Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль искусства и науки в познании мира




Ещё один источник взаимосвязи науки и искусства лежит в их общей укорененности в целостной культурно-исторической эпохе. Искусство отражает определённые черты мировоззрения эпохи, реагируя на глубинные культурные процессы. Музыкальное направление есть продукт конкретного времени. Художественным чутьём искусство схватывает то, что ещё незаметно на рациональном уровне.

Как мы видим, наука и искусство не только взаимопроникают, но и взаимодополняют друг друга.

Вопрос о возможности воссоединения науки и искусства, поставленный И. В. Гёте, все же является спорным. Однако несомненно, что научное познание в определённые моменты включает в себя художественное восприятие, дарит учёному плодотворные интуиции, развивает его способность понимания и умственного созерцания.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творчеством, человек создает продукт, демонстрируя свое «Я» со всех сторон, и делает это целостно. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, работая над картиной, вкладывает в ее написание свою душу, свое естество, свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей - это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

В становлении эстетического вкуса у человека искусство играет важнейшую роль. Тем самым оно выполняет эстетическую функцию. Буквально с самого детства в человеке заложено желание к творчеству, что заметно на примере, где маленькие дети часто выбирают самые красивые вещи или предметы из большого количества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, очень развит инстинкт красоты, помогающий им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. Выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям создавать группы в зависимости от своих интересов и предпочтений. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, мысли, идеи, что способствует развитию межличностных отношений. Для восполнения нехватки красоты в обыденности, для расслабления искусство выполняет компенсаторную функцию. Она позволяет восстановиться после стресса, решить важные психологические проблемы человека, а также привести в норму его душевное равновесие.

Понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д. Наслаждение и удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Быть сопричастным автору, постараться понять его замысел - это и есть наслаждение. Во времена древнегреческой цивилизации обращали внимание на исключительный характер эстетического удовольствия, который совсем не похож на плотские утехи. Это духовное наслаждение, где нет места материальному. Большая роль отдается воспитательной функции, занимающейся процессом социализации личности. Искусство дает жизнь развитию в человеке определенных мыслей и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности. Эта функции распространяется на все сферы человеческой жизни, и несомненно каждый подвластен этому положительному воздействию. Нельзя забывать про прогностическую функцию. Искусство имеет возможность предугадывать будущее. Примечательная особенность этого предсказывания - это возможность построения прогнозов, не обладая полной информацией о том или ином исследуемом объекте или явлении. Это лишь базисные функции искусства, которые оно выполняет ежедневно. Творческая деятельность имеет еще ряд функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Общность и различие двух способов познание мира особое значение приобретают в сфере гуманитарного знания. «Здесь высвечивается особая роль гуманитарного знания, призванного исследовать сложнейшие проблемы смысла существования человека, определять основания нравственных, философских, эстетических, религиозных его представлений о мире» [7, с. 418].

 

«Науки о духе и душе важны для формирования сознания человека любой специальности, поскольку в конечном счёте они влияют на его жизненную позицию и способствуют раскрытию его личностного потенциала. Для избирающего профессию художника – литератора, музыканта, архитектора, живописца, актёра или режиссёра – гуманитарное знание жизненно необходимо. И эта необходимость прежде всего связана с пониманием мощных ресурсов искусства в воздействии на личность, общество и культуру» [7, c. 418].

«Понятие «художественное мышление» прочно вошло в научный обиход и предстало не в качестве метафоры, но как специфический способ создания, хранения, передачи информации, обладающей «эмоционально-проективно-интеллектуальным синкретизмом» (М. Каган) и основанной на принципиальной смысловой многомерности» [6, с. 217]. По определению Б. Асафьева музыка - «искусство интонируемого смысла».

Сегодня музыка многолика и многообразна. Глобальный сдвиг, произошедший в звуковом пространстве культуры, связан во многом с разрастанием и усложнением элитарного и массового слоев.

Понятие «массовое искусство» при всём разнообразии пояснений (бытовое, популярное, неакадемическое и др.). При всём массовое искусство нельзя считать однозначно негативным явлением, оно обладает двойственностью:

· грубость, банальность, «эстетический мусор современной цивилизации» (Б. Гройс);

· естественная простота, близость природе, повседневной жизни.

 

Двойственность проявляется и в характере массовой продукции: «чтобы завоевать массового потребителя, а, следовательно, быть продаваемыми и покупаемыми, образцы массового искусства должны вызывать интерес, привлекать и волновать, но наряду с этим – массовая продукция неизбежно связана с энтропией стиля (что связано, как правило, с желанием вновь и вновь повторить коммерческий успех, эксплуатируя отработанные шлягерные приёмы)» [6, c. 221].

 

 

Элитарное и массовое

 

Одновременно с массовой культурой существует иная оборотная сторона – элита, «как избранная, наиболее деятельная, продуктивная часть общества и наиболее способная к духовной деятельности, определённая Шопенгауэром как «люди гения».

Элитарная сфера искусства сложна:

· для восприятия, поскольку «индивидуализация стилевых приёмов

повышает событийность музыки, ослабляет эффект узнавания. Произведение А. Лурье «Формы в воздухе», написанное под впечатлением творчества Пикассо, рассчитано на слушателя, осведомлённого в вопросах истории живописи и способного оценить кубические приёмы письма. Характерна нотная графика текста, в которой переданы специфические приёмы наплывов различных геометрических фигур – треугольников, квадратов, прямоугольников. Согласно замыслу композитора, исполнитель может представить себе геометрические фигуры, которые должны будут вызвать в нём определённые эмоциональные реакции, и спровоцировать диалог с Пикассо. Можно догадаться, насколько велика нагрузка на слушателя: если он знаком с партитурой, то вряд ли представляется возможным «прочесть» этот диалог.

· для создания, так как повышение возможностей, которые предоставляет культурная ситуация, усложняет проявление индивидуальности.

· для исследования» [8, c. 43].

Элита как форма существования в музыкальной культуре имеет двунаправленность:

· создатели авангардного искусства, художественная богема, владеющая эзотерическим языком искусства высокой меры условности;

· академическая, профессиональная среда, ориентированная на интеллектуальные формы духовности, следование универсальному идеалу Истины, Добра, Красоты, строгость по отношению к себе, способность жить во имя идеи.

 

Внутри каждой жанрово-стилевой парадигмы (в академической среде, электронной музыке, джазе, рок-музыке, авторской песне) образуется свой элитарный слой, в котором концентрируются индивидуальные, эвристические качества.

Элитарная сфера музыки предполагает высокий, требующий специальной подготовки уровень освоения языка, особенно если речь идёт о современном музыкальном языке, новых методах нотации. Она трудна для создания, для восприятия, для исследования: нередко современному музыковеду требуются знания не только смежных областей, но и наук, отдалённо связанных с музыковедением» [6, с. 221, 222]. Вот поэтому «гуманитарный фундамент» знаний является неотъемлемым компонентом в формировании профессионального музыканта.

 

Как известно, путь музыканта непрост. Его главная задача – донести Истину до слушателя. «Свидетельством этого является соединение в музыке предельной конкретности и высшей абстрактности, непосредственной чувственности и философичности… Статус профессии музыканта – элитарный, как было сказано выше, музыка предполагает высокий, требующий специальной подготовки уровень освоения языка»[7, c. 420].

Музыка, показавшая свою способность быть всеобъемлющей метафорой, сообщает современному состоянию культуры очевидные качества. Среди них прежде всего следует указать на мозаичную множественность «взаимодопустимость» стилей, жанров, техник. Отсутствие единого основания, множественность «отражений» позволяет музыке обладать необычайной откровенностью другим искусствам.

«Недосягаемость, ирреальность музыки и одновременно её зависимость от звучания создают особую трудность её понимания, поскольку через чувственное восприятие необходимо пройти к чувственно не постигаемому, от звучащего к беззвучному.

Обратимся к размышлению Сартра об искусстве в целом. В работе «Что такое литература?», «отвечая своим оппонентам, назвавшим его ангажированным писателем, для определения «ангажированности» художественного творчества он вновь обращается к музыке. «Ноты, краски, формы не являются знаками, они не отсылают к чему-либо, что было бы им внеположно.

Разумеется, они не сводимы только к самим себе, и идея некоего чистого звука есть не более чем абстракция». Слитное единство смысла и формы заложено в самой основе художественного видения мира. «Для художника цвет, букет, позвякивание ложечки о блюдце вещны в наивысшей степени. Он удерживает в себе качество звука или формы, возвращается к ним, очаровывается ими… позволяет себе единственную модификацию – превращение объекта в воображаемый» [6, c. 287, 288].

Музыкальные откровения Сартра остаются едва ли не главной загадкой, над которой предстоит долгое и многотрудное осмысление.

 

«Искусство не имеет на сегодня определения, которое охватывало бы единой формулой разные его «лики». И это нормально, так как оно находится в состоянии непреходящего становления и очень слабо реагирует на дефиниции, его ограничивающие. Этот бесконечный процесс и доказывает, что «сущность искусства составляет не переоформление уже оформленного, не отражение прежде существовавшего, но набрасывание нового как истины, которая выйдет наружу в творении»» [6, c. 317].

 

Список литературы.

1. Вернадский В.И. Труды по общей истории науки. М., 1988.

 

2. Гулыга А. Искусство в век науки. М., 1978г.

 

 

3. Каган М. Музыка в мире искусства. Спб., 1996.

 

4. Каган М. Эстетика как философская наука. Спб., 1997.

 

 

5. Лотман Ю. Об искусстве. М., 1998.

 

6. Сиднева Т.Б. Искусство как метафора бытия. Монография.- М.: Прогресс- Традиция, 2013. С. 320.

 

 

7. Сиднева Т.Б. Науки о культуре и их значение в процессе подготовки музыканта-профессионала // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 10-14 октября 2014г. / ред. Суханова Т.Б., Щербатова О.А. и др.; Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2015. – С. 414-421.

 

8. Сиднева Т.Б. Эстетика // Учебное пособие для студентов творческих вузов. – Изд-во Прообраз. – М., 2012. С. 168.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...