Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость особой подготовки групп




Человек попадает в экстремальные ситуации зачастую в составе групп. Есть виды деятельности, где это происходит практически все-

гда, например в деятельности экипажей самолетов, наземных бое-

вых машин, морских судов и военных кораблей, отрядов специального назначения правоохранительных органов (ОМОН, СОБР, ОСН и др.), подразделений пожарной охраны, воинских подразделений и частей, аварийно-спасательных групп, шахтеров, трудовых бригад, при авариях на производствах, семье и т.д. Иначе говоря, ситуации, когда нельзя поступать по принципам «что хочу, то и делаю» и «кто во что горазд» нередки. Каждому надо уметь действовать так, как оркестрант, ведущий свою мелодию в многоголосом звучании оркестра, в согласии с другими оркестрантами и под руководством дирижера.

В крупномасштабных экстремальных ситуациях возникает необходимость и в более сложных действиях, когда согласовывать их приходится целым группам, например, ударным, захвата, прикрытия, поддержки, блокировки, снабжения или как при антитеррористической операции в Чеченской республике — подразделений и частей сухопутных и военно-воздушных сил, внутренних войск, милиции, федеральной службы безопасности, местных органов власти.

Представление о том, что достаточно собрать в одну группу индивидуально хорошо подготовленных специалистов или объявить о необходимости взаимодействия отдельно подготовленных групп, и проблема совместных успешных действий будет решена, ошибочно.

Показателен пример из области спорта. В 2000 г. на первенство мира по хоккею с шайбой от России поехала команда, состоящая из россиян, играющих за рубежом. Там они числились сильнейшими игроками Канады, США, Австрии, Германии, но играли в разных клубах. И у нас, и за рубежом, да и сами игроки, думали — победа в чемпионате обеспечена.

Собравшись буквально в последние дни и часы, команда и тренеры решили, что сыгранность возникнет сама собой в первых играх. Первую игру со слабой командой зарубежные россияне выиграли. Все другие, и со слабыми, и с сильными командами, проиграли, показав самый худший результат за всю сорокалетнюю историю участия нашей команды в первенствах мира.

Подготовленность группы вообще, а подготовленность к действиям в экстремальных ситуациях в особенности, бесспорно зависит от мастерства каждого ее члена, но дополнительно, причем в решающей степени, она определяется особыми характеристиками группы как коллектива и как профессиональной единицы. Кроме того, что принципиально важно, уверенные действия группы повышают экстремальную устойчивость и успешные действия каждого.

Экстремальная

Подготовленность

Группы

Группа, как социальный объект и субъект деятельности, представляет собой общность людей, обладающих групповой психологией. Это система индивидуально-психологических систем (т.е. психо-

логии ее членов). Психологии группы — целостный, системный,

качественно своеобразный социально-психологический феномен, отличный от индивидуальной психики. Она — интегральный продукт опыта совместной жизни и деятельности членов группы, их взаимодействия и общения. Возникновение психологии группы — образование, обогащение и упрочение незримых, но мощных социально-психологических связей-«нитей», объединяющих психологически и физически сближающих членов группы, сплачивающих их в социально-психологический монолит и превращающих разрозненных индивидов в мощную силу. Психология группы, возникнув, оказывает влияние на психологию своих членов и их поведение, благоприятное или негативное в зависимости от того, какова она сама.

Понятно, что действия группы в экстремальных ситуациях зависят, помимо индивидуальной подготовленности ее членов, от тех связей, которые превращают ее в психологическую целостность, обладающую социально-психологическими свойствами, обнаруживающимися в ее взаимодействии с окружением1. Для экстремальных условий важно прежде всего то, что характеризует ее экстремальную подготовленность, а именно:

уровень развития группы как коллектива;

групповое экстремальное (боевое) мастерство.

Психологическое

И педагогическое

Сплочение группы

Как коллектива

Психология группы структурно образуется взаимоотношениями, общением, взаимодействием членов группы и групповыми массовидными явлениями: групповыми целями, потребностями, интересами, стремлениями, мотивами, групповым

мнением, взглядами, предрассудками, слухами, групповыми настроениями, групповыми нормами, обычаями и традициями и др. Каждая группа имеет и педагогические характеристики: образованность, культурность, воспитанность, обученность, развитость. Главное, конечно, качественные особенности их, т.е. каковы групповые цели, каково групповое мнение, каковы настроения, какова воспитанность и обученность и др. Поэтому подготовка группы включает качественное совершенствование ее психологических и педагогических характеристик, приведение их в соответствие с требованиями экстремальных ситуаций. Для оценки способности группы к действиям в экстремальных ситуациях важен уровень ее психологической и педагогической развитости (сформированности):

1 Более подробные обоснования специфики психологии группы, ее свойств, образующих ее социально-психологических явлений см.: Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999; Андреева Г.М. Социальная психология — М., 2000; Социальная психология /Под ред. проф. А.М. Столя-ренко. — М., 2001 и др.

• низкий — группа раздроблена, разобщена. В ней нет единства, взаимопонимания, стремления к достижению общей цели, нет и сотрудничества, общая работа не спорится и мало результативна. Низка организованность, дисциплина, нет уважения к соблюдению норм поведения в группе, у ее членов слабо развиты чувства групповой и личной ответственности, чувство чести группы в ее психологии отсутствует;

• высокий — группа сплочена и хорошо подготовлена, ее характеристики близки к требованиям успешной совместной жизни и деятельности. Ей присуща общая деловая активность, общая нацеленность на качественное решение главной задачи, ради которой она создана и существует. Группа воспитана и управляема, в ней здоровое общественное мнение, настроения, традиции и обычаи, нормы поведения, взаимоотношения, отношения коллективизма, солидарности, сотрудничества, долга и ответственности, взаимной благожелательной требовательности, уважения, товарищества, поддержки, помощи. Чувство чести группы, соблюдение чести, доброго имени, авторитета в психологии такой группы — не фикция, а действенные регуляторы поведения еео членов;

• средний — промежуточный между высшим и низшим уровнями.

Уровень развития группы по аналогии с тем, что говорилось в гл. 5, можно было бы назвать общей экстремальной «способностью» группы. Не надо быть специалистом психологом или педагогом, чтобы понять, что группа низкого уровня развития, попав в экстремальную ситуацию, только осложнит ее и положение своих членов. Скорее всего большинство их будет действовать во имя собственных интересов, спасения, презрев других; показатели совместной работы ухудшатся еще больше; возможен полный или частичный распад группы, потеря управляемости ею, велика вероятность паники. Только группа высокого уровня развития имеет шанс выдержать экстремальные испытания с честью, умножить свои успехи.

«Сила нападения эскадрона кавалерии или полка пехоты, существенно отлична от суммы тех сил, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы», — писали К. Маркс и Ф. Энгельс1. Иначе говоря, если представить себе полк, состоящий из 1000 пехотинцев и математически выразить потенциальную силу каждого единицей, то нельзя сказать, что сила полка всегда равна цифре 1000. Не вдаваясь в тонкости математических зависимостей, выявленных в современных исследованиях групповой деятельности, отметим лишь то, что полк со средним уровнем социапь-

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 23. — С. 337.

но-психологического и педагогического развития может, условно говоря, показать силу, равную величине 200—700, с низким — и того меньше. С высоким же — не только 1000, но и 2000—3000. В самом деле, сплоченная и хорошо подготовленная группа, охваченная боевым азартом, воодушевлением, трудовым подъемом, с полной уверенностью людей друг в друге, взаимной поддержкой, согласованностью действий и управляемая авторитетным руководителем, способна в критические минуты творить чудеса, делать, казалось бы, невозможное.

В группе высокого уровня развития создается такая атмосфера, в которой каждый ее член показывает все, на что способен. Когда рядом с человеком уверенно действующие и владеющие собой люди, которым он доверяет, с которыми дружит, то и его личная стойкость и эффективность деятельности высоки. Если же он видит вокруг дезорганизованную и не поддающуюся управлению группу, истерические выкрики, поведение индивидуалистов, заботящихся только о себе, то его состояние и стойкость подвергаются серьезным испытаниям. Трус среди трусов — втройне трус, трус среди героев — герой. Группу людей, занимающуюся государственно-, общественно и лич-ностно значимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социально-психологического и педагогического развития, благоприятными для личностного развития ее членов отношениями и социально-психологической атмосферой (климатом) называют коллективом1. Не только общественно, личностно, но и экстремально значима работа по повышению уровня социально-психологического и педагогического развития группы (персонала трудовой, общественной, военной организации, семьи, общественного формирования, спортивной команды и др.), налаживанию в ней отвечающих признакам коллектива взаимоотношений людей (уважения, доверия, дружбы, товарищества, коллективизма, авторитета), взаимопонимания, взаимодействия, общности целей, стремлений, мнений, традиций, обычаев, настроений, требований к себе, уважения каждым групповых норм поведения, достижения организованности, дисциплины и пр., т.е. созданию, в итоге, подлинного коллектива. Это забо-

1 Криминальные группы, которые могут отличаться высокой организованностью, сплоченностью, единством действий, тем не менее, не относятся к коллективам, так как: а) они заняты не общественно полезной, а антиобщественной деятельностью, б) воздействие их на своих членов ведет их не к цивилизованному личностному росту и самоутверждению, а к социальной и моральной деградации, к выключению из цивилизованных отношений людей, противопоставлении себя интересам честных и культурных граждан. Эти негативные характеристики противоположны общим интересам, потребностям развития общества, стремящегося создать равные, свободные, правовые, благоприятные условия жизни для всех граждан и отвечающие тенденциям цивилизованного развития.

та не только руководителя, начальника, командира, старшего, но и каждого члена коллектива, ибо она отвечает и общим и индивидуальным интересам.

Когда мы встречаемся с фактами некачественных или безобразных действий группы, частых нарушений социальных, моральных и правовых норм поведения ее членами, их предательства, трусости, «шкурного» поведения, то в числе причин их обязательно находятся и недостатки сформированности группы как коллектива.

Для уверенных действий группы в экстремальных ситуациях имеют значение все характеристики ее как коллектива, но наиболее значимы:

• социальная, моральная, патриотическая, профессиональная, житейская зрелость основных показателей жизни и деятельности группы как коллектива (целей, устремлений, социальных, моральных, групповых ценностей и ориентиров поведения, отношений, взглядов, мнений, оценок, групповых норм поведения и др.);

• ценности коллективизма, взаимного уважения, искренней поддержки, помощи, дружбы, товарищества, открытости, преданности, честности;

• справедливость, гуманность, правомерность, организованность, дисциплина в жизни и деятельности, влиятельность демократических институтов (общественных формирований и уполномоченных коллективом лиц);

• авторитет руководителей, уважение их не только как должностных лиц, но как личностей, подлинных лидеров;

• сплоченность, как показатель единства, одобрения, поддержки, защиты всеми членами коллектива (или подавляющим большинством) коллективистских характеристик жизнедеятельности и их прочности.

Опыт многих поколений людей учит ценить единство и сплоченность и находит отражение во множестве пословиц и поговорок: «в единстве сила», «сплоченные люди сильны», «единство делает сильным каждого», «плечо в плечо — плечи шире», «общими усилиями и лысую девку можно вьщать замуж» и др.

Значимость сплоченности групп высоко оценена людьми в опыте войн — самых трудных испытаний человека и человеческих общностей разного масштаба. Богатейший опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что массовая стойкость и героизм были порождением не только высоких качеств наших воинов, но и сплоченностью отделений, взводов, экипажей, рот, более крупных воинских групп, а также всего народа.

Это подтверждается и опытом боевых столкновений в локальных войнах новейшего времени: боевых действий в Афганистане, арабо-израильских войн на Ближнем Востоке, англо-аргентинского военного конфликта из-за Фольклендских островов, событий последнего времени на Балканах. Боевые группы, состоящие из дружных воинов, хорошо знающих друг друга, сработавшихся, проявляли большую стойкость, боевую активность и ре-

шительность, и успех был на их стороне. Стремление не подводить товарищей, желание быть солидарным с другими, страх потерять их уважение придавали силы каждому воину.

В вооруженных силах разных государств большое внимание уделяется ныне созданию в воинских подразделениях «системы товарищеской поддержки». Воинов специально учат и побуждают наблюдать в боевой обстановке за соседями, оценивать их психическое состояние и поддерживать жестами, мимикой, словами, личным примером действий. Считается, что уверенность в сослуживцах, в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным фактором боевой стойкости. В США в начале 80-х гг. ввели «полковую систему комплектования», предполагающую создание подразделений, состоящих из жителей одного штата, а экипажей — из родственников. Аналогичные попытки предприняты и в ряде военных округов Вооруженных Сил России1.

О том, как сплачивать коллектив, написаны целые педагогические и психологические библиотеки. В нашей стране имеется богатый положительный опыт такой работы; к нему присматриваются, его изучают во многих, даже высокоразвитых, странах мира. Тем более, нам надо не только знать его, но и повседневно воплощать в практику совместной жизни. Этот опыт, как надежный «опорный щит», обеспечивает безопасность жизнедеятельности и группы, и ее членов.

Групповое

Экстремальное

(боевое) мастерство

Мастерство группы (групповое мастерство) — особый феномен, отличие которого от индивидуального (одиночного) мастерства принципиально такое же, как психологические и педагогические

характеристики индивида и группы. В большинстве профессий и видов деятельности нужный результат достигается совместными действиями с распределением обязанностей в бригаде, цехе, фирме, экипаже, отряде, воинском подразделении и др. Поэтому индивидуальное мастерство неполноценно, если человек не подготовлен к четкому согласованию своих действий с действиями других. Суть группового мастерства — в налаженных связях между совместно работающими людьми. Его особенности, проистекающие из требований экстремальных условий — показатели группового экстремального {боевого)1 мастерства. Выделяют три группы таких особенностей (элементов). 1.Отработанность организации — четкое и прочное овладение каждым и всеми членами группы (в том числе и руководителем) организационного порядка в жизни и деятельности

1 Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. — М., 1998. — Часть И. - С. 200.

2 Слово «боевое» может показаться кому-то претенциозным, как излишне обобщенно употребляемое здесь прилагательное. Но такова практика. «Боевым» именуют свое мастерство не только военные, но и спортсмены, спасатели, пожарные, юристы и др.

группы и практической подготовленности к его поддержанию и укреплению. Она связана с формированием:

организационных знаний членов группы — знание своего места в группе, прав, обязанностей, ответственности, действий и других членов группы, с которыми надо согласованно взаимодействовать;

навыков организационного взаимодействия членов группы — практической, уверенной, автоматизированной реализации организационных знаний;

навыков взаимопонимания — понимания друг друга тесно взаимодействующими членами группы с полуслова, по движениям, по жесту, взгляду, мимике.

2. Тактическая подготовленность — организованное и качественное выполнение совместных действий по решению типичных профессиональных задач в соответствующих им условиях, что предполагает наличие:

групповых тактических навыков решения задач в штатных ситуациях;

группового тактического мышления — способности всех членов группы быстро и одинаково понимать без слов складывающуюся в ходе действий обстановку и развитие событий, предвидеть в ней действия других, мысленно ставить себя на их место и знать индивидуальные особенности их мышления, принимать упреждающие действия, согласующиеся с предвидимыми действиями других и соответствующие логике групповых действий. Пример — групповое мышление хорошей футбольной команды по ходу игры, когда игроки творчески, самостоятельно и удачно занимают и меняют места на поле для совместного розыгрыша рождающихся тут же в их сознании тактических комбинаций.

3. Экстремальная надежность — отсутствие каких-то явных слабостей у отдельных членов группы, четкость и устойчивость организации, тактика гибких групповых действий в непредсказуемых ситуациях, в условиях предельных трудностей. Она требует сформированности:

групповых тактических навыков решения задач в нештатных ситуациях, которые практически неизбежны в экстремальных ситуациях;

навыков поддержки и оказания помощи — в экстремальных ситуациях нередко на каком-то участке, в какой-то момент, у кого-то возникают чрезмерные нагрузки, и он или часть группы начинает не справляться с выполнением обязанностей. Группа должна уметь инициативно или по распоряжению оказывать нужную помощь, совмещая ее с выполнением собственных обязанностей. Могут потребоваться силовая, техническая, организационная, медицинская

и иные виды помощи, которые группа должны уметь безукоризненно выполнять;

навыков быстрой ликвидации сбоев связи, взаимодействия, обеспечения, работы техники — при возникновении экстремальной ситуации может быть что-то повреждено, нарушено, уничтожено, чего-то не хватать;

навыков взаимозаменяемости — в экстремальной ситуации случается достаточно часто, что нет кого-то из группы (не прибыл, не оказался на месте, куда-то направлен, получил травму, ранение или даже погиб) и обязанности, возложенные на него, не выполняются, происходит сбой в групповых действиях. Особенно плохо, когда такое случается с кем-то из руководителей. В группе должна быть отработана взаимозаменяемость друг друга, а у руководителей — двойная.

Формирование каждого и всех этих элементов — психолого-педагогическая задача, решаемая в ходе экстремальной подготовки группы. Специализация групп по задачам, к решению которых они готовятся, определяет содержание и методику групповых занятий. Проверка и оценка сформированности всех элементов — непременное условие правильной оценки подготовленности группы.

В научной литературе справедливо отмечается, что сплочение группы начинается с ее правильного формирования, подбора совместимых друг с другом людей'. Отмечается роль коммуникативных качеств членов группы. Способствуют срабатываемости: организованность людей в работе, уверенность, независимость, скромность, установка на сотрудничество, готовность помогать товарищам, сочувствие, обязательность, владение техникой общения, отзывчивость, заботливость, справедливость, искренность, активность в совместной деятельности, последовательность, общительность, тактичность, чуткость. Затрудняют: скептицизм, застенчивость, покорность, переоценка своих возможностей, агрессивность, стремление к доминированию, самодовольство, обособленность, вспыльчивость, обидчивость, недоверчивость, подозрительность, робость, грубость, снисходительность, замкнутость, скрытность. Можно согласиться, что такие зависимости есть, но они не однозначны и не единственны.

Деятельностный подход, развиваемый в современной психологии, и специальные исследования групповой деятельности свидетельствует, что основное в сплочении и возникновении групп зависит от целей

' Сифронов Е.В. Основные проблемы комплектования учебных групп на основе совместимости ее членов //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Сборник тезисов выступлений участников региональных семинаров практических психологов. — М., 2000. - С. 286-287.

совместной деятельности, способа ее организации, удовлетворения интересов каждого при достижении общего успеха. Поэтому специальное формирование именно групповых компонентов мастерства — главное средство достижения сплоченности и сработанности группы. Оно начинается на определенном этапе одиночной подготовки, а некоторые элементы (например, отработка повседневной организации — см. ниже) практически с самого начала ее и параллельно с ней.

В опыте производственного обучения молодых рабочих, осуществляемого в профтехучилищах, доказана эффективность бригадной его формы1. По характеру технологического процесса, степени разделения и кооперации труда, ученические бригады делятся на три типа. Бригады, в которых учащиеся:

. не связаны между собой технологическим процессом, выполняют одинаковые учебные задания одновременно (фронтально);

. выполняют разную работу по индивидуально-бригадному принципу: задача у всех общая, и труд каждого зависит от результатов труда другого;

• работают в условиях разделения труда, и каждый учащийся связан общим технологическим процессом, выполняя в нем одну операцию — часть задания, установленного для бригады. Ни один не может выполнить работы без своих товарищей.

При всех этих типах ученических бригад, но особенно последней, происходят нужные изменения личности обучающихся и укрепляются внутри-групповые связи: привычки к согласованной, последовательной и ритмичной работе, мобилизованность на производительный труд, развитие взаимопонимания и коллективизма, потребность в оказании помощи друг другу, повышение требовательности к себе и друг к другу в соблюдении технологической, трудовой и общественной дисциплины, развитие активности и инициативы, интерес к участию в общественной работе, привычка к самоуправлению с помощью советов ученических бригад.

Чтобы индивидуальное мастерство стало приобретать черты уверенных действий в группе, надо начинать формирование группового мастерства до наступления этапа автоматизации индивидуальных навыков (см. п. 7.2).

Отработка

Организации

Группы

Организация — элемент устойчивости любой системы. Организация группы — «скелет» ее прочности и надежного функционирования. Организационный порядок — это четкая расстановка сил и средств, ко-

торыми располагает группа, определение функции, обязанностей, ответственности, порядка действий членов группы в обычных условиях и при возникновении типовых ситуаций, строгое соблюдение

1 Профессиональная педагогика /Под общ. ред. акад. С.Я. Батышева. 2-е изд. — М., 1999. - С. 784-789.

нормативных (уставных) требований. Хорошо, когда вопросы организации оформлены письменно и графически (расписания, планы, таблицы, инструкции, схемы, сетевой график). Неплохо, когда и каждый член группы получает индивидуальную памятку.

В показательном виде основы организации издавна существуют на военных кораблях. На каждом есть «Книга повседневных, аварийных и боевых расписаний». В ней их обычно 15—20. Это расписания по приборкам, обслуживанию оружия и технических средств, швартовке, постановке на якорь, падению человека за борт, борьбе за живучесть, боевой, воздушной, химической тревоге и др. Каждым расписанием предусматривается, где должен находиться и что делать каждый член экипажа.

Действия личного состава по тому или иному расписанию начинаются по определенному звуковому сигналу и команде, передаваемым на палубу и во все внутренние помещения корабля. Каждый член экипажа четко знает, что он должен делать, услышав сигнал. Это обеспечивается и выдачей каждому, так называемой, «Книжки боевой номер», в которую последовательно вписаны его обязанности по всем расписаниям и сигналам. Она размером с небольшую записную книжку, и моряки обязаны постоянно иметь ее при себе в нагрудном кармане. Предусматривается, что каждый должен знать свои обязанности наизусть и это регулярно проверяется.

Особое внимание уделяется организации: безопасности труда и здоровья персонала, профилактики травм, хранения и использования огнеопасных, взрывоопасных, химически и радиоактивно опасных веществ, безопасного выполнения соответствующих работ, предупреждения аварий и поломок, действий при несчастных случаях, пожарах, чрезвычайных ситуациях, по гражданской обороне, эвакуации, спасению ценностей, ликвидации последствий и т.п. Знание всех этих вопросов и есть организационное знание. Но только его мало, как мало и надежды на «сознательность» персонала, на действенность призывов. Нужна более основательная организационная подготовка, включающая:

• проведение занятий с персоналом по изучению с ним организации действий группы при возникновении экстремальных ситуаций. Используя выражение фельдмаршала А.В. Суворова, можно сказать: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Каждый сотрудник должен представлять общую организацию действий группы и свое место ней;

• систематическую проверку знания организации действий в экстремальных ситуациях;

• регулярную проверку исправности и готовности средств обеспечения безопасности, принятие немедленных и энергичных мер по устранению обнаруженных недостатков и недопущению их впредь;

• проведение учений по организации службы;

• повседневные требования к соблюдению организационного порядка.

Ценность учений по отработке организации в том, что многие из них совмещаются по времени с продолжением работы участников на обычных местах. Так можно отрабатывать, например, развод наряда и караула, действия дежурных при получении сигналов тревог, порядок выдачи и приема оружия, выезд на место происшествия и др. Учебный эффект таких совмещенных с повседневной жизнью и деятельностью учений достигается:

• максимальным приближением к реальным условиям отрабатываемой организации;

• предварительным проведением занятий со всеми участниками, заданиями им на самостоятельное изучение организационных документов с последующей проверкой знаний;

• проведением предварительных инструктажей участников учений, или только начальников, командиров, руководителей служб, подразделений, которым поручается провести потом соответствующие инструктажи со своими работниками. На общем учении эти лица становятся руководителями микроучений, пунктуально требуя выполнения организационных требований на своих участках;

• организацией повышенного, по сравнению обычной жизнью, контрольного наблюдения за строгим выполнением всеми организационных требований и инструктивных указаний; плюсы и минусы фиксируются;

• реагированием руководителя и его помощников на обнаруженные организационные ошибки, неточности в действиях участников учения и требованием повторить действия правильно;

• проведением поучительного разбора;

• принятием решения по итогам разбора с указаниями по продолжению обучения и требованиями к повседневному пунктуальному соблюдению организации.

К вопросам неукоснительного соблюдения четкой организации должна предъявляться неослабевающая требовательность и в последующей работе с группой.

Отработка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...