Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вооруженному противоборству




Тактико-специальная подготовка

Имеется множество видов подготовки к вооруженному противоборству, именуемых комплексно боевой или служебно-боевой подготовкой,

отличающихся по силовым структурам (в которых они проводятся), формам вооруженной борьбы, решаемым боевым задачам, типу используемого оружия, экстремальным ситуациям, категориям обучающихся и т.п. Рассмотрим ниже лишь несколько, относящихся к индивидуальной боевой (служебно-боевой) подготовке.

Тактико-специальная подготовка, как особый вид подготовки, призвана способствовать развитию у обучающихся нужных им боевых и морально-психологических качеств, обучить ориентировке в ситуациях вооруженной борьбы, принятию отвечающим боевым задачам решений и умению доводить их до победного результата. Она специализируется по видам боевых (служебно-боевых) действий и категориям обучающихся и решает задачи вооружения их1:

1 Узун Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях. — СПб., 1998.

• знаниями тактико-технических характеристик вооружения, специальных средств, индивидуальной защиты; основ их применения и тактики действий; тактических способов решения различных задач и в разных условиях; методики расчетов на бой и на взаимодействие с другими силами; средств и способов защиты от оружия массового поражения и др.;

• навыками и умениями работы с картами, ориентировки на местности, оценки обстановки, принятия тактических решений, расчета сил и средств, составления служебных документов; грамотного взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий; прогнозирования развития обстановки; работы с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; способам выживания при попадании в ситуации, противоречащие сохранению жизни (отсутствие воды, пищи, очень высокие или очень низкие температуры, нехватка кислорода в воздухе) и др.

В целом тактико-специальная подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на овладение профессионалами вооруженной борьбы тактическим мастерством, обеспечивающим эффективные действия в экстремальных ситуациях с наименьшими потерями. К ней относится практически все, что говорилось выше об организации и методической системе экстремальной подготовки.

Огневая подготовка

Важная роль в вооруженном противостоянии принадлежит мастерству использования оружия, которое формируется у профессионалов проведением огневой подго-

товки. Есть четыре категории оружия: боевое (военное и полицейское), гражданское (для личной самозащиты), спортивное и охотничье. Подготовка к использованию наиболее распространенного стрелкового оружия, — пистолета (револьвера) боевого, газового и пневматического; автомата (пистолета-пулемета), снайперской винтовки, подстволь-ного гранатомета и др. — обязательный вид индивидуальной подготовки лиц, имеющих право на их использование. Она в почете ныне из-за широкого распространения оружия среди населения, роста преступности и насилия в обществе, частых локальных войн, характерных ограниченными возможностями полного использования боевой мощи современных армий и активным использованием стрелкового. Происходящие перемены заставляют непрерывно совершенствовать огневую подготовку прежде всего из боевого стрелкового оружия с учетом всех современных особенностей и условий его применения.

Статистически, например, установлено, что вооруженное противоборство преступников и сотрудников правоохранительных органов с использованием ручного стрелкового оружия происходит в большинстве случаев

на расстоянии до 10 м. Тут трудно промахнуться, времени на прицеливание фактически нет, побеждает тот, кому удается быстрее произвести выстрел. Случаи гибели сотрудников и полицейских за рубежом чаще всего происходят при расстоянии в 1,5—2 м до преступника и связаны с запаздыванием в использовании оружия или отсутствием бдительности (по некоторым данным в 15—20% случаях сотрудники и полицейские погибают во время проверки документов, будучи пораженными из их же собственного оружия, выхваченного преступником у них или у напарника по патрулю)1. Применять оружие в 80% случаев приходится в условиях плохой видимости — сумерках или даже в темноте, исключающих классическую прицельную стрельбу. Успех нередко достигается после предупредительных выстрелов, использующихся для подавления воли и активности преступника. Стрелять в выпрямленной стойке, свойственной классической стрельбе — значит подставляться, когда кругом свистят пули. Нужна поза, минимально отличающаяся от естественной, обычной, не требующая лишних долей секунды на изготовку к стрельбе и уменьшающая площадь возможного поражения. Стрелять надо уметь в бронежилетах, пользоваться подходящим прикрытием, прибегать к определенной тактике действий, использовать приемы уклонения от поражения. Нужно уметь применять оружие на бегу, на улицах, в помещениях и т.п., где могут мешать находящиеся поблизости люди, автомашины, мебель и т.д.

Основу огневой подготовки составляло и составляет изучение правовых основ использования оружия, мер безопасности при обращении с ним, его материальной части, приемов и правил стрельбы, тренировки на тренажерах, отработка разных нормативов меткости и обращения с оружием. Классической основой мастерства стрелка издавна считалось умение держать оружие, занимать правильную позу, осуществлять прицеливание, правильно держать палец на спусковом крючке и осуществлять спуск и пр. Как бы предполагалось, что умение это делать в тишине и спокойствии тиров обеспечит успех в любой обстановке. Однако даже подготовка мастеров спортивной стрельбы опровергла эту надежду. При возникновении у стрелка в экстремальной ситуации (в том числе и на соревнованиях по стрельбе, особенно ответственных — чемпионатах, Олимпийских играх) психических состояний беспокойства, неуверенности, тревоги, сильного волнения, переживания ответственности, страха возникают неблагоприятные изменения в технике его стрельбы и, как следствие, снижение результатов. Отмечается увеличение времени прицеливания, нарушение техники воздействия на спусковой крючок («дерганье»), нарушение темпа и ритма стрель-

1 Обзорная информация. Зарубежный опыт. Выпуск № 6. США. Огневая подготовка полицейских. Особенности неприцельной стрельбы. Специфика стрельбы в движении. — М., 1996. — С. 6.

бы, замедление или ускорение подъема оружия при стрельбе по появляющимся целям, понижение точности подъема руки с оружием и ее переноса на следующую цель при стрельбе по движущимся целям и др.' Поэтому характерным ныне стало стремление максимально приближать огневую подготовку к реальным обстановочным и психологическим условиям использования оружия.

Справедливости ради надо сказать, что необходимость этого понималась и раньше. Например, еще в 1930 г. Н.Ю. Ознобишин писал: «...необходимо добиться того, чтобы попадать в мишень-силуэт, не целясь, даже не глядя на оружие, как с правой, так и с левой руки и принимая самые разнообразные положения — сидя, с колена, стоя на коленях, лежа, сидя за столом и т.д.»2. Такой стрельбе обучали раньше персонально только разведчиков, диверсантов, десантников. Ныне такая необходимость возникла при обучении всех, кто имеет право на ношение и использование оружия.

Теперь профессионалов учат применять оружие3:

• с мгновенной оценкой правомерности его применения в конкретных ситуациях;

• с исходной стойки с быстрым выхватыванием оружия из кобуры (и разных специальных видов ее) и с позы ожидания;

• с близких дистанций методом неприцельной (называемой еще инстинктивной, рефлекторной, навскидку, в упор, без прицеливания, пойнтфартинг) стрельбы;

• с позиций стоя, от бедра, от пояса, с колена, лежа на спине, на боку (с упорами и поддержкой), сидя;

• с левой и правой руки;

• с двух рук (такая стрельба обеспечивает более устойчивое положение оружия и при этом лучше защищается самый важные орган стреляющего — сердце);

• при обычном хвате, со сваливанием на 90 градусов, двумя руками с поддержкой под рукоятку, за запястье, сбоку;

• стоя во фронтальной стойке, правосторонней, левосторонней;

• с опорой и без опоры;

1 Торопов В.А. Огневая подготовка. — СПб., 2000. — С. 207—208.

2 Ознобишин Н.Ю. Искусство рукопашного боя. — М., 1930. — С. 16.

3 Инстинктивная стрельба. Зарубежный опыт огневой подготовки //Экспресс-информация. — М., 1992; Хвастунов А.А. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей практики применения оружия сотрудниками органов внутренних дел. — М., 1996; Практика применения и использования оружия сотрудниками органов внутренних дел (информационно-аналитический обзор) — М., 1998; «Курс стрельб из боевого ручного стрелкового оружия сотрудниками ОВД РФ (КС-98)»; Лавров В. Совершенствование стрелковой подготовки сотрудников органов внутренних дел //Профессионал. 1999. № 4 (30). — С. 23—28; Торопов В.А. Огневая подготовка. — С. 208—222.

• в движении и удержании оружия на уровне подбородка (обеспечивающем лучший обзор и немедленную готовность к стрельбе);

• при скоростной стрельбе, с жестким ограничением времени;

• методом двойного (спаренного) выстрела;

• с поражением внезапно появляющихся одиночных и движущихся целей;

• по нескольким внезапно появляющимся целям с переносом огня по фронту;

• на открытой местности, улице, лестничной площадке, в подъезде, помещении, в лесу, парке, магазине, из окон и пр.;

• в любую погоду;

• в условиях слабой освещенности, при использовании приборов ночного видения, светящихся насадок, патронов с трассирующими пулями;

• на свет и звук без прицеливания;

• с поиском укрытия и из-за укрытий («баррикадная» стрельба, обеспечивающая большую защищенность стрелка);

• с одновременным применением приемов уклонения от поражения противником;

• в бронежилетах;

• в условиях, имитирующих преследование противника, в движении;

• из салона движущейся автомашины по неподвижной и движущейся цели, вперед, вправо, влево, назад;

• сразу после бега или иной физической нагрузки;

• в паре с прикрытием и перемещением партнера;

• с быстрой сменой условий и использованием нескольких способов стрельбы.

Пока мало выполняется стрельб с выполнением уклоняющихся действий (резкой сменой позиции, падением, перекатом, кувырком, применением кривой ухода с линии огня — «маятника» и пр.). Они должны предваряться имитацией стрельбы с выполнением частых и глубоких наклонов, выступов в стороны, поворотов туловища, стремительных приседаний, бега противоходом с постоянным визуальным контролем над действиями противника.

В боевую подготовку личного состава сухопутных войск Сибирского Военного округа в середине 90-х гг. были внесены изменения, приближающие условия стрельб к боевым. Обучающимся во время тактических занятий запрещалось перемещаться до тех пор, пока не поражен пулемет «противника» (угроза гибели без уничтожения пулеметчика велика), открывать огонь с места падения и производить без смены позиции более двух выстрелов (третью очередь в боевой обстановке не позволит сделать снайпер

противника), совершать перебежки, длящиеся более 5—6 секунд и с малой скоростью, требовалось стрелять вдвоем, в том числе из-за спины товарища. На стрельбище воспроизводились шумовые эффекты боя, слышались крики раненых, были разбросаны муляжи трупов с элементами внутренностей. Перед отправкой в Чечню все подразделения проходили этап боевого слаживания, отрабатывали тактические приемы боевых действий в городе, в окружении, в засаде и др. Результат проявился в реальных боевых столкновениях, в которых сибиряки показали высокий уровень подготовки и почти не понесли потерь1.

Порой упражнения с применением приемов уклоняющихся действий неохотно выполняются некоторыми обучающимися из-за ложного комплекса «стыдливости, недостойности». Для отучения от такого пренебрежения в США для имитации стрельбы противника инструкторы применяют специальные пистолеты, заряженные красящими пулями. Попадание ее в обучающегося стрелка, пренебрегающего мерами безопасности, вызывает у «героя» болезненные мысли, и он начинает серьезно стараться, чтобы не быть «убитым».

При проведении психологической подготовки к стрельбе в обстановке, приближенной к реальной, помимо создания описанных выше ситуаций, у обучающихся вырабатываются:

• умение управлять своим состоянием, «брать себя в руки» (см. п. 8.1);

• целеустремленность, настойчивость, решительность;

• умение концентрировать внимание на главном в стрельбе и на технике стрельбы, не «гнаться за десяткой»;

• привычка постоянно заботиться о личной безопасности при перестрелке, снижении вероятности получения ранения или потери жизни;

• привычка не допускать «туннельного» зрения — его сужения с потерей контроля за происходящим вокруг, а в целях личной безопасности осуществлять последнее «боковым зрением»;

• привычка не делаться глухим при стрельбе, а слышать предупреждения своих коллег об опасности и держать связь с ними;

• устойчивость к звуковым и иным помехам.

Сильное психологическое воздействие, особенно на новичков, впервые попавших в боевую обстановку, оказывает свист пуль, пролетающих над головой. Имитация таких звуков осуществляется обычно с помощью магнитофонов. Есть и другой опыт: полигон, стрельбище оборудуются траншеей (окопом), прорытым поперек линии стрельбы вблизи мишеней; сверху они прикрываются надежно закрепленной густой и прочной решеткой (для безопасности); выход

1 Копылов В. Сибирский характер закаляется только в ратных буднях //Ориентир. 1997. № 2. - С. 20-23.

из траншей делается (тоже для безопасности) далеко за пределами сектора стрельбы. Обучающиеся, свободные в данный момент от упражнений и ожидающие своей очереди, заводятся в траншею организованно, по командам и под руководством старшего, назначенного и проинстуктированного руководителем стрельб. Находясь в траншее, они имеют возможность многократно слышать над головой свист и шлепанье пуль по мишеням, постепенно привыкая к этим звукам и не реагируя повышенным внутренним напряжением.

Любопытный эпизод из Великой Отечественной войны приводит в своих воспоминаниях командир эскадренного миноносца. «Ночь. Кромешная темнота. Затемнение. Стоим у нефтяного причала в Новороссийске. На мостике, в двух шагах, ничего не видно. Неожиданно город начинает бомбить авиация врага.... Вдруг слышу нарастающий свист бомбы и, ожидая взрыва, невольно втягиваю голову в плечи. Но взрыва почему-то нет. Опять свист бомбы — и опять нет взрыва. Что за чертовщина? — думаю. Неужели бомбы с замедленным действием? Машинально иду вокруг сигнального мостика, также машинально останавливаюсь и совсем рядом слышу этот неприятный свист. В проблеске света от вспыхнувшего зарева хватаю за рукав человека и тихо спрашиваю:

— Ты кто?

— Старшина второй статьи Куликов, — докладывает он.

— Ты что же это пугаешь? Черт тебя подери.

Воздух вздрогнул от разрывов, а он спокойно отвечает:

— Товарищ командир, это я приучаю наших сигнальщиков, чтобы не боялись свиста бомб, не терялись при разрывах, чтобы не прекращали наблюдения. Теряются. А я как свистну, так и увижу, у кого голова полезла в бушлат. Тут я его голубчика на чистую воду и вывожу...засекаю, одним словом... Психологически воспитываю».

Современная огневая подготовка может быть успешной при наличии учебно-материальной базы, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия стрельб, максимально приближенные к реальным. Традиционные полигоны и закрытые тиры стремятся оборудовать так, чтобы можно было моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный огонь «противника». Нередко они оборудуются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (например, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма). Широко распространен у нас стрелковый тренажер СКАТТ. Активно используются компьютерные программы, передающие на экран-мишень изображения противника в задаваемых ситуациях (с наведенным оружием, убегающего, нападающего с захваченным заложником и т.п.). Обучающийся стрелок обязан мгновенно сориентироваться и принять решение на применение оружия. Используются и

электронные тиры, имеющие экран с вогнутой поверхностью, создающий иллюзию объемного пространства. Стрельба ведется из лазерного пистолета с учетом динамической ситуации, создаваемой на экране; на нем сразу появляются и отметки: при промахе — синего цвета, при ранении противника — желтого, при попадании в жизненно важную точку тела (смертельное ранение) — красного. По окончании стрельбы в нижней части экрана высвечивваются итоговые показатели: время стрелявшего (с момента появления необходимости применить оружие и до начала стрельбы), количество сделанных выстрелов, достоинства попаданий и количество промахов.

Современное техническое оснащение позволяет реалистично проводить двусторонние тактические игры с отработкой ситуаций вооруженной борьбы и применением стрелкового оружия1. Одна из них — пэйнтбол («красящий шарик»). Основная ее задача — формировать и совершенствовать у обучающихся тактические навыки ведения борьбы с противником, взаимодействия в группе, привычку и умение обеспечивать собственную безопасность («выживание»). Участники игры снабжаются специальным пневматическим оружием (желательно по внешнему виду, тяжести совпадающему с личным боевым), стреляющем красящими шариками, безопасными для человека. Отрабатываются разные боевые ситуации, а итог игры виден наглядно на внешнем виде ее участников. При разборе анализируется и правильность тактики их действий. Пока пэйнтбол распространен в основном за рубежом.

Другая игра — лазерный бой. Каждый участник надевает специальный жилет с датчиками и берет специальное учебное оружие, схожее по внешнему виду с пистолетом-пулеметом и испускающее лазерный луч при нажатии на курок, оно же запрограммировано так, что фиксирует тех, кто поражен из него; сколько раз поражен его обладатель и передает эту информацию на компьютер руководителя игры. В игре может участвовать до 16 человек. После игры каждый ее участник получает распечатку с соответствующей информацией.

Не утратили свое значение в огневой подготовке и соревновательные игры «Ипподром», «Турнир», «Дуэль», проводившиеся в прошлом2.

Больше, чем прежде, стало уделяться сейчас внимания подготовке снайперов, роль которых возросла и при борьбе с террористами, бандитами и в боевых условиях локальных войн. Их обучают3 маскировке и выбору позиции, отличному знанию возможностей своего оружия и свойств патронов, умению работать с ветром и на различных дистан-

1 Торопов В.А. Огневая подготовка. — С. 247—248.

2 См. подробнее: Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. — М., 1981.

3 Куделин А. Стрелковая подготовка снайпера //Профессионал. 2000. № 5 (37). — С. 38—39.

циях, технике стрельбы. От снайпера требуется понимание всех тонкостей успешной стрельбы. Самое сложное — умение целиться и нажимать на спусковой крючок. Самое дорогое — использование боезапаса, ибо снайперу надо упражняться в стрельбе ежедневно и помногу. Дешевый и эффективный дополнительный способ — регулярные тренировки на компьютерных стрелковых тренажерах СКАТТ. Техника стрельбы должна быть отработана снайпером до предельного совершенства. При упражнениях отрабатывается распределение внимания на трех элементах: прицеливании, нажатии пальцем на спуск и удержании оружия при выстреле. Снайпера учат правильно располагать глаза при прицеливании, согласовывать работу пальцев с мышцами, удерживающими оружие. Не допускается долгое прицеливание, ибо внимание при этом непроизвольно переносится с прицеливания на мишень. Отрабатывается техника удержания оружия, на которую влияет тремор мышц (усиливающийся при психических состояниях снайпера, отклоняющихся от оптимального), некоординированная работа их и пульсация под влиянием работы сердца (она значительно усиливается при стрельбе в боевой обстановке). Со снайперами проводится аутогенная тренировка, которая вырабатывает возможность четко чувствовать удары сердца в любой части тела, особенно в указательном пальце. До тонкостей доводится техника нажатия на спуск: постепенно усиливающееся нажатие, небольшими порциями в моменты пауз между пульсациями сердца и мышц так, чтобы выстрел произошел между очередными ударами сердца.

Подготовка

Профессионалов

К единоборству

С вооруженным

Преступником

Вооруженное единоборство — одна из форм боевой (служебно-боевой) деятельности, требующая разносторонней индивидуальной подготовки. Основной целью ведения единоборств служит психическое и физическое принуждения противника к капитуляции, отказу от ведения борьбы. Физическое

принуждение — воздействие на тело, при котором противник лишается двигательной свободы, психологическое — воздействие на психику, приводящее к слому его воли к сопротивлению и убеждающее в бесполезности дальнейшего сопротивления.

Например, на основе изучения опыта задержания вооруженных правонарушителей, оказывающих сопротивление сотрудникам правоохранительных органов, B.C. Новиковым1 разработан комплекс основных психологических приемов воздействия на правонарушителей, рекомендуемый для изучения и использования:

' Новиков B.C. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции на упреждение действий правонарушителей (правовой и психологический аспекты). - М., 1999. - С. 295-309.

. прием личной установки на приоритетность психического принуждения над «физическим»;

• прием алгоритма своих юридически обязательных действий для данного криминального конфликта до начала психологического и физического противоборства;

. прием использования формальной социальной роли и социального статуса сотрудника (поведение, которое ожидается гражданином от сотрудника правоохранительного органа в криминальном конфликте и сопровождается принудительными юридически обязательными решениями и действиями — напоминаниями, разъяснениями, предупреждениями и пр.);

• прием рефлексивного управления криминальным конфликтом и действиями правонарушителя (предвидения возможных действий правонарушителя и управления его рефлексивными размышлениями);

. прием обеспечения личной безопасности в процессе психического принуждения1;

. прием констатации реальной угрозы, нахождение представителя власти в состоянии необходимой обороны и правомерности применения им оружия2;

. прием демонстративного обнажения оружия, приведения в боевую готовность с одновременной подачей команды (например, «Милиция, не двигаться»);

. прием угрозы применения оружия без предупреждения в случае попыток напасть на сотрудника (для психологического принуждения правонарушителя).

В педагогическом исследовании, выполненном Ф.М. Зезюли-ным3, был установлен комплекс компонентов подготовленности сотрудника к борьбе с вооруженным преступником. Он отражен, в частности, в формуле:

П= \,0Ит + 0,78 Ф + 0,73 Т + 0,85 Ог + 0,92Я+ 0,70 А/+ 0,90Д

где: Ит — индивидуально-тактическая подготовленность, Ф — физическая, Т — тактическая, Ог — огневая, П — профессионально-психологическая, М — морально-психологическая, В — волевая. Коэффициенты — вес каждого из компонентов.

1 Официальная статистика за 1992—1998 гг. указывает на то, что применение табельного огнестрельного оружия сотрудниками милиции из года в год прогрессивно снижается (с 2205 фактов в 1992 г. до 700 в 1998 г.), но одновременно наблюдается противоположная тенденция увеличения их ранений и гибели (в 1992 г. погибло 200, ранено 380, а в 1988 г. — 255 и 474 соответственно).

2 По статистике последних лет сотрудникам милиции приходилось применять оружие при нападения на них (40% случаев), в случаях оказания вооруженного сопротивления при задержании, попытках правонарушителей скрыться, бежать из-под стражи и насильственного освобождения задержанных (40% случаев), при пресечении попытки завладеть его оружием (16% случаев), при защите граждан от нападения, опасного для их жизни и здоровья, и освобождении заложников (4% случаев).

3 Зезныин Ф.М. Организация и методика подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России к действиям против вооруженного правонарушителя. — Владимир. 1997.

По-видимому, схожий комплекс лежит в основе подготовки и других профессионалов силовых структур, которым приходится участвовать в вооруженных противоборствах, хотя он может содержать и дополнительные компоненты, например, интеллектуальную подготовленность, техническую, психофизическую, к обеспечению личной безопасности (в построениях Ф.М. Зезюлина она, как и подготовка к ведению переговоров, была включена в профессионально-психологическую), медицинскую и иные.

Подготовка

Специалистов

По безопасности

Бизнеса

К распространенным опасным профессиям ныне принадлежат специалисты по безопасности бизнеса, телохранители. Их деятельность предъявляет высокие требования к экстремальной подготовке1.

Прежде всего, специалист по безопасности бизнеса — не просто человек, владеющий техническими приемами. Он должен быть человеком с определенными качествами и поэтому до подготовки надо отобрать кандидатов, осуществив психологический отбор. Идеальный специалист по безопасности должен быть личностью, обладающей порядочностью, честностью, верностью долгу, иметь нормальную цель в жизни. Это должен быть надежный, серьезный человек, на которого можно всегда положиться, не способный ради сиюминутных выгод или сомнительных предложений предать доверившихся ему людей и бросаться в авантюры. Не подходят люди с «тяжелым» характером, обидчивые, злопамятные, слишком много о себе воображающие, болтливые, нервные, неуравновешенные. Интеллект их может быть в пределах нормы, но важны находчивость, сообразительность, быстрота оценки обстановки, склонность к анализу, предвидению, планированию действий, доведению начатых дел до конца, извлечению уроков из опыта. Психофизиологические качества идеального специалиста по безопасности: быстрота реакций, быстрая переключаемость и концентрация внимания, чувство времени, эмоциональная устойчивость, координация движений.

Специалист по безопасности бизнеса не обязательно должен быть широкоплечим атлетом высокого роста, с пудовыми кулаками, обладателем «черного пояса» по каратэ и кикбоксингу. Ему нужна разносторонняя специальная подготовка познания в информационно-аналитической работе, в оперативной работе, в социальной психологии и психологии личности, знание основ банковского дела и бухгалтерского учета, основ менеджмента и маркетинга, гражданского и уголовно-

1 Излагается частично по книге: Тарас А.Е. Безопасность бизнесмена и бизнеса. — Минск. 1996.

го права, владения методами разведки и контрразведки. Конечно, ему щ нужна и хорошая физическая подготовка, огневая, по самозащите без ■■ оружия, тактике обеспечения безопасности охраняемых объектов и лиц. Грамотный специалист обязан уметь:

• разрабатывать комплексные меры по обеспечению безопасности коммерческих фирм и личной безопасности ее руководства;

• осуществлять защиту конфиденциальной информации, в том числе хранящейся в компьютерной памяти;

• применять технические средства скрытого наблюдения и прослушивания;

• противодействовать проведению аналогичных мероприятий конкурентами;

• разбираться в финансовой отчетности;

• заниматься профилактикой правонарушений в фирме, проводить внутреннее расследование случаев воровства, мошенничества, саботажа и финансовых преступлений;

• организовывать проверки (в том числе негласные) благонадежности сотрудников фирмы;

• предупреждать (выявлять) случаи сотрудничества работников фирмы с конкурентами или криминальными структурами;

• взаимодействовать со следственными органами и милицией при расследовании преступлений, правонарушений и происшествий;

• готовить документы, содержащие информацию и анализ финансово-экономического положения партнеров, конкурентов и потенциальных клиентов;

• разрешать конфликты между сотрудниками фирмы;

• использовать различные силовые приемы, средства и оружие (при наличии разрешения на пользование им) для защиты охраняемых объектов и лиц от преступных посягательств.

За рубежом развита система подготовки сотрудников служб безопасности бизнеса. Начата такая подготовка и у нас, однако ею охвачена незначительная часть сотрудников, а получившие краткосрочную подготовку, как правило, во многом не соответствуют изложенным выше требованиям.

8.6. Экстремальная подготовка групп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...