Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности




Цель: изучить способность школьников 13–17 лет к адекватной самооценке свойств внимания.

Процедура исследования: испытуемому предъявляется бланк методики с критериями для самооценки свойств внимания и предлагается внимательно прочитать инструкцию на бланке и выполнить предлагаемые задания. При необходимости испытуемому разъясняется смысл высказываний на бланке.

 

САМООЦЕНКА СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инструкция: «Внимательно прочитайте все высказывания. В первой колонке оцените в баллах от 1 до 5 степень необходимости (значимости) описанных в высказываниях свойств внимания для успешной учёбы. Обведите соответствующую цифру в кружок. Во второй колонке также оцените в баллах от 1 до 5 степень выраженности этих свойств у себя и обведите соответствующую цифру в кружок».
Высказывания    
  Умение совмещать два и более вида деятельности, каждая из которых требует сосредоточенного внимания 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  Умение фиксировать внимание одновременно на большом количестве объектов 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  Умение отключаться от посторонних раздражителей во время умственной работы 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  Умение часто и быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  Умение сосредоточенно выполнять умственную работу в течение длительного времени 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

 

Обработка и анализ результатов: В каждой строчке подсчитывается абсолютное значение (без учёта знаков) разности между числами в первой и второй колонках. Полученные величины разности суммируются, и результат делится на 5 (по количеству исследуемых свойств внимания: распределение, объём, концентрация, переключение, устойчивость). Найденное значение может быть определено как индекс совпадения свойств внимания в идеале и в самооценке. Чем ниже индекс, тем выше совпадение идеального представления о значимости свойств внимания в учебной деятельности и их реальным уровнем развития. Показателем высокой самооценки является минимальная разность в баллах между представлением о себе и об идеале по каждому из свойств внимания. Дополнительно анализируются совпадения и различия по каждому свойству внимания. Данная информация может быть использована для анализа трудностей в осуществлении учебной деятельности в целом.

Изучение памяти учащихся

Памятьпсихический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. В результате возникает возможность повторного использования прошлого опыта в деятельности субъекта. У человека наряду с врождённой способностью непроизвольно запечатлевать прошлый опыт прижизненно формируется способность преднамеренно и осознанно запоминать и воспроизводить опыт своей деятельности. Поэтому необходимо различать непроизвольные и произвольные виды памяти. К процессам памяти относят:

· запоминание – процесс, обеспечивающий организацию и удержание в памяти какого-либо опыта. В зависимости от характера материала и активности субъекта выделяют различные виды памяти (произвольная и непроизвольная; механическая и опосредствованная; слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная и др.) и закономерности запоминания.

· сохранение – удержание материала различного содержания в течение некоторого времени. О сохранении можно судить по результатам воспроизведения и повторного заучивания.

· воспроизведение – процесс восстановления и реконструкции содержания. Бывает в виде узнавания и активного воспроизведения. Характеризуется разной степенью точности.

· забывание – процесс постепенного уменьшения возможности воспроизведения материала. Закономерности забывания обусловлены характеристиками других процессов памяти.

 

Методика изучения объема кратковременной памяти (субтест № 6 теста Д. Векслера)

Цель:определить объем кратковременной памяти школьника.

Материал и оборудование: бланк с наборами цифр.

Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая методика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей. Первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется семь рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы Векслера дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.

Процедура исследования

Часть 1. Прямой счет

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание!»

Прямой счет:

Серия 2 серия

3—8—6 6—1—2

3—4—1—7 6—1—5—8

8—4—2—3—9 5—2—1—8—6

3—8—0—1—7—4 7—9—6—4—8—3

5—1—7—4—2—3—8 9—8—5—2—1—6—3

1—6—4—5—9—7—6—3 2—9—7—6—3—1—5—4

5—3—8—7—1—2—4—6—9 4—2—6—9—1—7—8—3—5

Предложить первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счету.

Часть 2. Обратный счет

Инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один – два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь: «Два – один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!»

Обратный счет:

Серия 2 серия

2—5 6—3

5—7—4 2—5—9

7—2—9—6 8—4—9—3

4—1—3—5—7 9—7—8—5—2

1—6—5—2—9—8 3—6—7—1—9—4

8—5—9—2—3—4—2 4—5—7—9—2—8—1

6—9—1—6—3—2—5—8 3—1—7—9—5—4—8—2

 

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.

Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:

1) Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).

2) В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должны произноситься никакие звуки.

3) Один и тот же ряд дважды не повторять.

4) Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

Обработка и анализ результатов. В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) – на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой. Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, – показатель концентрации внимания.

Возрастные нормативы. Для детей 5–7 лет объем кратковременной памяти равен 3–5 единицам, показатель объема внимания – 2–4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше трех единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.

Ø 8–9 лет – объем кратковременной памяти равен 3–6 единицам (среднее значение – 4), внимания – 2–5 единицам (среднее значение – 3).

Ø 10–11 лет—объем кратковременной памяти равен 4–7 единицам (среднее значение–5), внимания – 3–6 единицам (среднее значение – 4).

Ø 12–14 лет – объем кратковременной памяти равен 5–9 единицам (среднее значение – 7), внимания – 3–7 единицам (среднее значение – 5).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...