Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая характеристика волевой регуляции деятельности




Воля – это регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Волевое регулирование поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности. Воля представляет собой высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.

Воля имеет следующие характеристики: воля задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности; воля как способность человека к саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств; воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Волевые процессы выполняют три основные функции: побудительная функция непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия; стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода; тормозная функция состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности и поведения в тот или иной момент времени.

Принято выделять следующие виды волевых действий:

1. Простые волевые действия, как правило, состоят из двух звеньев – постановка цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели; ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Простое волевое действие характеризуется тем, что выбор цели и принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

2. Сложные волевые действия, включающие в себя осознание цели, планирование и исполнение. Здесь выделяют несколько этапов: осознание цели и стремление ее достичь; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; осуществление принятого решения.

На первом этапе любое волевое действие предполагает, прежде всего, наличие цели, т.е. человек осознает то, чего он хочет добиться. Затем вступает второе обязательное звено – мотив действия – то, что заставляет человека стремиться к данной цели, побуждает его к действию. Перед человеком обычно возникают разные цели, разные, порой противоречивые, мотивы действия, поэтому приходится производить их оценку и переоценку, анализировать, выбирать пути достижения поставленной цели. Особенно напряженно протекает этот процесс, когда сталкиваются несовместимые мотивы и человеку приходится выбирать между противостоящими побуждениями. Принятие решения в таком случае связано с борьбой мотивов, оно проявляется в ограничении побуждений и окончательном оформлении цели деятельности. В борьбе мотивов, в выборе решения большая роль принадлежит воле человека. После принятия решения напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, как правило, ослабевает. За принятием решения следуют планирование путей достижения цели, поиск способов и средств. Основной этап в волевом акте – исполнение принятого решения. Все свое поведение человек строит таким образом, чтобы осуществить свои замыслы. Однако он не только действует, но и контролирует, координирует свои действия. Практическое осуществление намеченной цели всегда сопряжено с преодолением различных препятствий и трудностей, а это требует волевого усилия. Волевое усилие является тем психологическим явлением, которое определяет специфику воли; оно пронизывает волевое действие на всех этапах – борьбы мотивов, принятия решения, планирования, исполнения.

Сниженный уровень волевой регуляции субъектом своих действий, не выходящий за пределы психической нормы, выражается в сниженной способности субъекта всесторонне оценивать ту или иную значимую для него ситуацию и адекватно ей и своим возможностям принимать решения, эффективно руководить своими действиями, направленными на достижение поставленных целей.

К психологическим (субъективным) критериям сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы относятся: сниженный уровень интеллекта; наличие определенных черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой сниженной волевой устойчивости, формирующих «конформный тип» личности, решения которого очень часто принимаются под влиянием внешних обстоятельств, под воздействием группового мнения; заниженная самооценка, уровень притязаний, вызывающих у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозможного рода неудач; наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущего мотива избегания неудачи; сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, затрудняющий осуществлять субъекту должный волевой контроль над своими эмоциями и поведением.

К объективным критериям, подтверждающим сниженные способности субъекта к волевой регуляции своего поведения, могут быть отнесены любые фактические данные о поведении субъекта, его высказываниях, которые оцениваются в ходе судебного заседания во время его допроса, а также происходят от свидетелей, хорошо знающих данное лицо и способных охарактеризовать его поведение в повседневной жизни.

Окончательный вывод суда о сниженном уровне волевой регуляции субъектом своего поведения, о его недостаточной способности понимать значение своих действий и руководить ими в пределах психической нормы формируется на основе указанных психологических (субъективных) и объективных критериев, определение которых входит в компетенцию судебно-психологической экспертизы.

В борьбе с трудностями шлифуются волевые качества личности, в том числе и личности юриста, к которым относятся:

1. Целеустремленность проявляется в умении ставить и достигать значимые цели.

2. Решительность проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения.

3. Настойчивость проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

4. Выдержка (самообладание) проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

5. Самостоятельность выражается в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения.

Кроме того, воля определяет многие положительные качества юриста: его исполнительность, дисциплинированность, самоотверженность, мужество, смелость брать на себя ответственность. Эти волевые качества приобретаются и развиваются в первую очередь путем самовоспитания.

Самовоспитание воли осуществляется при помощи разнообразных приемов, в том числе при помощи соблюдения следующих требований:

1) принятое решение всегда должно быть исполнено. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их;

2) необходимо приучить себя преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия;

3) при постановке трудных целей необходимо намечать не только главную цель, но и промежуточные цели, достижение которых будет приближать главную цель;

4) необходимо соблюдать распорядок дня, систематически заниматься спортом. Умение побеждать связанные с занятиями физкультурой трудности – тренировка не только мышц, но и воли.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эмоции? Какие функции в жизнедеятельности человека они выполняют?

2. Что такое чувства? Какая взаимосвязь между чувствами и эмоциями?

3. Приведите классификацию чувств.

4. Какое значение в юридической деятельности имеют эмоции и чувства? Что такое конфликтные эмоциональные состояния?

5. Дайте психологическую и правовую оценку психической напряженности, тревожности, страха, страданий.

6. Что такое стресс? Какие факторы приводят к его возникновению?

7. Что такое фрустрация? В каких формах поведения она проявляется?

8. В чем состоит психологическое содержание аффекта? Каковы его диагностические признаки? Каковы фазы развития аффекта?

9. Дайте правовую оценку аффекта. Какие виды правонарушений совершаются в состоянии аффекта? Как документируется и квалифицируется состояние аффекта в юридической практике?

10. Что такое воля? Какие существуют виды волевых действий?

11. Какова структура волевых действий?

12. Как учитывается волевой компонент в юридической деятельности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...