Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?




В. Венгар, Р. Поу.

Неужели я гений?

Оглавление

Введение. 8

Глава 1. А вы — гений?. 9

1.1. Цензор. 9

1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания. 9

1.2. Гений внутри нас. 10

1.2.1. Сверхразум. 10

1.2.2. Скрытый гений. 10

1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?. 11

1.3.1. Как сделать гения. 11

1.4. Эйнштейновская теория гениальности. 12

1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света. 12

1.4.2. "Ощущение " относительности. 12

1.5. Метод Эйнштейна. 13

1.5.1. Комбинаторная игра. 13

1.6. Навыки гения. 13

1.6.1. Бейсбольный гений. 13

1.6.2. Вопрос таланта. 14

1.7. Вы талантливее, чем думаете! 14

Глава 2. Вы все время видите сны. 14

2.1. Проблема снов. 14

2.1.1. Явные сны. 14

2.2. Сны наяву. 15

2.2.1. Поток образов. 15

2.3. Необычное расстройство. 15

2.3.1. Дар Теслы. 16

2.3.2. Человек, который запоминает все. 16

2.4. Секрет Шерешевского. 17

2.4.1. Волшебник — недоучка. 17

2.5. В поисках равновесия. 17

2.6. Феномен воспроизведения сна. 17

2.6.1. Тренировка и развития навыка. 18

2.7. Как вызвать поток образов. 18

2.8. Эксперимент Райнерта. 18

2.8.1. По старым каналам. 19

2.9. Сонный паралич. 19

2.10. Наведение мостов. 20

2.10.1. Сбалансированная работа мозга. 20

2.11. Давайте же начнем. 20

Глава 3. Откройте свой поток образов. 20

3.1. Расширение нейрологического контакта. 21

3.2. Соощущения. 21

3.2.1. Синестетический мир. 21

3.2.2. Видеть, не видеть. 22

3.2.3. Без паники! 22

3.3. Саморазвивающейся процесс. 23

3.4. Развивайте свою способность к описанию. 23

3.5. Самостоятельная работа. 23

3.5.1. Практика бархатно-гладкого дыхания. 23

3.5.2. Начнем со знакомых образов. 24

3.5.3. Оставайтесь бдительны. 24

3.5.4. Для тех, кто не спит. 24

3.6. Используйте только настоящее время. 24

3.6.1. Обратная связь. 24

3.7. Ищите свой путь. 25

3.8. Принципы описания. 25

3.9. Поток сознания. 26

3.10. Типичный поток образов. 26

3.11. А если не получаеться?. 27

3.11.1. Метод описания пейзажа. 27

3.11.2. Метод последействий. 27

3.11.3. Метод воскрешения старых снов. 27

3.11.4. Метод историй. 27

3.11.5. Метод фантазий. 28

3.11.6. Поиск на ощупь. 28

3.11.7. Завтрак вслепую. 28

3.11.8. Воздушные скульптуры. 28

3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу. 28

3.11.10. Облако и Дерево. 28

3.11.11. В глубине. 28

3.11.12. Метод пространства — времени. 28

3.11.13. Метод помощника. 29

3.11.14. Совместное путешествие. 29

3.12. Расширяйте контакт с помощью образов. 29

3.12.1. Панорамное сканирование. 29

3.12.2. Техника расширенного восприятия. 30

3.12.3. Смените наблюдательный пункт. 30

3.13. Принцип Леонардо да Винчи. 30

3.14. Эффект Уитмена-Блейка. 30

Глава 4. Усиление обратной связи. 31

4.1. Импульсивные писаки. 31

4.1.1. Один процент. 31

4.2. Древний секрет. 32

4.2.1.Супермонашки. 32

4.2.2. Используйте или потеряете. 32

4.3. Принцип участия. 32

4.4. Цепь экспрессии. 33

4.4.1. Ползайте! 33

4.4.2. Цепь "глаз-рука". 33

4.5. Как Стивен Хокинг тридцать лет водит смерть за нос. 33

4.6. Физик, котрый не знал математики. 34

4.6.1. Записные книжки Фарадея. 34

4.7. Метод портативного банка памяти. 35

4.8. Эффект Драшта. 35

4.9. Принцип Гейзенберга. 35

4.10. Отрицательная обратная связь. 36

4.10.1. Принцип галерки. 36

4.11. Случай с грузовиком. 36

4.11.1. Забудьте о том, что вы знаете. 37

4.11.2. "Яйца всхватку, пожалуйста". 37

4.11.3. Предвзятое мышление. 37

4.12. Станьте независимым наблюдателем. 37

4.13. Преодоление отрицательной связи. 38

4.14. Схемы Жана Пиаже. 38

4.14.1. Пропущенные шаги. 38

4.14.2. Гипнотическое возвращение к прошлому. 39

4.15. Будьте осторожны! 39

4.16. Поток образов — это не гипноз. 40

4.17. То, что было не со мной. 40

4.18. Когнитивное структурное усиление. 40

4.19. Мгновенное воспроизведение. 41

4.19.1. Выбирайте, что вспоминать. 41

4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад. 41

4.19.3. Подготовка к воспроизведению. 41

4.20. Техника мгновенного воспроизведения. 42

4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес. 42

4.20.2. От 15 до 30 минут в день. 42

Глава 5. Эффект сюрприза. 42

5.1. "Что это было?" 43

5.2. "Глушить глушитель". 43

5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие. 43

5.3. Как освободить пространство для сюрприза. 43

5.3.1. Недостаток направленного воображения. 44

5.3.2. Мозговая атака. 44

5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите". 44

5.3.4. Отсрочка суждения. 44

5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте! 45

5.4.1. Принцип внезапности. 45

5.4.2. Роль обратной связи. 45

5.4.3. Мозг в поисках порядка. 46

5.4.4. Гармония из хаоса. 46

5.4.5. Если не сломалось — ломайте. 46

5.5. Как изменить перспективу. 47

5.5.1. Аттракторы сознания. 47

5.6. Власть хаоса. 47

5.6.1. Странные аттакторы. 47

5.6.2. Скачкообразный переход. 47

5.6.3. Сложность — первое условие прозрений. 48

5.7. Подключить все. 48

5.7.1. Часы Дали. 48

5.8. Немыслимо — значит, правильно. 49

5.9. Типичный сюрприз. 49

5.10. Как вызвать эффект сюрприза. 49

5.10.1. Создание пространства для ответа. 50

5.10.2. Создание отправных пунктов. 50

5.10.3. Брифинг. 51

5.10.4. Быстрое создание отправного пункта. 51

5.11. Распахивание двери. 52

Глава 6. Интеграция образов. 52

6.1. Три подводных камня интерпретации. 52

6.2. Восемь шагов на пути к интерпретации. 52

6.2.1. Интерпретируйте только свои образы. 53

6.2.2. Шаг первый: буквально или символически. 53

6.2.3. Шаг второй: факты или эмоции. 53

6.2.4. Шаг третий: идентифицируйте ключевые ассоциации. 54

6.2.5. Шаг четвертый: ваш персональный декодер. 54

6.2.6. Шаг пятый: проверка причинности. 54

6.2.7. Шаг шестой: последние самое — самое лучшее. 55

6.2.8. Шаг седьмой: досконально разберитесь в деталях. 55

6.2.9. Шаг восьмой: момент "Ага!". 56

6.10. Глубокое декодирование. 57

6.11. Оседлайте дракона. 57

6.12. Нарушайте правила. 57

6.13. Принцип приоритета. 58

6.14. Что, если поток образов говорит "нет"?. 58

6.14.1. Когда "нет" — правильный ответ. 58

6.15. Наводящие вопросы. 59

6.16. Характерные детали. 59

6.17. В поисках настоящего ответа. 59

6.17.1. Превратите слова в картинки. 60

6.17.2. Если без слов не обойтись. 60

6.17.3. Сначала картины, а потом слова. 60

6.17.4. Остерегайтесь букв. 60

6.18. Аналитик — шутник. 60

6.19. Рефлекс дознания. 61

6.20. Будьте Гедеоном. 61

6.21. Благородное дело. 62

Глава 7. Могучая сила вопросов. 62

7.1. Скрытые вопросы. 62

7.1.1.Случай с бабочками. 63

7.2. Активный скептицизм. 63

7.3. Телепатия?. 63

7.3.1.Чувствительное сознание. 64

7.4. Одним взглядом. 64

7.4.1.Обыкновенное мышление. 64

7.5. Чистые идеи. 64

7.5.1.Платоновская пещера. 64

7.5.2. Экстаз. 65

7.5.3. Платон настаивает. 65

7.6. "Призрачное воздействие". 65

7.7. Модель аквариума. 65

7.8. Внутренний порядок. 66

7.8.1. Принцип голографии. 66

7.8.2. Нелокальность. 66

7.8.3. Иллюзия времени. 67

7.9. Тайны пси-явлений. 67

7.10. Теория суперструн. 67

7.11. Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов. 68

7.12. "Высший мозговой центр". 68

7.13. Методика работы со скрытыми вопросами. 69

7.14. Бутерброд с вопросами. 69

7.14.1. Комбинаторный метод. 70

7.14.2. Делайте все весело. 70

7.15. Игра в оракула. 71

7.15.1. Оракул по телефону. 71

7.15.2. Забудьте про первое правило. 71

7.16. Карманный банк вопросов. 71

7.17. Когда конверт не нужен. 71

7.18. Перспективы. 72

Глава 8. Модельное мышление. 72

8.1. Арлингтонский эксперимент. 72

8.2. Эффект Райкова. 73

8.2.1. Почему так получается?. 73

8.2.2. Метод Мерлина. 73

8.2.3. Подгонка?. 74

8.3. Личность против личности. 74

8.3.1. Множественное сознание. 74

8.3.2. Говорящие призраки. 74

8.3.3. Персонажи явных сновидений. 75

8.3.4. Заимствование индивидуальности. 75

8.4. Коллективный разум. 75

8.5. Мозг как социум. 76

8.6. Подход модельного мышления. 76

8.6.1.Замена головы. 76

8.6.2. Гений напрокат. 77

8.6.3. Прощание с гением. 78

8.6.4. Заключительный "допрос". 78

8.6.5. Продолжение процедуры. 78

8.7. А вы — гений! 79

8.8. Параллельные миры. 79

8.8.1. На альтернативной Земле. 79

8.8.2. Выучите всю последовательность шагов. 80

8.9. "Гении напрокат" для получения быстрого ответа. 81

8.9.1. Приключение продолжается. 81

Глава 9. Кладовая памяти. 81

9.1. Память без границ. 82

9.2. Барьеры памяти. 82

9.3. Метаспособности. 82

9.3.1. Жизнь не стоит на месте. 82

9.3.2. Схватывайте все на лету. 83

9.4. Ускоренное обучение — ваша конкурентоспособность. 83

9.5. Память — необходимый метанавык. 83

9.6. Фоточтение. 83

9.6.1. Подсознательное обучение. 84

9.6.2. Прорыв в IDS. 84

9.6.3. Демонстрация. 84

9.6.4. Эволюционный скачок. 84

9.7. Процесс фоточтения. 85

9.7.1. Шаг первый: погружения в процесс фоточтения. 85

9.7.2. Шаг второй: сформулируйте цель чтения. 85

9.7.3. Шаг третий: просмотр. 85

9.7.4. Шаг четвертый: подход к тэта-состоянию. 86

9.7.5. Шаг пятый: установите фотофокус. 86

9.7.6. Шаг шестой: собственно фоточтение. 86

9.7.4. Шаг седьмой: утро вечера мудренее. 87

9.7.8. Шаг восьмой: активация. 87

9.8. Воспитание фоточувства. 87

9.9. Пробуйте! 88

9.10. Тренируйтесь, пока навык не закрепится. 88

9.11. С помощью памяти. 88

Глава 10. Эффект Сократа. 88

10.1. Когнитивный диссонанс. 89

10.2. Метод Сократа. 89

10.3. Кончина преподавания. 89

10.4. Инстинкт самовыражения. 90

10.4.1. Затор в articulariae. 90

10.4.2. Ментальное айкидо. 90

10.5. Непринужденные заметки. 91

10.5.1. Увидеть — значит поверить. 91

10.5.2. Техника непринужденных заметок. 91

10.5.3. Чем причудливей, тем лучше. 92

10.5.4. Гештальт непринужденных заметок. 92

10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу. 92

10.6. Обучение — это творчество. 93

10.7. Принцип артикуляции. 93

10.7.1. Музыкальная подпитка. 93

10.7.2. Внутренний композитор. 93

10.8. Запись импровизаций. 94

10.8.1. Техника записи импровизаций. 94

10.9. Сила самовыражения. 95

Глава 11. Роль кислорода. 95

11.1. Могучая сила pneuma. 95

11.2. Значение кислорода для работы мозга. 95

11.2.1. Подводное плавание. 95

11.3. Обогащение мозга кислородом. 96

11.3.1. Метод маски. 96

11.3.2. Реакция ныряльщика. 97

11.3.3. Ноги вверх. 97

11.4. Дыхание и осознание. 97

11.4.1. Лидер внимания. 98

11.5. Дыхание — ритм жизни. 98

Глава 12. Работа в группе. 98

12.1. Отзвуки грома. 99

12.2. Поделитесь видением. 99

12.2.1. Групповой поток образов. 99

12.3. Групповой метод. 100

12.3.1. Подготовка группы. 100

12.3.2. Сценарий группового потока образов. 100

12.3.3. Совместное путешествие. 101

12.3.4. Завершающий этап. 102

12.3.5. Брифинг. 102

12.3.6. Аналитик — шутник. 102

12.3.7. Заключительная речь. 103

12.3.8. Сделайте сами! 103

12.4. Принцип работы в группе. 103

12.4.1. Растянутый эффект. 104

12.5. Вы — авангард! 104

Глава 13. Все начинается с детства. 104

13.1. Окно в мир возможностей. 105

13.1.1. Впечатления, впечатления кругом. 105

13.1.2. Тонкая оболочка. 105

13.1.3. "Я не могу от этого отделаться". 105

13.1.4. Автоматический предохранитель. 106

13.1.5. Проницаемость. 106

13.2. Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания. 106

13.3. Контролируемая свобода. 107

13.4. Метод Монтессори. 107

13.4.1. Победа дидактического метода обучения. 107

13.5. Методика просмотра образов для детей. 108

13.5.1. Игра в поток образов. 108

13.6. Музыка наводит мосты. 108

13.6.1. Скрипка Эйнштейна. 109

13.7. Музыка Моцарта. 109

13.7.1. Открытие Лозанова. 109

13.7.2. Заряд Моцарта. 110

13.8. Стимулирование внутриутробного развития. 110

13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери. 110

13.8.2. Обратная связь "мать — младенец". 111

13.8.3. Усиление притока крови. 111

13.8.4. Избегайте токсинов! 111

13.9. Стимулирование развитие младенца. 112

13.9.1. Рефлекс Бабинского. 112

13.9.2. Рукавички "найди меня". 112

13.9.3. В звуках музыки. 112

13.9.4. Подводное плавание. 113

13.10. Стимулирование развития в раннем детстве. 113

13.10.1. Раннее чтение. 113

13.10.2. Обучение нотной грамоте. 113

13.10.3. Игра на фортепьяно. 113

13.10.4. Игра "Бархатное поглаживание". 114

13.11. Вера и любовь. 115

Глава 14. Великая сила. 115

14.1. Прислушайтесь к себе. 115

14.2. В начале было слово. 116

14.2.1. Слова и картины. 116

14.3. Двуногое сознание. 117

14.3.1. Прорыв через "бутылочное горлышко". 117

14.4. Читать, писать, считать. 117

14.4.1. Веселая наука. 117

14.5. "Быть на гребне волны". 118

14.5.1. Как удержаться на гребне. 118

14.5.2. Удовлетворение от обратной связи. 119

14.5.3. Овладейте мастерством. 119

14.5.4. Любите сам процесс. 120

14.6. Небольшое преимущество. 120

14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна. 120

14.7. Самоцель. 121

14.7.1. Решать вам. 121

14.8. Метастратегия. 121

14.8.1. Принцип создания инструментов. 122

14.8.2. Традиция создания инструментов. 122

14.9. Жизнь — это ваш шедевр. 122

Введение.

Можно ли развить умственные способности? Несомненно! Знаю, многие будут удивлены, узнав, что IQ можно поднять на более высокий уровень. Специалисты, однако, не отрицают такой возможности: имеющиеся тому свидетельства слишком очевидны. Вот лишь некоторые примеры: у детей, занимавшихся в 1964 году по программе подготовки к школе, IQ увеличился на 10 баллов всего через шесть месяцев обучения, причем это были дети из неблагополучных семей; дети с расстройствами психики, которым тяжело давалась учеба, после электроэнцефалографической терапии продемонстрировали рост IQ с 10 до 23 баллов; ученые из Калифорнийского университета в Ирвине в результате десятиминутного прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепьяно до-мажор К. 448 добились повышения IQ у испытуемых на 8–9 баллов. Естественно, после такого резкого подъема показатель интеллекта не может долго оставаться постоянным. Например, прирост IQ у дошкольников сходит на нет ко второму или третьему классу, у слушавших сонату Моцарта — уже через 15 минут. Это называется эффектом затухания.

Некоторые эксперты считают, что эффект затухания доказывает невозможность превзойти врожденный IQ. Однако с тем же успехом можно утверждать, что братьям Райт следовало остановиться после первого же своего полета, так как они продержались в воздухе всего 12 минут. Но они доказали, что можно летать, а продолжительность полета была уже делом техники. И действительно, через четыре года братья Райт поставили армии США аэроплан, способный пролететь 125 миль.В наше время исследователи ускоренного обучения находятся примерно в том же положении, что и братья Райт в Китти Хок в 1903 году. Все знают, что интеллект можно развить. Вопрос в том, как добиться эффективности результата и сохранить его. Методы, описанные в книге «Неужели я гений?», помогут вам в этом.

Здесь вы найдете наиболее эффективные и современные способы высвобождения своего «фактора Эйнштейна» — волшебного спускового крючка гениальных мыслей, который есть у каждого. В книгу вошли и описания некоторых совершенно новых приемов — таких, например, как просмотр потока образов, фоточтение, «гений напрокат».

IQ — это только один из показателей интеллекта, причем не самый удачный. Хотя практика показала, что методики, предлагаемые в этой книге, способны поднять IQ любого человека, тем не менее основная цель у них иная: совершенствование интеллекта в целом, развитие памяти и творческих способностей, увеличение скорости чтения, раскрытие специфических дарований и поддержание здоровья мозга.

«Неужели я гений?» — это кульминация двадцатипятилетних исследований в области ускоренного обучения. Тысячи людей уже вознаграждены. Мы надеемся, что на этих страницах и вы, наш читатель, найдете для себя тот путь, который приведет вас к открытиям и достижениям, о которых прежде вы даже не могли мечтать.

Глава 1. А вы — гений?

Работая в течение двадцати пяти лет в области ускоренного обучения, я неоднократно убеждался в том, что человеческий разум способен творить чудеса. Один случай произвел на меня неизгладимое впечатление. В 1981 году, когда я проводил семинар в Равенне, штат Огайо, у одного из участников (назовем его Боб С.) произошло замечательное, быть может, даже спасшее человеческую жизнь, столкновение с подсознанием.

Мы практиковались в так называемой технике потока образов. Я попросил слушателей разбиться на пары и попеременно, закрыв глаза, вслух описывать друг другу все всплывающие в воображении картины.

Во время такого сеанса необычайно важно описывать всякий возникающий образ, каким бы зыбким, тривиальным или загадочным он ни был. Однако у Боба С. возникли трудности: стоило ему закрыть глаза, как перед ним тотчас возникал совершенно отчетливый образ старой автомобильной покрышки. Вместо того чтобы честно рассказать об этом, Боб пытался избавиться от злополучного видения. Он никак не мог поверить, что именно этого от него и «ждут».

«Я снова и снова твердил своему партнеру, что ничего не вижу, — писал Боб впоследствии, — и старался увидеть что-нибудь другое. А он с не меньшей настойчивостью описывал все подряд, будь то пузыри, черточки — короче, всякую всячину. В конце концов я все же проговорился об этой назойливой старой покрышке».

И как только Боб описал покрышку своему партнеру, его вдруг осенила догадка. Где-то раньше он ее видел... Да, да действительно — на заднем правом колесе машины своей невесты. Но почему же она так навязчиво и так отчетливо являлась ему теперь?

«Я почувствовал, что что-то тут не так, — вспоминает Боб. — Я прервал занятия и бросился звонить невесте. Подошел ее отец. Я попросил его немедленно проверить колеса машины. Оказалось, что та самая покрышка прорезана сбоку почти насквозь».

Если бы поврежденная покрышка лопнула на шоссе при скорости 65 миль в час — все в машине могли бы погибнуть. Таким образом, не исключено, что сообщение подсознания Боба спасло его невесту от смертельной опасности.

Цензор.

Случай с Бобом С. интересен вовсе не как уникальный, а именно своей типичностью. Наше подсознание практически непрерывно извергает потоки образов, ощущений, неясных предчувствий, многие из которых несут жизненно важные предвидения. Но, подобно Бобу, мы часто не обращаем на них должного внимания. Приняв предупреждение, Боб — первое, что сделал — попытался «задавить» его. Так поступает большинство: день за днем, год за годом люди, не замечая, отметают самые ясные предвидения. Этот защитный рефлекс — я называю его цензором — в большей степени, чем что-либо другое, блокирует полное использование наших ментальных возможностей.

1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания.

Как и многих из нас, Боба с детства приучали игнорировать все, что всплывает в подсознании. «Довольно мечтать! — ворчали учителя в школе. — Сядь прямо и будь внимателен!»

К сожалению, возможности внимания ограниченны. Ученые подсчитали, что человеческий мозг способен сознательно воспринимать не более 126 бит информации в секунду. Причем для понимания собеседника требуется примерно 40 бит «внимания». Остальные 86 бит приходятся на наблюдение за мимикой лица говорящего и на раздумья о том, что сказать в ответ.

И тем не менее наш мозг ежесекундно захлестывает информация, по объему намного превышающая пресловутые 126 бит. Эксперименты показали, что сетчатка глаза человека чувствительна даже к единичным фотонам, а обоняние реагирует на каждую молекулу. Такие микроскопические фрагменты восприятия окружающего мира поступают в наш мозг непрерывно, но подавляются, прежде чем мы успеваем их осознать. Этим и объясняется появление иногда у человека экстраординарных «сенсорных способностей» при повреждении мозга: в таких случаях просто отключается цензор и способность к восприимчивости ничем не сдерживается. Так, к примеру, нарушение нейрохимического равновесия в человеческом организме, известное как аддисонова болезнь, обостряет вкусовые ощущения иногда в 150 раз.

Что же происходит с подавляемой информацией? Вопреки здравому смыслу, она не утрачивается и не разрушается. Фактически, как показали последние исследования, человеческая память способна сохранять почти сто процентов поступающей информации. Потенциально мы способны запомнить все. Однако большая часть данных столь глубоко спрятана в подсознании, что до недавнего времени психологи умели ее восстанавливать, не иначе как вводя в глубокий гипнотический транс.

Гений внутри нас.

Если вы играете в теннис, то ваш тренер наверняка уже десятки раз призывал вас «держать мяч в поле зрения». Как многие полагают, это означает сконцентрировать все свое внимание на мяче, что физически невозможно. Летящий теннисный мяч примерно на полсекунды неизменно опережает осознанное восприятие его положения человеком, поскольку изображение, сформированное сетчаткой глаза, достигает мозга за десятую долю секунды и еще 400 миллисекунд требуется на осознание увиденного. Если бы теннисисты полагались на концентрацию внимания, каждый мяч ударялся бы об ограждения корта прежде, чем кто-то успевал бы взмахнуть ракеткой.

Удар по теннисному мячу — лишь одно из простейших действий, на которое способно наше подсознание. Его возможности огромны. Подсознание Боба С. запечатлело мелкую отметину на автомобильной покрышке, увиденную, вероятно, краем глаза, в то время как Боб сконцентрировал свое внимание на чем-то другом. По этому обрывку информации подсознание диагностировало опасный дефект покрышки и начало бороться за то, чтобы довести свой диагноз до сознания Боба. Согласитесь, для такой последовательности действий требуется не только сообразительность, но и обостренное чувство ответственности.

Мы можем попытаться представить себе подсознание Боба как самостоятельную личность с повышенной восприимчивостью, которая постоянно следит за Бобом изнутри. Это напоминает образы древних духов-покровителей, называемых греками демонами. Даже ультрарационалист Сократ во время войны Афин против Спарты доверял демону охрану своей жизни. Римляне именовали дружественных призраков genii (в единственном числе — genius). Именно таким «остроумным и находчивым» духам древние и приписывали мудрость, прозорливость и вдохновение.

Сверхразум.

Античный подход не так уж далек от истины. В каждом из нас заключено своеобразное мыслящее устройство, значительно превосходящее по мощи наш слабый рассудок. Математик Джон фон Нейман однажды подсчитал, что человеческий мозг способен хранить до 280 квинтиллионов (то есть 280 000 000 000 000 000 000) бит информации. Многие считают эту цифру слишком «консервативной».

Оценки быстродействия мозга колеблются от 100 до 100 000 терафлоп (1 терафлоп равен одному триллиону операций с плавающей запятой в секунду; это одна из принятых мер скорости компьютерных вычислений). Сравните их с производительностью самого современного суперкомпьютера СМ-5, который «ковыляет» со скоростью 100 гигафлоп — то есть 100 миллиардов операций с плавающей запятой в секунду. Итак, 1017 флоп мозга против 1011 флоп СМ-5.

Несмотря на достойную удивления мощь, заключенную в черепной коробке, большинство из нас трудно заставить перемножить пару двузначных чисел без помощи калькулятора, и еще меньше способны осилить кроссворд из «Нью-Йорк Таймс» или припомнить, что было на обед в прошлую пятницу. И только бесконечно тонкий срез человечества — Моцарты, Эйнштейны и да Винчи — оказались способными использовать свои мозги с толком (да и то, как показывают исследования, не на полную мощность.) Их дарования столь впечатляющи, что мы смотрим на этих гениев почти так же, как древние, — то есть как на людей, наделенных сверхъестественной силой.

Скрытый гений.

Но так ли уж гении отличаются от нас, остальных? Пожалуй, вы не стали бы так думать, ознакомившись с их школьными отметками или «характеристиками с места работы». Очень редко гении «от бога» получали раннее признание. Напротив, многим из них навешивались ярлыки «трудных», «заторможенных» и даже «тупых». Знаменитый математик Анри Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его признали имбецилом (личностью с необычайно слабо развитым интеллектом). Томас Эдисон, автор рекордного числа запатентованных изобретений — 1093 — так преобразивших жизнь человечества, славился в школе своей медлительностью.

Позднее Эдисон вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с мыслью, что я действительно умственно отсталый». Альберт Эйнштейн также в детстве казался ущербным ребенком — частично из-за дислексии, проявляющейся в трудностях при разговоре и чтении.

«Он развивался в детстве медленнее обычного, — вспоминает его сестра Майя Винтелер-Эйнштейн. — У него были такие проблемы с речью, что окружающие боялись, научится ли он вообще говорить... Каждую фразу, которую он готовился произнести, даже самую простую, он долго повторял про себя, шевеля губами. Эта привычка сохранялась у него до семи лет».

Греческий язык юному Эйнштейну давался с таким трудом, что его учитель, не удержавшись, однажды воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься...». Позднее Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. Наконец, заканчивая свою дипломную работу на ученую степень бакалавра, он не смог получить ни места в научном учреждении, ни рекомендаций от своих профессоров. Вынужденный согласиться на низкооплачиваемую работу в швейцарском патентном бюро, Эйнштейн в свои двадцать пять, казалось, был обречен на жизнь посредственности.

Но на двадцать шестом году жизни Эйнштейн совершил неожиданное. Летом 1905 года он опубликовал свою специальную теорию относительности, содержавшую знаменитую формулу E = mc2. Шестнадцать лет спустя он стал лауреатом Нобелевской премии и приобрел мировую известность. Даже сегодня, через 40 лет после кончины ученого, его вдохновенный взгляд, кустистые усы и копна седых волос для всех нас остаются квинтэссенцией образа, а его имя — синонимом выдающегося ума.

Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?

Именно это хотел выяснить Томас Харвей. Доктор Харвей был дежурным патологоанатомом Принстонской больницы в тот день, когда в 1955 году скончался Эйнштейн. По чистой случайности судьба распорядилась так, что именно Харвею пришлось вскрывать тело Эйнштейна. Не заручившись разрешением семьи великого ученого, на свой страх и риск Харвей извлек и законсервировал его мозг и сорок лет слой за слоем изучал под микроскопом орган органов, хранящийся в растворе формальдегида. Какова же была его цель? Раскрыть секрет гения Эйнштейна.

«Никто до сих пор не выяснил, что отличает мозг гения от мозга обычного человека, — рассказывал позднее доктор Харвей журналистам. — ...Нами руководила идея попытаться найти хоть что-нибудь...»

Самому Харвею так ничего и не удалось обнаружить, но вот одной из его коллег повезло больше. Изучив фрагмент мозга Эйнштейна, Мариан Даймон, нейроанатом при Калифорнийском университете в Беркли, в начале 80-х годов сообщила о потрясающем открытии, ведущем к революции в представлениях о человеческих способностях и гениальности.

Как сделать гения.

Принято считать, что гением нужно родиться. А вот Мариан Даймон посвятила свою работу «выращиванию» гениев в лабораторных условиях.

В своем впоследствии знаменитом эксперименте она поместила несколько крыс в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, «беличьими колесами» и разнообразными игрушками. А другим крысам достались совершенно пустые клетки. В стимулирующей среде крысы не только дожили до трех лет (что соответствует примерно девяноста годам человека), но у них увеличились и размеры мозга. Между нервными клетками вырос целый лес новых соединений в форме дендритов и аксонов — тонких разветвленных структур, передающих электрические сигналы от одной нервной клетки (нейрона) к другой. Крысы, обитавшие в обычных клетках, умирали раньше. Их мозг имел значительно меньше межклеточных соединений, чем у стимулировавшихся собратьев, и в какой-то момент развитие животных останавливалось вовсе.

Еще в 1911 году отец нейроанатомии Сантьяго Рамон-и-Кахаль обнаружил, что количество соединений между нейронами (синапсов) является мерой гениальности, причем этот показатель оказывается более существенным, нежели общее число нейронов. Эксперименты, проведенные Даймон, показали, что «физический механизм гениальности» можно создать путем умственных упражнений, по крайней мере, у крыс. Применим ли этот принцип к людям? Даймон пыталась найти ответ на этот вопрос. Она изучала фрагменты мозга Эйнштейна. Как и ожидалось, в левом полушарии ей удалось обнаружить повышенное число глиальных клеток. Даймон назвала этот нейрологический коммутатор «ассоциативной областью других ассоциативных областей мозга». Глиальные клетки служат «клеем», связывающим нервные клетки друг с другом; они способствуют передаче электрохимических сигналов между нейронами. Именно это и ожидала увидеть Даймон, уже наблюдавшая повышенную концентрацию глиальных клеток у подопытных крыс. Присутствие их большого количества и в мозгу Эйнштейна указывало на сходство процессов обогащения ими мозга.

Однако в отличие от нейронов, которые не воспроизводятся с момента рождения, количество глиальных клеток,аксонов и дендритов может увеличиваться на протяжении всей жизни, если правильно использовать мозг. Исследования Даймон позволяют предположить, что чем активнее мы учимся, тем больше возникает таких соединений. И напротив, стоит нам прекратить обучение и позволить мозгу погрузиться в застой, соединительные клетки начинают отмирать.

Вывод для преподавателей очевиден. Если мозг Эйнштейна в чем-то устроен подобно мозгу подопытных крыс, то это значит, что путем достаточно интенсивной тренировки ума можно вырастить новых эйнштейнов.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.