Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1: деградация или развитие




ПУТЬ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ

САМОВОСПИТАНИЕ

ПОСВЯЩЕНИЕ

Всем Учителям, преподавшим мне драгоценные уроки жизни: заботливому отцу и любящей маме, чуткой сестре и отзывчивым близким, многочисленным наставникам, друзьям, соратникам, доброжелателям и благодетелям, Святым Учителям и Святым Писаниям – с глубокой благодарностью, признательностью и любовью ПОСВЯЩАЕТСЯ

ВВЕДЕНИЕ

«Вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние»

А.С.Пушкин.

Мудреца спросили, где нужно находиться, когда несут покойника: спереди гроба или сзади. Он ответил: «Спереди, позади или сбоку – не важно. Главное – не внутри!» Святые Писания напоминают: «Жизнь – это школа». И от того, как мы учимся в этой школе, зависит наше внутреннее ощущение жизни: наполнена ли она счастьем, исполнена удачи, успеха, или же мы просто медленно умираем. Итак, жизнь – это школа. В особенности, если мы говорим о духовной жизни. Потому что духовная жизнь – это духовная школа.

Представьте себе, ребёнок долго упрашивал своих родителей записать его в музыкальную школу. Он мечтал стать музыкантом. И, наконец, его желание исполнилось: родители записали сына на класс фортепиано. Но, посещая занятия в музыкальной школе, ребёнок учился в ней без должного старания. Он отнёсся безответственно к обучению. Поэтому осуществление его желания стало причиной многочисленных беспокойств в его жизни. С течением времени посещение школы превратилось для ребёнка в муку. Его мечта исполнилась, но этого ли он хотел?

Аналогично, святые учителя говорят о том, что свою жизнь мы выбираем себе сами. Не кто-то из добрых побуждений помещает нас в это тело, со всеми сопутствующими ему обстоятельствами жизни. Но мы сами выбираем его и просим: «Господь, дай мне возможность прожить такую жизнь». И Всевышний позволяет нам выбрать свой собственный жизненный путь: маршрут, по которому мы будем идти всю свою жизнь; индивидуальный, присущий только нам способ выражения или характер деятельности на этом жизненном пути. Вместе с этим мы выбираем те желания, которые нам суждено исполнить в нашей жизни. Мы сами выбираем эти желания, самые для нас дорогие, самые любимые. Точно так же нам даётся возможность выбрать качества собственного характера, которые мы сможем развить в себе и проявить в жизни, наши предпочтения, наши таланты. Всё это мы выбираем сами для своей собственной жизни. И Господь милостиво позволяет нам сделать этот выбор.

Рассказывают такую историю. Один человек всю свою жизнь молился Господу, сокрушаясь о своей неудачной судьбе: «Мой дорогой Господь, за что Ты меня наказал? За что Ты взвалил на меня этот крест? Моя жизнь – сплошное мучение!» Однажды ночью он проснулся от звука раздавшегося с небес Голоса: «Вставай и иди за мной!» Человек встал, вышел из своего дома и пошёл на звук Голоса. И Тот повёл его за околицу деревни, через дремучий лес к подножию горы, в тайную пещеру. Внутри её горемыка обнаружил огромное хранилище. Со всех сторон его окружали кресты: большие, средних размеров и совсем маленькие, золотые, серебряные, медные, железные и просто деревянные, богато украшенные и скромной выделки, тяжёлые и лёгкие. Вся пещера была уставлена этими крестами. «Ты хотел поменять свой крест. Ну, выбирай, какой тебе нравится!» – велел Голос. И человек начал выбирать. Вначале он, естественно, взял большой золотой крест, богато украшенный драгоценностями и очень тяжёлый. Но, примерив его в качестве ноши, наш искатель сообразил, что нести такой крест по жизни придётся с большим трудом. «Нет, хотя он дорогой и красивый, но уж очень тяжёлый! Как я буду нести его?» И – отложил в сторону. Так он переходил от золотого к серебряному кресту, от серебряного к медному, затем к железному. В итоге человек нашёл маленький деревянный крестик, простой и лёгкий. «Какой хороший и удобный,- подумал он,- его я смогу нести всю свою жизнь». «Вот это крест, который мне нужен,- объявил он,- благодарю Тебя, Господи». И Господь, Голосом с неба, ему отвечает: «Смотри же, когда вернёшься домой, не жалуйся Мне снова, ибо ты выбрал себе тот крест, что нёс сначала!».

Итак, важно не то, что мы несём, а то, как мы это делаем. С благодарностью, признательностью и любовью или с недовольством, обидой и сожалением? Но ещё более важным является то, что наша жизнь, которую мы проживаем, и которая может выглядеть неприятным событием для нас, на самом деле, выбрана нами, и выбрана из самых лучших побуждений! Но мы забыли один важный секрет жизни: «век живи – век учись». Господь предоставляет нам возможность идти по жизни в режиме обучения. То есть в режиме школы. Таким образом, духовная жизнь – это школа. Мы выбираем эту школу сами, со всеми её прекрасными возможностями. Но когда мы начинаем ходить в эту школу, нам в ней нужно учиться. И за нас никто этого делать не будет: Господь за нас учиться не будет, ни учителя, ни наши школьные товарищи. Только мы сами, если мы прилежно учимся в этой школе жизни, сможем реализовать весь заложенный в ней потенциал, все её достояния. Всё самое лучшее нам удастся проявить в своей жизни, если мы учимся!

Ученик, старательно посещающий школу, через некоторое время обнаруживает в своём дневнике, который он ведёт, оценки. И, видя эти оценки, школьник может понять, как он учится. Точно так же нам в нашей школе жизни регулярно ставят оценки. И если мы обращаем на них внимание, мы сможем понять, что собой представляет наше обучение, в каком направлении нам нужно двигаться.

Существует три вида оценок, которые выставляет нам жизнь. Три вида негативных и три вида позитивных оценок.

Первая категория «неудов» - это проблемы тела и ума, или то, что называется «болезни». Итак, хронические болезни – это первый вид «двоек» по урокам в нашей школе жизни.

Вторая категория плохих оценок: нищета, то есть, когда нам не хватает на жизнь. При этом следует ясно понимать, что это значит. У человека может быть мало денег, но ему хватает на жизнь. Это значит «достаток». А другой человек обладает большим состоянием, но ему мало, не хватает. Это означает «нищета». Таким образом, если нам не хватает на жизнь, мы стали обладателями второго вида «двоек» в нашей школе жизни.

И, наконец, третья разновидность неуспеваемости – это враги. В особенности, если это - близкие родственники. В нынешнюю эпоху существует такое проклятие: близкие родственники могут становиться нашими злейшими врагами. И если такие враги присутствуют в моей жизни, - значит, я получил «кол» на очередном «занятии».

Итак, «двойки, тройки и колы – все приятели мои!»

Первое: болезни тела и ума.

Второе: нищета, не хватает на жизнь.

Третье: враги, в особенности близкие родственники.

Соответственно, первая категория хороших оценок - это: здоровое тело и ум. Более или менее, ибо в наше время к идеалу можно только стремиться. Второй вид «отличных» оценок: достаток, нам хватает на жизнь. И, наконец, третий: мы поддерживаем со всеми дружеские взаимоотношения, в особенности с близкими родственниками. Представляете, близкие родственники - наши лучшие друзья! Это одна из лучших оценок в нашей школе жизни.

Итак, если мы знаем об этих оценках и следим за тем, как они появляются в нашем «образовательном процессе», мы сможем понять, что нам нужно делать. Стоит ли нам работать над успеваемостью и улучшать свои оценки, либо можно просто поддерживать себя на этом должном уровне.

Наша способность учиться в школе жизни зависит от одного особенного состояния, которое мы попробуем сейчас описать. Духовная традиция учит, что в своей жизни человек последовательно проходит через три состояния бытия. Существуют три качества жизни, которые периодически сменяют друг друга. Кто-то в одном из трёх умудряется подольше задержаться. Но, так или иначе, эти три состояния существуют в нашей жизни и оказывают на нас соответствующее влияние.

Первое состояние в нашем уме создаёт особое настроение: «Я могу». В этом состоянии мы думаем о себе как о совершенстве: «Я обладаю всеми качествами и способностями, необходимыми для достижения успеха здесь и сейчас, Я - совершенство, Я - могу». Это первое состояние. И, как правило, из этого состояния мы через некоторое время переходим в другое: «Я - не могу». Если я думаю о том, что я - совершенство, я обладаю всеми необходимыми качествами, и в этом настроении пытаюсь добиться успеха, через некоторое время я почувствую: «Я – не могу, что-то у меня не получается, не «клеится» это дело». Мы опускаем руки и думаем: «Я – ни на что не способен, я не совершенен, ни на что не гожусь». Это второе состояние, через которое мы проходим в жизни. И в нашей материальной жизни мы постоянно переходим из первого состояния во второе и обратно. То есть, мы берёмся за какое-то дело, пытаемся в нём достичь успеха, проявив своё совершенство, убеждаемся в том, что у нас что-то не получается, оказываемся во втором состоянии, опускаем руки и думаем, что мы ни на что не годимся. Но через какое-то время решаем: «Ну, может быть, что-то другое попробовать? Наверное, в чём-то другом я смогу себя найти». И берёмся за новое дело опять же в настроении «Я могу, Я – совершенство». «Раньше у меня не получалось, но сейчас - наверняка получится». И так мы путешествуем из первого во второе, из второго в первое состояние. Это материальная жизнь.

Можно представить себе эти два состояния как два качества. Первое состояние: «Я – могу», - это качество страсти. Мы думаем о себе как о совершенстве. А второе: «Я не могу», - качество невежества. Когда мы, опустив руки, считаем, что ни на что не годимся. Но есть третье состояние бытия. Это особое состояние. Оно уникально тем, что характерно для нашей духовной жизни. Именно его качество определяет успех нашей духовной практики. И вот в этом состоянии мы должны в какой-то момент нашей жизни обязательно закрепиться. Нам нужно утвердиться в нём. Третье состояние означает: «Я учусь».

Итак, первое: «Я могу»;

второе: «Я не могу»;

третье: «Я учусь».

Духовная наука называет третье состояние жизни качеством благости. Это особенное состояние, потому что, по определению, ученик – это «неуч», то есть, он ни на что не способен. Но, с другой стороны, учитель дал ему задание, и учитель его учит. Поэтому, если «неуч» учится у учителя, благодаря руководству наставника, он выходит из состояния «не могу» и достигает состояния «совершенства» Но учитель не позволяет ученику остаться в этом состоянии, давая ему новое задание. Сдав экзамены за первый класс, ученик переходит во второй. Учёба продолжается!

«Я учусь» - это состояние, в котором мы учимся. Ученик выводит себя из состояния невежества и поднимается на уровень совершенства, но не своими собственными силами, а с помощью учителя. Поскольку этот мистический процесс обучения действует благодаря учителю. Сам ученик не способен поднять себя на уровень совершенства. Но учитель поможет ему это сделать. И вот это третье состояние нам нужно учиться проявлять в нашей жизни. Потому что духовная практика означает: «Я учусь».

Настоящая книга - это попытка «взглянуть изнутри» на духовный образовательный процесс нашей жизни, опираясь на закономерности духовной традиции и на личный 20-летний опыт духовных поисков. Надеюсь, что мои скромные усилия помогут всем искренним искателям духовного пути быть удачливыми и по-настоящему успешными в их духовных начинаниях.

ДА БЛАГОСЛОВИТ ВАС ГОСПОДЬ!

ГЛАВА 1: ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ РАЗВИТИЕ

«Опыт - учитель, дорого берущий за свои уроки, но никто не учит лучше него».

Карлейль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...