Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности технологического расчета некоторх специализароваиных предприятий автосервиса




Для специализированных предприятий автосервиса рассчитываются толь­ко те виды рабочих и вспомогательных постов, автомобиле-мест, рабочих мест, складов и вспомогательных помещений, которые необходимы, исходя из сущ­ности работ по оказанию установленного перечня услуг. Например, для пункта по ремонту шин и колес, из всего перечня складов могут предусматриваться только склады шин и материалов для их ремонта, склад магазина по продаже мелких запасных частей и автоприндлежностей, склад утиля (на открытой пло­щадке или под навесом).

Обычно рассматриваемые предприятия имеют небольшую мощность (2-8 рабочих постов), поэтому расчетное число производственных рабочих, постов или рабочих мест по видам услуг может получаться меньше “ I ”. В этом случае следует объединять технологически сходные работы на одних и тех же постах (рабочих местах), а производственный персонал должен совмещать несколько родственных профессий. Пример расчета и объединения по услугам числа ра­бочих постов и персонала для станции мойки приведен в таблице 7.1.

 

 

Таблица 7.1 - Результаты расчета производственного персонала и рабочих по­стов для станции мойки

 

 

При технологическом расчете необходимо учитывать, что большинство предприятий автосервиса занимается попутно продажей мелких запасных час­тей, материалов и автопринадлежностей. Причем эти небольшие магазины, как правило, также специализируются на продаже запчастей и материалов, родст­венных профилю предприятия.

Поэтому, если такие дополнительные услуги предусматриваются, то нуж­но рассчитать площади магазина и склада для него по методике, изложенной в п.5.6.3 и п.5.6.5.

Для предприятий, занимающихся продажей автомобилей, рассчитыва­ется число выставочных мест (Хв) и площадь салона магазина (Fc) в м2. Число мест для демонстрации автомобилей принимается не менее числа продаваемых марок и их модификаций, а площадь салона может быть определена по формуле:

Fc = Хв • La • Ва • Ко. (7.2)

Коэффициент плотности расстановки демонстрационных стендов (Ко) следует принимать от 3 до 5, а длину и ширину автомобиля - по наиболее крупногабаритному из выставляемых в салоне.

При технологическом расчете ПИКов необходимо учитывать следующие особенности.

Годовой объем работ по инструментальному контролю должен опреде­ляться с учетом времени с начала эксплуатации автомобилей, т. к. транспорт­ные средства «возрастом» менее 5 лет проходят техосмотр один раз в два года [16], а также с учетом того, что часть из них будет проходить ПИК повторно. По данным работы ПИКов за прошедшие 5 лет доля таких автомобилей состав­ляет не менее 15% от всех проверяемых.

Исходя из вышесказанного, годовая трудоемкость инструментального кон­троля в чел.-ч.:

, (7.3)

где А1 — количество автомобилей со сроком эксплуатации менее 5 лет;

А2 - количество автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет;

Tик - трудоемкость одного инструментального контроля, чел.-ч. [16].

Одной из проблем ПИКов для легковых автомобилей является сезонность их загрузки. Наибольший объем работ приходится на апрель - июнь, в другое время года они слабо загружены. Для сглаживания этой неравномерности нуж­но предусматривать для этих предприятий возможность оказания ими некото­рых дополнительных услуг, незапрещенных «Требованиями к технологии работ по проверке транспортных средств...» [16], например, по измерению и регули­ровке углов установки управляемых колес, диагностированию и ремонту под­вески и др.

Для обеспечения удобства клиентам время проверки их автомобилей не должно превышать 15-20 минут. При больших суточных программах (на большинстве ПИКов Nc>40 проверок) это может быть обеспечено за счет орга­низации технологического процесса инструментального контроля на поточных линиях.

Рассмотрим методику расчета поточных линий в автосервисе на примере ПИКа. Вначале необходимо обосновать, что для этой цели может быть приме­нен поточный метод обслуживания.

Выбор метода организации технологического процесса производится по соотношению такта поста (V,мин) и ритму производства (R,мин).

Ритм производства - часть времени работы зоны ТО, Д, приходящаяся на одно обслуживание:

 

 

 

(7.4)

(7.5)

Такт поста - время простоя автомобиля на посту под данным обслуживанием:

(7.6)

 

 

где Рn - среднее число рабочих(экспертов-диагностов) на посту [24, таблица 5.2], для инструментального контроля Рn=1 - 2 чел.;

tn - время заезда-съезда с поста (t,,= 2-3мин).

Если V>2R, то целесообразно организовать диагностирование на специа­лизированных постах поточным методом. Т.е., как минимум, возможно приме­нение одной 2-постовой линии в одну смену. Если это условие не выполняется, то инструментальный контроль следует выполнять на универсальном посту.

Для расчета числа поточных линий необходимо определить такт линии в мин:

 

(7.7)

 


 

где хn - число постов на поточной линии (хп=2 или 3).

Большее хn принимается при больших объемах работ и числе экспертов- диагностов 4-5 и более.

Рn можно принимать и дробным, хn Рn должно быть целым числом. Это оз­начает, что некоторые исполнители на постах могут помогать выполнять опе­рации на двух постах.

Время передвижения автомобиля с поста на пост, мин:


(7.8)

где La - длина самого крупногабаритного автомобиля, м;

Д - нормируемое расстояние между автомобилями на постах линии, м [24, таблица 7.2];

VK - скорость передвижения автомобилей с поста на пост, (VK=8-15 м/мин). Число линий инструментального контроля определяется из соотношения:

 

 

(7.9)

 

 

Точность расчета М должна составлять ±0,1 на одну поточную линию, при этом должно соблюдаться условие: М * Хл* Рn* С ᵙ Рт, где Рт - технологически необходимое число экспертов-диагностов, определяемое по формуле (5.7), ис­ходя из общей годовой трудоемкости инструментального контроля ТГНК, чел.-ч. Для завершения расчета поточной линии необходимо распределить опера­ции инструментального контроля и экспертов-диагностов по ее постам.

Операции из общего перечня (таблица 7.2) разносятся по постам согласно их специализации. При распределении операций не следует забывать об их тех­нологической связи. Например, операции, без которых не могут быть выполне­ны другие операции (без доведения до нормы давления воздуха в шинах нельзя проверять величину тормозных сил на колесах), необходимо ставить на 1-ый пост или, по крайней мере, впереди последующих, т. е. должен соблюдаться принцип приоритетности операций. После распределения операций по постам их трудоемкость суммируется и определяется трудоемкость работ по каждому посту: tf; t2;... t„, где 1,2,...n - номера постов.

Далее производится распределение исполнителей. Рабочих по постам не­обходимо расставить так, чтобы соблюдались следующие два условия:

(7.10)

 

 

(7.11)

 

где P1, Р2,...РП - число исполнителей на l-м, 2-м,...n-м посту.

Время выполнения работ на постах должно быть приблизительно одинако­вым и равняться расчетному такту линии. Допустимое отклонение не должно составлять более 15%.

На рисунке 7.2 показан пример распределения операций технологического процесса и экспертов- диагностов по постам 2-постовой поточной линии инст­рументального контроля легковых автомобилей. За такт линии принят такт по­ста №1 как наибольший из двух постов.

 


Таблица 7.2 - Перечень операций инструментального контроля легковых авто­мобилей при государственном техническом осмотое [16]

 


 

 

Рисунок 7.2 - Распределение операций и исполнителей по постам линии инструмен­тального контроля

 

Закрепление операций за исполнителями на постах представлено в таблице 7.3. При распределении операций по исполнителям необходимо обеспечивать равномерность их загрузки:

tи1ᵙtи2ᵙ…tиm, где tи1, tи2, tиm - трудоемкость операций, поручаемых

1- му, 2-му,...m-ному исполнителю на посту.

 

Сложность технологического расчета гаражей - стоянок (платных стоянок) заключается в том, что необходимо вести две линии расчета:

- расчет самой стоянки (число мест хранения, площадь);

- расчет комплекса дополнительных услуг, оказываемых попутно на стоянке (рисунок 7.3).

 

 

 

 

Рисунок 7.3 - Алгоритм технологического расчета платной стоянки

 

ПТБ и персонал для выполнения дополнительных услуг рассчитываются по общей методике, изложенной на схеме алгоритма (рисунок 7.1).

Необходимое число мест хранения легковых автомобилей на проектируе­мой стоянке в конкретном районе города может быть определено следующим образом.

Сначала находится общее необходимое количество мест хранения для все­го района:

 

(7.12)

где nг - обеспеченность автовладельцев индивидуальными гаражами, %;

m - количество существующих стоянок в данном районе;

Axi - число мест хранения на существующих стоянках;

nи - доля автовладельцев в секторе индивидуальной застройки, %;

nгс-доля автовладельцев, имеющих индивидуальные гаражи, но предпо­читающих пользоваться платными стоянками, %.

Для г. Кургана, например, nг составляет до 89%, апгс составляет от 1,5 до 2 %.

Затем общее требуемое число мест хранения должно быть распределено между вновь организуемыми стоянками, количество которых зависит от кон­кретной ситуации в районе: наличия мест для строительства, расположения существующих стоянок, жилых массивов и др.

Наиболее важными факторами, определяющими расположение стоянки со­гласно СНиП 2.07.01-89 и СанПиН 2.2.1/2.1.984-00 [34, 35], является их пеше­ходная доступность и минимально допустимое расстояние от границы стоянки до линии окон жилых зданий и учреждений. Более подробно принципы разме­щения предприятий автосервиса и в том числе платных стоянок рассмотренны в разделе 9 данного пособия.

Для предприятий автосервиса по ремонту и покраске кузовов более точно число автомобилей, нуждающихся в их услугах в течение года, Ак мож­но рассчитать по формуле [1]:

Ак = А • (ηа+ Акор) (7.13)

где ηа - число аварий, приходящихся на один автомбиль в год;

АКОР -Доля автомобилей, которые имеют коррозионные повреждения.

Исследованиями установлено, что аварийность автомобилей зависит от стажа водителей и может быть определена по эмпирической формуле:

ηа= 0,109+ 0,0831 /Т0 (7.14)

где Т0 - стаж вождения автомобиля его владельца, лет.

Сейчас средний стаж водителей легковых автомобилей в нашей стране со­ставляет 12, 25 лет [1].

Доля автомобилей, имеющих коррозионные повреждения, определяется на основе возрастной структуры парка легковых автомобилей данного района. Из­вестно, что практически все автомобили старше 5 лет имеют такие поврежде­ния, а первые очаги коррозии появляются после двух лет эксплуатации.

Результаты обработки статистических данных по аварийным ремонтам ку­зовов показали следующее их распределение по трудоемкости работ (таблица 7.2).

Таблица 7.4 - Распределение аварийных ремонтов кузовов по их трудоемкости [11 ]

Используя зависимости (7.13), (7.14) и данные таблицы 7.4, можно более точно определить годовые объемы кузовных и покрасочных работ.

Для станций самообслуживания объем работ по услугам рассчитывается только для тою, чтобы определить число рабочих постов или мест и необходи­мую производственную площадь. Сама по себе трудоемкость работ не имеет значения, так как число производственных рабочих не рассчитывается, по­скольку клиент выполняет все сам. В виде исключения некоторые работы, сложные в техническом отношении и выполняемые с применением дорого­стоящего оборудования, без которых нельзя обойтись, могут выполняться пер­соналом станции. В этом случае число технологически необходимых и штат­ных рабочих по данной услуге рассчитывается обычным порядком.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...