Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. По воспитательному потенциалу




 

Семьи:

социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении; социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении; социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении; социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении. воспитательно сильная; воспитательно устойчивая; воспитательно неустойчивая; воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними; воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); правонарушительная; преступная; психически отягощенная.

IV. По взаимоотношениям

 

гармоничная;

компромиссная;

неустойчивая;

мнимая;

конфликтная;

резко конфликтная;

потребительская.

V. По направленности

 

Семьи, ориентированные:

на деятельность;

на общение;

на самоудовлетворение (эгоистическая).

VI. По социально-правовой устойчивости

 

социально устойчивая;

социально неустойчивая;

асоциальная;

криминогенная.

 

2. Изучите классификацию неблагополучных семей и совместно с социальным педагогом посетите одну из них. Выявите особенности и тип неблагополучия семьи. Определите форму и методы работы социального педагога с семьей.

3. Проведите наблюдение за деятельностью социального педагога, взаимодействующего с различными типами семей.

Определите цели, задачи, содержание работы социального педагога.

4. Изучите социально-педагогическую ситуацию в неполной семье, характер взаимоотношений в ней (по заданию практикующего социального педагога). Выявите особенности семьи, ее проблемы. Сделайте социально-педагогические выводы.

Задание седьмое

1. Изучите семью по предложению Центра оказания помощи семье и детям, выявите проблемы, существующие в ней. Определите методы и формы работы с этой семьей.

2. Изучите 1–2 семьи, используя предложенные к теме материалы, а также социально-психолого-педагогические диагностики. Сравните полученные результаты. Сделайте выводы.

Задание восьмое

Определите особенности развития и социализации ребенка в зависимости от его позиции в семье (табл. 2).

Задание девятое

Проведите в микрогруппах беседы с «семьей» (разыграйте ситуацию).

Участники: социальный педагог, мама, папа, наблюдатели. Во время инсценирования ситуации наблюдателям запрещается подавать реплики и выражать свои эмоции, но при подведении итогов они могут задавать вопросы и определять результативность проведения беседы: что получилось, что не получилось и почему.

 

Таблица 2

Позиции ребенка в семье

 

Позиция ребенка Отношение родителей Последствия в развитии личности
     
Педагогически оправданная позиция Заботливость, любовь в сочетании с требовательностью, дружба, доверие, поощрение самостоятельности Нормальное развитие личности, адекватная самооценка
«Заласканное детство» Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – «кумир семьи», неоправданная идеализация его родителями Замедление социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка
«Равнодушное детство» Отчужденность, пренебрежение интересами ребенка, равнодушие, попустительство, бесконтрольность Обостренное самолюбие, замедление эмоционального развития, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (секс – девушки, наркотики – юноши)
«Задавленное детство» Запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жесткость в обращении, нотации, чрезмерная опека, излишняя строгость, грубые проявления родительской власти Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание под влияние более «сильных», заниженная самооценка, приспособленчество, угодничество
«Загубленное детство»   Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок – объект постоянных ссор, каждый стремится привлечь его на свою сторону Признание силы кулака, формирование отрицательного идеала, оправдание собственных недостатков, лицемерие, злость, агрессивность, скепсис, неверие в будущее, недисциплинированность, приспособленчество, неверие к взрослым, разочарование, стремление отгородиться от других, уход в себя, в собственный мир (наркотики, секс и др.)

Задание десятое

Проанализируйте предложенную ситуацию. Какова роль социального педагога и возможные пути его взаимодействия с матерью, с сыном?

«Сама я выросла сиротой и испытала горечь сиротского хлеба. Когда родился Игорек, поклялась, что детство его будет счастливым. Игорек стал кумиром и властелином мира. С мужем жизнь не получилась. Растила Игорька одна, преодолевая все трудности. Сына испортила вседозволенностью, всепрощением, неразумной любовью. Вырос он ленивый, с непомерными запросами. Учился плохо. На него обижались преподаватели, мастера училища: заносчив, заниматься всерьез не хочет. За месяц до окончания училища принял участие в ограблении квартиры».

Проанализируйте ошибки матери в воспитании сына. Каковы их истоки? Как можно было предупредить эти ошибки? Как могло училище помочь матери в воспитании сына?

Задание одиннадцатое

1. Разыграйте предложенные ситуации.

Ситуация 1. Перед телевизором располагаются члены семьи (папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка). Каждый хочет посмотреть интересующую его передачу, но они транслируются по разным программам в одно и то же время. Что произойдет в доме?

Ситуация 2. Дочери разрешили гулять до 10 часов вечера, а она пришла в 12 часов ночи. Участники: папа, мама, дочь, старший брат.

Ситуация 3. Уходя на работу, мама попросила детей к ее приходу привести квартиру в порядок. Когда она пришла домой, то обнаружила, что в гостях у детей весь день были ребята, ничего не убрано, гора грязной посуды. Что же будет дальше?

После разыгрывания ситуаций подробно обсудите поведение членов семьи. Проанализируйте возможные мотивы поступков детей и родителей, их взаимоотношения в дальнейшем.

2. Предложите детям сделать рисунки «Семья за праздничным столом», «Семья на отдыхе». Обратите внимание, как размещены члены семьи по отношению друг к другу и к ребенку.

3. Предложите воспитаннику графический тест (схема 4). Задайте вопрос: «С кем вы чаще всего общаетесь?» На схеме должны быть отражены взаимоотношения ребенка с учетом их значимости для него посредством изменения расстояния.

 

Схема 4

Задание двенадцатое

Составьте «Социальный паспорт семьи» (см. материалы к теме).

 

Материалы к теме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...