Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоции. Определение. Расстройства эмоций. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром. Особенности у детей и подростков.




Эмоции -это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и самому себе. Они представляют собой интегративное выражение тонуса нервно-психических процессов, находящее отражение в изменении параметров нервно-психической деятельности и соматических проявления.

Продуктивные эмоциональны расстройства. Патология чувственного тона включает эмоциональные гиперестезию и гипестезию.

Эмоциональная гиперестезия – нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Эмоциональная гипестезия – это нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской.

Патология эмоциональных состояний, отношений, реакций состоит из гипотимии, гипертимии, паратимий и нарушений динамики эмоций. Гипотимия. Тоска – эмоциональное состояние с преобладанием грусти, подавленности и угнетением всех психических процессов. Тревога – эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойством, стеснением и напряжением, локализованными в груди. Сопровождается предчувствием и боязливым ожиданием надвигающейся беды, пессимистическими опасениями, обращенными в будущее. Растерянность – изменчивое, лабильное эмоциональное состояние с переживанием недоумения, беспомощности.

Гипертимия. Эйфория – эмоциональное состояние с преобладанием ощущения радости, «лучезарности», «солнечности» бытия, жизненного счастья, с повышенным стремлением к деятельности. Экстаз – эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией, часто религиозным мистическим оттенком переживаний. Благодушие – эмоциональное состояние с оттенком довольства, беспечности без стремления к деятельности. Гневливость – высшая степень раздражительности, злобности, недовольства, окружающим со склонностью к агрессии, разрушительным действиям.

Паратимия. Амбивалентность – одновременное сосуществование двух противоположных по знаку эмоциональных оценок одного и того же факта, объекта, события. Эмоциональная неадекватность – качественное несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу. Симптом «стекла и дерева» - сочетание эмоционального преступления с повышенной ранимостью, чувствительностью, душевной хрупкостью. При этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствует значимости раздражителя.

Нарушения динамики эмоций. Эмоциональная лабильность – быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно.

Тугоподвижность (инертность, ригидность) – протрагирование эмоциональной реакции, проявляющееся длительным застреванием на одной эмоции, повод для которой исчез. Слабодушие – невозможность сдержать внешне, контролируемые волевым усилием, проявления эмоциональных реакций.

Негативные эмоциональные расстройства. Негативные расстройства, оцениваемые по экстенсивности эмоциональных проявлений. Суждение эмоционального резонанса – уменьшение экстенсивности (распространенности) эмоциональных реакции, сужение их спектра, проявляющиеся в уменьшении набора объектов, ситуаций, потребностей, видов деятельности, на которые субъект ранее эмоционально реагировал. Эмоциональная патологическая инверсия – крайняя степень сужения эмоционального резонанса с направленностью реагирования на внутренние утилитарно-гедонические потребности. Негативные расстройства, оцениваемые по интенсивности эмоциональных проявлений. Эмоциональная нивелировка – исчезновение дифференцированного эмоционального реагирования, ранее свойственного данному субъекту. Оно проявляется в уравнивании выраженности эмоциональных реакций на объеты, события, ситуации, потребности, виды деятельности различной значимости. Побледнение эмоций – снижение интенсивности (силы) эмоциональных проявлений, сопровождающееся уменьшением выразительности (экспрессивности) мимики и жестов. Эмоциональная тупость – бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.

Аффективные синдромы включают полярные эмоциональные расстройства – депрессии и мании.

Депрессивный синдром характеризуется болезненно пониженным настроением, тоской, сопровождаются физически тягостным ощущением давления или тяжести в области грудной клетки, интеллектуальным и моторным торможением. Природа депрессии различна; в зависимости от нозологической принадлежности выделяют психогенные депрессии, эндогенные депрессии при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении и, наконец, симптоматические депрессии, возникающие при соматических и других заболеваниях.

К наиболее типичным признакам депрессии относится изменение интенсивности симптоматики на протяжении дня - наибольшее усиление проявлений в утренние часы и улучшение состояния к вечеру. Наблюдаются также нарушения сна, менструального цикла, снижение аппетита, сопровождающееся похуданием.

Выделяют различные варианты депрессивного синдрома: ажитированная, адинамическая, ипохондрическая, астеническая, истерическая депрессия, депрессия с бредом, с явлениями деперсонализации и др. При ажитированной депрессии преобладают тревога и двигательное беспокойство. В случае адинамической депрессии на первый план выступают заторможенность, обездвиженность, отсутствие побуждений. Картина ипохондрической депрессии определяется тревожными опасениями или даже убежденностью в наличии тяжелого заболевания. Астеническая депрессия протекает с преобладанием вялости, физической и умственной утомляемости, расстройствами сосредоточения, гиперестезией. При истерической депрессии превалируют истерически окрашенные аффективные расстройства, явления утрированного отчаянья с рыданиями, судорогами. Нередки демонстративные попытки самоубийства, возникающие по типу "суицидального шантажа".

Маниакальный синдром характеризуется болезненно повышенным настроением, сочетающимся с необоснованным оптимизмом, ускоренным мышлением и чрезмерной активностью. Отмечаются многоречивость, стремление к постоянному расширению сферы деятельности и контактов. При этом нередко обнаруживаются повышенная раздражительность, конфликтность. Больные совершают необдуманные поступки, бессмысленно тратят деньги. Сон, как правило, нарушен, аппетит повышен; нередко повышается сексуальность; нарушается менструальный цикл.

МДП в подростковом и юношеском возрасте. В клинической картине депрессивных и маниакальных состояний наблюдаются все основные характерные симптомы. Внешние проявления депрессивного состояния (заторможенность моторики и речи, снижение инициативы, пассивность, утрата живости реакции и т.д.) сопровождаются более или менее дифференцированным чувством тоски, скуки, апатии, тревоги, умственного притупления, забывчивостью. Эти типичные симптомы депрессии сочетаются с характерными для рассматриваемого возраста повышенным самоанализом, заостренной чувствительностью к отношению ровесников, угрюмо-дисфорическими реакциями. Часты ипохондрические высказывания. В подростковом возрасте наблюдаются и депрессии с бредом, синдромально достаточно отчетливые. Иногда клиническая картина на некоторое время приобретает сходство с меланхолической парафренией (нигилистические бредовые высказывания, ипохондрический вариант бреда Котара). Часто возникают суицидальные мысли, возможны суицидальные попытки. По клинической картине (соотношение атипичных и типичных симптомов) и динамике фазы (выраженная волнообразность или относительная стабильность депрессивного состояния) проявления МДП у подростков приближаются к симптоматике этого психоза у взрослых или у детей.

Маниакальное состояние в пубертатном возрасте отличается выраженной расторможенностъю и развязностью (поведение становится дурашливым, гебоидным), наивностью, нереалистичностью разнообразных стремлений и действий. Юноши в поисках развлечений допускают брутальные выходки, доходящие до дебоша, затевают шутки и проделки, влекущие за собой порчу вещей, трату больших сумм. Ночами больные не спят, пишут стихи, планы пьес и романов, научные трактаты, днем посещают кружки, музеи, лекции; легко знакомятся, вступают в новые компании; ощущают словно второе рождение. Диагноз выраженного маниакального состояния трудностей не представляет. При значительной выраженности атипичных для пубертатного возраста особенностей поведения диагностике помогают условия начала расстройства (быстрота, сезонность), определение контраста с обычным образом жизни, оттенок «игры» и мегаломаническая направленность поступков.

Атипичные (смягченные) аффективные расстройства рассматриваемого возраста относительно трудны для распознавания, но и в этих случаях их можно заподозрить и выявить по субъективным ощущениям больного: вялость, рассеянность, безрадостность (депрессия) или прилив сил, чувство радости (мания).

Слабоумие и его виды.

РАССТРОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА. Слабоумие - стойкое, как пра­вило, необратимое обеднение психической деятельности, ее упро­щение и упадок (дефект интеллекта). Оно проявляется в ослабле­нии познавательных способностей, обеднении чувств и в измене­нии поведения..

Врожденное слабоумие (психическое недоразвитие, умствен­ная отсталость, олигофрения) — общее, выраженное в той или иной степени недоразвитие психики (недоразвитие интеллекта). Оно обусловливается наследственными, врожденными и ранопри-обретенными факторами (в возрасте до 3 лет). Проявляется в не­способности к абстрактному мышлению, недоразвитии речи, край­не скудном запасе слов, бедности представлений и фантазии, сла­бости памяти, ограниченном запасе приобретенных знаний, незначительных возможностях их приобретения. Эмоции бедны и могут исчерпываться удовлетворением физических потребностей.

Различают следующие степени врожденного слабоумия.

Легкая умственная отсталость (дебильность) (ИК-50-69). Ограничена способность к абстрактному мышлению, в связи с этим могут окончить лишь начальную школу по специальной про­грамме. Осваивают некоторые специальности, но получают только низкую квалификацию. При эмоциональной и социальной незре­лости не справляются с требованиями брачной жизни или воспи­тания детей.

Умеренная умственная отсталость (имбецильность) (ИК-35-49). Медленно развивается понимание и использование речи, отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, часть больных осваивает основы чтения, письма и счета и приобретает некото­рые умения. Они овладевают простой работой и выполняют ее под надзором. Независимое проживание невозможно, но участву­ют в простейших социальных занятиях.

Тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) (ИК - 20-34). Овладевают навыками самообслуживания не полно­стью. Даже основы школьных умений не доступны. Если и овладе­вают некоторыми элементарными трудовыми процессами, то нуж­даются в постоянном надзоре. Имеются моторные нарушения и сла­бое развитие речи. Этиология — органическое поражение мозга.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) (ИК — ниже 20). У одних не развиваются даже предпосылки интеллекта. Они не осваивают никаких навыков, обладают двумя-тремя элементарны­ми эмоциями, речь не развивается. У других — ограниченная спо­собность к пониманию или выполнению требований и инструк­ций. Неподвижны или ограничены в подвижности, страдают не­держанием мочи и кала. Они не способны заботиться о своих основных потребностях, нуждаются в постоянной помощи и уходе.

Приобретенное слабоумие (деменция) — частичное разрушение психики (интеллекта), вызываемое болезнями или повреждением мозга. Сопровождается нарушением памяти, языка, речи, сужде­ний, познавательных способностей, аффективных проявлений про­странственной ориентации и моторных умений. Как правило, сла­боумие необратимо, лишь в некоторых случаях при устранении причины возможно улучшение. В основе нарушения — более или менее распространенные поражения кортикальных функций, под­тверждаемые неврологическим и электроэнцефалографическим ис­следованиями, компьютерной томографией, магнитно-резонансной томографией.

Различают следующие степени тяжести деменции.

Легкая. Рабочая и социальная активность ухудшены, однако остается способность к самостоятельной жизни, самообслужива­нию и относительно ненарушенным суждениям.

Умеренная. Независимая жизнь затруднена, требуется некото­рый уход и поддержка.

Тяжелая. Так как повседневная активность и самообслужива­ние нарушены, требуется постоянный надзор. У большинства больных грубо расстроены речь и суждения.

Тотальная (глобарная) деменция глубоко охватывает всю психику, включая интеллект и память, при ней наблюдается рез­кое снижение или отсутствие критики, замедленность психических процессов, общее снижение личности больного до полной утраты индивидуальных особенностей. При этом виде слабоумия имеются диффузные поражения коры головного мозга.

Различают следующие виды тотальной деменции.

Паралитигеская деменция характерна для прогрессивного пара­лича и проявляется в быстром исчезновении критики к своим сло­вам и поступкам, в выраженной слабости суждений, нелепых, чуждых личности больного поступках, нетактичных высказывани­ях, сексуальных эксцессах. Индивидуальные особенности личности нивелируются, больной становится грубым, держится стойкая эйфория, пропадает интерес к работе, к семье. Довольно быстро наступает полный распад личности.

Сенильная деменция связана с атрофией головного мозга у не­которых людей старческого возраста. Начинается с черт характе­ра, ранее несвойственных больному (скупости, жестокости), или утрирования ранее умеренно выраженных (властность, заносчи­вость). Утрачиваются прежние интересы, появляются пассивность, эмоциональное обеднение, нарастают расстройства памяти (синд­ром Корсакова, нарушение сохранения информации). Больные не могут сдерживать свои влечения, становятся гиперсексуальными, грубыми, циничными, крохоборами (собирают старые тряпки, гвозди и другие ненужные предметы).

Частигная (лакунарная, дисмнестигеская) деменция ха­рактеризуется неравномерностью выпадения интеллектуальных функций, замедлением интеллектуальных процессов, снижением сообразительности, преобладанием различных нарушений памяти. Личность остается в известной мере сохранной, расстройство кри­тики выражено слабее, сохраняются профессиональные навыки, имеет место эмоциональное недержание, слезливая беспомощ­ность, легко возникающая растерянность. При этом виде демен­ции имеются очаговые повреждения коры головного мозга.

Различают следующие виды частичной деменции.

Эпилептигеская деменция — следствие неблагоприятно проте­кающей эпилептической болезни. Она характеризуется замедлени­ем психических процессов, снижением уровня мыслительной дея­тельности, патологической обстоятельностью мышления, ослабле­нием памяти, амнестической афазией. Речь обедняется, растя­гивается, заполняется словесными штампами, появляются умень­шительно-ласкательные слова. Сужается круг интересов до забот о собственном здоровье и благополучии. Могут появиться слаща­вость, угодливость, льстивость, мелочный педантизм, подобостра­стие, заносчивость, скупость и т.д. Имеют место взрывчатость, обидчивость, злопамятность, мстительность. У части больных об­наруживается ханжество, показное благочестие, набожность.

Сосудистая (атеросклеротигеская) деменция возникает при атеросклеротическом поражении головного мозга. Ядро личности при ней долго остается относительно сохранным, начальные при­знаки - нарушение запоминания с сохранной критикой, поэтому больной старается компенсировать свой дефект записями, узелка­ми на память и т. д. Рано появляется эмоциональная лабильность, взрывчатость. Все же больные длительно остаются тактичными, следят за своим внешним видом, проявляют неподдельный инте­рес к жизни семьи и общества. Если деменция развивается после инсульта, то вскоре появляются грубые нарушения памяти, осмыс­ления, речи (афазия), насильственный смех, плач, неврологиче­ские симптомы.

Травматигеская деменция является следствием физической травмы головного мозга. Клиническая картина зависит от тяжести и локализации повреждения. При лобно-базальном поражении по­является клиническая картина, напоминающая прогрессивный па­ралич. Поражение передних отделов лобных долей проявляется апатией, аспонтанностью, акинезией, снижением активности мыш­ления и речи, нарушением поведения. Поражение височных долей может повлечь за собой нарушения, напоминающие таковые же при эпилептическом слабоумии.

Алкогольная деменция, наблюдающаяся при алкогольном пора­жении мозга, чаще всего выражается синдромом Корсакова.

Шизофренигеская деменция характеризуется диссоциацией меж­ду неспособностью уловить реальное значение житейских ситуа­ций и удовлетворительным состоянием абстрактно-логического мышления (ситуационное слабоумие). Знания, навыки и комбина­торные возможности не могут быть использованы в жизни из-за аутистической оторванности от реальности, а также из-за аспон-танности и апатии. В то же время грубых нарушений памяти не выявляется, сохранны также приобретенные навыки, знания и суждения.

Психогенное слабоумие (псевдодеменция) - реакция личности на психотравмирующую ситуацию, угрожающую ее социальному ста­тусу, и проявляющаяся в виде мнимого слабоумия. Характерны нелепые мимо-ответы и мимо-действия в элементарных ситуациях (например, на вопрос подростку: «Сколько Вам лет?» — ответ: «3 годика»). Поведение настолько демонстративно нарочитое и не приводящее ни к какой выгоде, что не вызывает сомнения о пси­хическом расстройстве. Это расстройство — «бегство в болезнь» — обычно реакция слабой или истероидной личности при необходи­мости нести ответственность за свое неблаговидное поведение: на­пример, в ситуации судебного преследования за правонарушение. Псевдодеменция — транзиторное слабоумие, т. е. такое нарушение, при котором в отличие от предыдущих впоследствии происходит исчезновение симптомов.

Состояние снижения психигеского уровня (снижение уровня лиг-ности) - легкая форма ослабления психической деятельности, вы­ражающаяся в стойком падении активности, энергии, в сужении кругозора, в утрате большинства прежних интересов, в явном по-бледнении индивидуальности. Сопровождается повышенной утом­ляемостью, падением работоспособности, раздражительной слабо­стью. Нарушения памяти незначительны. Могут быть усилены влечения.

 

БИЛЕТ №16.

 

1. Предмет и задачи психиатрии. История становления и развития психиатрии.

Детская психиатрия — клиническая дисциплина, изуча­ющая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая ме­тоды их клинической и лабораторной диагностики, вопросы про­гноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов

Основные задачи психопатологии детского возраста – изучить общие закономерности возникновения и развития психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов с учетом возрастного своеобразия.

Развитие психиатрии определяется также потребностями об­щества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными воз­можностями государства и его общественных институтов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали развиваться города, из-за скученности проживания людей возник­ла необходимость изоляции психических больных. Однако из-за преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в не­которых странах психических больных даже подвергали уничто­жению на кострах инквизиции.

Позже, в XV—XVII веках, в бывших тюрьмах и казематах ста­ли организовывать убежища для психических больных, где их со­держали в неприспособленных для существования людей помеще­ниях, избивали, не кормили и приковывали цепями.

В конце XVIII — начале XIX века буржуазная революция во Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745—1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сума­сшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно из важных его нововведений на пути превращения последних из отвергаемых обществом монстров в ранг больных — ликвидация цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные ру­башки и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конол-ли (1794—1866). В Англии он ввел режим нестеснения психиче­ских больных, который оказал большое влияние на создание бо­лее гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги по организации психиатрических больниц. В США первая психи­атрическая больница была открыта в штате Вирджиния (1773). Бэтой стране преобразования в психиатрии связывают с именем Б. Раша (1745-1813).

В России никогда не обращались с душевнобольными так же­стоко, как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовской порче» и казни психических больных были единичными. Больных чаще воспринимали как «Богом наказанными» и потому не отно­сились к ним как к враждебной силе. Уже в IX—XI веках органи­зовывалось призрение душевнобольных в монастырях Киева и по­зже в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось поме­щать в специальные больницы. Однако первые психиатрические больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в

1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистиче­ские преобразования особенно активно проводил главный врач психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая тера­пия больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, поя­вились врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоя­щее время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе больных произвел И. М. Балинский (1827-1902), первый русский профессор психиатрии (с 1857 г.). Отсталое психиатрическое уч­реждение он превратил в передовую клинику. С его участием со­здавались проекты новых психиатрических больниц. Реформы в российских психиатрических учреждениях связаны с именем С. С. Корсакова (1854—1900), одного из основателей российской научной психиатрии и нозологического направления. В его мос­ковской психиатрической клинике были ликвидированы все меры стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон от­делений, введены постельное содержание острых больных и заня­тия на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медици­ны, задачей которой было только лечение, в здравоохранение, целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле этих преобразований в 1919—1923 гг. было начато создание вне-больничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отече­ственные психиатры (Бехтерев В. М., 1857—1927, Ганнушкин П. Б., 1875-1933, Розенштейн Л. М., 1884-1935 и др.) создали научное обоснование психопрофилактики, организовали психоневрологи­ческие институты и диспансеры, предназначив их для оказания медицинской, консультативной и социальной помощи больным, страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными пси­хическими заболеваниями. Их функциями стали:

4) активное выявление и учет больных, наблюдение за ними и амбулаторное лечение;

5) восстановление здоровья психических больных и своевре­менное направление в больницу в случае необходимости;

проведение психиатрической экспертизы больных;

оказание консультативной помощи другим специалистам;

правовая, социальная и патронажная помощь больным, на­ходящимся под наблюдением диспансера;

реабилитация психических больных, вовлечение в трудо­вую деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудо­способностью.

Дальнейшее развитие психиатрической помощи пошло по пути уменьшения крупных больниц, организации дневных и ночных стационаров, создания профильных лечебных учреждений (дет­ских, подростковых, геронтологических), изменения структуры и назначения старых лечебных учреждений с целью максимального приближения служб к населению и специализации предлагаемых услуг. Эти изменения позволяют проводить реабилитацию боль­ных, используя многоступенчатое их обслуживание. Повышает эф­фективность лечения и реабилитации больных привлечение для этого все большего круга профессионалов: врачей-непсихиатров, медицинских и специальных психологов, логопедов, социальных работников, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре.

В кратком очерке не упомянуты имена таких зарубежных и отечественных психиатров, усилиями которых создавалась психи­атрическая наука (Кандинский В. X., Крафт-Эбинг Р., Крепелин Э., Кречмер Э., Морель Б., Маньян В., Мержеевский И. П., Серб­ский В. П., ЭскирольЖ. и др.), разрабатывались новые терапевти­ческие средства (Вагнер-Яурегг И., 1917; Делей Ж., Деникер П., 1952; Закель М., 1933; Каннабих Ю. В., 1974 и др.) и осуществля­лось совершенствование психиатрической помощи населению (Ка­щенко П. П., Маляревский П. П. и др.). В разделе об истории фор­мирования детской психиатрии будут приведены имена многих из тех ученых, которые внесли свой вклад как в детскую, так и в об­щую психиатрию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...