Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Технология реализации социальным педагогом психотерапевтической функции




 

Термин «психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой», т.е. заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях. Это смежная область психологии и медицины, когда помощь человеку осуществляется посредством воздействия на его психику.

Д.А. Белухин, раскрывая суть психотерапевтической направленности деятельности, отмечает: «Суть психотерапевтической деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека».

Выделяются клиническая психотерапия (методы этого вида психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия), оказывающая лечебное воздействие на болезненные отклонения психики человека, и личностно ориентированная, задачей которой считается оказание содействия человеку в изменении его отношения к социальному окружению и явлениям, факторам, к людям, к самому себе. В этом случае психотерапевт вместе с подопечным конструирует такую систему, которая позволяет человеку там, где невозможно изменить какой-то уже свершившийся факт, событие, не только изменить отношение к происшедшему, но и начать вырабатывать конструктивное восприятие жизненных обстоятельств с точки зрения комфортности его дальнейшего поведения. Происходит не только своеобразная переоценка ценностей, но и начинает формироваться частица нового эмоционального уравновешенного отношения к окружающей действительности, к самому себе в этой действительности.

Психотерапевтическое воздействие социального педагога – это содействие благоприятному состоянию ребенка, которое может быть непосредственным (в беседе с ребенком); личностно-опосредованным (через подругу); предметно-опосредованным (через книгу).

Исходя из состояния меняется отношение и поведение (состояние → отношение → поведение). В индивидуальной психотерапии решающая роль отводится основанному на доверии и уважении личному контакту с клиентом, умению психотерапевта вести себя тактично и сочувственно с человеком. В результате психотерапевтического воздействия ребенок учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения на основе свободного выбора.

Групповая психотерапия основана на знании законов межличностного влияния в малой группе, которая создается путем специального отбора. Психотерапевт объясняет членам группы сущность их отклоняющегося поведения, обоснованно прогнозирует возможность и сроки коррекции, обучает релаксации, аутогенной тренировке, организует тренинг общения.

Групповая психотерапия делится на семейную, совместной деятельности и игровую психотерапии. Семейная психотерапия предполагает воздействие одновременно на детей, родителей и живущих с ними родственников. Она широко применяется и постепенно становится ведущим видом психотерапевтической коррекции поведения трудных детей. Психотерапия совместной деятельности проводится обычно в психогигиенических клубах, в нашей стране почти не встречающихся. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонении в поведении детей и подростков.

В настоящее время существует множество направлений и методических приемов (техник и технологий) психотерапии. Социальные педагоги в своей практической деятельности используют различные формы внушения, арттерапию (лечение творчеством), библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, куклотерапию, игровую терапию, психодраму и др. Различают также суггестивную (основанную на внушении), рациональную и аналитическую психотерапию. С помощью суггестивной психотерапии люди в гипнотическом и бодрствующем состояниях подвергаются повелительному воздействию. Рациональная психотерапия предполагает беседы врача с клиентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах фрейдизма и «глубинной психологии».

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит как от особенностей личности и характера нарушений клиента, так и от мастерства социального педагога.

_____________

 

Задачи: ♦ раскрыть сущность психотерапевтической функции; ♦ определить методы (приемы, способы) реализации психотерапевтической функции; ♦ закрепить профессиональные умения по реализации психотерапевтической функции во взаимодействии с воспитанниками.

План занятия

1. Сущность психотерапевтической функции.

2. Методы, приемы, способы реализации психотерапевтической функции.

3. Обучение организации и проведению психотерапевтических тренингов социальным педагогом.

Практические задания

Задание первое

1. Актуализируйте знания о психотерапевтической функции социального педагога.

2. «Уход за душой ребенка»... Как вы понимаете это выражение? Может ли осуществить этот сложный процесс социальный педагог? При каких условиях?

3. В микрогруппах составьте памятки социальному педагогу «Как ухаживать за душой ребенка».

4. Составьте «Справочник», раскрывающий смысл понятий: «психотерапия»; «психотерапевтическое воздействие»; «психотерапевтическое взаимодействие»; «психотерапевтическая помощь»; «психотерапевтическая защита»; «психотерапевтическая поддержка».

Задание второе

Раскройте сущность и пути реализации:

индивидуальной психотерапии – 1-я микрогруппа; групповой психотерапии – 2-я микрогруппа; семейной психотерапии – 3-я микрогруппа.

Задание третье

Ознакомьтесь с методикой и технологиями проведения психодрамы (ролевая игра, психодраматический бодибилдинг, музыкотерапия).

Задание четвертое

Изучите психолого-педагогическую литературу по теме. Например: Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990; Прихожан A.M. Психологический справочник для неудачника. – М., 1994; Зюзько М.В. 5 шагов к себе. – М., 1992.

Проведите презентацию выбранных вами изданий.

Задание пятое

Выполните упражнение.

Разбейтесь на пары: один выступает в роли консультанта-психотерапевта (влияющего), второй – в роли клиента (внимающего).

Организуйте взаимодействие консультанта и клиента. Проанализируйте результативность беседы-консультации, обратившись к учебному пособию Л.Д. Деминой «Личность: проблемы психологического консультирования» (Барнаул, 1993).

Задание шестое

1. Определите уровень тревожности воспитанника социально-педагогического учреждения с помощью психолого-педагогических тестов. Наметьте пути и методы психотерапевтической помощи воспитаннику.

2. Оцените свой уровень тревожности. Сделайте выводы.

Задание седьмое

Апробируйте дневниковую методику «Календарь радости» (см. материалы к теме) на себе и на своих воспитанниках. Проанализируйте результативность проведенной работы.

Задание восьмое

1. Продемонстрируйте использование методов реализации психотерапевтической функции. Например: игротерапия -1-я микрогруппа; музыкотерапия – 2-я микрогруппа; библиотерапия – 3-я микрогруппа; логотерапия – 4-я микрогруппа; арттерапия – 5-я микрогруппа; куклотерапия – 6-я микрогруппа.

Предлагаемые методы работы могут служить основой построения реабилитационных программ с детьми от 3 до 16 лет для индивидуальных и групповых занятий.

2. Используйте психотерапевтические технологии в работе с воспитанниками в период социально-педагогического практикума. Проанализируйте результативность их применения.

Задание девятое

1. Организуйте в микрогруппах психотерапевтическое игровое взаимодействие (см.материалы к теме).

2. Разработайте в микрогруппах памятки «Секреты хорошего настроения», «Как быть самим собой» и др.

 

Материалы к теме

Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции

 

Игротерапия – использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются более благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия, так как ограничен перенос своих эмоциональных переживаний, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.

Можно использовать свободную игру и директивную, управляемую психологом. В свободной игре, предлагая детям разного вида игровой материал, психолог провоцирует регрессивный, реалистический и агрессивный виды игр. Регрессивная игра подразумевает возврат к менее зрелым формам поведения, например ребенок превращается в совсем маленького, просит взять на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т.д. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от его потребностей и желаний. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел дома: обыск, пьянку, драку, насилие, а ему предлагают игры, сюжеты которых отражают совершенно другие события: посещение цирка, театра, празднование дня рождения и т.д. Отправными точками в агрессивной игре могут быть игры в войну, наводнение, насилие, убийство. В играх дети часто возвращаются к испытанным стрессовым ситуациям, к которым будут еще долго возвращаться своей памятью, пока не успокоятся, станут меньше тревожиться, и только тогда можно переносить их переживания на другой уровень или объект, чтобы они узнали об адекватном поведении.

Для организации игр можно использовать неструктурированный игровой материал (воду, песок, глину, пластилин), который способствует развитию сублимации. С помощью этого материала ребенок получает возможность косвенно выражать свои желания. Подобные игры лучше проводить в директивной форме.

В рамках реабилитационной программы целесообразно использовать структурированный материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний и овладение социальными навыками. Например, человеческие фигурки, машины, постельные принадлежности вызывают желание заботиться о ком-то, оружие выражает агрессию, телефон, поезд, машина способствуют развитию коммуникативных действий. Необходимо наблюдать за тем, какие, какого цвета и какой формы игрушки ребенок игнорирует, а также фиксировать, какие игрушки он категорически отвергает.

Ценность этого вида работы определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. В том случае, когда интеграция осознания и переживания удалась, психическое напряжение снимается, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки. Применение игр в работе с данным контингентом детей лишь этап в процессе коррекции личности ребенка и часть реабилитационной работы.

Музыкотерапия – использование в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Желательно, чтобы психолог владел игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, аккордеоне, дудке, металлофоне, пианино, скрипке). Рекомендуется подобрать для слушания произведения классической музыки (Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт). Постепенное увеличение продолжительности звучания музыки – от 3–5 мин до 1–1,5 ч – позволяет детям приучиться слушать музыку, испытывать в это время различные чувства, эмоциональное состояние внутреннего равновесия, снять напряжение. Музыку можно слушать, закрыв глаза, зажмурившись, главное – ее слышать!

Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно простое слушание музыки сопроводить заданием. Когда звучит спокойная музыка, рождающая приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т.д., или предложить ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.

При проявлении ярко выраженных страхов на детей воздействуют приятными, расслабляющими стимулами, например определенными произведениями классической музыки, и одновременно пугающими их объектами.

Можно сесть рядом с ребенком и вместе слушать музыку или слушать ее обнявшись и т.д. Можно спросить, что ребенок хочет испытать, слушая музыку – радость, приятные ощущения, поднятое настроение, приятные воспоминания и т.д.

Слушание классической музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении уважать чувства других детей, не мешать им, сопереживать вместе с ними и т.д.

Применение музыкотерапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния, что может быть закреплено в изобразительной деятельности детей, когда им предлагают выразить в рисунке свое впечатление от музыки, которую они слышали.

По-иному строится работа психолога, если в работе с детьми используются музыкальные инструменты. Психолог играет вместе с ребенком на музыкальном инструменте. Вначале они исполнители музыки, затем – ее сочинители, а потом играют в «оркестре». Под звуки музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и психолог, можно организовать танцы или выполнение специальных упражений (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке преодоление чувства страха, неуверенности в себе и т.п.).

Библиотерапия - метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой и т.д.

Работа с такими произведениями, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», сказки «У страха глаза велики», «Мальчиш-Кибальчиш», сказки В.А. Сухомлинского, опирается на возрастные особенности детей – заражаемость чувствами других, сопереживание им. Дети понимают, что страх, тревогу испытывают многие и по разным причинам. Вместе с героями литературных произведений они переживают те же состояния, но в то же время, проанализировав их действия, видят, что можно найти выход из трудной ситуации, что позволяет им расширить свою социальную компетенцию. Иногда воспитатель, когда дети ложатся спать, рассказывает им сказки в темноте. Важно учесть, что детям дошкольного возраста переживания, связанные с сильными страхами, не по силам. Для детей школьного возраста такие переживания смягчаются присутствием взрослого, который создает атмосферу защищенности.

При выборе литературных произведений, определении последовательности их прочтения, необходимо учитывать ряд особенностей: возраст детей, их количество, причины попадания в воспитательное учреждение, виды перенесенных травм, доверие детей к воспитателю, время пребывания ребенка в данном учреждении.

Логотерапия – метод разговорной терапии – предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Ребенок не всегда проявляет самоэксплорацию, т.е. меру включенности в беседу. Если она минимальная, то на ряд вопросов ребенку предлагают ответить от имени куклы, персонажа и т.п. (Петрушка, Барби, Мальвина, Буратино, собака, тигр, лев), т.е. прибегнуть к любому образу. Данный метод предполагает появление самоконгруэнции – совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Арттерапия – терапия средствами искусства. С этой целью используются прикладные виды искусства. Можно рекомендовать задания на определенную тему при работе с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему. Или предложить детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Один из вариантов – непосредственное обращение к произведениям искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации. Большую пользу приносит сочетание некоторых видов работ, например ребенку показывают репродукцию с картины художника и просят нарисовать такую же картину, не ограничивая его творчество. И наконец, можно рекомендовать совместную работу психолога и ребенка с предоставлением ему самостоятельности (лепка, рисование, вязание, вышивание и т.п.).

Куклотерапия – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль, в котором вводят конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны оценить их. Детей, проявляющих тревогу, страх, переживших стресс, различного вида травмы, полезно привлечь к представлению с применением метода биодрамы, особенность которого в том, что все действующие лица в нем – звери. Распределив между собой роли, дети разыгрывают спектакль. Можно рекомендовать использование обмен ролями со взрослыми или другими детьми.

Моритатерапия – метод, с помощью которого ребенок ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Другими словами, этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Гештальттерапия применяется психологом в индивидуальной работе с ребенком, в беседах по душам, может проводиться в форме преобразования рассказа в действие, например «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения» и т.д.

Поведенческая психотерапия – систематическое устранение страхов. С этой целью используются диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы, просмотр которых сопряжен у детей с переживанием чувства страха, и демонстрация их продолжается до тех пор, пока страх не угаснет. Психолог может усилить отрицательные переживания у ребенка, добиваясь, чтобы они приобрели комический характер.

Метод свободных словесных ассоциаций. Он может использоваться как метод искусства придумывания историй. Психолог предлагает детям по набору слов, между которыми налицо смысловая связь, придумывать разные истории. Наример: бабушка, девочка, волк, поезд и т.д. Дети должны придумать любые истории, главное, чтобы они не повторялись.

Разновидностью данного метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: рассказать, например, историю про страну, где все из стекла, из мыла, из дерева и т.п. Другой вариант метода – придумать истории про то, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или они живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя и т.д. Большой интерес вызывает у детей задание рассказать о стране, где с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы и т.п.

 

По кн.: Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997. – С. 59-65.

Стили консультирования

 

В современной литературе описаны два основных стиля психологической работы – «внимающий» и «влияющий», которые может использовать социальный педагог.

Для «внимающего» консультирования характерны следующие приемы.

Закрытые вопросы. Вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы, как правило – «да» и «нет». Этот прием позволяет собрать информацию, прояснить суть проблемы, перебить «излишне разговорчивого» клиента.

Открытые вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Что...», «Каким образом...», «Зачем...», «Почему...» – и предполагают развернутые ответы. Они подталкивают клиента к рефлексии, способствуют возникновению дискуссий между клиентом и консультантом.

Минимальное поощрение. Повторение нескольких слов из реплики клиента (часто повторяются последние 2–3 слова). Помогает клиенту продолжить рассказ.

Парафраз (прояснение смысла). Выделение сути последнего высказывания клиента. Показывает клиенту, что его поняли, стимулирует более глубокое раскрытие проблемы, дает отправную точку для дискуссии.

Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального смысла). Выделение эмоций, скрыто или открыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента концентрируется на сфере чувств, в силу чего повышается эмоциональная насыщенность разговора.

Обобщение. Краткое повторение сути высказываний клиента за определенный период времени. Итоговое прояснение смысла. Обобщение помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в интервью. Позволяет перейти к новой теме или иному уровню обсуждения.

«Влияющее» консультирование предусматривает использование следующих приемов.

Указание. Клиента просят совершить конкретные мысленные или реальные действия. Прием используется для инструктирования перед выполнением упражнения, иногда как инструкция дается в начале встречи.

Информативное сообщение. Консультант дает советы клиенту, излагает свое мнение по определенному вопросу, делится информацией, сообщает о своих выводах, угрожает, успокаивает. Это позволяет клиенту пользоваться информацией и опытом психотерапевта, поддерживает коммуникацию.

Выражение собственных чувств. Консультант рассказывает о своих чувствах, эмоциях, состоянии. Этот прием помогает клиенту поделиться собственными чувствами, способствует разделению эмоциональных и когнитивных оценок.

Влиятельное обобщение. Психолог сообщает о выводах, которые он сделал на основании последнего периода разговора. Это сводит вместе разрозненные мысли клиента, структурирует его сознание, подталкивает к рефлексии.

Интерпретация. Консультант интерпретирует мысли, чувства и поведение клиента на основе определенной теории (описывает его проблемы в терминах теории, объясняет причинные связи). Клиент получает возможность по-иному увидеть свою проблему.

Нейролингвистическое программирование

 

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – уникальная технология влияния на людей и своеобразный взгляд на коммуникацию и развитие человека, сложившиеся в работах Д. Гриндера, Ф. Бендлера, В. Сатир, М. Эриксона. Предметом НЛП являются «языки», используемые для взаимодействия как отражение внутренних программ, заданных на уровне нейронных связей, анализа различных способов получения информации о мире и реагирование на них отдельных людей. Техники НЛП широко используются при психологическом консультировании и психотерапии личности, испытывающей самые различные затруднения: трудности общения, апатию, неуверенность, стрессы, фобии, вредные привычки и др. НЛП – это утонченный инструмент, который позволяет быстро получить информацию о желаемом и текущем состоянии партнера и в соответствии с этим гибко подобрать наиболее действенную технику для достижения необходимого результата.

Одним из центральных понятий НЛП является понятие репрезентативно-информационной системы, т.е. системы представления опыта, связанного с модальностями психики, которая более развита и чаще всего используется личностью. На базе репрезентативной формируется ведущая система, в которой человек осуществляет поиск информации («визуалы», «аудиалы», «кинестетики»). Использование индивидом ведущих информационных (ведущих модальностей) и вспомогательных (субмодальностей) систем, формирование поведенческих партнеров и внутренних стратегий проявляются в различных «языках»: вербальных и невербальных, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у партнера по общению путем калибровки, т.е. проявление внешних и внутренних признаков состояния партнера и его описание в опыте. Например, одним из довольно точных показателей ведущей модальности является сканирующее движение глаз при переживании или описании опыта.

Так, движение глаз вверх и налево стимулирует зрительные эйдетические образы; глаза вверх и направо - зрительный конструируемый образ. Прямой, расфокусированный взгляд сигнализирует о представляемом зрительном образе. Положение глаз на среднем уровне и вправо – слуховое конструирование, налево - аудообразы. Прикрытые глаза и взгляд как бы внутрь демонстрируют внутренний диалог, возможно, состояние транса. Глаза вниз и направо – кинестетические ощущения, чувства.

Движения глаз могут сигнализировать, в каком психологическом времени находится партнер по общению в момент взаимодействия: прошлом, настоящем, будущем. Ведущая модальность проявляется и в речи путем определения тех или иных сенсорно-специфических слов. Для представителей визуальной ведущей системы характерно использование слов типа «вижу», «яркий» и т.д. Как писал В. Маяковский:«... На сажень вижу из-под земли...». Слова «теплый», «мягкий», «чувствовать» и подобные характерны для кинестетиков. Согласно основным положениям НЛП, для более полного, «доверительного» общения нужно разговаривать на «языке» партнера вербально и невербально. В этой связи необходима подстройка, «присоединение» к его репрезентативной системе, обозначаемое как «раппорт».

Другим, часто употребляемым в НЛП понятием является «якорь». По мнению НЛП, любой человек «обвешан» якорями – положительными и отрицательными. Это либо помогает, улучшает эмоциональное состояние индивида, либо, напротив, является причиной многих неприятных ощущений. «Якорь» – это какое-то специфическое ощущение, которое вызывается параллельно в момент переживания соответствующего состояния. Например, слушая музыку, индивид переживает состояние удовлетворения, спокойствия. В это время можно поставить «якорь», т.е. прикоснуться рукой к любой части тела (плечу, колену) и закрепить это прикосновение. В другое время, когда человек порой испытывает негативные переживания, аналогичное прикосновение «воскрешает» былые переживания. Якорь любой человек может «поставить» себе и сам, что практически часто и происходит. Его «действие» связано с теорией формирования условных реакций, процесса «стимул–реакция». Якорем может служить практически любой раздражитель, совпадающий во времени и пространстве с переживанием индивида. Якоря бывают вербальные и невербальные; визуальные (картинка, образ, цвет); аудиальные (мелодия, шум, голос); кинестетические (прикосновение, запах). Адекватное использование якоря является одной из составляющих психологической культуры личности.

Почему так популярно НЛП? Потому, что основано на многочисленных очень конкретных, воспроизводимых техниках и технологиях, часто связанных с активизацией следующих методов: «якорение», «взмах», «отзеркаливание», «линия жизни», «хрустальные шары», «круг совершенства», «другой "Я"», «последняя капля» и др.

Ценно то, что каждая из процедур имеет свои конкретные цели и довольно подробно описана в литературе. Кроме того, овладеть многими техниками и технологиями может практически каждый достаточно чувствительный, заинтересованный и внимательный человек.

Чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию для оказания помощи конкретному человеку в решении его проблемы, необходимо прежде всего установить его репрезентативную систему (ведущую модальность и субмодальность), раппорт с партнером, затем выяснить причины его беспокойства. При этом можно использовать следующую схему: определить выражения (внешний ключ), которые показывают, что клиент переживает нежелательное состояние, т.е. провести калибровку; закрепить это состояние «якорем»; попросить клиента мысленно вернуться к прошлому, когда он переживал те же чувства; из рассказа клиента вычленить детали, имеющие отношение к его настоящему состоянию; вернуть клиента в настоящее, позаботиться о его комфортности и безопасности.

Создав положительное эмоциональное состояние, следует выбрать технику для его закрепления или для переформирования прошлого негативного опыта (рефрейминг). В качестве примера можно привести технику «двойной визуально-кинетической диссоциации», «речевых оборотов и Милтон-моделей», «шестишагового рейфрейминга».

Психодраматический бодибилдинг

 

Протагонист выбирает вспомогательные «Эго» для исполнения ролей различных частей его тела. Режиссер интервьюирует протагониста, временно принимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь определить, как эта часть функционирует и влияет на все остальное тело. Например, режиссер задает «частям тела» такие вопросы: «Что ты обычно делаешь для этого тела?»; «Ты активна?»; «Тебя замечают?».

Опросив одну часть, режиссер переходит к другим частям, пока не будет построено все тело. Когда тело готово, протагониста просят отойти в сторону и наблюдать, как взаимодействуют разные части. Затем режиссер предлагает протагонисту определить те части, которые его не удовлетворяют, и перестроить их для достижения большей гармонии. Можно также разыграть ситуацию, в которой части будут действовать совсем по-иному. На стадии обмена чувствами внимание концентрируется на телесных нарушениях и затруднениях.

 

По кн.: Демина Л.Д. Личность: Проблемы психологического консультирования: Учеб. пособие. – Барнаул, 1993. – С. 86–87; 90-94; 102.

«Календарь радости»

Описание методики. «Календарь радости», разработанный Костромским центром социального здоровья, – универсальная коррекционно-развивающая методика, направленная на повышение общего эмоционального тонуса ребенка, подростка, взрослого. Методика является дневниковым методом, пригодным для групповой и индивидуальной работы, применяется в качестве самостоятельной методики, а также в сочетании с другими интегративными техниками.

Инструкция (раздается в письменном виде).

Дорогой друг!

В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен. У него все всегда получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым и везучим, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни!

В этом тебе поможет «Календарь радости»!

Заполнять его надо каждый день вечером, вспоминая все события, которые приятно тронули тебя, понравились, удивили, согрели. Это может быть новая мысль, посетившая тебя, или ласковое слово, которое ты услышал или сказал, добрый поступок, который совершил ты или другой человек, близкий тебе или совершенно чужой, незнакомый. А может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта!

Все, что было в этот день хорошего, светлого, радостного, все, что возникло в тебе самом доброго, умного, записывай в этот календарь.

Первое время может показаться, что ничего не происходит. Но это не так. Присмотрись получше, и ты найдешь хотя бы один миг счастья. А с каждым днем радостных событий будет все больше, они наполнят твою жизнь и украсят ее.

С наилучшими пожеланиями

Социальный педагог-психолог (Ф. И. О.)

 

Календарь заполняется в течение 3–4 недель в зависимости от стартового эмоционального уровня. При необходимости методику можно продлить или возобновить после некоторого перерыва. Оптимальным является применение данной методики 3–4 раза в год. Возможны модификации метода для применения в группе детского сада, загородном лагере: «Сундучок радостей», «Дерево радостей» и т.п.

Механизм действия. Методика основана на контекстуальной настройке сознания. Принцип ее действия: что фиксирую – то развиваю. Сознание – высший контур регулирования и организации поведения. Фиксация и удерживание в сознании определенного содержания направляют всю психику, ее энергетические и информационные ресурсы на это содержание, и, таким образом, происходит развитие в определенном направлении. Под влиянием изменения в сознании изменяется психика, а за вслед за ней - поведение и жизнь.

Методика «Календарь радости» – тренировка в настройке и фиксации сознания на радостном, приятном. Сознание тренируется в избирательной селекции положительного опыта. Поскольку положительные эмоции являются сами по себе мощным интеграционным механизмом, то помноженные на силу сознания они дают мощный интегрирующий эффект.

При ежедневной фиксации радости происходят как бы ревизия прожитого дня, повторное его прокручивание, «просеивание». Безусловно, в поле сознания попадают и неприятные события. Они остаются как камушки на сите. Один из секретов действия методики в том, что поднятая в эмоциональном тонусе психика гораздо быстрее интегрирует эти неприятности, справляется с ними, не оставляя их грузом непринятого, а трансформируется в приятное, хорошее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...