Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции




 

Общение выступает в качестве неизбежного условия активности человека, его социализации в обществе. С его помощью осуществляется социальная детерминация многих сторон психического развития личности. Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Посредством общения человек строит отношения с окружающими его людьми; через познание другого человека познает себя, формирует собственное «Я».

Педагогическое общение – это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия (см.схему).

 

 

В ходе взаимодействия обнаруживаются: содействие (или противодействие, которое разрушает общение), согласие (или противоречие, что также затрудняет общение), сопереживание (или равнодушие), тактичность (или бестактность) одного субъекта по отношению к другому. Педагогическое общение, организованное социальным педагогом, предполагает включение интересов, переживаний клиента в сферу своих интересов.

Социальный педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает своему клиенту (ребенку, подростку, взрослому) не только организовать общение как простой обмен информацией, но и прилагает усилия к тому, чтобы привести его к духовному эмоциональному взаимодействию, способствующему формированию самосознания, гармонии отношений с самим собой, с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми), с социумом, что благоприятствует успешной социализации личности.

___________

 

Задачи: ♦ актуализировать знания по проблеме организации общения; ♦ сформировать умения и навыки реализации коммуникативной функции.

План занятия

1. Сущность и назначение коммуникативной функции социального педагога.

2. Функции, уровни общения.

3. Технология педагогического общения.

Практические задания

Задание первое

1. Разъясните сущность понятий «общение» и «педагогическое общение». Выпишите из изученных вами источников несколько определений, отражающих вашу точку зрения. Дайте обоснование своего выбора.

2. Выполните творческую работу (сочинение-размышление) по одной из предложенных тем: «Общение в деятельности социального педагога», «Общение в жизни человека», «Общение в моей жизни».

3. Выпишите понравившиеся вам афоризмы, высказывания, «крылатые» фразы по теме.

4. Составьте словарь педагогических понятий, связанных с общением.

5. По микрогруппам подготовьте аннотацию заинтересовавших вас публикаций по общению (не менее 10 источников). Организуйте обсуждение.

Задание второе

Определите и проанализируйте функции общения (см. материалы к теме).

Задание третье

Определите, какие уровни общения наиболее приемлемы для социального педагога в процессе взаимодействия с клиентом: детьми, родителями, коллегами и т.д.

Каких уровней общения вам, как социальным педагогам, нужно избегать на работе, в личной жизни? Сделайте выводы.

Задание четвертое

1. Организуйте (по парам) индивидуальное общение с предполагаемым клиентом – воспитанником, его родителями (см. материалы к теме).

2. Проанализируйте результативность общения.

1) Удалось ли реализовать функции: а) «открытие» ребенка на общение; б) «соучастие» ребенку в процессе общения; в) «возвышение» ребенка в процессе общения?

2) Каков был уровень общения?

3) Какие свойства и средства вербального и невербального общения вы использовали?

4) Насколько быстро и эффективно был установлен контакт с ребенком?

Задание пятое

1. Рассмотрите схему 9 и проанализируйте позиции в общении с точки зрения состояния «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – дитя» (Э. Берн).

 

Схема 9

Позиции в общении

 

Р - РОДИТЕЛЬ; В - ВЗРОСЛЫЙ; Д – ДИТЯ

 

 

2. Предложите и разыграйте ситуации в микрогруппах (например, «Дочь поздно пришла домой», «Подросток, не предупредив родителей, не ночевал дома»...). Проанализируйте поведение каждого участника с точки зрения состояния «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – дитя» (Э.Берн).

3. Выполните тренинговые упражнения, руководствуясь следующими правилами общения:

определите состояние, в котором вы находитесь;

определите состояние человека, к которому вы обращаетесь;

почувствовав в другом состояние «Дитя», используйте приемы психологической пристройки к состоянию партнера;

используя приемы «Я – сообщение», «Ты – сообщение» и др., постарайтесь привести партнера в состояние «Я – взрослый», так как важные решения принимаются на уровне «Взрослый – взрослый»;

старайтесь заменить состояние «Я – родитель» на состояние «Я -взрослый».

Отметьте, какие из утверждений принадлежат «родителю», «дитя» или «взрослому»:

«Ты просто дитя, у меня для тебя нет слов»;

«Забудь меня, все кончено безвозвратно»;

«Когда мы закончим, помоги мне, пожалуйста»;

«Почему всегда я должен делать»;

«Пожалуйста, давай сходим в парк»;

«Эта кофточка тебе совсем не идет»;

«Мы здесь уже три часа, однако не завершили и треть работы»;

«Не хандри, жизнь продолжается».

Попытайтесь изменить утверждение «Я – дитя» на «Я – взрослый»:

«Оставь меня одного»;

«Почему все должен делать я»;

«Мне надоело выгуливать собаку».

Попытайтесь изменить утверждение «Я - родитель» на «Я -взрослый»:

«Я запрещаю тебе идти на дискотеку»;

«Не дружи с этой девочкой»;

«Будь аккуратнее с деньгами».

Задание шестое

Выполните тренинговое упражнение с целью определения зон - дистанций общения (см. материалы к теме).

Педагог просит нескольких студентов подойти к нему по очереди с расстояния нескольких метров, глядя прямо в глаза. Такое же задание получают другие два студента, причем друзья. Следующей паре студентов предлагается подойти друг к другу и начать разговор (как правило, они подходят очень близко и начинают оживленно беседовать). Потом руководитель отодвигает их на расстояние 1,5 м, затем больше 4 м.

Организуется обсуждение. Что видели? Что происходило в беседе на разных этапах эксперимента? Делается вывод о расстоянии как о втором важном средстве общения, показывается зависимость вида и характера общения от расстояния. Сообщается о различных зонах общения.

Задание седьмое

1. Используя рекомендуемую литературу, познакомьтесь с коммуникативными играми и упражнениями (не менее 10). Выберите несколько коммуникативных игр, упражнений и проведите их с детьми в социально-педагогическом учреждении. Понаблюдайте за ними, их эмоциями, поведением, отношением к друг другу.

2. Организуйте взаимодействие с родителями воспитанников, а также с самими подростками. Удалось ли вам выйти на диалог? С кем труднее было организовать диалог – с родителями, подростками? Как в целом вы оцениваете взаимодействие? Определите также свое «проблемное поле» в общении. Проанализируйте те средства общения, которые вы использовали (зоны общения, жесты). Какие барьеры существовали, какие трудности вы испытывали?

 

Материалы к теме

Функции и правила педагогического общения

Основные функции педагогического общения

Исходная функция – открытие партнера на общение: пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить партнера в его свободном выборе характера общения, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека.

Функция открытия партнера на общение играет решающую роль на начальном этапе общения: оно состоится или не состоится. Важно поддерживать партнера в его выходе на общение, оказывать ему помощь, приняв часть его трудностей на себя, с уважением относится к его внутреннему миру, стимулировать активное проявление свойственных только его личности особенностей.

Функция соучастия выполняет центральную роль, ибо помогает партнерам не только войти во внутренний мир Другого, проживая его духовные события, но и раскрыть часть своего «Я» перед Другим. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я».

Функция возвышения позволяет оказывать на воспитанника такое влияние, которое обеспечивает в ходе взаимодействия уровень современной культуры общения и благодаря духовным и физическим усилиям дает реальные возможности совершить восхождение к нравственным новообразованиям. Содействовать восхождению – значит помогать ребенку достичь наивысшего в том, на что он пока способен: быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее.

Анализ существующих в науке различных подходов к определению функций общения позволяет выделить ведущие функции, которые реализуются в ходе образовательного процесса (Г.В. Никитина, А.М. Саломатин).

Важнейшая из функций общения – информационно-коммуникативная. Она служит для передачи и приема информации с помощью различных средств (вербальных и невербальных). Постоянный взаимообмен и обсуждение событий, фактов, явлений между субъектами органично вплетаются в целостный педагогический процесс, составляют его основу.

Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение. В процессе взаимодействия формируются и проявляются такие феномены, как совместимость людей, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т.д. С реализацией этой функции тесно связаны подражание, внушение, убеждение, выработка представлений о нормах и правилах поведения. Например, в ходе установления и развития контактов с детьми учитель предлагает собственный стиль общения, который может по-разному восприниматься учениками. В свою очередь для учащихся тоже характерен свой уровень и характер общения. В процессе совместного выявления норм и правил общения складываются ситуации взаимодействия или противодействия.

Аффектно-коммуникативная функция затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляются отношение участников общения друг к другу, их настроение, самочувствие и т.д. Происходит обмен эмоциями (сопереживанием, безразличием, участием, гневом, равнодушием). Учителю важно помнить о том, что эмоция радости должна преобладать во всей палитре отношений. Если взрослые часто радуются вместе с детьми, они учат их быть счастливыми. Это особый обмен – обмен внутренним миром, и никакой другой вид человеческой активности его заменить не может.

Следующая функция – познание людьми друг друга. Вступая в контакт с другим субъектом, человек составляет представление о нем. Установлено, что достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Большое значение в эффективной реализации данной функции имеет опыт общения, накапливаемый в ходе взаимодействия с другими людьми.

Наконец, воспитательная функция как наиболее общая и социально значимая. Воспитание человека происходит на всех этапах общения, осуществляемого в любых формах и с помощью различных средств. В ходе этого процесса формируются и развиваются интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности, ее социально-ценностные отношения и др.

 

По кн.: Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998. – С. 52-53.

Правила педагогического общения

Первое правило – формирование чувства Мы. Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия. Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Социальный барьер возникает в том случае, когда моральные и индивидуальные представления человека о самом себе оказываются слабее, чем требования, предписываемые ему той социальной ролью, которую он призван играть в рамках своей профессии и занимаемой должности, в данном случае – преподавателя.

Второе правило – обязательное установление личностного контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

Третье правило – демонстрация собственной расположенности. Это проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).

Четвертое правило – показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения убедительно обоснована А. С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и дальней.

Пятое правило – постоянное проявление интереса к клиенту. Педагог должен уметь слушать и при этом слышать, сопереживать, не обделяя своим вниманием никого из ребят.

Шестое правило – оказание и просьба помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. В любой деятельности учащихся важно создать положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения с помощью различных средств: авансирования, подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, оказания скрытой помощи, мобилизации активности, усиления мотивации.

 

По кн.: Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1998. - С. 20-22.

Уровни общения

 

Примитивный уровень.

Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть, если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда позиция в общении: «родительская» или «детская», если партнер дал достойный отпор; интереса и уважения к личности собеседника нет при полной открытости нелучших сторон своего «Я». Пример: пьяница-дебошир, пристающий к девушке и неожиданно получивший отпор от постороннего со спортивной фигурой.

Манипулятивный уровень.

Субъект, избирающий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному уровню, но по исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню. Характеристика манипулятора: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то по крайней мере психологическую, которая заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы». На манипулятивном уровне характерны интерес к слабым сторонам личности собеседника, закрытость собственного «Я» и двойственность занимаемой позиции в общении; внешне пристройка может быть любой, а внутренняя позиция – «родительская».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...