Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое и педагогическое обеспечение: сущность и организация




Напомним, что под чрезвычайными ситуациями понимаются особые ситуации природного (землетрясения, наводнения, засухи, лесные пожары, ураганы, цунами, смерчи, сели, обвалы, крупные оползни), биологического (эпидемии

и эпизоотии), техногенного (крупные катастрофы, взрывы, пожары на производствах, выбросы химических и радиоактивных веществ, отравляющих газов и пр.) и социального характера (массовые беспорядки, террористические акты подрыва жилых и промышленных объектов, национальные конфликты, деятельность незаконных вооруженных формирований, вооруженные столкновения, войны и пр.). Это серьезнейшие и всесторонние испытания людей и особенно личного состава специальных контингентов и структур. Самые тяжкие из них — и это признано во всем мире — войны. В истории человечества их было множество, и сейчас в мире каждый год происходит несколько десятков «локальных войн».

Люди, их состояния, поведение, действия в чрезвычайных ситуациях нуждаются в повышенном внимании, поддержке, помощи, заботе, обеспечении. Глубоко ошибочно полагать, что работа с ними осуществлена заблаговременно, что они подготовлены, а теперь им остается действовать. Это относится и к работе с профессионалами — спасателями, пожарными, специалистами в области «медицины катастроф», сотрудниками правоохранительных органов, военнослужащими и др., к которым предъявляются резко повышенные требования, и подлинный профессионализм которых должен проявиться именно в чрезвычайных ситуациях. Только неопытный руководитель полагает, что стоит ему сказать хоть слово, шевельнуть пальцем, как все, сломя голову, забегают, исполняя его волю. Любой приказ, будь он самым лучшим, самым распрекрасным, останется бумажкой или быстро развеявшимся сотрясением воздуха, если рядовые работники не совершат, получив его, определенных действий;

если каждый из них, превозмогая трудности, опасности, усталость и, возможно, нежелание, не пойдет куда надо, не проползет, если надо, не сделает, что надо, не изменит что-то в реальной обстановке. А в сложной, опасной обстановке — тем более. Верно говорят, пока солдат не сделает — ничего не сделается. Красные стрелы «мощных ударов», нанесенные на карты где-то в штабной тишине, так и останутся нереализованным замыслом, рисунком. Нужно постоянно думать о людях, знать людей, вдумчиво, с уважением их трудностей, с думой об их мотивах, с заботой об их безопасности работать с ними.

Сложности действий людей с возникновением чрезвычайных ситуаций измеряются не только теми десятками минут, которые нужны для врабатывания или адаптации органов чувств, о чем шла речь в предыдущей главе. Адаптироваться приходится не к хорошо знакомым условиям дежурств, а к принципиально иным, значительно более сложным, преимущественно новым, по-настоящему опасным, с сильным противодействием и к реально не прожитым ситуациям. Адаптироваться нужно во всем и для этого нужны уже сутки, недели, месяцы, при чередовании очень высокого напряжения, испытываемого людьми, с предельно высоким. К действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций привлекается обычно большое число людей, среди которых бывают и слабо подготовленные. С началом действий, как правило, далеко не все складывается так гладко, как планировалось: нужно искать новые решения и способы действий, выявлять успешный опыт, учиться, учить других1.

Среди различных мер, обеспечивающих успешное решение задач, возникающих при чрезвычайных ситуациях, большую роль приобретает психологическое и педагогическое обеспечение (можно сказать — экстремальное психопедагогическое). Суть его — помощь людям в преодолении внешних и внутренних экстремальных трудностей на пути к успешному решению задач. Оно представляет собой специально организуемый комплекс мер на государственном, региональном, местном и групповом уровнях, согласованных по целям, задачам и последовательности выполнения. Его организаторами и реализаторами выступают государственные и территориальные органы управления, постоянно действующие и создаваемые на период чрезвычайных ситуаций штабы, руководители различных организаций, другие ответственные должностные лица и специалисты по экстремальной психопедагогике (пока привлекаются обычно только психологи и психологические службы, где они имеются).

1 В годы Великой Отечественной войны только после Сталинградской битвы (т.е. через полтора года) было сделано заключение, что наша армия научилась, наконец, воевать и побеждать сильного и коварного врага.

Основной объект экстремального психопедагогического обеспечения — не человек, как изолированная единица, а система «человек в ситуации». Это чрезвычайно важное положение, ибо проявление экстремальных способностей и экстремальной подготовленности человека, его безопасность определяется не только тем, что ему принадлежит, но и окружающими условиями. Реальное проявление устойчивости зависит от условий и повышается в единстве с их улучшением, благоприятствующим этому. Успех обеспечения достигается решением главной триединой задачи:

1. Помощи человеку в мобилизации, проявлении и совершенствовании его возможностей;

2. Помощи человеку в повышении активности, направлении и успешности его специальных действий;

3. Всемерном совершенствовании обстановочных условий в ближайшем окружении человека с его участием.

Во всей системе экстремального психопедагогического обеспечения, при возможном обилии различных мер, решающее значение имеет конечное звено: как доходит обеспечение до каждого человека, насколько оно представлено в его личной ситуации, как он его чувствует, находясь в стихии чрезвычайных событий, опасностей, на поле боя, на пределе своих сил и терпения. Надо, чтобы каждый при этом понимал, чувствовал, что, при всей сложности ситуации и ее обстановки, руководитель (начальник, командир) на месте, организация и управление функционируют, порядок есть или наводится, лично о нем помнят, думают, заботятся, создают условия, помогают, подсказывают, учат.

Частными задачами экстремального психопедагогического обеспечения выступают:

• доведение и разъяснение людям целей действий в чрезвычайной ситуации, стоящих задач и основных способов их решения;

• постоянное информирование людей о сложившейся обстановке в стране и районе действий, тенденциях и прогнозах ее развития, разъяснение вытекающих из этого выводов для действий;

• изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния людей, их настроя на успешные действия и преодоление трудностей, разработка мер по его надлежащему формированию, повышению;

• мобилизация людей на полное проявление экстремальных способностей и подготовленности, чувств патриотизма и долга, ответственности и дисциплины, оптимизма и веры в успех, соблюдения порядка и организованности, сплоченности и коллективизма, мужества и стойкости, терпения и выдержки, целеустремленности и настойчивости, бдительности и заботы о безопасности, выживании, соблюдении строгой законности действий и др.;

• поддержание бдительности людей, их активности и инициативности, смелости и разумной осторожности, наступательности и заботы о безопасности;

• формирование и поддержание здорового и устойчивого морально-психологического климата в группах, отрядах, подразделениях, частях среди населения, взаимоотношений действующих сил и населения; предотвращение конфликтов, паники, слухов, их разрешение и пресечение;

• воспитательные напоминания об уважении к гражданскому населению, о равенстве народов и религий, проявлении посильной заботы и внимания к нуждающимся в помощи гражданам, укреплении авторитета российских вооруженных сил и их поддержке населением;

• реализация правовых и социальных гарантий сотрудников и военнослужащих, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами; поддержание взаимодействия с органами государственной власти в целях решения социальных проблем личного состава, обеспечения его всем необходимым для служебно-боевой деятельности;

• организация непрерывного повышения профессионализма личного состава на основе изучения и распространения боевого опыта, поиска и выработки более эффективных способов и приемов, отвечающих специфике данных чрезвычайных обстоятельств;

• проведение мероприятий по ослаблению влияния психотрав-мирующих факторов чрезвычайных ситуаций и снижению психогенных потерь;

• проведение культурно-досуговых мероприятий и воспитательной работы в часы отдыха и обеспечение людей газетами, журналами, радио- и телеаппаратурой и другой печатной продукцией в различных условиях оперативной обстановки;

• выявление и устранение всех факторов и обстоятельств (в том числе связанных с бытом, питанием, отдыхом, гигиеной, оружием, боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, денежным довольствием, социальными и правовыми гарантиями, медицинской помощью и пр.), вызывающих негативные реакции у действующего в чрезвычайных ситуациях личного состава;

• постоянная помощь и консультирование руководителей, начальников и командиров по вопросам психологического и педагогического руководства личным составом и психологического воздействия на противника;

• личное участие психологов и педагогов в решаемых личным составом задачах и оказание им помощи по ходу действий.

Сейчас пишут и занимаются почти исключительно психологическим обеспечением. Но нужно и педагогическое, необходимость которого определяется реальным существованием экстремально-педагогических факторов и проблем. Оставаясь недооцениваемыми и не привлекающими должного компетентного внимания, они выступают одной из причин, понижающей эффективность действий людей и достигаемых результатов. Педагогическое обеспечение включает:

• создание полноценной педагогической системы подготовки людей к решению боевых и служебно-боевых задач;

• педагогический отбор и комплектование групп с учетом их педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности, развитости) для выполнения боевых и служебно-боевых задач;

• организацию и проведение системы (целей, задач, содержания, форм, методов, условий, обеспечения, контроля, оценки и др.) дополнительной подготовки людей перед началом действий в чрезвычайных ситуациях;

• выявление уровня подготовленности противника, ее сильных и слабых сторон, информирование о них личного состава, разработка предложений по использованию слабых сторон;

• воспитание и обучение личного состава в ходе действий в чрезвычайных ситуациях;

• организацию повышения уровня подготовленности личного состава по окончании действий с учетом их уроков.

Организация деятельности по психологическому и педагогическому обеспечению в принципе должна предусматривать систему мер:

- концептуальное обеспечение — теоретико-прикладное решение общих вопросов предназначения, задач, фукционирования обеспечения, представляющее собой научно обоснованную и практически ориентированную концепцию его;

- нормативно-правовое обеспечение — подготовка и издание официально одобренных решений в форме различных документов (законы, постановления, решения, приказы, директивы, наставления, уставы, положения);

- организационное обеспечение — решение вопросов о финансировании, структуре и структурных подразделениях, их составе, функциях, направлениях работы, правах, обязанностях и ответственности, критериях оценки эффективности;

материально-техническое обеспечение — снабжение необходимой техникой (компьютеры, принтеры, сканеры, видеокамеры, множительная техника и др.), приборами, устройствами и приспособлениями, бланками для оперативного решения разных психологических и педагогических задач;

методическое обеспечение — разработка способов и методов работы, психологических и педагогических технологий по различным ее направлениям, методических рекомендаций, инструкций, учебно-методических пособий, наставлений, справочников, изданий типа «Рабочая книга практического психолога» и др.;

научное обеспечение — научная проработка всех перечисленных выше вопросов обеспечения, организация постоянного научного поиска более совершенного решения трудных и новых проблем, выдвигаемых жизнью, глубокий анализ текущих результатов и опыта работы, определение причин и условий успехов и неудач и др. Психологическая и педагогическая работы сложны и не терпят дилетантства. Они могут быть успешными лишь при строго научном подходе. Нередко при внешней видимости активной организованной работы эффективность ее ниже ожидаемой, и происходит это именно из-за недостаточной научной исследованности экстремальных проблем и слабом использовании имеющихся научных находок практиками. Попытки совершенствоваться путем проб и ошибок недопустимы, ибо в экстремальных условиях — это погубленные жизни, здоровье, неудачи людей, срывы в решении задач, всегда имеющие в экстремальных ситуациях тяжелые последствия;

кадровое обеспечение — привлечение к работе подготовленных специалистов-психологов и педагогов, имеющих соответствующее базовое образование и специализацию по решению задач в экстремальных и постэкстремальных условиях. К этому стремятся, но пока недостаточно решены штатные проблемы и не хватает специалистов. Так, средние показатели укомплектованности, например, существующих психологических подразделений характеризуются примерно следующими данными: лиц, имеющих психологическое образование — 20%, педагогическое — 30%, другое — 50%. Необходима специальная система в работе по подготовке и повышению квалификации практических психологов и социальных педагогов. Желательно повышение и научной квалификации лучших из них, путем поощрения совмещаемой с практикой научно-исследовательской работы и подготовки диссертаций.

Усилия по привлечению психологов и педагогов к практическому решению сложных задач начали приниматься отдельными ведомствами и министерствами в последней четверти прошлого столетия. Это начинание приобрело характер прогрессирующей тенденции и ныне в наиболее развитом виде представлено психологическими службами, которые созданы и функционируют в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Федеральной пограничной службе Министерства юстиции и ряде других министерств и ведомств, а также

в виде службы семьи. Численность психологов, например, в МВД определяется сейчас пропорцией: один психолог на 640 сотрудни-

ков1, что очевидно еще недостаточно.

Обеспечение действий

В чрезвычайных ситуациях

Природного и техногенного

Характера

Каждый вид чрезвычайных ситуаций обладает своей спецификой, отличается условиями, трудностями, средствами и способами действий, угрозами, опасностями и последствиями. Поэтому экстремальное психоло-

гическое и педагогическое обеспечение строится в единстве общих для всех чрезвычайных ситуаций мер и специфических, поэтапно, согласуясь с общими действиями по ликвидации последствий ЧС.

Практически при всех чрезвычайных ситуациях имеется подготовительный этап. Обеспечение в это время осуществляется в виде непосредственной психолого-педагогической подготовки спасателей, сотрудников, групп. Она начинается перед выездом в зону чрезвычайных ситуаций, а при нахождении в них — каждый раз при очередном сложном и опасном поручении. Бывает, что подготовка начинается за полмесяца (такое время, например, выделялось при подготовке отрядов МВД к участию в ликвидации бандформирований в Чечне). Чаще она требует от 15—30 мин до 4—8 ч.

Дополнительная подготовка носит дифференцированный и индивидуальный характер. Например, практически при всех чрезвычайных обстоятельствах важна успешная деятельность досмотровых групп (ДГ), действующих на контрольно-пропускных пунктах (КПП). Ошибки в ней могут привести к тяжелейшим последствиям, что можно проиллюстрировать, к примеру, известным фактом прохода группы террористов под руководством Басаева через КПП и блокпосты из Чечни в город Буденновск Ставропольского края, где от их рук пострадало множество граждан. По примеру полиции ряда земель ФРГ стоит также обучать милицейские подразделения общению с участниками массовых беспорядков. Наши сотрудники, находясь в заслонах, стоят молчаливо, угрюмо, прикрывшись щитами, в то время как немецких полицейских учат, напротив, налаживать общение с теми гражданами, что находятся перед ними в первых рядах толпы. Вести общение спокойно, убедительно, выдержанно, терпеливо, не уставая разъяснять, убеждать, увещевать, вступать в дискуссию, стремясь добиться взаимопонимания, гасить агрессивный запал людей, выплескиваемое на сотрудников недовольство каким-

' Марьин М.И. Организация психологической работы в ОВД, перспективы развития психологической службы МВД России //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Сборник тезисов выступлений участников региональных семинаров практических психологов. - М., 2000. - С. 17.

то социальным обстоятельством и не допустить осложнения обстановки. Дифференцированно подготавливаются и группы к действиям против угонщиков самолетов, захватчиков заложников и др.

Есть все основания для лучшего использования педагогических критериев при отборе и комплектовании временных (а не штатных) групп. Обычно учитываются индивидуальные психологические особенности, "образованность, обученность, воспитанность, а из групповых — психологическая совместимость. Важны и такие показатели, как опыт совместной службы или учебы, единство тактической подготовки, сопряженность уровней мастерства и развитости комплектуемых в одну группу людей и др. Имеется немалое число случаев, когда группы, состоящие из индивидуально подготовленных специалистов, но собранных наскоро «с бору по сосенки», из разных подразделений и частей, незнакомых и никогда не работавших друг с другом, оказывались неудачливыми в чрезвычайных ситуациях. Правильный отбор и подготовка нужны и потому, что в условиях имеющейся текучести кадров не все специалисты одинаково опытны и подготовлены, а в мирных условиях люди заняты далеко не только боевой учебой.

Нужна специальная проверка экстремальной подготовленности на основе научных представлений о ее структуре, содержании и уровне. Она, как правило, обнаруживает какие-то недостатки, которые следует устранить до начала действий.

Дополнительная подготовка предполагает:,

• тщательную проверку и оценку подготовленности людей к выполнению предстоящих конкретных задач и принятие мер по устранению выявленных при проверке ее недостатков;

• обучение и сплочение временно сформированных групп;

• информирование сотрудников о виде чрезвычайных обстоятельств, в условиях которых предстоит действовать; ознакомление с обстановкой (специально — криминальной) в зоне предстоящих действий, тенденциями ее изменений, действующими там силами разных министерств и ведомств, с которыми предстоит взаимодействовать, с уже достигнутыми результатами;

• ознакомление с экономическими, географическими особенностями района, населения, его морально-психологическим состоянием, настроениями, поведением, распространенной в районе религией;

• постановка и разъяснение целей, задач, плана и правовых основ предстоящей служебно-боевой деятельности, способов ее осуществления, возможных трудностей и путей их преодоления; формирование уверенности в успех;

• разъяснение высокой значимости восстановления и поддержания организационного, хозяйственного, конституционного и пра-

вового порядка, необходимости гуманности и правоты предстоящих действий;

• показ ответственности, возлагаемой на личный состав, необходимости проявлений верности присяге служебному долгу, самоотверженности, смелости, бдительности, осмотрительности, коллективизма, боевого товарищества, взаимной выручки, выносливости, верности боевым и служебным традициям формирование уверенности в товарищах и руководителях;

• укрепление дисциплины, организованности, повышение собранности;

• проведение серии практических занятий, игр, учений, на которых воспроизводятся с максимальной точностью условия служеб-но-боевой обстановки (схватки) в зоне чрезвычайных обстоятельств и проведение при этом «репетиции предстоящих действий»;

• проведение тренажей, имеющих цель довести натренированность («боевую форму») участников предстоящих действий, их готовность к обеспечению личной безопасности до высшего уровня;

• добрые напутствия, пожелания успехов, благополучия и удач от руководства, местных властей, представителей разных организаций, населения, друзей, близких и родных путем организации различных встреч.

Часть психолого-педагогической подготовки совмещается со слу-жебно-боевым инструктажем, проводимым непосредственно перед отправкой на выполнение задания. Установлено, что ориентировка на конкретные предстоящие действия и конкретный результат лучше, чем общие указания типа «действовать наилучшим образом», «показать все, на что способен». У части людей при непосредственной подготовке может возникнуть перевозбуждение (предбоевая, «предстартовая лихорадка» — человека трясет), у других — удрученность (предбоевая, предстартовая апатия). Подобные состояния необходимо предупреждать и преодолевать, ибо находясь в них человек понапрасну растрачивает запас сил и к началу действий может «перегореть» («выгореть»). Полезны встречи с лицами, ранее участвовавшими в подобных ситуациях, а также использование графиков, схем, магнитофонных и видеозаписей (например, обращений к личному составу государственных и общественных деятелей, вышестоящих командиров и начальников, работников культуры, матерей, музыкальных записей — например, Гимна Российской Федерации), распространение памяток.

Приближение подразделений к району, где произошли чрезвычайные события, сопровождается непосредственным восприятием мер, предпринимаемых местными органами власти, а также разрушений, жертв, пожаров, бредущих толп людей и др., и это, как показывает опыт, в большинстве случаев повышает готовность лично-

го состава и решимость оказать помощь людям, попавшим в беду. Действия не начались фактически, но они уже происходят в воображении и волнуют личный состав. Спасатели, воины, сотрудники правоохранительных органов «впитывают» в себя настроения, которые господствуют в народе. Перед самым началом действий возможно проведение профессиональной разминки, целесообразны ритуальные действия — индивидуальные и групповые (жесты, решительные выдохи, возгласы, песни, боевые танцы).

На этапе действий в ЧС психологическое и педагогическое обеспечение должно продолжаться и даже усиливаться, поскольку самые большие трудности люди испытывают именно на этом этапе. Вестись оно может формами, методами и приемами, отвечающими специфике полевых условий. Преимущественное значение приобретают контакты командиров (начальников) с подчиненными, их поведение, слово, решение, действие, организация дела, а также печатное слово, радио, поведение и поддержка товарищей. Визуальные контакты наиболее действенны, но и использование средств связи хорошо, если по обстановке иное не дано. В перерывах действий возможно проведение воспитательных и обучающих мероприятий. Оправдало себя участие в действиях групп психологической поддержки и практических психологов, которые круглосуточно общались с участниками действий и психологически умело влияли на них, диагностировали моральное и психологическое состояние, выявляли лиц, нуждающихся в индивидуальной психологической помощи, осуществляли их психологическую поддержку.

Обеспечение действий требует понимания особенностей вида чрезвычайных ситуаций, степени разрушительности и опасности последствий. Трудности усугубляются нередко паникой среди населения, скоплениями и неорганизованными перемещениями людей, большим числом погибших или находящихся на грани гибели и нуждающихся в помощи; появлением фактов мародерства и активизации криминального элемента, необходимостью усиления охраны важных объектов. Особенно это относится к стихийным бедствиям типа землетрясений, наводнений, ураганов, тайфунов, селей, лавин, а также крупным катастрофам. Состояние спасателей и военнослужащих, при этом, может быть осложнено озабоченностью о своих семьях, если они проживают в районе стихийного бедствия. Свои психологические задачи имеет обеспечение при бактериологических, химических и радиоактивных заражениях.

На постэкстремальном этапе, по выполнении заданий и выходе из зоны чрезвычайных ситуаций, ведется работа, типичная для постэкстремальных ситуаций вообще (см. гл. 11).

Подготовка

И действия

Руководителей

Часто и много говорят о подготовке людей, но работают преимущественно с рядовым составом, словно у командного и начальствующего состава, руководителей разных организаций проблем меньше. Между

тем, они также нуждаются в тщательной специальной подготовке. Цель ее — подготовить руководителей к эффективному управлению силами и средствами в условиях чрезвычайных обстоятельств. Эта подготовка, организуемая после принятия руководством решения о направлении в зону чрезвычайных ситуаций имеет три задачи: ориентирование, дополнительная подготовка, формирование готовности.

Задача ориентирования заключается в информировании командного и начальствующего состава об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее особенностях, стоящих задачах и способах их решения. Офицерам делаются напоминания, обогащаются и уточняются их представления об обстановке и действиях, даются конкретные рекомендации по морально-психологическим и педагогическим вопросам, руководству личным составом, собственному поведению. Ориентирование по вопросам экстремальной психопедагогики предполагает напоминание и совершенствование знаний по вопросам:

• роли людей, их подготовленности, стойкости, психического состояния в успехе предстоящих действий;

• морально-психологических особенностей чрезвычайных обстоятельств, в которых придется действовать;

• особенностей населения и его групп — региональных, этнических, национальных и др., их морально-психологического состояния, задачи и способы оказания помощи, построению взаимоотношений, влияющих на поведение населения;

• возможных влияний обстановки на морально-психологическое состояние личного состава;

• задач командиров и начальников по психологическому и педагогическому обеспечению действий личного состава, использованию помощи практических психологов, психологических служб, социальных педагогов в достижении успеха предстоящих действий;

• способов совершенствования действий личного состава в ходе решения задач, выявления и изучения передового опыта, его распространения, обучения ему других;

• типичных морально-психологических особенностей собственной деятельности по боевому управлению, ожидаемых морально-психологических трудностях управления, которые, возможно, придется испытать самому, и негативных последствиях, если не будет проявлена необходимая стойкость, упорство, самоуправление и профессионализм;

• морально-психологических способах захвата и удержания инициативы действий, контроля за обстановкой;

• морально-психологических аспектов построения взаимоотношений с взаимодействующими силами, местным и вышестоящим руководством;

• моральных норм управленческой деятельности и поведения командиров, начальников, их долга, офицерской чести, достоинств как представителей власти и носителей справедливости.

Ориентирование может быть частично совмещено с проведением различных форм дополнительной подготовки: инструктажей, лекций, игр, учений, групповых упражнений, семинаров, обсуждений предстоящих действий, занятий по изучению нормативных документов, инструкций, методических пособий (разработанных на такой случай), встреч с опытными офицерами, ранее побывавшими в аналогичных чрезвычайных обстоятельствах, самостоятельной подготовки семинаров и совместных дискуссий. Эта работа не только восстанавливает, обогащает и закрепляет знания, но дает начало наращиванию морально-психологического настроя. Этому способствует и практика приготовлений: отбор личного состава, целевые занятия с ним, получение оружия, боеприпасов и средств защиты.

Дополнительная подготовка командного и начальствующего состава не может ограничиваться только совершенствованием знаний. Нужны и формы ее проведения, которые используются при подготовке всего личного состава: стрельбы, занятия на психологической полосе препятствий, тренажи по восстановлению и совершенствованию навыков самообороны и рукопашного боя, психологический тренинг наблюдательности и самоуправления. Обязательны специально-управленческие практические формы и методы подготовки среди которых:

• практические занятия по планированию морально-психологического обеспечения действий подчиненных при чрезвычайных обстоятельствах;

• практические занятия по методике непосредственной морально-психологической подготовки подчиненных;

• упражнения с проигрыванием практических ситуаций общения с подчиненными; подготовка их к конкретным действиям, инструктирование, поддержка, преодоление негативных настроений, организация отдыха, восстановление работоспособности;

• практические занятия и тренажи по способам морально-психологического влияния на подчиненных личным примером (упражнения для голоса, мимики, походки);

• практические занятия и игры по разработке и реализации мер оказания помощи населению, пресечения паники, слухов, недоброжелательного отношения;

• практические занятия, упражнения и игры по оценке обстановки (с моделированием реальных умственных трудностей, связанных с «туманом обстановки» — нехваткой или противоречивостью данных о ней, устарелостью или неточностью информации, элементами дезинформации, обилием информации, значительная часть которой не имеет значения и не играет никакой роли в принятии решений);

• практические занятия, групповые упражнения и игры по подготовке и принятию управленческих решений, в том числе психологических и педагогических в организации их исполнения (подбор исполнителей, доведение до них задач, организация подготовки и помощи им, руководство в ходе действий, контроль, оценка результатов);

• практические занятия и игры по оперативному изучению, обобщению, оценке опыта действий при чрезвычайных обстоятельствах, извлечение уроков и доведения их до подчиненных;

• двусторонние игры по ведению борьбы за захват и удержание инициативы, психологическому воздействию на противника (при чрезвычайных ситуациях, связанных с применением оружия);

• практические занятия по разработке мер организации и осуществления личного отдыха, профилактике и преодолению личных негативных психических состояний и трудностей.

Содержание, объем и время на осуществление мер на этапах морально-психологического ориентирования и дополнительной подготовки во многом зависят от опытности и реальной подготовленности офицеров, возглавляющих силы, выделенные для решения задач при чрезвычайных обстоятельствах. В учете при этом нуждается и та работа, которая велась с ними повседневно в системе служебной (командирской) подготовки. Бывает полезно выделить группу малоопытных руководителей для более основательной подготовки их.

Задача формирования готовности командного и начальствующего состава к выезду и началу действий в зоне ЧС решается по ходу ориентирования и подготовки. Ее наращиванию способствует практическое руководство завершением приготовлений подразделений и частей. Готовность поддерживается и постоянными контактами со старшими командирами и начальниками, многочисленными проверяющими и помогающими, но только когда они действуют с пониманием необходимости формирования у готовящихся к действиям высокого боевого настроя, и сами находятся на должной морально-психологической высоте: не кричат, не нервничают, не растеряны, а проявляют собранность, самообладание, уверенность во внешнем виде, выражении лица, глаз, тоне, в содержании высказываний и распоряжений. Такое поведение может быть и есть самый эффективный метод старших начальников по формированию нужного настроя у подчиненных офицеров.

Как в ходе подготовки, так и особенно при действиях в зоне ЧС,

каждый командир, начальник должен осуществлять морально-психологическое самоуправление. Оно решает две взаимосвязанные задачи: 1 — помогает ему самому справиться с личными психологическими трудностями, 2 — обеспечивает трансляцию, передачу, распространение на подчиненных примера выдержки, самообладания, уверенности в успех. При наличии у командира психологической «бури в душе», его усилия по демонстрации спокойной походки, сдержанных и медленных жестов, по устранению признаков волнения в голосе, выбор успокаивающих других людей слов, снятию тревожных складок губ и на лбу, произнесение шуток и т.п. самоуспокаивающе влияют и на него самого.

Принимая любые решения, командир, начальник поступит правильно, если будет постоянно оценивать, как он повлияет на морально-психологическое состояние людей. Это влияние есть всегда, оно, как тень, сопровождает любое управленческое «телодвижение». В условиях чрезвычайных обстоятельств это влияние возрастает многократно.

Забота о подчиненных, доверенных и доверившихся ему — первейшая обязанность любого руководителя. Нельзя восстанавливать порядок в зоне чрезвычайных обстоятельств, оказывать помощь людям, попавшим в беду, быть справедливым, человечным, если ты не проявляешь всего этого к находящимся рядом подчиненным. Не могут быть, как принято говорить, праведными цели, достигаемые неправедными средствами (жестокостью и бездушием к подчиненным). Мысль о тех, кто в гуще трудных событий, под дождем и в грязи, голодный и холодный, невзирая на риск, опасности и усталость, делают порученное дело, выполняют свой долг, обязана быть неотвязной и непрерывной в сознании руководителя как нить Ариадны. Отдавая направо и налево распоряжения, ему нельзя не думать о людях; которые будут их выполнять; заботясь о своей безопасности, тщательно проверять, надежно ли защищены доверенные ему люди; прежде, чем сесть за стол с едой — выяснить, а сыты ли подчиненные; прежде, чем отдыхать — вспомнить, где и как отдыхает личный состав, и принять соответствующие меры.

Организаторами психологического и педагогического решения экстремальных задач призваны выступать старшие командиры и начальники, показывать пример заботы о людях командирам подразделений, не закрывать глаза на то, что некоторые из них из карьеристского усердия порой делают жизнь рядовых работников невыносимой. Сам факт отчетливого и непрерывного проявления внимания старшего к этому обеспечению влияет на подчиненных командиров и начальников, заставляет их подтягиваться, лучше работать с людьми. Пристального контроля заслуживает работа обеспе-

чивающих служб тыла. К работе возглавляющих их начальников уместно предъявлять самую жесткую требовательность и принципиально не соглашаться со ссылками на «объективные причины» срывов. Ничто не может оправдать недостатки в обеспечении действий тех бойцов, кто в гуще событий, в опасной обстановке, рискуют жизнью и здоровьем, на ком лежит вся тяжесть испытаний.

Управление в условиях чрезвычайных обстоятельств более действенно, когда оно отличается особой четкостью, продуманност

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...