Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЧЕЛОВЕК КАК АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Жизнь — это возможность, воспользуйся.

Жизнь — это красота, восхитись ею.

Жизнь — это блаженство, вкуси его.

Жизнь — это мечта, осуществи ее.

Жизнь — это вызов, прими его.

Жизнь — это долг твой насущный, исполни его.

Жизнь — это игра, стань же игроком.

Жизнь — это богатство, не растранжирь его напрасно.

Жизнь — это имущество, береги его.

Жизнь — это любовь, насладись сю сполна.

Жизнь — это завет, исполни его.

Жизнь — это множество бедствий, превозмоги все.

Жизнь — это песня, спой ее до конца.

Жизнь — это борьба, стань же борном.

Жизнь — это бездна неведомого, вступи в нее без страха.

Жизнь — это удача, лови ее миг.

Жизнь — это твоя жизнь, борись за нес.

Манифест матери Терезы

Во всем мне хочется дойти до самой сути:

В сомненьях, в поисках пути, в сердечной смуте...

Б. Пастернак

\

Тема этой главы книги, пожалуй, наиболее сложная из всех. Со второй половины XX в. она все чаще становится предметом научного исследования в разных дисциплинах. Но даже полвека спустя можно сказать, что мы находимся лишь на подступах к ее серьезной научной разработке. Гуманистический подход, принципы экзистенциализма можно рассматривать скорее как некоторые идеологические и аксеологические предпосылки, привлекающие внимание ученых, чем как методологическую базу для основательной разработки проблемы. Едва ли сегодня возможно дать исчерпывающие ответы на многие сложнейшие вопросы Бытия. Задачу свою автор видит в обозначении лишь некоторых подходов к пониманию проблемы, заслуживающих внимания в первую очередь, вернее, к ее прагматическим

13.1. Человек и ссшиальная среда 407

аспектам как к потенциальному пространству деятельности практического психолога.

Поэтому структура главы имеет следующий вид:

I. Роль внешней среды в управлении человеком своей жизнедеятельностью:

1) роль социума в целом (13.1.);

2) роль организации, организационной культуры и специфики деятельности (13.2.).

II. Роль собственной активности человека как субъекта своей жизнедеятельности («теория вопроса» — 13.3 и 13.4).

III. Роль собственной активности человека как субъекта своей жизнедеятельности («практика», «психотехнологии» — 13.5 и 13.6).

13.1. Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека

Среда жизнедеятельности человека изменчива. Изменяются технологии труда на производстве, в транспортной сфере, в сфере услуг. Изменяются демократические институты государства, политические права его граждан. Изменяются отношения между государствами и соответственно степени свободы отдельных людей, в том числе как субъектов труда. Изменяется уровень образования исполнителей и руководителей. Изменяется сам труд: в большинстве случае он предполагает все более высокую квалификацию исполнителей. В объеме трудовых функций постоянно возрастает «вес» интеллектуально емких технологий.

Обзор и адекватный анализ основных тенденций изменений в системе «субъект-объект» можно найти во многих учебных пособиях по социологии труда. В нашем учебном курсе мы выделим лишь три аспекта: изменения отношения человека к труду(мотивация, удовлетворенность трудом и др.) как к основе жизнедеятельности, изменения его отношения ко временикак к универсальной составляющей пространства жизнедеятельности человека, изменения отношения к себекак к важнейшему условию личностного роста и развития.

408Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Особенности трудовой мотивации, структура и основные факторы удовлетворенности трудом, успешности профессиональной деятельности находятся в сложных причинно-следственных отношениях с совокупностью факторов внешней среды и будут изменяться при любой динамике этой среды: в корпоративной культуре организации, при изменении квалификации, уровня образования субъектов, технологий труда и др. [43, 62, 86, 99, 113].

В концепции О. Н. Родиной почти половину факторов успешности профессионала составляют социально-психологические феномены: особенности самооценки субъекта, его оценок деятельности и отношения других к себе, его оценки коллегами, реальная эффективность их производственного взаимодействия, которая не может обеспечиваться без адекватного распределения и принятия соответствующих социальных ролей, и др. (рис. 13.1) [113].

Рис. 13.1.Структура и основные факторы становления оценки успешности профессиональной деятельности

Кратко отметим, что в начале XX в. крупнейшие теоретики и практики научного управления трудом, например Ф. Тейлор, А. Файоль, фактически не рассматривали социально-психологические факторы. Но уже в конце века в списках «функций управления», которые, по

13.1. Человек и социальная срела 409

мнению разных исследователей, должны реализовываться руководителем в практической работе, последовательно усиливается именно «социально-психологический блок» (функции воспитания, развития персонала и т. п.).

Очевидно, что изменения темпа труда и темпа жизни в целом не могут не отражаться и на структуре и функциональных отношениях всех мотивацпонных факторов [Врум, Герцберг, Мак-Грегор, Родина]. Изменяются даже базовые установки человека-деятеля с «Ищу работу там, где живу» на «Живу там, где есть удовлетворяющая меня работа». В середине XX в. такая установка стала нормой для экономически развитых стран (США, страны Западной Европы). В конце столетия этой установке все чаще следуют выходцы из Южной Америки, Африки, Азии. В управлении трудом появилась новая реальная проблема: «диверсификация рабочей силы и этика» [49, 86, 99].

Время как универсальная составляющая пространства жизнедеятельности человека.Физическое время — самый уникальный из жизненных ресурсов: необратимый и невосполнимый. С самого раннего детства у человека выстраиваются своеобразные и достаточно жесткие отношения с физическим временем (формы «структурирования времени» по Э. Берну: «ритуалы», «игры», «работа» и др.), обусловленные его физиологией, воспитанием («жизненными сценариями», «социальными ролями» и другими социально-психологическими механизмами как подсознательными регуляторами поведения), особенностями социальной среды (стартовой «социальной нишей», уровнем образования и благосостояния родительской семьи, наличием братьев и сестер, близких родственников, миграциями субъекта и активностью миграции населения в регионе и др.), жизненными целями, ценностными ориентациями, направленностью, смысловой реальностью, природной одаренностью, эмоционально-волевыми качествами и другими личностными особенностями (см. рис. 13.1) [1, 2, 7, 12, 24, 155].

Парадоксально, но с ростом благосостояния общества ускоряется и темп жизни. Люди стали быстрее ходить, меньше времени тратить на покупки, на разговоры с друзьями. Все чаще общение с последними становится удаленным (по телефону, через Интернет). В 1970-х гг. в «Лекциях о сокращении свободного времени» американский социолог Стефан Линдер предупреждал, что с ростом дефицита времени на смену таким досужим занятиям, как отдых за едой или неторопливая загородная прогулка, придут занятия, которые нужно будет делать быстро. Как образно заметил Чаплин Тайлер: «Время — наи-

410 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

более безжалостный и негибкий элемент нашего существования». Аналогична позиция представителя культуры Востока — индийского мыслителя Кришнамурти: «Время — это психологический враг человека».

Отношения человека с физическим временем транслируются па многие виды его активности, поведения и деятельности, трудовой в том числе. С одной стороны, труд выступает как важнейшая сфера жизнедеятельности человека, с другой — необходимой дополняющей труда является восстановление ресурсов его субъекта. В последние годы наблюдается тенденция возрастания частоты синдрома хронической усталости как самостоятельной нозологической единицы у лиц преимущественно среднего возраста, занимающихся умственным и управленческим трудом.

В настоящем пособии не обсуждаются биологические аспекты всех процессов взаимодействия человека с внешней средой, которая для подавляющего большинства из нас представлена социумом, ее наиболее структурированной формой. Поэтому в рассмотрение фактора «время» будут включены только его физические и психологические аспекты («психологическое время», «структурирование жизни», адекватные режимы трудовой активности, характер использования рабочего времени и т. п.).

Вероятно, пространство жизнедеятельности «искажается» также и как функция ускоряющегося развития технологий и экспоненциального роста новой информации. По-мнению одного из изобретателей микрочипа, Гордона Мура, быстродействие компьютеров — основы информационных технологий удваивается каждые 18 месяцев. По мнению многих экспертов, в ближайшем будущем объем информации будет удваиваться каждые 20 месяцев.

Экспонента динамики технологий труда прямо детерминирует как трудовые процессы, так и формы и темпы профессиональной подготовки и переподготовки людей. Динамичность технологий и ускорение темпа жизнедеятельности первоначально заявили о себе как проблемы управленческого труда (менеджеров, «белых воротничков»). В конце столетия проблемы характерны для все больших категорий работников, затягивая их в «водоворот» доминанты высокого темпа труда и жизни в целом (см. рис. 13.2).

Изнуряющие рабочие часы и высокая степень дефицита времени постоянно сопровождают жизнь работающего человека и далеко выходят за пределы предприятия, фирмы, офиса. Хронический дефицит физического времени и особенности восприятия людей, которым

1 3.2. Человек и организационная среда 411

не хватает времени, приводят к возникновению различных заоолева-ний. Так, инфаркт миокарда связан с чувством постоянной нехватки времени. Для человека с поведением типа А каждый следующий час несет в себе угрозу, и его борьба со временем увеличивает общее напряжение и враждебность. Временной прессинг вызывает выделение стрессовых гормонов, изменяет поведение, отношение ко многим сферам жизнедеятельности, устойчивые и стереотипные психологические реакции на разные жизненные явления (Жданов О. И., 2001). Понятно, что в небольшом учебном пособии тему «человек и время» едва ли можно представить в объеме, который соответствовал бы ее значению. В качестве краткого и последнего аргумента напомним название основного произведения выдающегося современного философа Мартина Хайдеггера — «Бытие и время» [136].

13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности

Выделим основные типы организаций по критерию возможности самореализации человека в их структурах как личности, как субъекта своей жизнедеятельности:

1. Государство.

2. Церковь.

3. Армия (военно-морской флот, военно-воздушные силы).

4. Государственные органы.

5. Производственные предприятия (АЭС, ТЭС и др.).

6. Транспортные предприятия.

7. Частные организации.

8. Высшие учебные заведения (университет), научные и научно-проектные организации (исследовательские институты, конструкторские бюро и т. п.).

9. Исторические и художественные организации (музеи, оркестры, хоры и т. п.).

10. Общественные организации.

Кратко охарактеризуем выделенные типы, исходя из предположения о роли формы и содержания деятельности во внешней детерминации поведения и трудовой активности человека.

41 2 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Государство, церковь, армия (военно-морской флот, военно-воздушные силы). Для организаций этого типа характерны жесткая оргструктура; редкие резкие смены парадигм развития и функционирования (революция, раскол, вооруженный переворот); преобладание эволюционных тенденций; основная функция — контроль и управление социальными процессами; консерватизм управления; узкий «диапазон субъективности».

«Матрицы профессионального поведения» субъекта и их гибкость исторически детерминированы. В качестве примера приведем некоторые эпитеты «профессионально успешных» субъектов — первых руководителей государств средневековой Европы: «кровавый», «жестокий», «беспощадный», «грозный» и т. п. Эпитеты — «тишайший», «блаженный» — исключения из правил.

В настоящее время первыми руководителями государства, как правило, становятся представители вполне определенных социальных групп (политических партий и др.), проводящие соответствующую интересам их групп политическую стратегию. «Зона вариативности» поведения руководителей (совершенно непринципиально, называют ли их руководителями либо декларативно — лидерами) есть лишь «тактика», определяющаяся совокупностью конкретных политических условий и их личностными особенностями. Но соотношение стратегии и тактики, понятно, различно.

Нередко руководители государства или церкви, по существу, не «хозяева» в своей организации, а лишь «менеджеры», которых доминирующие социальные группы нанимают на определенный период для решения своих актуальных и стратегических задач. Если к этому добавить вынужденное исполнение ритуального поведения главы социальной организации (государства, церкви), необходимость оперативно и публично реагировать на все сколько-нибудь значимые и «нештатные» внутренние и внешние события круглосуточно 365 дней в году, то вопрос реальной свободы самовыражения субъектов таких видов трудовой деятельности становится очевиден для любого добросовестного аналитика.

Добавим также, что в таких организациях массу ограничений и строгих регламентации имеют не только «первые», но и «последние», а именно рядовые работники. Качества, которые народный фольклор приписывает «прапорщикам», в большей или меньшей степени присущи и «генералам» жестких систем.

Понятно, что в таких организациях серьезные ограничения человека как субъекта труда и как личности компенсируются множест-

13.2. Человек и организационная среда 413

вом возможностей для удовлетворения разных личных потребностей, например благодаря использованию инструментов власти данной организации. Профессиональная деформации личности в таких системах — закономерное следствие. Исключения из правил здесь крайне редки и чаще обусловлены резкой динамикой социально-исторических условий (генерал Н. Бонапарт, генералиссимус А. В. Суворов, адмирал С. О. Макаров, адмирал флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов).

Государственные органы и производственные предприятия. Успешное функционирование организаций этих типов предполагает формирование тесных связей с местными организациями, с ключевыми фигурами в политической и экономической жизни региона. Издержки — возможность прямой или латентной приватизации организации ее руководителем.

«Матрицы профессионального поведения» субъекта и их гибкость детерминированы преимущественно совокупностью исторических, социальных, экономических, культурных, этнических, национальных условий. Красноречивые примеры — различия теории и практики менеджмента в начале, в середине и в конце XX в.; теории и практики менеджмента США и Японии.

В этих оргструктурах уже значим и со временем становится все более весомым «личностный фактор», т. е. возможности и способности человека коренным образом изменять находящуюся в его управлении систему (Генри Форд, Анри Файоль, Ли Яккока; наши соотечественники — конструкторы С. П. Королев, А. Н. Туполев; министр — С. К. Шойгу; врачи — С. Н. Федоров, Г. А. Илнзаров и др.). В середине минувшего века появляется обобщающий термин — «капитаны экономики».

Транспортные предприятия и частные организации. Успешное функционирование организации возможно лишь при условии, что ее активность адекватна совокупности конкретных условий. Оно подразумевает гибкость управления, быстроту смены стадий развития, парадигм развития, планов, инструкций, управленческих команд, персонала и др. Обычно это так называемые открытые организации с соответствующими характеристиками внутренней и внешней жизни.

«Матрицы профессионального поведения» субъекта и их гибкость детерминированы множеством типовых и конкретных условий. Это подтверждает сама динамика теории и практики менеджмента, теории и практики организационного развития, множество концепций стиля руководства, кадровой политики, подготовки персонала и др.

414 Глава 1 3. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности

Очевидно, что вышеуказанные оргструктуры способствуют активизации роли «человеческого фактора».

Высшие учебные заведе}шя, исторические, художественные и общественные организации. Их успешное функционирование также возможно лишь при условии адекватности и согласованности внешних и внутренних условий. Отсюда гибкость, демократичность и даже либеральность управления; быстрая смена стадий развития, парадигм развития, планов и др. Они изначально ориентированы на полноту самореализации субъектов и многообразие форм их связи с оргструктурой (рис. 13.2).

«Матрицы профессионального поведения» субъекта гибки и во многом детерминированы индивидуальными особенностями человека-деятеля. В организациях этого типа объективно заданные, согласованные с администрацией возможности самовыражения субъекта труда практически противоположны аналогичным в организациях первого типа.

В вузе, НИИ, КБ, научно-практических центрах кафедры, лаборатории, рабочие группы и даже институты нередко прямо и открыто («прозрачно») создают под конкретную персону (ученого, конструктора, изобретателя), так же открыто использующего возможности организации для воплощения своих научных концепций, проектов, замыслов (своей «кровной идеи» по Ю. В. Синягину). Яркие примеры — крупные ученые И. П. Павлов, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.; благотворительные организации — мать Тереза.

Именно типичные представители таких организаций в своих теоретических размышлениях, образцах отношения к труду, примерах поведения, отношений с миром в целом открыли феномены и ввели понятия «самоактуализация», «самодетерминация», «самореализация», «самоэффективность» и т. п.

Рис. 13.2. Хронология социальных детерминант поведения и трудовой

деятельности субъекта. 1-й рисунок — «прокрустово ложе», последующие

отражают расширение объективных внешних, организационно заданных

возможностей для самореализации личности

13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность 415

В целом можно констатировать, что возможности самореализации человека как субъекта труда во многом обусловлены внешними факторами, такими как историческая эпоха, основы власти в государстве и в конкретной организации, высота ее иерархии, стабильность ресурсов, развитие технической базы и специфических технологий, размер организации, стадии ее развития, квалификация и уровень общего образования руководителей и исполнителей, в ряде ситуаций — особенности их личности, особенности родительской семьи и первоначального жизненного опыта.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.