной душой человека. См. Е. П. Блаватская. Глоссарий к Тайной Доктрине. – Прим. ред.

7 Здесь, вероятно, имеется в виду вдохновенный монолог из главы XXX ”De Spectaculis” Тертуллиана. Приходя в исступленный восторг от одной только перспективы увидеть когда-нибудь всех философов, «которые подвергали гонениям самое имя Христа, пылающими в жестоком адовом огне…», святой отец христианской церкви восклицает: «Как величественна будет эта сцена! Как я буду смеяться! Как я буду ликовать! Какой это будет триумф! » – Прим. ред. английского издания.

1 Край света (лат. ).

2 Первичное существо (лат. ).

3 Cam — единая, вечно существующая реальность бесконечного мира, Божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать, что она существует, так как она Абсолютна и сама является Существованием. См. Е. П. Блаватская. Глоссарий к Тайной Доктрине. — Прим. ред.

4 Данное выражение является эзотерическим догматом, и обычный читатель не много сможет почерпнуть из нею Но теософ, знакомый с «Эзотерическим буддизмом» А-П Синнета, умножив 7 на 7, получит 49 «дней» и 49 «огней» и поймет, что эзотерически эта аллегория означает семь последовательных человеческих коренных рас, каждая из которых подразделяется на 7 подрас. Каждая монада рождается в первой и обретает освобождение в последней, седьмой расе. Только о «Будде» говорится, что он может достичь ее в течение одной жизни.

5 Геккель

6 Лео Бах

7 Сэр Эдвин Арнольд, «Свет Азии», конец книги IV.

1 В ответ на многочисленные просьбы учеников Е. П. Б. нижеследующее объяснение дается только на основе знаний по оккультизму. Здесь не принимаются во внимание и не рассматриваются те из гипотез современной науки, которые противоречат эзотерическим учениям. — Прим. ред. английского издания.

2 Джеймс Брейд (1795 — 1860). Доктор Брейд впервые предложил использовать взгляд в качестве основного средства гипнотического воздействия. Именно д-р Брейд в своих трудах впервые употребил в современном значении слова «гипноз», «гипнотизер», «состояние гипноза» и т. д. вместо терминов «магнетизм», «магнетический» и ряда других, созвучных им, бытовавших во времена месмеризма. — Прим. ред.

3 Учение о «животном магнетизме» было выдвинуто австрийским врачом Францем Антоном Месмером (1734-1815), который в 1760 году пытался лечить некоторые заболевания при помощи магнитов. Он установил, что в ряде случаев выздоровление наступало быстрее, когда больному прикладывали кусочки магнита. Продолжая и расширяя свои опыты, Месмер обнаружил, что можно обходиться и без магнита, так как человеческая рука, подобно металлу, способна испускать магнитные импульсы. Но специально назначенная королевская комиссия, изучив полученные Месмером результа­ты, сочла их безосновательными, приписав выздоровление действию самовнушения больных, а не магнетизма. Во время своего пребывания во Франции Месмер проявил себя незаурядной личностью. Он обставлял свои опыты как настоящие представления и умело пользовался своей способностью внушения. В дальнейшем именно эта способность ляжет в основу гипноза. — Прим. ред.

4 Исходя из семеричного строения человека, можно сказать, что Воля является наиболее чистым выражением человека, его самой возвышенной частью, и ее пристани­щем служит Атма. — Прим. ред.

5 От греческого «odos» — «проход», или прохождение той силы, которая развивается различными меньшими силами или посредниками, такими, как магниты, химические или жизненные действия, тепло, свет и т. д. Рейхенбах и его ученики называли этим словом независимую, объективно существующую силу, накопленную в человеке, равно как и в Природе. — Прим. ред.

6 Выражение «Царство атомов» употреблено не случайно, ведь в числе прочих оккультизм изучает и атомную линию эволюции, где наиболее совершенными формами будут планеты, солнца и т. д. — Прим. ред.

7 См. «Разоблаченная Изида», т. II, гл. XII (Заключение).

[1] Данная статья является сокращенной записью нескольких уроков, которые предваряли появление трудов «Ложи Блаватской Теософского общества». — Прим. ред.

2 Букв, «неизвестная земля» (лат. ); что-либо непонятное, непостижимое. — Прим. ред.

3 Другое Я (лат. )

4 Доверенное лицо, беспрекословно выполняющее чьи-либо поручения (лат. )

1 Формы жизни внутри стихий: например, саламандры (стихия Огня), сильфы, эльфы (стихия Воздуха), ундины, сирены (стихия Воды) и гномы (стихия Земли). Одни из них — добрые, другие — злые. — Прим. ред.

2 Иначе элементарии — развоплощенные души порочных людей. — Прим. ред.

3 Аполлоний Тианский — философ-пифагореец, живший в 1-И веках. Был посвящен жрецами храма Эскулапа в Эгее, халдеями и Магами, а также жрецами Орфея. Он проповедовал чистейшую этику, и феномены, им совершенные, столь же чудесны, сколь и многочисленны и хорошо засвидетельствованы. В конце своей долгой жизни он открыл эзотерическую школу в Эфесе и скончался, достигнув почти столетнего возраста. — Прим.

1 См. «Рзоблаченная Изида», т. I, гл. IX «Циклические феномены»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...