Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Свет и звук. 6.1. Работа со звукорежиссером. 6.2. Постановка света. Современные компьютерные технологии




6. Свет и звук

6. 1. Работа со звукорежиссером

Поиск высококвалифицированных специалистов в области звукорежиссуры театрализованных представлений является одним из ведущих направлений кадровой политики большинства театральных учреждений. Следует отметить особое значение звукорежиссуры, как одного из важнейших элементов театрального творчества. «Звуковое оформление является одним из фундаментальных критериев качественной оценки функциональности театрального искусства современности и определяет уровень его социокультурной значимости в условиях мирового инновационно-информационного общества» – так пишут сегодня исследователи театра.

В условиях современной культурной динамики определение новых выразительных средств и приёмов на эстраде, в театре, в кино, на ТВ – динамичных, действенных, способных в полной мере эмоционально захватить современного зрителя, – является одним из важнейших критериев успешности театрального звукорежиссёра. В перечень основных должностных умений и навыков, которого входят:

· звукозапись, подбор, редактирование и монтаж музыкальных, шумовых, речевых и других видов звуковых эффектов согласно творческому замыслу режиссёра – постановщика;

· твёрдое знание акустических, психоакустических и технических основ звукорежиссерской деятельности;

· озвучивание сценического пространства посредством эксплуатации профессионального звукотехнического оборудования при подготовке и проведении спектакля;

· инсталляция звукотехнического оборудования в условиях стационарной работы и гастрольной деятельности;

· владение навыками работы с аналоговым и цифровым звукотехническим оборудованием;

· знание главных принципов деятельности художественно-постановочной части театра;

· знание профессионально-технической и художественно-творческой театральной терминологии;

· готовность к коллективной творческой деятельности.

Начинающий режиссер – постановщик, придя в эстрадный театр, в концертный зал, в музыкальный театр, обязан познакомиться со звукорежиссерами этого коллектива, со всем звукотехническим оборудованием площадки, достоинствами и недостатками. За время учебы в институте он прошел обучение по работе со звуком в учебном театре.

Во время постановки звукорежиссеры сидят на репетициях и обеспечивают:

· Подбор и запись музыкально – шумовой фонограммы;

· Обеспечивают актеров, занятых в постановке, микрофонами;

· Выстраивают баланс звучания;

· Записывают звуковую партитуру всего эстрадного представления или музыкального спектакля;

· Следят и обслуживают всю звукотехническую аппаратуру эстрадной площадки, эстрадного представления.

 

 

6. 2. Постановка света. Современные компьютерные технологии

В театре на рубеже XX – XXI веков произошли существенные изменения, коснувшиеся всех сторон его деятельности, связанные с применением информационных технологий. Современный эстрадный театр становится на инновационный путь развития, используя достижения новых технологий в основных составляющих постановочного процесса: режиссерской экспликации, создании эскизов декораций и костюмов, а также в осуществлении сценографического решения спектаклей. Новые технологии оказывают огромное влияние на развитие театра как вида искусства: появляются уникальные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфические технологии постановочного творчества и театрального дела.

Следует обратить внимание на новые технологии создания эскизов сценографии балета «Маша и Мышиный король» в Михайловском театре (2005 г., режиссер М. А. Большакова, художники В. А. Окунев и Т. В. Астафьева), оперы «Царская невеста» в Марийском Государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева (2007 г., режиссер С. И. Шепелев, художник Т. В. Астафьева), оперы «Севильский цирюльник» в Музыкальном театре г. Каунаса (2008 г., режиссер Г. Н. Жяльвис, художник Т. В. Астафьева), на колоссальный успех использования новых художественных и компьютерных технологий при постановке открытия и закрытия Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Начинающий режиссер должен знать и понимать основные достижения новых технологий на эстраде и в театре:

· Новые технологии сценографических решений позволяют совершенствовать процесс осуществления гастрольной деятельности, что расширяет возможности обмена культурных связей между народами, а также столицей и регионами.

· Понимать и знать комплекс технических средств, участвующих в создании художественного образа спектакля. На разных его этапах от «эскизирования» (где применяются разнообразные графические компьютерные программы) до сценического воплощения (где используются проекционные дисплеи и экраны, мультифункциональные световые приборы и т. д. ) открывают широкое поле деятельности при создании эстрадных шоу-программ, эстрадных представлений и музыкальных спектаклей.

Перед начинающими режиссерами эстрадных представлений, музыкального театра при работе над постановкой спектакля, при работе с постановочной группой, а в дальнейшем и актерским составом, с художником – постановщиком всегда возникают следующие творческие вопросы, на которые он должен ответить. И, естественно, в процессе обучения он должен изучить и освоить следующие разделы:

· Воздействие новых технологий на развитие театрального искусства.

· Особенности новых технологий в современной сценографии.

· Значение новых технологий в организации современного театрального процесса.

· Понимание постановочного процесса как взаимодействие театральной условности и виртуальной реальности.

· Роль новых технологий в формировании синтетических форм современных зрелищных искусств.

· Роль новых технологий в театральных постановках Санкт-Петербурга рубежа XX-XXI столетий.

· Определение значений новых технологий в художественно-практической работе учебного театра.

· Выявление проблемы и определение перспективы применения новых технологий в театральной деятельности.

· Определение художественно-практической роли информационных технологий на всех этапах постановочного процесса: от компьютерных эскизов сценографии и 3D макетирования до практического осуществления спектакля.

Сформулировать требования в работе режиссера – постановщика и художника – постановщика:

· Знание и использование графических программ: векторной, растровой и трехмерной графики (Corel Draw, Adobe Photoshop 7, 3D Studio Max и др. ), для разработки эскизов сценографии и проектной документации; применение в сценографии мультимедиа программ (Virtus WT Pro, Form-Z, Electric Image, WYSIWYG и др. ).

· Использование новых технологий в создании художественного оформления (полноцветная печать на тканях, имитация разнообразных фактур с применением негорючих, синтетических материалов, использование современных материалов со специфическими характеристиками и др. ).

· Практическое применение возможностей новых технологий в постановке (светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, медиа-платформы, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции, голография и др. ).

Знать и понимать дифференциацию применения новых технологий в различных жанрах театрального искусства на примере постановок драматического и музыкального театров, массовых зрелищ (особенности режиссерского и сценографического решения, связанные с использованием технико-технологического инструментария).

Выпускник, придя в эстрадный коллектив, в музыкальный театр для постановки дипломной работы, должен выяснить все технологические особенности и возможности светового хозяйства данной площадки, которые он будет использовать во время своей работы над концертом или спектаклем.

Должен изучить и знать всю световую сценическую аппаратуру ее количество и качество:

· Количество световых софитов;

· Есть ли контражур;

· Точечный свет;

· Боковые прострелы, или световые дороги;

· Световая рампа;

· Выносные софиты;

· Боковые световые ложи;

· Световые пушки;

· Проекторы;

· Дым машины.

Должен знать и понимать, какой световой пульт на этой площадке и какими компьютерными программами он оснащен.

Перед выпускным периодом назначается световая репетиция. Режиссер – постановщик, вместе с художником – постановщиком по написанной во время постановочных репетиций световой партитуре совместно с художником по свету начинают ставить свет эстрадной программы или спектакля.

В световой партитуре, которую он отдает художнику по свету, режиссером – постановщиком написаны:

· Картины, эпизоды, или номера;

· Свет необходимый в данном номере или эпизоде;

· Какой сценический план в этот момент высвечивается;

· Реплики, когда свет должен меняться на другую картину.

Первые репетиции проходят без артистов, а репетиции, когда устанавливается окончательный свет, желательно, чтобы артисты были в костюмах, чтобы вытроить максимальное художественное световое оформление для лучшего восприятие зрителем эстрадной программы или музыкального спектакля. Все находки заносятся в программу светового компьютера.

Если в эстрадном концерте, шоу-программе, музыкальном спектакле используются светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, медиа – платформы, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции, голография и другие приборы, то репетиций для постановки света и всех световых приборов потребуется гораздо больше.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...