Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работоспособность и готовность




Фактором, влияющим на бдительность и готовность при несении дежурств, вахт, караулов и пр., выступает работоспособность человека и ее из-

менения. Работоспособностьпсихологическая и физиологическая возможность человека успешно выполнять работу в течение определенного времени. По мере выполнения работы, связанной с растратой запаса сил, определяющем эту возможность, возникают усталость (психическое состояние, выраженное в негативном чувстве спада сил, слабости, разбитости, вялости, снижении желания продолжать работу, возникновении желания отдохнуть, ухудшении психологических функций мышления, памяти, внимания, воли и др.) и утомление (физиологические проявления угнетения функций центральной нервной системы, снижение возбудимости и лабильности, нарастание торможения процессов высшей нервной деятельности, их рассогласованности, возникновение нехватки кислорода в организме, накопление «шлака» — отходов от обмена веществ, снижение энергетических ресурсов организма и пр.). Чем больше усталость и утомление, тем ниже работоспособность и показатели продуктивности труда.

Существует взаимосвязь между усталостью и утомлением; утомление влияет на возникновение и нарастание чувства усталости. Организм как бы подает психике сигнал: «Пора принимать меры для пополнения запасов сил и удалению «шлака». Но время возникновения и степень нарастания чувства усталости не полностью совпадают с развитием утомления (рис. 9.10).

При хорошем настрое на работу, высоком профессионализме чувство усталости возникает позже, чем утомление, и нарастание последнего до некоторого времени не сказывается на результатах труда.

Может случиться, что при высоком уровне психологического настроя работающий почувствует усталость лишь закончив работу. При плохом настрое вялость, разбитость, сниженность психических функций могут наблюдаться с самого начала работы, без всяких физиологических предпосылок. Вот почему нужна забота о поддержании работоспособности, ее физиологических и психологических составляющих при повышенном внимании к психологическому настрою.

Рис. 9.10. Динамика работоспособности при непрерывной работе

В общей динамике работоспособности, влияющей на состояние экстремальной (боевой) готовности, выделяются три этапа: предра-бочий, рабочий и послерабочий.

Предрабочий этап относится ко времени, непосредственно предшествующему началу рабочего дня, заступления на дежурство, перед самым началом ответственных действий и его продолжительность чаще всего до 30 минут. Для него характерны, в основном, психологические и, в меньшей степени, физиологические сдвиги, называемые пред-настройкой и отражающие начало повышения работоспособности перед работой. Преднастройка психологически детерминируется осознаваемым человеком фактом наступившей ситуации подготовки к работе (переход к месту работы, дежурства, приход на привычное рабочее место, подготовительные действия, — просмотр документов, подготовка снаряжения, инструмента, оружия, получение инструктажа, ознакомление с обстановкой и т.п.). Учитывая, что в начале работы будет фаза рабочего врабатывания, нежелательная при опасных видах дежурств, можно свести ее почти на нет проведением предрабочей разминки (специально построенной непосредственной подготовкой). Она стала обязательной при подготовке к спортивным стартам, но не всегда применяется в других видах деятельности и дежурств. Предрабочая разминка предполагает намеренное повышение работоспособности и готовности до необходимых уровней выполнением в течение 7—15 минут (бывают необходимыми и большие сроки) разных действий и упражнений:

• общеактивизирующих — гимнастических (движений руками, корпусом, приседаний, подтягиваний, упражнений на гимнастических снарядах), игровых, пробежек, на психологической полосе препятствий или части ее, использование одной из освоенной психотехник саморегуляции (аутогенной, психомышечной, психорегулирующей и др.);

• специальных — адаптацией чувствительности органов чувств (особенно зрения)1, мысленным (или негромко вслух) продумыванием своих первых действий на дежурстве, воспроизведением в памяти правил обеспечения высокой бдительности, готовности и безопасности, признаков объектов, явлений и изменений обстановки, свидетельствующих о появлении и нарастании угрозы, мысленным проигрыванием своих первых действий и их вариантов при возникновении экстремальной ситуации, использованием приемов волевой самомобилизации и пр.

1 Из общей психологии известно, что психофизиологические механизмы зрения, слуха, обоняния и других органов чувств таковы, что чувствительность человека к разным раздражителям меняется в широком диапазоне (у зрения, например, в 200 000 раз). Она адаптируется всегда к силе действующего раздражителя (зрение — к яркому, слабому свету или темноте). Процессы адаптации могут иметь ощутимую протяженность (при переходе человека с яркого света в темноту чувствительность повышается на 80% за 15—20 мин., а максимума достигает только через 40—60 мин.). При подготовке к дежурствам в темноте или при слабой освещенности стоит позаботиться о том, чтобы за 15 мин. до заступления уже находиться в тех условиях освещенности, которые будут на дежурстве, или одеть очень темные, с красноватым затемнением, очки.

Срывают преднастройку и затрудняют начало действий на дежурстве всякие неприятные, отвлекающие внимание человека мысли и факторы: тревожащие события в семье, неприятные сообщения перед дежурством, грубость и оскорбительные замечания начальника («метод кнута»), болезненное состояние, недостаточный отдых перед дежурством.

В рабочем этапе выделяются четыре фазы (см. рис. 9.10): врабаты-вания; оптимальной работоспособности; утомления и усталости; «конечный порыв». Если преднастройка прошла более или менее успешно, то фаза врабатывания выражена слабо. Без преднастройки она, как уже отмечалось, длится до 25 мин. (у очень опытных специалистов меньше), а при неблагоприятных условиях, первых неудачах и дольше. Фаза оптимальной работоспособности характерна наиболее высоким уровнем работоспособности, бдительности и готовности. При непрерывной работе средней трудности и хорошем психологическом настрое она занимает отрезок в 3—4 ч. Одна из задач научной организации труда (НОТ) заключается в возможном увеличении по времени этой фазы, недопущении преждевременного наступления утомления и усталости, а затем сдерживания нарастания и отрицательного влияния их на эффективность работы, несения дежурства. Фазы утомления характерны колебаниями успешности, которые нарастают под влиянием появляющихся неточностей и упущений, затем и ошибок, число и величина которых продолжает нарастать. Отдельные показатели качества могут заметно и не ухудшаться, если работающий концентрирует волевые усилия на сохранении тех, которые он считает важнейшими. Перед концом работы обнаруживается кратковременный период улучшения работы, вызванный положительной эмоцией уставшего человека, сознающего приближение конца работы и предстоящего отдыха.

В послерабочем этапе, по окончании работы, дежурства происходит восстановление работоспособности, запаса сил. Время, потребное для этого, зависит от степени ее снижения и мер, принимаемых для восстановления работоспособности в перерыве между двумя работами, дежурствами.

Существует также макродинамика работоспособности — суточная, недельная, сезонная. Установлено ее влияние на травматизм (рис. 9.11 и 9.12). Практический учет ее выражается в усилении мер по поддержанию бдительности и готовности в часы и дни, когда вероятно их снижение. Установлена приоритетность психологических причин в недельной динамике, факты снижения работоспособности в предпраздничные и праздничные дни, если они приходятся на рабочие дни недели. Поэтому и меры по поддержанию работоспособности должны быть преимущественно (но не только) психологическими.

К мерам, способствующим поддержанию работоспособности, бдительности и готовности в ходе несения дежурств, относятся:

• строгое соблюдение требований научной организации труда — благоприятные санитарно-гигиенические условия, температура (оптимально около +20° С), состав воздуха, освещенность, удобное сидение и поза, умеренная влажность, отсутствие посторонних отвлекающих шумов;

• сенсибилизация ощущений — обеспечение благоприятного влияния на чувствительность зрения (слуха и др.) другими («побочными») ощущениями, вызываемыми намеренно (они полезны, если сопровождаются положительной эмоциональной окраской, а не вызывают раздражение): температурными (благоприятными или кратковременно Холодовыми), звуковыми (тихие, приятные звуки музыки, но не песни и речь), вкусовыми (жевание кислого, соленого, прием кофе и специальных тонизирующих препаратов), тактильными (имитация «умывания» лица обеими ладонями, приглаживание обеими

ладонями волос, обтирание шеи смоченной тряпочкой, похлопывание себя по щекам, пощипывание)1;

• поддержание высокой чувствительности зрения (слуха и др.), ограждение от неблагоприятных влияний (так, засветка темноадапти-рованного глаза в течении 1 сек., — зажжением спички, включением карманного фонарика, — ухудшает его чувствительность на 15 мин.)2;

• устранение негативного взаимодействия ощущений (так, острота зрения снижается в два раза при повышении температуры с +2ГС до +28°С; и падает на 80% при предельном переполнении мочевого пузыря; снижается после обильной еды и органических ощущений от желудка)3;

• микроперерывы длительностью 10—20 мин. через каждые 1,5 — 2 ч работы (если они возможны, хотя бы путем подмены);

• периодические расслабления на рабочем месте (если они возможны) с использованием соответствующих психотехник;

• гипервентиляция легких: медленные, длинные, глубокие, до возможного конца вдохи и выдохи (через нос) в течение 5—7 мин., обогащающие кровь кислородом;

• изометрические упражнения — не прерывая работу, или во время микроперерыва на рабочем месте, выполняются упражнения, заключающиеся в 5—10-секундных напряжениях мышц и 10—20-се-кундных расслаблениях. Например, сидя, обхватить ладонями стул снизу и пытаться как бы поднять себя, а затем расслабиться; опереться руками о сидение и приподнять себя на несколько сантиметров над стулом, потом посидеть и отдохнуть; подпереть голову руками, поставленными локтями на стол, и пытаться как бы вдавить их в стол; после этого расслабиться и т.п.;

• физкультурные разминки в течение 4—7 мин.;

• переключение с утомившей работы на другую, поменявшись с кем-то из напарников.

В каждом виде работ, дежурств, вахт есть свои задачи и способы поддержания высокой работоспособности, связанные со спецификой причин усталости и утомления.

Например, в условиях подводной лодки двигательная активность членов экипажа ограничена. Во время нахождения в море подводники проходят пешком около 400 м в сутки, а порой и меньше, в то время как в обычных условиях люди проходят в среднем 8—10 км*. Поэтому им следует упражняться в ходьбе и беге на специальных тренажерах.

1 Розенблат В.В. Проблема утомления. — М., 1975.

2 Поэтому, например, нельзя, находясь в темноте, смотреть на яркий свет, фары движущейся автомашины; при патрулировании по улицам ночью следует обходить столбы с фонарями по наиболее темным местам дороги или тротуара.

3 Кравков СВ. Глаз и его работа. — М., 1945; Кравков СВ. Взаимодействие органов чувств. — М., 1948.

4 Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М.,1989. — С. 13.

Необходима морально-психологическая поддержка несущих дежурства, вахты, смены, индивидуальная психологическая и педагогическая помощь, обучение и воспитание в ходе дежурств, способствующие поддержанию и повышению бдительности и боевой готовности.

Обязательным условием обеспечения высокой работоспособности является отдых в промежутках между дежурствами, обеспечивающий полное восстановление сил. Полноценно отдыхать — не значит много отдыхать, все время спать и ничего не делать. Отдыхать нужно правильно. Существуют два основных вида отдыха: пассивный и активный.

Пассивный отдых — это, главным образом, сон, спокойный, длительностью до 7—8 ч. Переутомление нередко проявляется в нарушениях сна. Перед сном целесообразно погулять; заканчивать напряженную умственную работу за 1,5—2 ч до сна, и, уже лежа, использовать освоенную психотехнику саморегуляции. Формами пассивного отдыха в течение рабочего дня могут быть: часовой сон в перерыве, 5—10-минутные расслабления на рабочем месте (если позволяет установленный на работе порядок).

Активный отдых — отдых, заполненный какой-то деятельностью, рассчитанный на ускоренное восстановление работоспособности. В науке хорошо известен «феномен Сеченова». Ученый проводил эксперименты на эгографе (прибор для измерения физиологических параметров при мышечной работе). Задача испытуемого заключалась в поднимании и опускании груза правой рукой до полного утомления. В одной из серии опытов следовал 10-минутный перерыв, в течение которого прекращалась всякая деятельность (пассивный отдых). В другой серии во время перерыва в течение одной минуты выполнялась та же работа по поднятию груза, но левой рукой (активный отдых). В обеих сериях после перерыва в работу вновь включалась правая рука. Оказалось, что показатели работы во втором случае были значительно лучше, чем в первом. Объяснение этому феномену физиологически закономерно: активный очаг возбуждения индукционным путем наводит на растратившие свою энергию нервные клетки, обеспечивавшие работу правой руки более мощное торможение (как это происходит и в случае с доминантным очагом — см. рис. 6.2), превосходящее то, которое бывает при пассивном отдыхе. Чем сильнее торможение, тем быстрее и полнее восстанавливается работоспособность уставших клеток.

Современные научные данные уточнили некоторые выводы из «феномена Сеченова». Утомление может быть общим и местным. Обще — утомление всей нервной системы и организма человека. Местное — утомление какой-то их части (например, зрительное, слуховое, умственное, мышечное и др.). Оба вида утомления взаимосвязаны. Поэтому и активный отдых эффективен при определенных условиях. Он:

• не должен сопровождаться усиленными нагрузками и не затруднять устранение общего утомления;

• приносит пользу при переключении нагрузок с уставших нервных центров и органов на другие;

• особенно эффективен, если сопровождается интересом, увлеченностью, чувством удовольствия;

• должен индивидуализироваться. Как правило, он более эффективен для опытных специалистов, людей с сильной нервной системой.

Для ускоренного восстановления работоспособности возможно применение разрешенных пищевых и фармакологических стимуляторов.

Вопросы и задания для самопроверки

н размышлений--------------------------------------------------

1. Раскройте основные положения стратегии цивилизованной жизни как успеха и безопасности. Выделите из рекомендованных в параграфе 9.1 те, которыми было бы полезно воспользоваться лично вам. Может быть вы сами дополните их, если что-то еще считаете важным?

2. Что означает «управлять рисками» в повседневной жизни? Попытайтесь определить уровень различных рисков в своей жизни, обратив, прежде всего, внимание на те повседневные занятия, которые преобладают у вас в данное время.

3. Проанализируйте психологически состояние членов вашей семьи: родителей, дедушек и бабушек, детей, если они есть. Испытывает ли в данное время кто-нибудь из них сильный стресс, психическую перенапряженность, кризисное состояние? Подумайте хорошенько: могли бы вы чем-нибудь помочь им? Какие психологические и педагогически влияющие меры были бы уместны и как их использовать?

4. Изложите основы психологии и педагогики комфортного и безопасного труда.

5. Что понимается под экстремальной (боевой) готовностью, каковы ее психологическая и педагогическая структуры?

6. Какую роль и почему в экстремальной (боевой) готовности играет соответствующее психическое состояние?

7. Каковы психологические закономерности и трудности формирования состояния экстремальной (боевой) готовности?

8. Что представляет собой бдительность, как она связана с готовностью и каковы причины ее формирования и поддержания в условиях спокойной повседневности?

9. В чем психологические причины, определяющие необходимость поддержания натренированности людей к действиям в экстремальных условиях? Сформулируйте принципиальные соображения, которые должны быть положены в основу тренинга, обеспечивающего поддержание натренированности.

10. В чем значение работоспособности для поддержания высокой экстремальной (боевой) готовности? Какие ее изменения имеют при этом значение?

11. Как учитывать динамику работоспособности в предрабочий, рабочий и послерабочий периоды в работе по формированию и поддержанию высокой экстремальной (боевой) готовности?

Глава 1U

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...