Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Качества эффективного консультанта

 

В полдень, который не ознаменован ничем, кроме серого неба, затяжного дождя да пары чашек тепловатого кофе, ты приходишь ко мне с желаниями из мира Диснея.

Ты ждешь, чтобы я превратился в волшебника Гудини в стиле Дэниэла Буна с грацией принца Чарминга и с мудростью Эйба Линкольна.

Ты хочешь, чтобы с помощью магического слова, волшебной палочки, потустороннего духа, белого коня или, возможно, Улыбки я вмиг избавил бы тебя от всех забот.

Но реальность сидит в зеленом мягком кресле, молнией расколото соседнее дерево, вчера закончился еще один месяц.

Временами меня тяготит молчание, и, в отличие от фантастических персонажей, я не смогу пребывать всегда ' таким, каким ты меня представляешь.

 

«Reality sits in a green-cushioned chair», by S. T. Gladding, 1973. Personnel and Guidance Journal, 54, p. 222.


Консультирование является «альтруистической и благородной профессией». Как правило, «она привлекает заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей» (Myrick, 1997, р. 4). Консультантами хотят стать в силу разных причин. Иногда это происходит под влиянием людей, с которыми был связан консультант. Иногда те или иные образовательные программы, теории и системы консультирования выглядят для человека более привлекательными, чем другие. Важно, чтобы те, кто желает стать консультантом, внимательно изучили себя, прежде чем они посвятят свою жизнь данной профессии. Станут ли они в конце концов профессиональными консультантами или нет – не важно, все равно они получат пользу от познания себя и от изучения консультирования. Они могут обрести способность проникать в глубины собственной личности, научиться общаться с другими людьми и понимать, как происходит процесс консультирования (Cavanagh, 1990). Кроме того, они смогут совершенствовать свои моральные принципы и эмпатические способности (Bowman & Reeves, 1987). Эффективность консультанта и консультирования зависит от многих переменных, среди которых:

·  личностные качества, знания, навыки и опыт консультанта;

· образование консультанта;

· теоретические и системные взгляды консультанта;

· способность консультанта к таким смежным с консультированием видами деятельности, как непрерывное образование, супервизирование и пропаганда идей консультирования.

Консультант и процесс консультирования оказывают воздействие на людей, и если это воздействие не окажется благотворным, то, скорее всего, оно будет вредным (Carkhuff, 1969; Ellis, 1984; Mays & Franks, 1980). В этой главе рассматриваются личностные, образовательные, теоретические, системные и другие относящиеся к консультированию факторы, которые оказывают влияние на консультантов, процесс консультирования и профессию консультирования.

Личностные качества и квалификация консультанта

Личность консультанта зачастую оказывается решающим ингредиентом, обусловливающим эффективность консультирования. Консультантам необходимы такие личностные качества, как зрелость, способность к эмпатии и душевность. Они должны быть альтруистами по духу и обладать устойчивостью к неудачам и фрустрации. К сожалению, так бывает не всегда.

Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта

Не всякому, кто хочет стать консультантом или приступает к обучению этой профессии, следовало бы заниматься этим делом. Это справедливо в тех случаях, когда мотивация лежит вне стремления заниматься консультированием или когда налицо неполное соответствие между личностными качествами претендента и требованиями профессии.

Часть студентов, «которых привлекает профессия консультанта... как оказывается, сами имеют серьезные личностные и адаптационные проблемы» (Witmer & Young, 1996, p. 142). Многих отчисляют, или они сами решают выбрать другую карьеру до окончания обучения. Как бы то ни было, часть студентов, приступающих к обучению по программам подготовки консультантов, выбирают профессию по ложным причинам. Гай (Guy, 1987) приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования.

· Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.

· Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной.

· Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования.

· Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.

· Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности.

· Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов.

К счастью, в большинстве случаев люди, которые в конце концов становятся консультантами и закрепляются в профессии, руководствуются здравыми мотивами при выборе профессии консультанта (Foster, 1996). Консультанты или те, кто только готовится ими стать, должны непрерывно оценивать себя и свою деятельность: кто они есть и чем занимаются. Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо проанализировать историю собственного развития как профессионала, свои положительные и отрицательные качества,вличностные и профессиональные цели и задачи (Faiver Eisengart & Colonna, 1995).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...