Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирования универсальных учебных действий




К концу обучения ученика младшей школы определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

1.Личностные универсальные учебные действия
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – различать основные нравственно-этические понятия; – соотносить поступок с моральной нормой; - оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:   идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – различать основные нравственно-этические понятия; – соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:   воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности удерживать цель деятельности до получения ее результата; – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: -различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, - составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); – исследовать собственные нестандартные способы решения; – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; – сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; – анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; – составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; – различать особенности диалогической и монологической речи; – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; – характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; __– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; – писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

 

II ступень — основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

 

Стратегическими целями образовательной программы на второй ступени обучения являются следующие:
• развитие умения читать;
• ориентация на развитие личных потенциалов школьников за счет базового и дополнительного компонентов образования;
• обеспечение фундаментальности и системности знания;
• развитие творческого мышления;
• овладение основами компьютерных технологий и современными социальными коммуникациями;
• воспитание экологически грамотного поведения;
• воспитание и закрепление нравственного поведения, уважения к окружающим;
• формирование гражданской позиции.
Функциональная грамотность - это такой уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

 

Для реализации этих целей включены следующие предметы:

 

Образовательная область   Предметы
Филология   Русский язык
    Литература
    Литература Смоленщины
    4 Иностранный язык (английский, немецкий, французский)
Математика   Математика
Общество   История
знание   История Смоленщины
    История православной культуры земли Смоленской
    Обществознание
    География
    География Смоленщины
Естество   Биология
знание   Физика
    Химия
    Окружающий мир
    Закономерности ОМ
Искусство   Изобразительное искусство
    Музыка
Физкультура   Физическая культура
    Основы безопасности
    жизнедеятельности
Технология   Технология
     
    Технология моделирования
    процессов с помощью ЭВМ

 

В дополнение к общеобразовательным предметам, определяемыми Министерством образования и науки РФ, вводятся факультативные курсы и предпрофильная подготовка по различным предметам.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
  • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования:

Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей. (Эту задачу решает в первую очередь учитель).

1. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности. (Эту задачу решает в первую очередь тьютор).

2. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).

3. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. (Эту задачу решают совместно учитель, тьютор, социальный педагог).

 

III ступень —среднее (полное) общее образование, является этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной и творческой деятельности на основе дифференциации обучения.

 

Стратегическими целями образовательной программы на третьей ступени обучения являются следующие:
• обеспечение более высокого уровня мотивации образовательной деятельности учащихся, что является необходимым условием повышения уровня образованности;
• развитие ценностного подхода к изучению явлений действительности, распространение его на правила поведения при реализации практической деятельности;
• сочетание обучения с практической деятельностью учащихся;
• включение учащихся в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь, формирование активной гражданской позиции;
• сочетание познавательной деятельности, направленной на изучение внешнего мира, с самопознанием и с развитием способности к саморегуляции процесса формирования личности;
• развитие мотивов познавательного интереса, мотивов самопознания, самоопределения и самореализации;
• подведение учащихся к осознанному выбору профессии на основе формирования опыта образовательной деятельности, моделирующей собственно образ профессии в сознании ученика, через специализированные курсы по выбранным направлениям;
• ориентация на развитие всех форм интеллекта за счет базового и дополнительного компонентов образования.
Общекультурная компетентность - это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний.

 

Для реализации этих целей включены следующие предметы:

 

Образовательная область   Предметы
Филология   Русский язык
    Литература
    Иностранный язык
Математика   Математика
     
    Информатика и ИКТ
     
Общество   История
знание    
    Обществознание
    География
Естество   Биология
знание    
    Физика
    Химия
Физическая   Физическая культура
культура   Основы безопасности
    жизнедеятельности
     

 

В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы, требующие организации обучения по выбору самих обучающихся; направленных на реализацию интересов, способностей и возможностей личности, а также организуется профильное обучение (физико-математический, химико-биологический, гуманитарный профили).

Виды деятельности старших школьников:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).
  • Индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных школах.
  • Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника.
  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения (стажировки, пробы, рефлексивные сессии).

Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами деятельности:

  • Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации.
  • Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.
  • Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности.
  • Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
  • Сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...