Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технико-экономическая оценка проектов СТОА




Техническое совершенство проектов оценивается сравнением величины их удельных технико-экономических показателей с эталонными значениями этих показателей. Для оценки результатов технологического проектирования СТОА применяются следующие девять показателей [5], значения которых определя­ются на 1 рабочий пост:

- число производственных рабочих, Руд;

- площадь производственно-складских помещений, м2, Fуд;

- площадь административно-бытовых помещений, м2, Fуд.ад.;

- площадь территории, м2, Руд. т.;

- число комплексно обслуживаемых автомобилей, Fуд;

- число заездов автомобилей в год, №.уд.;

- число заездов автомобилей в год на коммерческую мойку, Nз.умр.уд.;

- число заездов автомобилей на противокоррозионную обработку в год, N.кор.уд.;

- число заездов автомобилей на предпродажную подготовку в год, Nз.пп.уд.

Значения вышеперечисленных показателей для эталонных условий (авто­мобиль особого малого класса, СТОА на 10 рабочих постов, среднегодовой пробег одного автомобиля - 10 тыс. км, умеренный природно-климатический район) для городских и дорожных СТОА приведены в таблице 9.4 [24].

Поскольку эталонные условия отличаются от проектных, то значения удельных показателей в таблице 9.4 [24] приводятся с помощью корректирую­щих коэффициентов к проектным условиям. Все показатели городских СТОА корректируются в зависимости от числа рабочих постов на станции коэффици­ентом kp [24] (таблица 9.5). Показатель Ауд, кроме того, корректируется коэффициентами, учитывающими: класс легковых автомобилей – kкл, среднегодовой пробег одного автомобиля – kn, климатический район - kk (их значения приве­дены в примечании к таблице 9.5 [24]).

Таким образом, корректировка эталонных значений показателей на про­ектные уcлoвия в общем виде выглядит следующим образом:

(10.1)

Значения удельных технико-экономических показателей для разработан­ного проекта СТОА находятся из выражений:

 

(10.2)

где ∑Рт - общее число технологических рабочих, занятых ТО, Д и Р автомобилей;

∑Х - сумма рабочих постов для выполнения УМР, ППП, Д ТО и Р автомобилей;

Fk, FAБК, Fyч4 - принимаются по фактическому значению с чертежей зда­ния станции и

 

Эталонные значения показателей для дорожных СТОА не корректируются. Скорректированные эталонные значения показателей и значения показате­лей по проекту сводятся в таблицу 10.1.

Таблица 10.1 - Технико-экономические показатели

 


На основании данных таблицы 10.1 судят о про1рессивности принятых проектных решений. Для проектируемых предприятий автосервиса значения показателей, как правило, не должны отличаться от эталонных более чем на 10 - 20 %.

 

11 РАСШИРЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА

 

В процессе работы предприятий автосервиса в результате изменения конъ­юнктуры на рынке услуг их ПТБ может прийти в несоответствие с вновь сло­жившимся соотношением спроса-предложения на услуги, которые они оказы­вают. С течением времени из-за быстрого изменения конструкции автомобилей и отдельных их систем и механизмов, применения новых материалов и техно­логий выполнения услуг и даже возникновения новых видов услуг эта тенден­ция все больше усиливается. Поэтому предприятиям автосервиса (предприни­мателям) необходимо периодически оценивать и анализировать состояние сво­ей П ГБ, устанавливать ее соответствие новому положению на рынке услуг, эф­фективность ее использования и, в связи с этим, принимать решение о необхо­димости расширения, реконструкции, технического переоснащения или дивер­сификации ПТБ.

В данном пособии рассмотрен только анализ состояния ПТБ предприятий автосервиса и в большей мере с точки зрения технологического проектирова­ния. Маркетинг услуг не рассматривается, так как изучается в специальном курсе.

 

11.1 Анализ состояния ПТБ

 

Разработку проектов по расширению, реконструкции и техническому пе­реоснащению действующих предприятий автосервиса следует начинать с оцен­ки и анализа состояния их ПТБ.

Целью такого анализа, кроме определения соответствия ПТБ объемам ус­луг на рынке автосервиса, является также установление соответствия сущест­вующей ПТБ и отдельных ее элементов действующим нормативным значениям, показателям лучших проектов и современным тенденциям научно- технического прогресса. Ниже рассмотрена методика такого анализа для ком­плексной СТОА.

Для выполнения анализа необходимы показатели, которые легко вычисля­ются по фактическим данным СТОА и имеют нормативные, эталонные или ре­комендуемые значения.

Оценка общего уровня развития ПТБ предприятия может быть выполнена по показателям, представленным в таблице 11.1.

 

Таблица 11.1- Структура ПТБ СТОА

 

Фактические значения показателей получают в результате предпроектного сбора исходных данных по реконструируемой СТОА.

Нормативные значения стоимости ПТБ и ее составляющих в тыс.руб. на­ходятся по формуле:

 

(11.1)

 

 

где где Нс - удельная нормативная стоимость ПТБ, тыс. руб./l рабочий пост [2, с. 168, таблица 62];

X - число рабочих постов

Для обеспечения качества услуг доля активной составляющей в общей стоимости ПТБ не должна быть ниже 25 - 30 %.

Обследование ряда действующих СТОА различной мощности [1 ] показало, что они имеют в среднем следующую структуру ПТБ: здания - 50 %, сооруже­ния - 22%, передаточные устройства-5%, технологическое оборудование - 15 %, компьютерная техника - 1,5%, приборы и инструмент - 2,5%, транспортные средства и хозинвентарь - 4%. По данным таблицы 11.1 можно сделать выводы об общей развитости ПТБ предприятия и пропорциональности ее основных со­ставляющих.

Для более детального анализа ПТБ определяется ряд показателей, оценивающих ее отдельные структурные составляющие (таблица 11.2).

 

Таблица 11.2 - Обеспеченность СТОА персоналом и ПТБ

Абсолютное нормативное значение показателей в таблице 11.2 определя­ется с использованием удельных технико-экономических показателей для эта­лонных условий с корректировкой их на условия работы данной СТОА по ме­тодике изложенной в предыдущем разделе:

(11.2)

 

 

Обеспеченность предприятия ПТБ по отдельным ее составляющим можно показывать в виде диаграмм (рисунок 11.1).

 

Рисунок 11.1- Обеспеченность СТОА площадями

 

На основании анализа показателей, представленных в таблице 11.2, и диа­грамм судят об обеспеченности СГОА производственными площадями и пер­соналом, о возможности ее расширения, исходя из резерва территории.

Такие показатели как Р, Fпp могут быть определены не только в целом по СТОА, но и по отдельным участкам. Это позволяет более целенаправленно вес­ти совершенствование ПТБ предприятия.

Например, может оказаться, что в целом по СТОА производственных площадей достаточно, а для некоторых участков их недостает. В этом случае производственные площади могут быть перераспределены путем переплани­ровки некоторых помещений без нового строительства.

Определение нормативных значений Рн, FHnp для участков осуществляет­ся с помощью примерного распределения общей нормативной численности про­изводственных рабочих и площади производственно-складских помещений по элементам ПТБ в % [3, приложение 3].

Оценка состояния ПТБ будет неполной, если не проанализировать степень оснащенности предприятия технологическим оборудованием.

Об оснащенности станции оборудованием, его совершенстве и производи­тельности можно судить по уровню механизации работ (У, %), который оно обеспечивает.

Фактическое значение уровня механизации процессов ТО и Р определяется по методике, изложенной в разделе 8. Для его определения необходимо соста­вить полный перечень оборудования СТОА.

Нормативное значение У принимается согласно ОНТП-01-91 [22]. Он должен быть не ниже: для УМР-30-40%, для ТО-25-30%, для Р- 20-25%.

В рыночных условиях лучше ориентироваться на оптимальный уровень механизации Уопт, определяемый для конкретных условий данной СТОА (см. п.8.4).

На рисунке 11.2 представлена диаграмма фактического, нормативного и оптимального уровней механизации СТОА и моторного участка.


 

Рисунок 11.2 - Уровень механизации процессов ТО и ТР

По данным таблицы 11.1 и рисунка 11.2 можно сделать объективные вы­воды об оснащении рассматриваемого предприятия технологическим оборудо­ванием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...