Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапность развития физических способностей.




 

В динамике развития физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выделить три относительно самостоятельных этапа:

Первый — повышения уровня развития способностей.

Второй — достижения максимальных показателей в развитии способ­ностей.

Третий — снижения показателей развития физических способностей.

На первом этапе в результате применения нагрузки происходят всесто­ронние приспособительные изменения в организме, которые вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступа­тельный рост физических способностей, обусловленных спецификой дви­гательной деятельности.

На втором этапе, по мере развития приспособительных изменений, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие и меньшие функцио­нальные сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации.

Возможности органов и систем, лежащих в основе проявления соответствующих способностей, увеличиваются значительным образом. Повышается эко­номичность и взаимосогласованность в их деятельности. Все это создает условия для максимального проявления способностей.

На третьем этапе данная нагрузка в связи с возросшими функцио­нальными возможностями организма перестает вызывать приспособитель­ные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т.е. разви­вающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает. Для того чтобы происходил последующий прогресс в развитии способностей, необ­ходимо изменить характер и содержание применяемых нагрузок (выбрать иные упражнения, увеличить интенсивность работы, ее длительность или условия выполнения упражнений), создав тем самым новые повышенные требования к физическим способностям. Иными словами, следует, как бы перевести развитие способностей на первый этап.

 

5. Неравномерность и гетерохронность развития физических способностей.

 

Неравномерность развития означает, что степень прироста показате­лей физических способностей на одних этапах может быть более значитель­ной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодов време­ни (к примеру, для нескольких недель, месяцев занятий), так и для всего процесса развития (скажем, для нескольких лет занятий). Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня раз­вития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их при­роста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необхо­димых сдвигов требуется все больше времени.

В динамике показателей развития физических способностей обнару­живается явление гетерохронности. Оно проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных физических способностей. Специальные исследования и практи­ческий опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они иг­рают особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в раз­витии отдельных способностей достигается в период их бурного естествен­ного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие воз­растные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физичес­ких способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возраст­ные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

 

Совершенно очевидно, что период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных физических способ­ностей, но наиболее интенсивным является период полового созревания, в котором каждая физическая способность имеет свой сенситивный пери­од. Важно учитывать, что и здоровый, и больной ребенок проходят все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с отклоне­ниями в развитии отстают от здоровых сверстников на 1—3 года и больше.

6. Обратимость показателей развития физических способностей.

Функциональные и структурные изменения, достигаемые в результате систематических занятий физическими упражнениями, обратимы, они могут претерпевать обратное развитие. Достаточно относительно неболь­шого перерыва в занятиях, как начинается понижение уровня функцио­нальных возможностей, происходит регресс структурных признаков и в результате снижаются показатели развития физических способностей.

В первую очередь снижаются скоростные способности, позднее — силовые, а в последнюю — выносливость к длительной работе. Наблюде­ния на спортсменах показали, что прекращение тренировки, длившейся 5 месяцев, приводит к возвращению исходного уровня максимального тем­па движений через 4—6 месяцев, мышечной силы — через 18 месяцев, а выносливости — через 2—3 года.

7. Перенос физических качеств.

Различные физические способности развиваются в тесном взаимодей­ствии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития другой, получило название «перенос физических способностей».

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность чаще всего требуют не одного, а целой совокупности физических качеств. Например, в спортивном плавании, которым занимаются инвалиды разных нозологических групп, в условиях соревнований необходимо:

-отреагировать на стартовый сигнал и выполнить стартовое уско­рение (быстрота реакции, время одиночного движения, начальная ско­рость);

- поддерживать высокую скорость на всей дистанции (темп и длина «шага»);

-проявлять оптимальные усилия в каждом цикле движения (мы­шечная сила);

- выполнять движения с необходимой амплитудой (подвижность в суставах);

- проплыть всю дистанцию, преодолевая утомление (выносливость).

Из приведенного примера видно, что в одном упражнении (плава­нии) требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику разви­тия и вместе с тем оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Такое явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называет­ся положительным переносом.

Перенос может быть положительным и отрицательным. При поло­жительном переносе развитие одной способности содействует совершен­ствованию другой.

Например, увеличение «взрывной» силы — росту быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уро­вень ее развития.

Перенос бывает однородным и разнородным. При однородном переносе наблюдается повышение уровня одной и той же способности в применяв­шихся и не применявшихся упражнениях. Например, повышение уровня силовой выносливости при сгибании — разгибании рук в висе приводит к изменению той же способности в сгибании и разгибании рук в упоре лежа. При разнородном переносе тренировка, направленная на развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой, так и других физи­ческих способностей.

Например, повышение изометрической силы сгибателей рук сопро­вождается достоверным приростом силовой выносливости при тренировке на блочном устройстве.

Перенос может быть взаимным (например, если при развитии силовых способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании скоростных — силовые) и односторонним (например, если при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак не оказывают влия­ния на развитие быстроты движений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...