Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монумент покорителям космоса и Музей космонавтики




Монумент покорителям космоса и Музей космонавтики

Дубликат первого советского спутника появился на ВДНХ в 1957 году, сразу же после запуска. А когда состоялся полет Гагарина, космическая тема прочно обосновалась на выставке. Постепенно в ближайших окрестностях ВДНХ стало появляться все больше достопримечательностей, так или иначе связанных с космосом.

Монумент покорителям космоса был открыт 4 ноября 1964 года, в седьмую годовщину запуска первого советского спутника. Проект монумента был выбран на конкурсе, на который было прислано около тысячи предложений. Свои чертежи и макеты присылали как профессиональные архитекторы, так и любители, воодушевленные началом космической эры.

В конкурсном задании прямо говорилось, что монумент сооружается перед главным входом на ВДНХ. При этом он стоит на изгибе проспекта Мира и издалека виден при подъезде из центра. Он как бы является маяком, обозначающим направление движения к выставке.

Монумент высотой 107 метров и весом 250 тонн символизирует стартующую ракету с огненным шлейфом. Высотная часть монумента – это стальной каркас, облицованный титановыми пластинами. Такая поверхность не поддается коррозии и не темнеет со временем. В разработке технологии монтажа и облицовки монумента участвовали несколько институтов Академии наук СССР, а также Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов.

Высотная часть стоит на основании, отделанном гранитом. На боковых стенах размещены аллегорические скульптурные композиции ученых, инженеров и рабочих, создающих и запускающих космические аппараты. Скульптуры выполнены из литого металла. На гранитном постаменте у подножия монумента установлен памятник Циолковскому.

Перед монументом была устроена «Аллея космонавтов» (она открылась ровно через три года после монумента, 4 октября 1967 года). На аллее были установлены бронзовые бюсты летчиков-космонавтов Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Павла Беляева, Алексея Леонова и Владимира Комарова, также, особняком, бюст Сергея Королева. Изначально бюсты стояли в начале аллеи, слева. Во время реконструкции 2007 года бюсты передвинули ближе к монументу, а аллею дополнили многочисленными каменными звездами, глобусами, скамейками и пр.

В основании монумента расположен Мемориальный музей космонавтики. Музей был спроектирован вместе с монументом, но открылся намного позже – в апреле 1981 года, накануне очередного дня космонавтики.

В 2009 году, после длительной реконструкции, музей начал работать вновь. Площадь его увеличилась вдвое. Обновленный музей действительно уникален, ведь в павильоне «Космос» на ВДНХ сейчас нет экспозиции, и потому увидеть подлинные космические экспонаты можно только здесь.

А совсем недалеко, на другой стороне Останкинского проезда находится еще один музей, связанный с темой космоса – дом-музей академика С. П. Королева. Это небольшой двухэтажный особняк, окруженный садом. Здесь с ноября 1959-го по январь 1966-го года жил основоположник практической космонавтики, главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев.

 

Останкинская телебашня и телецентр

Останкинская телебашня начала работать осенью 1967 года. Она расположена на улице Королева, рядом с Останкинским парком.

Останкинская телебашня стала настоящим техническим чудом ХХ века. Самое высокое сооружение своего времени (540 метров) имеет фундамент глубиной менее пяти метров! Внутри башню держат десятки стальных тросов, придавая ей гибкость.

На новой телебашне был открыт знаменитый ресторан «Седьмое небо» с обзорной площадкой. Посещение телебашни стало самой желанной экскурсией в Москве.

27 августа 2000 года в телебашне произошёл сильный пожар. Полностью выгорели три этажа в средней части башни. Несколько лет понадобилось для того, чтобы полностью восстановить передающее оборудование. Экскурсии также возобновлены, но ресторана на башне пока еще нет.

Напротив телебашни, на другой стороне улицы Королева, стоит огромное здание телецентра «Останкино». Телецентр построен одновременно с башней и был оснащен самым передовым оборудованием своего времени. Сейчас на крыше здания размещен гигантский баннер «Первого канала», хотя на самом деле в телецентре работают студии самых разных телеканалов.

Прямо напротив телецентра находится одноименная остановка монорельса, на котором можно за несколько минут обогнуть территорию ВДНХ и добраться до статуи «Рабочий и колхозница».

 

Статуя «Рабочий и колхозница»

Справа от главного входа на ВДНХ нельзя не заметить сияющую стальную громаду статуи «Рабочий и колхозница».

В 1937 году статуя «Рабочий и колхозница» стала настоящей сенсацией Всемирной выставки в Париже, где она венчала здание павильона СССР. После такого успеха руководство страны приняло решение разобрать статую, вернуть в Москву и установить ее снова в каком-нибудь знаковом месте. И как раз в это время заканчивалось строительство Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Так «Рабочий и колхозница» оказались перед главным входом на выставку (сейчас этот вход называется Северным).

Формально статуя всегда находилась за пределами территории ВДНХ, но всегда воспринималась как ее главный символ.

Немедленно после создания критики объявили статую «Рабочий и колхозница» огромной победой социалистического искусства. По силе художественного воздействия ее сравнивали с фильмом «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна или поэмами Маяковского. Ее изображали на марках, монетах, бесчисленных плакатах и открытках.

Часто «Рабочего и колхозницу» называют «статуя Мухиной» по имени ее создателя, советского скульптора Веры Мухиной. Однако изначальная идея парной статуи мужчины и женщины с серпом и молотом принадлежала Борису Иофану, архитектору советского павильона в Париже. Прошедший в 1936 году творческий конкурс фактически выбрал скульптора, который наилучшим образом воплотил идею Иофана.

Технология изготовления статуи до сих пор поражает своей сложностью. Она сделана из тонких листов нержавеющей стали, которые сваривались и монтировались на мощный каркас. Чтобы воспроизвести форму авторской гипсовой модели в гигантской статуе, потребовалось сделать более 200 000 замеров. Итоговый вес статуи составил почти 75 тонн[15].

В 2003-2009 годах статуя пережила длительную реставрацию. По окончании она была установлена на новый высокий постамент, напоминающий парижский павильон 1937 года. Теперь статуя хорошо видна не только с проспекта Мира, но и от главного входа на ВДНХ. Внутри постамента работает выставочный центр, входящий в музейно-выставочное объединение «Манеж».


[1] Показ букв «ВСХВ» на решетках насосных станций должен следовать непосредственно после рассказа об истории создания ВСХВ 1939 года.

[2] Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917-1970. - М., Советский художник, 1974

[3] ВДНХ СССР, под ред. Ращупкиной Л. И. - М., Планета, 1984

[4] Непосредственно перед показом павильонов «Азербайджанская ССР» и «Поволжье» необходимо дать часть исторического очерка о переводе ВДНХ с республиканского на отраслевой принцип в 1963-1964 гг.

[5] Газета «За передовой опыт», 1952 №38

[6] Бельведер – вышка, надстройка над зданием с которой открывается широкий вид.

[7] Руны – эпические песни карелов, финнов и других прибалтийских народов (другое значение слова «руны» – древне-германская письменность).

[8] Архитектор И. В. Жолтовский. Каталог-путеводитель по фондам музея. Гос. н. -и. музей архитектуры им. Щусева. М., 1985

[9] Топуридзе К. Фонтаны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. «Архитектура и строительство Москвы». 1954 №7

[10] Степан Христофорович Сатунц. К 90-летию со дня рождения. Союз московских архитекторов. М., 2000

[11] В последующие годы на некоторых павильонах долго сохранялась старая вывеска («Радиоэлектроника», «Химия»), в каких-то – даже тематическое содержание («Здоровье», «Культура»). Уже в 2000-е появились новые вывески, заслонившие прошлое содержание («Армения», «Киргызстан»), а какие-то названия просто забылись и остались только номера – «РСФСР» теперь называют просто «павильон №71», а «Северный Кавказ» – «павильон №2».

[12] См. Броновицкая А. Ю. Ансамбль ВСХВ-ВДНХ в Москве (1935-1985). «Проект Россия». №75, 2015

[13] Жуков А. Ф. Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. - М., 1955

[14] Зельдин В. М. Моя профессия: Дон Кихот (Серия Выдающиеся мастера). – М., АСТ-Пресс, 2014

[15] Воронов Н. В. «Рабочий и колхозница» (серия «Биография московского памятника»). – М., Московский рабочий, 1990

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...