Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее представление об эмоциях и чувствах




Эмоции – это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее вследствие отражения их непосредственной связи с актуальными потребностями человека.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны – они или положительные, или отрицательные, так как предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности. Положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Эмоции являются важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека. Именно поэтому они возникают и существуют как необходимая сторона душевной жизни человека и выполняют следующие функции:

1. Оценочная функция состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей, намерений, планов, решений, поступков, действий и т.д. Эмоции выступают для человека в роли своеобразного внутреннего путеводителя, позволяющего быстро ориентироваться в многообразии жизненных событий и ситуаций.

2. Эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания, которые называются потребностными. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.

3. Эмоции обладают побудительными функциями, т.е. они могут выступать как мощные генераторы активности. При этом побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает.

4. Эмоции оказывают сильное воздействие на физиологические функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему и всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. Причем возможности эмоциональной регуляции физиологических функций очень велики и многообразны. Они могут изменяться, усиливаться, ослабляться вплоть до полного прекращения, ухудшаться до патологии, ускоряться, замедляться и т.д. На эмоциональной основе возникает большинство болезней (психосоматические заболевания) и преждевременное старение.

5. Эмоции оказывают воздействие на сознание и все познавательные процессы человека. Под влиянием эмоций возможности человека и его функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться). Так, под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, запоминать, сосредотачивать внимание, у него снижается сознательный контроль над своими действиями. На основе эмоциональных механизмов работают творческое мышление и воображение. Эмоционально окрашенные события запоминаются значительно лучше, чем нейтральные. Эти функциональные особенности эмоций имеют практическое значение.

6. Являясь внутренними психическими процессами, эмоции довольно хорошо выражаются вовне: в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонации, артикуляции и других особенностях речи. Это позволяет определить эмоциональное состояние других людей и более эффективно общаться с ними, что относится к коммуникативной функции эмоций.

7. Поскольку каждый человек имеет свой неповторимый эмоциональный склад, и это выражается, в частности, в склонности к каким-то определенным эмоциям, то в зависимости от эмоциональной предпочтительности можно выделить эмоциональные типы личности. В этом проявляется типологическая функция эмоций.

Различают низшие эмоции, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции, связанные с ощущением голода, жажды и т. п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции – чувства.

Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению.

В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства.

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические (в переводе с греческого означает «сила») и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (например, чувство радости или вдохновения). Астенические – эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники, страха). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей и волевых состояний.

Эмоции и чувства различаются по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (длительные и кратковременные).

Высшие чувства подразделяются по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: интеллектуальные (чувства, которые возникают у человека в процессе умственной деятельности); моральные (чувства, возникающие и развивающиеся в процессе совместной деятельности людей, они обусловлены нормами морали и нравственности); эстетические (чувства, возникающие и развивающиеся при восприятии и создании человеком прекрасного).

Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы и могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.

По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

1. Эмоциональный тон ощущений – это наше отношение к качеству ощущений (нам приятен запах цветов, но не приятен скрежет тормозов).

2. Эмоциональный отклик – это оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде (увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик).

3. Настроение – это преобладающее, сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного, отрицательного или неопределенно-ориентировочного эмоционального фона психической жизни индивида.

4. Конфликтные эмоциональные состояния - стресс, страх, тревога, страдания, посттравматические стрессовые расстройства, фрустрация, аффект. Конфликтными называют такие эмоциональные состояния, при которых человек лишается способности (или такая способность ограничивается) контролировать и регулировать свои действия и именно в этом их юридическое значение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...