Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.




Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.

 

«Мечта таракана».

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.

                                                                   /Алифанова/

              - Как назвать карман Ромы? – драный

 

Логопед: Драный – порванный, дырявый

.

              - Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный

              - Как скажем про платье? – драное

              - Как скажем про шапку? – драная

              - Как скажем про шорты? – драные

              - Что нужно сделать с дыркой? – зашить

 

Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р, ].

Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/.

Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р, ].

1). Произнесение слогов.

     Ра-ря               ру –рю

     Ро- ре              ры – ри                   и т. д.

2). Произнесение слов.

     Рад – ряд                   круг – крюк

     Роза – береза            коровка – Буренка

     Руки – брюки           парад – наряд                  и т. д.      

3). Дополнение предложений по картинкам.

Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет),     

затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам.

      Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад).

Аналогично:  

березы – морозы   Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов).

Рита – корыто        Рита наливает воду в … (корыто).   

руки – брюки         У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки).

4). Дифференциация [р] - [р, ] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.

 

Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р, ]; выучить

               стихотворение.

                                                       Береза.       /И. Токмакова/                                                     

                                        Если б дали березе расческу,

                                        Изменила б береза прическу:

                                        В речку, как в зеркало, глядя,

                                        Расчесала бы кудрявые пряди,

                                        И вошло б у нее в привычку

                                        По утрам заплетать косичку.

Задание. Отгадать загадки, выучить тексты.

                                      Без рук, без топоренка

                                      Построена избенка.

                                                                     /Гнездо/.

                                      Рано утром в октябре

                                     Дворник ходит во дворе.

                                     Подобрал он все иголки,

                                     Что упали возле елки.

                                                                       /Ёж/.

Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.

                            Прозрачный красный шарик

                            На нитке я держу.

                            Через прозрачный шарик

                            На все вокруг гляжу.

                                                Я вижу речку красную

                                                И красный солнца шар,

                                                И много, много красного,

                                                Как будто всё – пожар.

Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет.

Пример: ведро – ведро красное

          дорога – дорога красная

          рябина - рябина красная

          а ромашка -? (ромашка красная)

          брюки – брюки красные

 

Задание. Проговаривать текст стихотворения:

 

 Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках –

 Бренчали два ведерка о всяких пустяках.

 Когда же шел я бодро от речки до ворот –

 Помалкивали ведра, воды набравши в рот.

                                                                               /А. Шлыгин/.

                  

 - Какие ведра бренчат? – пустые.

 

Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе.

     Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.

 

Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не.

                                    Вся деревня, весь народ

                                   Мчится к Тане в огород,

                                   Бежит через дорожку

                                   Смотреть не на картошку,

                                   Не на брюкву крепкую,

                                   Не на свеклу с репкою,

                                                                 А на маковы цветы

                                                                 Небывалой красоты!

                                                                 На цветы прекрасные!

                                                                 Алые да красные!

                                                                                             /П. Позднеева/.

 - Как назвать маковы цветы одним словом? – маки

 - Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р, ]?

 

       Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225).

У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р, ]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/.

Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/.

Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.

 

Задание. Пересказать рассказ «На огороде».

Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети.

-Где работала мама?

- Кто помогал маме?

- У кого из помощников в имени [р], у кого - [р, ]?

 

Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».

 

Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего?

Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок.

Например: Встретил ежика, который нес гриб.

Что сказал медвежонок?

Дифференциация [р] - [л].

а) в слогах:

ра - ла                  ря – ля                ял – яр

ро – ло                 ро – лё                ёл – ёр

              ру – лу                 рю – лю              юл – юр   и т. д.

б) в словах:

                           рак – лак                 рос – колос

                          рама – лама            роза – лоза

                           игра – игла             крот – плот                      

                         рис – лис                Марина – малина

                         горит – болит         серенький – беленький

 

Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т. д.

 

б) в предложениях:

Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби.

У Веры ручка лучше, чем у меня.

 

Варианты заданий надифференциацию [р] - [л].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...