Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различие искусства и науки




Несмотря на связи двух типов мышления, существуют и различия. Во-первых – предмет познания: в науке – это человек, и мир (объективные законы существования мира), а в искусстве – отношение человека к миру, по определению Гегеля - «очеловеченный мир».

Во-вторых - способы познания. Искусство - это отражение образное, интуитивное; форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа. Искусство есть система образных знаний об окружающем мире.

Поиск художественного идеала, прекрасного, совершенной красоты – является целью искусства. Как известно, именно искусство создаёт «вечные ценности», которые остаются неизменными. Каждый виток времени, эпохи, прикасаясь к созданному искусству способен видеть его оригинальным и новым. Изменение мировоззрения человека на уровне восприятия даёт возможность прочесть «созданное давно» совершенно новым, неповторяющемся. Результат в искусстве также сугубо индивидуален. Несколько художников, авторов, работая над одним и тем же проектом показывают разные итоги. Труд каждого из них безусловно имеет право на существование.

Стоит обратить внимание на религиозную сферу. Как известно, художественная картина мира сравнительно долгое время была в подчинении религиозной и отражала её сторону познания. Отсюда следует множество произведений, подчёркивающих именно религиозную сторону, не пересекая черту светского.

В искусстве можно проследить возврат к «истокам». На протяжении нескольких эпох художники обращаются к античным, мифическим образам. Невозможно отрицать, что они первые, кто затрагивает образ этой эпохи. Так, например, к образу «Фауста» неоднократно обращались многие авторы, но лишь трагедия Гёте стала шедевром. Всем известная опера «Пиковая дама» (1891) П.И. Чайковского на сюжет А.С. Пушкина приобрела мировую известность и является наиболее исполняемой по сей день, нежели одноименная опера (1850) Ф. Галеви.

По сравнению с искусством, возврат к «истокам» в науке несколько иной. Предыдущий этап развития опосредует существующая в последующее время процедура («логика науки»). В науке сам факт имеет значение только лишь в настоящий момент.

 

 

Выделим несколько функций науки в жизни общества.

 

· Синтезическая: наука всегда объединяет знания в целостную систему.

· Объяснительная: наука выявляет причины и существенные характеристики предметов и явлений.

· Герменевтическая: общее понимание в общественных и гуманитарных науках.

· Предсказательная или прогностическая функция – предвидение новых событий.

· Методологическая – всякая наука разрабатывает систему методов исследования действительности.

· Мировоззренческая. Наука выступает как производительная сила общества, как социальная сила общества – через социально-экономические и культурно-гуманистические науки: философия, социология, экономические, финансовые науки, психология, политология, юридические науки.

· Эвристическая – всякое научное знание способствует дальнейшему научному познанию, дает импульс для дальнейшего научного знания.

· Аксеологическая – наука сама выступает как ценность и сама оценивает различные теории и концепции.

 

 

Стоит отметить и различное отношение двух сфер к эксперименту. Наука использует эксперимент как «опытное (способное к многократному повторению) подтверждение научной гипотезы, в искусстве же эксперимент «так сказать, доволен сам собой – он и есть само художественное произведение» (Г. Гадамер)» [там же].

 

Отношение художника и учёного к истине различно. «В науке истина – соответствие субъективного понимания объективному состоянию; в искусстве истина – «становящееся бытие» (М. Хайдеггер)» [7, c. 417]. Искусство благодаря специфике предмета, способа познания, понимания истины – является важнейшей формой самопознания человека. Вымысел является необходимым компонентом в искусстве, что же касается науки – здесь он совершенно недопустим.

Ю. Лотман полагает искусство «великолепно организованным генератором языков особого типа», необходимым для интерпретации потоков информации, направленных на человека. Кодирование информации в языке искусства и языке науки существенно различно. Идея адекватности перевода необходима в научных теориях, в художественных произведениях невозможна.

Выделим некоторые аспекты влияния науки на искусство и наоборот. Как известно искусство тесно связано с наукой. Обращая внимание на архитектуру мы видим, что её существование связано с математическими расчётами. Скульптор, создавая свой продукт творческой деятельности, не обходится без чертёжей и математических расчетов. Оптическим зрением обладает художник. Огромное количество учёных утверждали в своих трактах и работах, что искусство должно быть научным и беспристрастным. Именно этот тезис лежит в основе натурализма.

В определенном смысле современное искусство, как и наука, являются существенно неклассическим. Оно трансформирует классические каноны гармонии и красоты, ищет новые средства и новое содержание, использует опыт эксперимента. Научные взгляды и идеи проникают в мастерские художников. Например, влияние новых научных концепций ярко заметно в творчестве П. Сезанна, позже – в авангардистском искусстве ХХ в.; абстракционизм, кубизм и другие течения предлагают нам отказ от антропоцентризма, изображение отдалённых от обыденного сознания структур бытия.

Влияние науки на искусство вызвано наличием в искусстве познавательного компонента, влияние же искусства на науку – наличие эстетической составляющей в научной сфере. Именно искусство дает возможность для удовлетворения художественных потребностей человека, сделать богаче его внутренний мир, дать оформление чувству прекрасного. Ряд характеристик и критериев, используемых учеными для оценки научных идей, гипотез и теорий, являются существенно эстетическими.

Эстетические критерии являются для учёного дополнительными, но весьма убедительными и мощными средствами проверки истинности их предположений. О роли эстетического начала в научной сфере писали многие крупнейшие учёные. Физик Поль Дирак считал, что математически выраженные законы природы обладают невероятной красотой. Если физик замечает, что теория некрасива и содержит в себе уродливые части, то именно в них сокрыто заблуждение. Дирак мыслил, что залог успеха состоит в том, чтобы «работать, пытаясь получить уравнения, отличающиеся красотой». Искусство – важный фактор для ученого, стимулирующий творческую деятельность. Оно дарит ему чувство эмоционального подъёма и вдохновения, активирует фантазию и воображение.

В. И. Вернадский не раз подчеркивал, что наука – это не только логика, а познание – больше, чем поиск, накопление и совершенствование полезной информации о мире. Наука, по Вернадскому, является и порождением, и источником сложных эмоций. Научное творчество тем продуктивнее, чем выше эмоциональная культура ученого, на становление которой первостепенное влияние оказывает искусство. В 1889 г. молодой Вернадский признавался, что на него «лучше воздействует эстетический интерес», сливаясь с которым он чувствует себя сильнее, а мысль его получает «нужную ширь для правильной, менее субъективной оценки событий». Этому способствовало и широкое знакомство Вернадского с достижениями отечественного и мирового искусства в области литературы, музыки, живописи и архитектуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...