Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Региональный бикамерализм в унитарных государствах




Региональные палаты являются довольно распространенной формой представи­тельства региональных интересов на общенациональном уровне. Они существуют и во многих унитарных государствах с развитым регионализмом.

" В случае Федерации Сент-Китгс и Невис речь идет о Национальном собрании. В этом государстве есть и сенат, но он формируется по совершенно другим принципам, не связан­ным с региональным представительством (сенаторов назначает генерал-губернатор по сове­ту премьер-министра и лидера оппозиции).

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

ЮАР относят к категории регионалистских государств. Парламент республи­ки имеет двухпалатную структуру, типичную для федераций. В Национальный совет провинций входят по десять представителей от каждой из девяти провинций. Этих представителей определяют региональные легислатуры. "Бывшая федерация" — Ни­дерланды также имеет двухпалатный парламент, в котором Первая палата форми­руется провинциальными штатами (т.е. ассамблеями).

Однако и в некоторых унитарных государствах, которые не считаются сто­ронниками глубокой децентрализации, можно наблюдать ту же картину. Яркий пример: в унитарной Намибии одной из палат парламента является Национальный совет, в который входят по два представителя от 13 провинций, избираемые регио­нальными ассамблеями. В Казахстане основная часть Сената избирается по прин­ципу равного представительства регионов — областей и городов (по два представи­теля). Региональный бикамерализм ранее использовался в Хорватии. В этой стране, которая отличается хорошо выраженной региональной структурой, сложившейся исторически, в составе парламента некоторое время существовала Палата жупа-ний, в которую избирались по три представителя от каждой провинции (жупании).

Вообще анализ парламентов в различных странах мира показывает, что ре­гиональный бикамерализм используется в очень многих и очень разных странах и потому может считаться универсальным институтом регионального влияния. Даже в странах с не столь ярко выраженными и гетерогенными региональными структу­рами можно обнаружить элементы регионального бикамерализма, свидетельствую­щие о том, что страна признает политическое значение регионального фактора. На­пример, в Габоне сенаторы избираются коллегиями выборщиков и представляют местные территориальные единицы. Выборщики от регионов избирают палату со­ветников в Марокко. Сенат в Мавритании формируют местные органы власти. В Не­пале 15 из 60 депутатов Национальной ассамблеи определяются коллегией выбор­щиков от пяти экономических зон. Такие примеры можно продолжать.

Региональный бикамерализм в унитарных государствах нередко не следует столь строгим принципам, как в федерациях, и потому может быть неполным (как в Малайзии, если вернуться к примеру федераций). Например, в Италии из 315 вы­борных сенаторов от регионов избираются только 83. На Мадагаскаре две трети сенаторов избираются региональными легислатурами, остальные — назначаются президентом.

В унитарных государствах с однопалатными парламентами возможны ситуа­ции, когда часть депутатов представляет регионы. Например, в Национальной ас­самблее Гайаны 12 депутатов из 65 делегируются местными властями. Интересна си­туация в Зимбабве, где губернаторы провинций по должности входят в парламент.

Наконец, в островных государствах, где региональная структура выражена вполне очевидно, может применяться принцип квотированного представительст­ва островов в парламенте. Выше мы показали, как этот принцип используется в

3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне

карибской федерации Сент-Киттс и Невис. На Антильских островах (владение Ни­дерландов) 14 из 22 депутатов местного парламента представляют самый крупный остров — Кюрасао, еще три — Бонайре, пять — все остальные мелкие острова.

3.2.7





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.