Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банкротство кредитных организаций




 

Общие положения

 

Банкротству кредитных организаций Закон посвящает только две статьи (181-182 Закона), располагающихся в пр. 4 гл. 9 Закона, называющейся "банкротство финансовых организаций". Причем в ст. 180 Закона говориться, что настоящий Федеральный Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности финансовых организаций.

Такой специальный Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве банков) принят Государственной Думой РФ в апреле 1998 г. (и вторично, после отклонения Советом Федерации и внесения некоторых изменений, - 18 сентября 1998 г.) подписан Президентом РФ 25 февраля 1999 г. (изменения и дополнения были внесены в данный Закон 2 января 2000 г. Федеральным законом N 6-ФЗ).

Закон о банкротстве банков вступил в силу со дня его официальной публикации (в соответствии с п. 1 ст. 53 данного Закона) - с 1 марта 1999 г.

Следует сказать, что Закон о банкротстве банков имеет свою специфику по сравнению с Законом о банкротстве и по строению, и по содержанию.

Также отношения связанные с банкротством банков регулируются и Информационным Письмом Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74.

Необходимость особого подхода с учетом роли банков в системе экономических отношений отмечал В.Ф. Яковлев: "...банк - не столько коммерческая структура, сколько учреждение, выполняющее важнейшие публичные функции".

Наиболее важной характерной особенностью Закона о банкротстве банков является наличие в нем большого количества норм, посвященных осуществлению внесудебных процедур. При этом значительными полномочиями наделен Центральный банк РФ. Нормативные акты Банка России призваны играть важную роль в регулировании отношений несостоятельности кредитных организаций. По этому поводу Н.Г. Лившиц замечает, что нормы Закона можно разделить на две части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, при этом "первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая - арбитражным судом". В результате осуществления внесудебных процедур банкротство из области частноправовой перетекает в область регулируемую публичным правом. Следовательно, на этапе внесудебном (но когда кредитная организация уже испытывает финансовые трудности и это нашло свое проявление) от деятельности и позиции кредиторов практически ничего не зависит - все вопросы решаются государственными органами.

В настоящее время ситуация фактически такова, что кредиторы получают доступ к должнику только тогда, когда ЦБ РФ исчерпал все возможные средства его восстановления платежеспособности банка и реструктуризации долгов.

В этом состоит одна из особенностей данного Закона. Между тем такие ученые как Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин отмечают еще семь особенностей упомянутого Закона: комплексный характер; наличие большого количества бланкетных правовых норм; наличие объемной системы мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности банков; предоставление существенных преимуществ кредиторам по денежным обязательствам по сравнению с кредиторами по обязательным платежам; наличие в Законе значительного количества процедурных норм; предоставление Банку России слишком широкой возможности свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами.

Остановимся на особенностях процедур банкротства кредитных организаций по сравнению с общим порядком, установленным Законом о банкротстве.

Кредитной организацией в силу ст. 1 ФЗ "О банках и банковской деятельности" может являться банк либо небанковская кредитная организация. Банк в отличие от небанковской кредитной организации имеет право осуществлять все банковские операции, включая привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация может осуществлять только строго определенные банковские операции, предусмотренные Законом "О банках и банковской деятельности" и Банком России. Деятельность любой кредитной организации подлежит лицензированию. Кредитная организация может быть создана в организационно-правовой форме общества (АО, ООО, ОДО).

Признаками, при наличии которых возбуждается производство по делу о банкротстве, являются:

1. Остановка платежей

2. Отзыв в установленном порядке лицензии у кредитной организации;

3. Наличие задолженности по обязательствам либо обязательным платежам в размере 1000 МРОТ;

4. Срок неисполнения обязательств либо обязанностей - 1 месяц.

Месячный срок достаточно длительный срок, и если кредитная организация задерживает платежи своих клиентов более чем на один день, то это уже характерный признак неудовлетворительного финансового положения банка.

Итак, определенные субъекты могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом только после отзыва у нее лицензии, который осуществляется Банком России. Обращает на себя внимание тот факт, что Закон о банкротстве банков не предусматривает возможности добровольного объявления должником о своем банкротстве.

Обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника могут в соответствии со ст. 35 Закона о банкротстве банков сам должник, кредитор, Банк России, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган. На основании не вполне четкой формулировки ст. 36 Закона о банкротстве банков можно сделать вывод о том, что эти же лица имеют право обратиться в Банк России с заявлением об отзыве лицензии, причем суд может возбудить производство по делу о банкротстве, только если лицензия отозвана по заявлению одного из указанных субъектов. Однако в соответствии с логическим толкованием напрашивается выводу о том, что не имеет значения, чье заявление послужило основанием для отзыва лицензии у кредитной организации, главное, что обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве можно только тогда, когда лицензия уже отозвана. Порядок отзыва лицензии определяется специальными актами Банка России. Главные управления (национальные банки) Банка России обязаны подготавливать и направлять в Банк России ходатайства об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.

Территориальные учреждения Банка России обязаны представлять в Банк России ежемесячно отчет о состоянии кредитных организаций, из которого должен следовать вывод о наличии либо отсутствии внешних признаков несостоятельности. На основании этого отчета и других обстоятельств Банк России решает вопрос об отзыве у кредитной организации лицензии, тем самым фактически предопределяя признание ее банкротом по решению арбитражного суда.

Основания применения и общая характеристика досудебных процедур в отношении кредитной организации

Восстановление пошатнувшегося финансового состояния кредитной организации возможно только до возбуждения конкурсного процесса и только по инициативе Банка России в рамках досудебных процедур.

Закон о банкротстве банков в ст. 4 определяет основания, при возникновении которых должно начаться осуществление мер по предупреждению банкротства кредитных организаций. Это следующие основания:

1. неоднократное в течение шести месяцев неисполнение требований по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей на срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием либо недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

2. неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в срок, превышающий три дня с момента наступления даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

3. абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

4. нарушение норматива достаточности собственных средств (капитала), установленного Банком России (ст. 67 Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Норматив достаточности собственных средств (капитала) определяет как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

5. нарушение норматива текущей ликвидности кредитной организации, установленного Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%. Ст. 66 Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" определяет нормативы ликвидности кредитной организации как соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов.

В соответствии со ст. 3 Закона о банкротстве банков возможно осуществление следующих мер по предупреждению банкротства:

финансовое оздоровление кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

реорганизация кредитной организации.

Приведенный перечень формально является исчерпывающим, однако в рамках каждой из перечисленных мер могут осуществляться самые разнообразные мероприятия, что позволяет сделать вывод о том, что перечень является фактически открытым (например, ст. 7 Закона о банкротстве банков, перечисляя конкретные меры по финансовому оздоровлению кредитной организации, допускает и иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами).

Кроме того, определенные конкретные мероприятия предусмотрены ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"; таким образом, реструктуризацию мы можем либо отнести к иным мерам предусмотренным ст. 7-9 Закона о банкротстве кредитных организаций, либо к самостоятельным мероприятиям наряду с перечисленными в ст. 3 данного Закона.

Такие меры, как реорганизация и финансовое оздоровление кредитной организации, может принимать сама кредитная организация, ее учредители (участники). Банк России может назначить временную администрацию, а также потребовать осуществления кредитной организацией, ее учредителями (участниками) осуществления реорганизации либо финансового оздоровления. При этом не установлено каких-то безусловных критериев либо оснований, из которых следовало бы, в какой момент у Банка России возникает такое право и каким образом он должен оценивать целесообразность и эффективность мер, осуществляемых кредитной организацией. Таким образом, Банк России практически ничем не ограничен в решении указанных вопросов.

Особенности и порядок осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций определены Инструкцией Банка России от 12 июля 1999 г. N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" (ред. от 22 января 2001 г.)

Статья 12 Закона о банкротстве банков определяет, что Банк России имеет право направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных ст. 4 этого Закона, а также ст. 75 Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)", в которой перечислены следующие основания:

- нарушение кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов, предписаний Банка России;

- не предоставление необходимой информации либо предоставление неполной или недостоверной информации;

- не устранение нарушений в течение сроков, установленных Банком России (невыполнение соответствующих предписаний);

- проведение операций, создающих реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Требуя от кредитной организации осуществления мер по финансовому оздоровлению, Банк России может оформить это в виде обычного документа либо в виде предписания, которое должно содержать:

1) указания на конкретные основания, в соответствии с которым осуществляется данное требование;

2) рекомендации о конкретных мерах и сроках их осуществления (это могут быть меры, связанные с изменением структуры активов, соблюдением установленных нормативов, заменой руководства, реорганизацией кредитной организации и др.). Кроме того, Банк России может потребовать от кредитной организации разработки плана мер по ее финансовому оздоровлению, который составляется в соответствии со ст. 13 Закона о банкротстве банков и Инструкцией ЦБ РФ от 22 января 2001 г.) "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций".

С моментом получения кредитной организацией требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению Закон о банкротстве банков связывает серьезные последствия:

И прежде всего, факт получения такого требования означает запрет на принятие и реализацию решений о распределении прибыли между участниками кредитной организации и выплате дивидендов. Данный запрет действует до направления Банком России специального разрешения, т.е. до снятия установленного запрета. Естественно, запрет будет снят, когда Банк России убедится в том, что основания, послужившие причиной направления требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, отпали.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве банков, руководитель кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации обязан в течение 10 дней с момента их возникновения обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а при его отсутствии - к общему собранию учредителей (участников) с ходатайством о проведении конкретных мер по финансовому оздоровлению либо о реорганизации. После этого органы управления кредитной организации должны принять соответствующее решение в течение 10 дней с момента поступления ходатайства руководителя и направить информацию о нем в Банк России, причем срок, в течение которого должна быть направлена эта информация, не установлен, очевидно, он должен быть разумным.

Если органы управления кредитной организации, рассмотрев ходатайство руководителя, отказались принимать какие-либо меры по финансовому оздоровлению кредитной организации или ее реорганизации, а также, если в течение 10 дней с момента получения ими соответствующего ходатайства реакции на него не последовало, руководитель обязан обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

В случае неисполнения указанных обязанностей руководитель может быть привлечен к ответственности, а к кредитной организации возможно применение специальных мер, установленных банковским законодательством.

 

Досудебные процедуры

 

Каждой из досудебных процедур посвящена особая глава Закона о банкротстве банков (соответственно гл. II, III, IV).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...